Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма работы |
I. Мотивация к деятельности | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | Проверяют готовность к уроку | Фронтальная |
II. Актуализация знаний | - С какими гласными звуками мы знакомились на прошлых уроках? Игра «Соотнеси картинку и звук» - Рассмотрите внимательно картинки на доске. В каких словах есть звуки [а], [о]. (На доске висят картинки: аиста, азбуки, кота, мамы, дома, волка, звуков [а], [о]). Соотнесите картинку и звук. - Ребята, скажите, какой звук [а], [о]? Как определить, что звук гласный? Речевая разминка - Сегодня на уроке вам будут помогать получать новые знания не только учебник , но и маршрутный лист с заданиями, он у каждого лежит на парте. (Показать лист) Посмотрите внимательно на задание под цифрой один. - ---- Давайте пропоем гласные, которые там написаны. Поставьте пальчик? где написаны эти слова (показать). Молодцы! | - На прошлых уроках мы знакомились со звуками [а], [о]. Задание выполняют 2 обучающихся у доски, осуществляется взаимопроверка. - Звуки гласные, так как их можно пропеть, при произношении рот широко открыт, нет преград. Обучающиеся рассматривают маршрутный лист, знакомятся с первым заданием. Поют гласные АО, ОА, АОА, ОАО, ОО, АА. | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная |
III. Самоопределение к деятельности | - Ребята, послушайте внимательно загадку. Говорят, упрямый он И не очень то умён, Но словам таким не верь- Это очень славный зверь. Просто любит он покой. Он задумчивый такой. - Какой звук в слове «осел» вы слышите первым? Он гласный или согласный? Ударный или безударный? - А как кричит осел? - Какой новый звук вы слышите? - Подумайте, звук [и] гласный или согласный? - Давайте произнесем его. -Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чему сегодня мы будем учиться на уроке обучения грамоте? | - Осёл - Звук [о], гласный, безударный. - ИА-ИА-ИА - [и] - Гласный Дети произносят звук [и]. - Сегодня на уроке мы познакомимся со звуком [и] и буквой И и. | Фронтальная |
IV. Изучение нового материала | Знакомство с буквой И - Каждый звук на письме обозначается буквой, а наш звук [и] на письме обозначается буквой И. Давайте узнаем, как выглядит буква И, откройте страницу 29 учебника «Азбуки» и посмотрите в правый верхний угол. - Какая это буква? - Гласная или согласная? -На что похожа буква И? Загадка : В узкий глазок вдета тонкая нитка И поплыла за корабликом прытко. Шьет, зашивает и колется колко, А называют кораблик … - Сколько слогов в слове И-ГОЛ-КА? - Какой первый слог? - Какой звук в первом слоге - и? - Он согласный или гласный? - Ударный или безударный? Беседа : - Человек может шить, рубить, пилить, резать. В его работе ему помогают инструменты. Иголка – инструмент для работы, с нею нужно обращаться аккуратно. Укол иголкой очень болезнен. - У каких растений есть колючие иголки? - У какого животного есть иголки? - А у какого дерева есть иголки? Молодцы! | Обучающиеся открывают учебник и рассматривают как выглядит печатная буква И заглавная и строчная. - Печатная заглавная и строчная буква Ии. - Гласная буква. Ответы учащихся. - Иголка. - Три слога. - Слог – И. - Звук [и]. - Гласный звук. - Безударный, так как на него не падает ударение. -Кактус, роза, шиповник, малина. - У ёжика. - Ель, сосна. | Фронтальная |
V. Физкультминутка | А теперь, ребята, встали Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад Повернулись вправо, влево, Тихо сели вновь за дело. | Обучающиеся выполняют соответствующие действия. | Фронтальная |
VI. Закрепление изученного материала | Работа по маршрутному листу - Ребята, а теперь посмотрите еще раз в свои маршрутные листы- помощники. Найдите задание под цифрой 2. Поставьте пальчик, чтобы знать, где начать работать. Прочитайте стихотворение Валентина Берестова «Ивы». -А теперь возьмите в руки простой карандаш и подчеркните в стихотворении все буквы И, которые найдете. - Сколько всего букв И вы нашли? - В каких словах? Прочитайте. - Молодцы! Игра «Угадайте звук [и]» - А сейчас поиграем в игру. Я вам буду называть слова, если вы услышите звук [и] - хлопаете, а если звука [и] нет - топаете. Липа, ива, аист, грач, ирис, лето, слива. Молодцы! Вы справились с заданием. Чтение буквы И. Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил. -Сколько здесь дощечек? -Три! -А какая буква? -И! (Е.Тарлапан) - Посмотрите еще раз в свои маршрутные листы. Найдите задание под цифрой 3. Поставьте пальчик. Давайте все вместе прочитаем буквы И с различной интонацией. | Обучающиеся ставят палец, где задание номер 2. Читает читающий ученик, остальные слушают. Обучающиеся выполняют данное им задание. - Всего 6 букв и. Читают слова с буквой И: ивы(2 раза), красивы, шепнули, стоим, красивою. Обучающиеся выполняют действия в соответствии с заданием. Дети слушают стихотворение. Читают: И.И.И И! И! И! И? И? И? | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная |
VII. Рефлексия | - Вот и подходит к концу наш урок. Ребята, с каким новым звуком мы сегодня знакомились? - А с какою буквой? - Буква И, гласная или согласная? - Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат солнышко и тучка, если вам урок понравился и вам было легко работать, то возьмите в правую руку солнышко, а если вам было неинтересно на уроке и сложно работать, то возьмите в правую руку тучку. А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы! | - Гласный звук [и]. - Буквой И. - Буква И гласная. Обучающиеся самостоятельно анализируют свою работу на уроке. | Фронтальная |
VIII. Постановка домашнего задания | - Ребята откройте с. 30. Дома, вам нужно будет составить предложения к рисунку, где мама одевает мальчика. И поработать со следующим упражнением, в котором вам необходимо будет соотнести рисунки со схемами, обобщить все нарисованные предметы одним словом и найти лишний предмет. | Обучающиеся слушают задание на дом. | Фронтальная |
Над красивою такой. (В.Берестов)
И. И. И.