-Прежде чем читать наше произведение, давайте познакомимся с автором. (Слайд 8) Родился Виктор Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка. Еще когда Виктор был ребенком, потерял родителей. Родители у него рано умерли. Сначала он жил с бабушкой, а затем попал в детский дом. Ещё в детском доме он начал писать стихи небольшие рассказы. Много читал, брал книги у товарищей и даже иногда воровал, не считая это большим грехом. В 1942 году Астафьев Виктор Петрович добровольно ушел на фронт. На фронте он был шофером, связистом, обычным рядовым солдатом. Астафьев был награжден медалью «За отвагу», орденом «Красной Звезды». Когда война закончилась, Астафьев женился и поселился в городе Чусовой. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. В свободное время много читал. За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. 2) Речевая разминка Проводится речевая разминка перед чтением Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. (Афанасий Фет) - Прочитайте шепотом. - Прочитайте громко. - Прочитайте, разделяя на слоги. - Прочитайте с ускорением. Чтение 1 части. -А сейчас я хочу вам предложить прослушать аудиозапись 1 части. Слушайте внимательно , после этого я думаю вы сумеете ответить на вопрос: Где родился стрижонок? (в норке). - Как мама кормила стрижат? - Какой вам представляется мама – стрижиха? – Чем порадовала мама своего первого стрижонка? -В 3 предложении текста найдите и прочитайте глагол. (мерцало- слабо светилось). -На что он указывает? Подбирают синонимы к словам. Мерцала-светилась. Подбирают антонимы к словам. Мерцала- темнела, мрачнела.
- Давайте озаглавим эту главу (Появление на свет) Физминутка. Чтение 2 части по цепочке. -Объясните значение слова бесцеремонно (грубо, невежливо) (Слайд 9) -Что мама принесла птенцам? (капельку дождя, мошку) -Как вёли себя стрижата? А теперь в группах выпишите глаголы, которые характеризуют действия Скрипа и мамы. (1, 3 группа- действия Скрипа, 2,4,5 группы- действия мамы) Проверка по 1 человеку от группы. -Как вы понимаете значение слова? Бесцеремонно- беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости -Подберите синоним к слову серьезная Серьезный- вдумчивый, сосредоточенный -Антоним к слову серьезная Строгая- ласковая. - Озаглавьте 2 часть (Кормление птенцов) Чтение 3 части. Самостоятельно. -Ответьте на вопросы словами текста. Зачитайте. -Почему Скрипу очень хотелось выглянуть из норки? -Почему мама- стрижиха била Скрипа? - Кто является врагами стрижей? -Озаглавьте 3 часть (Враги стрижей) Ребята чье заглавие лучше? Чтение 4 части.(Учитель) -Как защищались стрижи от врагов? -– Как вы можете охарактеризовать Стрижей? -Давайте озаглавим эту часть(Защита от врагов) Чтение 5 части хорошо читающим учеником -Посмотрите внимательно на иллюстрацию, какой фрагмент здесь запечатлен? -Каким автор показывает нам сокола? – Какое несчастье случилось у стрижат? - Как ведут себя стрижата, оставшись одни? - Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам? – Как писателю удается показать, что стрижи очень дружный народ? -Озаглавьте эту часть.(Гибель матери) |