СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Пресмыкающие

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс . Класс Пресмыкающиеся Цель урока:  познакомить учащихся с многообразием, особенностями строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Пресмыкающие»

Урок №


Тема. Класс Пресмыкающиеся


Цель урока: познакомить учащихся с многообразием, особенностями строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.


Задачи урока:


- рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных, раскрыть их происхождение;


- познакомить с многообразием, установить место и роль рептилий в природе и жизни человека;


- продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности к жизни на суше, находить причинно – следственные связи, анализировать, обобщать, работать с дополнительной литературой.


Оснащенность урока: таблицы с изображением пресмыкающихся и схем их строения;


карточки с заданиями


СЛОВАРЬ: Пресмыкающиеся, рептилии, Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, Клювоголовые, гаттерии, роговые щетки, костные бляшки, грудная клетка, трехкамерное сердце с перегородкой


Ход урока


1. Организационный момент


Приветствие. Проверка готовности к уроку. Положительный настрой на позитивный урок. Отмечаю отсутствующих.

2. Проверка знаний:

- Решение биологических задач


А) Осенью лягушки зарываются в ил и там неподвижно лежат до самой весны. Иногда при сильном морозе водоем промерзают до самого дна. Подумайте, почему лед не разрывает внутренние органы лягушки так, как это происходит с сосудом, если в нем образуется лед? Почему животное при этом не задыхаются, ведь легкие под водой не работают?


Б) Что ограничивает размножение амфибий на суше?


В) Икра земноводных снизу светлая, а сверху темная. Предложите несколько возможных причин такого неравномерного распределения пигмента.

( темная верхняя часть поглощает тепло, что способствует быстрому развитию личинки, Кроме того, такая окраска способствует маскировке икры.)


Г) Опишите механизм легочного дыхания у земноводных? Почему оно должно дублироваться кожным ?


- А ну-ка отгадай!


Дано несколько слов. Из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые слова-названия земноводных животных


ЛАДРАСАМАН КНЛЯАЖЕР НОТИРТ АШКВАК

(ответ: саламандра, ТРИТОН жерлянка,)


Тест по теме: «Земноводные»

Задание №1


Выберите правильный ответ.


1. Земноводные обитают в

а) пресных водоёмах; в) морях;

б) морях и пресных водоёмах; г) пресных водоёмах и на суше.


2. К амфибиям не относится:

а) саламандра; в) уж;

б) жерлянка; г) тритон.


3. У бесхвостых амфибий в скелете нет:

а) хвостовой кости; в) рёбер;

б) шейного отдела; г) хрящей.


4. Предками земноводных являются:

а) чешуйчатник; в) кольчатые черви;

б) кистепёрая рыба; г) рогозуб.


5. Органы дыхания амфибий:

а) кожа; в) лёгкие и кожа;

б) жабры; г) лёгкие.


6. Кожа земноводных выполняет функцию:

а) терморегуляции; в) защиты, газообмена и дыхания;

б) газообмена и дыхания; г) выделения.


7. У лягушки сердце:

а) однокамерное; в) четырехкамерное;

б) двухкамерное; г) трехкамерное.


8. Отделы в позвоночнике лягушки:

а) шейный и туловищный; в) хвостовой;

б) крестцовый; г) все верно;



Задание №2.


Выберите номера правильных суждений:



1. Глаза участвуют в акте глотания.

2.Все амфибии обитают в воде и на суше.

3. У земноводных кровь течёт по двум кругам кровообращения, сердце двухкамерное.

4.Амфибии никогда не пьют воду с помощью рта, они поглощают влагу кожей.

5.На коже земноводных никогда не бывает наружных паразитов.

6.В скелете земноводных есть грудная клетка.




Взаимопроверка.


Ключ: (на доске) № 1 1. Г; 2. В; 3. В; 4. Б; 5. В; 6. В; 7. Г; 8. Г


№ 2 1, 5

3. Изучение нового материала:


- Активизация познавательной деятельности.


Раньше зоологи не усматривали существенных различий между этими животными и земноводными и всегда относили их к одной группе, объединяя под разными именами. Чаще всегда они фигурировали под именем «гадов». Были попытки разделить гадов на два отдельных класса – на « голокожих», или голых гадов и гадов « твердокожих». Карл Линней, характеризуя свой « класс гадов»: « кровь холодная, дыхание легочное», отметил тем самым их близость в биологическом отношении. Кто же они? Почему их объединили в одну группу «гады» вместе с земноводными? Что значит « кровь холодная», « дыхание легочное»?


Это пресмыкающиеся. «Гадами» их могли назвать за их внешний вид, который вызывал у многих отвращение. Вспомним земноводных, «отравленных, ужасных, противных и вредных». Кровь холодная – это значит? Что все «гады» деятельны только в теплое время года, а слова «дыхание легочное» характеризуют животных, ведущих наземное существование.


Необычность поведение ( по человеческим меркам ), странная внешность, нередко ядовитость – все это сделало, как нам известно, жаб, лягушек и саламандр атрибутами колдовства. Поэтому и отношение к ним было, в лучшем случае, брезгливым. К пресмыкающимся отношение было не лучше, если не хуже. Посмотрим что они собой преставляют.


- класс Пресмыкающихся рисункав


4. Закрепление материала.


- Закончите предложения.

Грудная клетка состоит из -----------, ………… и ……….

Класс Пресмыкающиеся преимущественно …………… животные. Сердце пресмыкающихся ……………… состоит из одного …………. и двух ………Кожа рептилий ………………… без желёз.


- Найдите « лишних ».


1. гадюка, ящерица, варан, протей, гавиал, гаттерия.


2. полоз, уж, веретеница, питон, анаконда.


3. кожистая черепаха, зеленая черепаха, средиземноморская черепаха, бисса.


4. гюрза, эфа, пеламида, гадюка, гремучник.


5. Задание на дом:


§ 43, ответить на вопросы на с. 115. Творческое задание – приготовить сообщения о пресмыкающихся, интересные факты, загадки, стихи о представителях пресмыкающихся.


6. Подведение итогов. Рефлексия.


- Пресмыкающиеся – настоящие наземные животные;

- тело разделено на отделы – голову, туловище, хвост и две пары конечностей;


- дышат атмосферным воздухом;


- кожа сухая, покрытая чешуйками или щетками;

- оплодотворение внутреннее;


- рост происходит во время линьки.







































Интересные факты о рептилиях


• Всего в мире насчитывается около 250 видов черепах, 25 видов крокодилов, 3 тысячи видов ящериц и 5 500 видов змей


• Рептилии являются одними из наиболее долгоживущих видов живых существ на планете. Большие черепахи, такие как гигантская черепаха Альдабра, могут жить 150 лет или более; аллигаторы - почти 70 лет; королевские (шаровидные) питоны - 40 лет


• Рептилии - вовсе не слизкие и не скользкие, как принято считать, потому что у них нет потовых или сальных желез. Их кожа, как правило, прохладная, сухая и водоотталкивающая

Это тоже интересно: Самая большая 8-метровая змея попала в Книгу рекордов Гиннеса


• Большинство рептилий не может жевать пищу, они могут только рвать ее на куски


• Самая длинная змея - сетчатый питон, а самая тяжелая - анаконда, поэтому именно их часто изображают на художественных, информационных и рекламных плакатах, постерах и календарях. Главное, стараться найти качественную цифровую печать плакатов как для наружной рекламы, так и для интерьера, особенно, если вас интересует широкоформатная печать плакатов для вернисажей, выставок или даже просто для того, чтобы украсить интерьер в вашем офисе


• Змеи в состоянии проглотить добычу, гораздо большую по размеру, чем они сами, потому что большинство видов змей могут на время вывихнуть себе челюсти для прохождения пищи


• Змеи глухи, потому что у них отсутствует среднее ухо. Вместо этого, они ощущают вибрации через землю.


• Чешуя всех змей и ящериц - из кератина, того же вещества, которое находится в волосах и ногтях людей


• Большинство змей в мире не ядовиты. Лишь около 500 видов змей ядовиты, и только 30 - 40 из них считаются опасными для человека. На самом деле, все больше людей ежегодно умирают от укусов пчел и ос, чем от укусов змей


• Рептилии обитают на всех континентах, кроме Антарктиды


• Вот один из тех интересных фактов о животных, который заставит вас почесать затылок: червеобразная слепозмейка не является ни слепой, ни червем. Внешне она больше похожа на змею, но классифицируется как ящерица из-за его подвижных век и умения отбрасывать хвост


• Хамелеоны не меняют свой цвет для того, чтобы сливаться с различными фонами; изменение цвета связано с регулированием температуры и эмоциональными изменениями рептилии


• Самая быстрая ящерица в мире - черная игуана, которая может развивать скорость до 35 км / ч


• Крупнейшей рептилией в мире является морской крокодил, который может достигать в длину 7 метров


• Древние египтяне использовали помет крокодила в качестве противозачаточного средства


  • Африканский уж известный любитель яиц — очень узкоспециализированная змея. Хотя он и не ядовитый, но его окрас очень напоминает расцветку ядовитой гадюки, поэтому хищник подумает дважды перед тем как нападать.


  • Основной пищей африканского ужа являются яйца птиц. При размере головы всего 1 сантиметр, эта змейка способна проглотить яйца в 5-6 раз крупнее его головы. Все это благодаря строению нижней челюсти. Она не монолитна, а состоит их 2х костей которые могут расходиться чтобы проглотить большую пищу. Когда яйцо проглочено в ход идут 2 специализированных позвонка, которые прокалывают скорлупу. Как только содержимое выдавлено змея отрыгивает смятую несъедобную скорлупу обратно.


  • Ужи и плюющиеся кобры могут симулировать смерть. Перед лицом угрозы, когда защитная тактика не помогает, змея начинает выворачиваться и падает на спину широко открыв рот и издает неприятные запахи. Весь этот красивый набор действий делает змею непривлекательной в качестве обеда. Зачастую хищники брезгуют падалью и уходят.

  • Большинство сухопутных змей, таких, как гадюки, удавы и питоны имеют датчик температуры на голове. Этот орган выглядит как ямка. Эти тепловые ямы чувствительны к изменениям температуры всего лишь на 0,002 градусов по Цельсию, что эффективно помогает змеям ориентироваться и охотиться в темноте.


  • Змеи могут иметь более 300 пар ребер.


  • Внутренние органы змей расположены один за одним в теле змеи. Интересный факт что змеи имеют большое левое легкое, а у некоторых видов правое легкое вообще отсутствует.


  • Сердце змеи может скользить вдоль тела змеи от его первоначального положения. Эта функция была дарована природой для того чтобы облегчить проход пищи по ЖКТ змеи.


  • Ядовитые железы развивались независимо друг от друга у разных видов. Змеиные яды — очень сложные вещества, которые могут состоять из десятка или более токсичных компонентов. Это могут быть вещества, ядовитые для сердца, нервов и ДНК, а также ферменты, которые расщепляют ткани и естественные барьеры, способствуя распространению яда в организме.


  • Змеи имеют по два ряда зубов на верхней челюсти, один ряд на нижней челюсти. Все зубы включая клыки, как правило, заменяются в процессе жизни на новые.


  • Взмахи языка змеи это не угрожающий жест. Таким образом, змея нюхает воздух для того чтобы узнать информацию об окружающих предметах. Делая пару взмахов, язык переносит собранную информацию на чувствительное нёбо змеи где и происходит распознание.


  • Плюющаяся кобра может поражать цель не только укусом, а и плевком яда на расстояние до 3х метров. Поднимая переднюю часть тела змея целится жертве в глаза стремясь попасть на слизистые оболочки.


  • Погремушка гремучей змеи состоит из шести до 10 слоев. Эти погремушки образуются при линьке змеи, каждая линька добавляет по одному сегменту.


  • Тупой хвост удава Калабар очень похож на голову. При угрозе змея предпочитает сворачиваться клубком, выставляя перед хищником вместо уязвимой головы свой хвост.


  • Самая старая змея в мире удав имени Попай, который умер в 1977 году в возрасте 40 лет, 3 месяца и 14 дней.


  • Черная мамба (Dendroaspis polylepsis)всегда коричневая, серая или оливковая, но никогда не черная. Это особенно опасная змея укус которой убивает от 95 до 100 процентов жертв. Черная мамба также может быть очень быстрой, достигая скорости от 16 до 20 км/ч. Семь из 10 самых смертоносных змей живут в Австралии.



  • Самая большая и длинная змея в мире — питон по имени Пушистик из зоопарка в городе Огайо. В свои 18 лет Пушистик весит 136 кг, а полная длина тела составляет 7 метров и 31 сантиметр. На данный момент это самая длинная змея занесенная в Книгу рекордов Гиннеса. Существуют заявления об огромных питонах длиной до 14 метров пойманных в Индонезии, однако после расследования оказалось, что это всего лишь преувеличения местных жителей для привлечения туристов. На самом же деле увиденные питоны едва достигали семи метровой длины.


Тестовые задания

Вариант 1

Выберите один правильный ответ

1. Белое вещество образовано сомой и дендритами:

а. Да б. Нет.

2. Чувствительные нейроны называются:

а. сенсорными; б. ассоциативные; в. эфферентные; г.интернеронами.

3. К вегетативной нервной системе относятся:

а. центральная: головной и спинной мозг; б. симпатическая и парасимпатическая; в. соматическая и парасимпатическая ; г. симпатическая и центральная.

4. Дендриты - это:

а. короткие, ветвящиеся отростки; б. длинные отростки;

в. сома нейрона; г. пучок нервных волокон.

5. В процессе онтогенеза развития человеческого зародыша , когда образуется нервная трубка, дающая начало спинному мозг:

а. на пятой недели развития; б. на 12-й недели развития;

в. на третей недели развития; г. на первой недели развития;

Тестовые задания

Вариант 2

Выполни задания с частичкой НЕ

1. Вегетативная нервная система НЕ подчиняется:

а. произвольному контролю и регулирует работу поперечно- полосатой мускулатуры сердца;

б. Не произвольному контролю и регулирует работу гладкой мускулатуры;

в. работе поперечно- полосатой мускулатуры мышц;

г. произвольному контролю и регулирует работу гладкой мускулатуры внутренних органов, сосудов, желёз.

2. К периферической нервной системе Не относятся:

а. спинной мозг; б. нервные узлы;

в. нервы; г. нервные сплетения.

Выберите один правильный ответ

3. Чувствительные нервные волокна:

а. воспринимают раздражение из внешней или внутренней среды преобразуют их в нервные импульсы в головной и спинной мозг;

б. передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам;

в. воспринимают раздражение из внешней или внутренней среды преобразуют их в нервные импульсы только в спинной мог;

г. осуществляют связь между чувствительными и двигательными нервными волокнами.

4. Серое вещество образовано пучками нервных волокон;

а. Да; б. Нет

Выберите несколько правильных ответов

5. Соматическая нервная система регулирует функции:

а. скелетных мышц; б. работу гладкой мускулатуры;

в. осуществляет восприятие внешних раздражителей;

г. поддерживает постоянство содержание в крови кислорода;

д. управляет сознательными, волевыми и непроизвольными движениями.



Тестовые задания

Вариант 3

Выберите один правильный ответ

1. Белое вещество мозга образовано:

А. Аксонами Б. Дендритами В. Телами нейронов

2. Импульсы от тела нейронов проходят по:

A. Аксонам Б. Дендритам B. Рецепторным окончаниям

3. Преобразование внешних раздражителей в нервные импульсы происходит в:

А. Головном мозге Б. Рецепторах В. Спинном мозге

4. Нейроны, проводящие импульсы от ЦНС к рабочим органам, называются:

A. Чувствительные Б. Вставочные B. Двигательные

5. Часть нервной системы, иннервирующая внутренние органы, называется:

А. Вегетативная Б. Соматическая В. Центральная



Тестовые задания

Вариант 4


Вставьте пропущенное слово.

1.Нервная система по анатомическому делению состоит из ……………нервной системы состоящей из …………. и ………… мозга, и ……………..нервной системы состоящей из ………… узлов.

2.  Нервные клетки – ... состоят из тела и…....., способны создавать, воспринимать и передавать нервные...

3. В вегетативной нервной системе выделяют ………………. и …………………. части, работающие по принципу …………………….

4. Аксон покрыт ……………. …………………… и называются ……………… волокнами. Белое вещество образовано………………. нервных волокон, а дендриты и сомы образуют …………… вещество.

Задание 1. Опираясь на содержание понятий «нервная» и «гуморальная» регуляция, определите, к какому типу регуляции имеют отношение следующие явления. Мотивируйте ответ.

  1. Адреналин, попадая в кровь, усиливает сердцебиение и сужает кровеносные сосуды.

  2. Горячая вода, воздействуя на рецепторы кожи, вызывает расширение ее сосудов.

  3. Повышение концентрации углекислого газа в крови приводит к учащению дыхания.

  4. Воздействие на организм высокой температуры приводит к учащению сердцебиения.

  5. Под действием импульсов, передающихся по одним нервам к сосудам, последние сужаются, а под действием импульсов, передающихся по другим нервам – расширяются.


Самостоятельная работа в парах. Решение биологических задач с их последующей коллективной оценкой

Задача 1. В пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают?

Задача 2. Рассмотрите таблицу на доске. Признаки каких заболеваний, связанных с нарушением функций гипофиза на ней изображены? Назовите причины и признаки этих болезней. Как вы считаете можно ли избавиться от этих болезненных состояний? Каким образом?

Задача 3. Почему при подозрениях на нарушение функций щитовидной железы пациента просят сделать обследование гипофиза? На какие две группы Вы разделили бы все железы по отношению к гипофизу. Как бы Вы обозвали эти группы? Какие железы вы бы отнесли в первую, какие во вторую группу?

Задача 4. Много лет назад врачи обратили внимание на то, что в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи. Какова возможная причина этого изменения в области шеи? Каковы причины этого болезненного состояния? Какими способами можно избавиться от этого недуга?

Задача 5. Рассчитайте, сколько йода достаточно для нормального функционирования щитовидной железы в течение жизни, если суточная потребность в нем составляет 0,15 -0,3 мг, а средняя продолжительность жизни – 65 лет. Достаточно ли принять рассчитанную дозу единовременно? Спрогнозируйте последствия единовременного приема рассчитанной дозы.

Задача 6. Какие патологические состояния, связанные с нарушением функций щитовидной железы вам известны? Покажите их признаки на таблице. Каковы причины этих заболеваний? Можно ли их ликвидировать?

Задача 7. Известно, что адреналин относится к числу основных адаптивных гормонов, которые обеспечивают выживание организма в условиях с повышенных физических и умственных нагрузок. Вспомните, какие реакции в организме человека вызывает адреналин и какое значение для организма, находящегося в состоянии стресса могут иметь эти реакции. Какие еще железы, на Ваш взгляд, являются частью адаптивной системы организма?

Задача 8. В рассказе И.Тургенева "Живые мощи" есть такие строки: "Предо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова coвершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять – икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос". Какое заболевание описано в отрывке? Каковы его причины?

Задача 9. При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество глюкозы в крови, С чем связано такое пристальное внимание к этому органическому веществу? Как можно объяснить изменение концентрации глюкозы в крови у больного человека? Каковы последствия этого изменения? Как можно предотвратить развитие заболевания?

Задача 10. Больной сахарным диабетом ввел избыточное количество инсулина. К каким последствиям это может привести? Что Вы могли бы предложить для поднятия уровня глюкозы в крови?

Задача 11. Рассмотрите рисунок "Влияние пересадки половых желез на вторичные половые признаки у кур". Приготовьте по нему рассказ. Сделайте вывод о функциях половых желез. Какие железы вырабатывают половые гормоны?

Задача 12. Одним из богатейших источников женского полового гормона, используемого для практических целей является моча молодых жеребцов. Почему?

Контроль и коррекция знаний учащихся

Выполнение тестовой работы

Вариант 1.

Задание. Из предложенных вариантов ответов, выберите один правильный.

1. В клетках щитовидной железы больше, чем в остальных тканях содержится:

а) брома;
б) йода;
в) калия;
г) железа

2. Железы внутренней секреции вырабатывают гормоны, которые поступают в:

а) кишечник;
б) кровяное русло;
в) тканевую жидкость;
г) нервные клетки.

3. Мозговое вещество надпочечников вырабатывает гормон:

а) роста;
б) глюкагон;
в) адреналин;
г) альдостерон.

4. К железам смешанной секреции относят:

а) надпочечники;
б) гипофиз;
в) поджелудочную железу;
г) щитовидную железу.

5. Основными процессами гуморальной регуляции функций в организме управляет:

а) щитовидная железа;
б) гипофиз;
в) надпочечники;
г) поджелудочная железа.

Вариант 2.

Задание. Из предложенных вариантов ответов, выберите один правильный.

1. Сколько из названных желез имеет специальные протоки: слюнная, щитовидная, гипофиз, потовая, надпочечник:

а) три;
б) пять;
в) две;
г) четыре.

2. Гормоны – это:

а) белки, катализирующие химические реакции;
б) биологически активные вещества, поступающие с пищей;
в) соединения белков с витаминами;
г) биологически активные вещества, вырабатываемые организмом.

З. Тироксин – это гормон:

а) поджелудочной железы;
б) половых желез;
в) щитовидной железы;
г) надпочечников.

4. Признаком сахарного диабета считается:

а) повышение уровня инсулина в крови:
б) увеличение величины кровяного давления;
в) уменьшение уровня глюкозы в крови;
г) увеличение содержания глюкозы в крови.

5. Гигантизм связан с нарушением функций:

а) надпочечников;
б) гипофиза;
в) поджелудочной железы;
г) щитовидной железы.

Взаимоконтроль. Правильные ответы демонстрируются через мультимедийный проектор.

1 вариант – б, б, в, в, б.
2 вариант – в, г, в, г, б.