СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока по литературному чтению В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока по литературному чтению В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока по литературному чтению В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»»

Конспект урока

Дата:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Учитель: .

Тема: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

-обучающая формировать духовно-нравственные понятия; развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь обучающихся

-развивающая развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение; развивать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации;

-воспитывающая воспитать интерес к творчеству писателей-натуралистов, содействовать бережному отношению к природе.

Задачи

Предметные: учить анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, а так же работать над правильным и выразительным чтением.

Метапредметные

познавательные: развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;

коммуникативные: формировать умение строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.

регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;

личностные: формировать внутреннюю положительную позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес.


Планируемые результаты

Предметные: на уроке ученик будет анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, учиться читать бегло и выразительно, развивать речь.

Метапредметные

познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; строить логические рассуждения; искать причинно-следственные связи;

коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности( неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых задач.

Учебно-методическое оснащение:

Учебники УМК «Школа 21 века» «Литературное чтение 3 класс», мультимедийный проектор, аудиоприложение к учебнику, смайлики, индивидуальные карточки.



Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Задания  для уч-ся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

1.Организационно-мотивационный










Создает условия для

организованного начала

урока, для самоопределения

к учебной

деятельности

Осознанно

входят в

пространство учебной

деятельности

Ну-ка, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Все в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания,

Понадобятся терпенье и старанье.




Личностные УУД:

формирование

 интереса (мотивации)  

к  учению

2.Проверка Д/З



- О какой сказкой мы говорили на прошлых уроках?

-А хорошо ли вы знаете содержание произведения покажет нам кроссворд.

- У вас на столах лежат карточки ,выполните задания





3. Эмоциональное введение в тему.



- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу.

У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

- «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

- Что это за страна?

- Путешествуя сегодня по этой замечательной стране, мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю.


4. Актуализация раннее изученного материала

Организует выполнение учащимися

самостоятель-ной работы,

повторения

изученного материала, необходимого для

«открытия» новых знаний

Работают над соответствием  названия  произведения  и  автора.

  1. Прием ассоциаций

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». (Зелень, красота, животные, отдых, ручейки, источник света, тепла и т.д.)

- Кто  кроме   художников и  композиторов описывает  красоту  природы.

(  писатели  и поэты)

-  Назовите их.

  1. Игра «Найди пару»

В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Предлагаю вам соединить название произведения и автора. (Слайд 3)

Д.Н.Мамин-Сибиряк     «Ребята  и  утята»

К  Паустовский              «Приёмыш»

     «Кот-ворюга»

Е.И.Чарушин               «Заячьи  лапы»

Взаимопроверка   в парах +образец.


Коммуникативные УУД:

умение работать в группе.  Слушать  и   понимать  других.  Высказывать  свою

точку  зрения. Участие в учебном диалоге

Познавательные УУД:

анализировать,  сравнивать,  группировать,  находить  закономерности.  Самостоятельно  делать  выводы.

Личностные  УУД:

познавательный  интерес  к  учебному

материалу.

Регулятивные УУД:

умение оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

3.Подготовка к восприятию нового материала

Активизирует  знания  учащихся.  Создаёт  проблемную  ситуацию.

Предлагают  свои  варианты  отгадки,  определяют  учебную  задачу.

- Продолжаем  наше  путешествие.

Подготовка к восприятию нового.

Тема нашего урока зашифрована в загадке:

Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста,

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает,

Если к нам летит она,

Значит, началась весна.

Отгадка: ласточка.  ( Слайд  4)

-Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли нам её узнать?

- Вы  знаете  другие  виды   ласточек?

(Береговушки)

- Как называют таких ласточек? (стрижи)  

-  Чем  отличают?

- Кто  сформулирует  тему  урока?(О стрижах)

Правильно тема нашего урока рассказ «Стрижонок Скрип», а написал его  В.П. Астафьев (Слайд 7)

-Давайте определим цели урока:

Познавательные УУД:

умение работать

с информационным источником – толковым словарем

Регулятивные УУД:

определять  цель  учебной  деятельности.  Умение давать объективную оценку работе товарищей

Коммуникативные УУД:

оформлять  мысли  в  устной  речи,   инициативное  сотрудничество  в  поиске  и  выборе  информации. Участие в учебном диалоге

Личностные  УУД:

воспитание  любви  к  живой  природе,  бережного  отношения  к  «братьям  нашим  меньшим»,  к  природе.

4.Организация восприятия, осмысления и понимания учащимися новых знаний.

































































5.Первичная проверка усвоения знаний

Организует самостоятель-ную работу в парах и группах.

Самостоя-тельная работа в парах и  группах,

составление плана .

Осознают новые знания и умения

-Прежде  чем  читать  наше  произведение,  давайте  познакомимся  с   автором.   (Слайд 8) 

Родился Виктор Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка.

Еще когда Виктор был ребенком, потерял родителей. Родители у него рано умерли. Сначала он жил с бабушкой, а затем попал в детский дом. Ещё в детском доме он начал писать стихи небольшие рассказы. Много читал, брал книги у товарищей и даже иногда воровал, не считая это большим грехом.

В 1942 году Астафьев Виктор Петрович добровольно ушел на фронт. На фронте он был шофером, связистом, обычным рядовым солдатом. Астафьев был награжден медалью «За отвагу», орденом «Красной Звезды».

Когда война закончилась, Астафьев женился и  поселился в городе Чусовой. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. В свободное время много читал.

За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений.

2) Речевая разминка

Проводится речевая разминка перед чтением

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

(Афанасий Фет)

- Прочитайте шепотом.

- Прочитайте громко.

- Прочитайте, разделяя на слоги.

- Прочитайте с ускорением.

Чтение  1  части.

-А  сейчас  я  хочу  вам   предложить  прослушать  аудиозапись  1  части.  

Слушайте  внимательно , после  этого  я  думаю  вы  сумеете    ответить  на  вопрос:  

Где  родился  стрижонок?  (в  норке).

- Как мама кормила стрижат?

- Какой вам представляется мама – стрижиха?

– Чем порадовала мама своего первого стрижонка?

 -В  3  предложении  текста  найдите   и  прочитайте  глагол.

(мерцало- слабо  светилось).

-На что он указывает?

Подбирают синонимы к словам.

Мерцала-светилась.

Подбирают антонимы к словам.

Мерцала- темнела, мрачнела.



- Давайте озаглавим эту главу (Появление на свет)

Физминутка.  

Чтение  2  части  по  цепочке.

-Объясните  значение  слова  бесцеремонно  (грубо,  невежливо) (Слайд 9)

-Что  мама  принесла  птенцам?  (капельку  дождя,  мошку)

-Как  вёли  себя  стрижата?

А  теперь  в  группах  выпишите  глаголы,  которые  характеризуют  действия  Скрипа  и  мамы.

(1, 3 группа- действия  Скрипа,

2,4,5 группы- действия  мамы)

Проверка  по  1  человеку  от  группы.

-Как вы понимаете значение слова?

Бесцеремонно- беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости

-Подберите синоним к слову серьезная

Серьезный- вдумчивый, сосредоточенный

-Антоним к слову серьезная

Строгая- ласковая.

- Озаглавьте 2 часть (Кормление птенцов)

Чтение  3  части.  Самостоятельно.

-Ответьте  на  вопросы  словами   текста. Зачитайте.

-Почему  Скрипу  очень  хотелось  выглянуть  из  норки?

-Почему  мама-  стрижиха  била  Скрипа?  

- Кто  является  врагами  стрижей?  

-Озаглавьте 3 часть (Враги стрижей)

Ребята чье заглавие лучше?

Чтение  4  части.(Учитель)

-Как защищались стрижи от врагов?

-– Как вы можете охарактеризовать Стрижей? 

-Давайте озаглавим эту часть(Защита от врагов)

Чтение 5 части хорошо читающим учеником

-Посмотрите внимательно на иллюстрацию, какой фрагмент здесь запечатлен?

-Каким автор показывает нам сокола?

– Какое несчастье случилось у стрижат?

- Как ведут себя стрижата, оставшись одни?

- Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам?

– Как писателю удается показать, что стрижи очень дружный народ?

-Озаглавьте эту часть.(Гибель матери)

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре и  группе, сотрудничать    в  совместном  решении  задач.

Регулятивные УУД:

определять  цель  выполнения  заданий.

Познавательные  УУД:

сопоставлять  и  отбирать  информацию.   Представлять  в  виде  плана.  Самостоятельно  делать  выводы,  перерабатывать  информацию,  преобразовывать  её.

Личностные  УУД:

Знание  основных  моральных  норм.

5.Первичная проверка усвоения знаний



-Возьмите карточки и выполните задание самостоятельно.

У каждого ученика карточка, где он ставит + или - .

1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

3. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало

5. Скрип был любопытный стрижонок.

6. Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

7. Стрижи – очень дружный народ.

8. После гибели мамы стрижата погибли.

– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу.

0-1 ошибка – 5.

2 ошибки – 4.

3 ошибки – 3.


6. Рефлексия учебной деятельности

Создаёт условия для рефлексивной деятельности

Оценивают свою работу

на протяжении

 урока.

-Пришло время оценить свою работу на уроке.

Рефлексия. Итог урока.

Прочитайте пословицы:

«При солнышке тепло, при матери добро»

«Друзья познаются в беде»

«На друга надейся, а сам не плошай!»

 Выберите пословицу, которая определяет главную мысль нашего произведения.

Звучит музыка (звуки леса).

Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки, 
Чтоб сохранилось все на веки!!!

(Слайд)

-Сегодня на уроке я узнал(а) ?

-Что  я  уже  знал  или  знала?

-Осталось непонятным ?

Самооценка.

Оцените работу своей группы, выбрав соответствующий смайлик, покажите .

Личностные  УУД:

смыслообразование.

Коммуникативные УУД:

умение   с  достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли.

7.Итог урока


Подводят итог своей деятельности

(Слайд)

-С каким автором вы познакомились на уроке?

-Что вы узнали о нём?

-О ком этот рассказ?

-Чем он вам понравился?


8. Домашнее задание

Создаёт условия для осознанного принятия д/з

Принимают домашнее задание

(Слайд)

- дочитать рассказ

-Подготовить пересказать рассказ от лица Скрипа.

-Составить план

(Слайд) СПАСИБО ЗА УРОК!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!