МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3» ГОРОДА САКИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: «Фонетика»
Манжос Виктория Михайловна,
учитель русского языка и
литературы
2016-2017 учебный год
Тема: Фонетика.
Цели урока: Предметные: совершенствования умения проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных; развития орфографической зоркости, памяти, логического мышления, сообразительности;
Личностные: Формировать потребность в сохранении культуры русской речи и выражение уважительного отношения к людям посредством языка.
Метапредметные: учиться анализировать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока. Урок-путешествие.
Технологии: развивающего обучения, игровые приемы, личностно ориентированное обучение.
Оборудование: 1.Сигнальные карточки зеленого, жёлтого, красного цветов, мультимедийный проектор.
Ход урока.
Слово учителя. Слайды 2-3.
- Ребята, спешу вас обрадовать. Сегодня у нас в гостях Лесные жители. Они помогут вам совершить интересное путешествие по стране «Фонетика». Вы готовы? Тогда в путь! Но сначала отгадайте, кто первый из них начнет с вами путешествие?
Хозяин лесной.
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
- Медведь. Слайды 4-5.
- Правильно. Медведь - медведи.
(Входит ученик 9 класса. У него в руке карточки с заданиями.)
- Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы умные и сообразительные ребята. Поэтому приготовил для вас интересную игру. Игра называется «Поиграем – угадаем». Вы готовы? Раз, два, три – говори!
В…лна – волны
М…ря - море
П…ля – поле
Хл…ба – хлеб
Сл…дить – след
К…рмить – корм
К…вер – коврик
Д…брота – добрый
Гн…здо – гнезда
Х…лода – холод
Обн…влять – обнова
Б…жать – бег
Х…дить – ход
В…дро – ведра
Б…льной – боль
Зв…риные – зверь
Значит, ребята, если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно ставь…
- Под ударение.
- Правильно, молодцы! (Уходит.)
Учитель:
- Эстафету путешествия берет…Слайды 6-7.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее…
- Лиса. (Входит ученица 9 класса.)
- Ребята, вы все знаете, что я умная, хитрая. Люблю знающих, находчивых ребят. Для вас увлекательная игра – «Спрятанная буква». Вот «волшебный» лист, а в нем – слова. Укажите безударные гласные, проверьте их написание.

ВысОкий
РЕзвый
КрЕпкий
БОдрый
- Хорошо, ребята! Я очень довольна вами. (Уходит.)
Учитель:
-В наше путешествие включается…Слайды 8-10.
По веткам скачет,
Да, не птица.
Рыжая, да не лиса.
Кто же это?
- Белка. (Входит Белка – Прыгунишка.)
- Ребята, я живу в лесу. Лес – это загадка в загадке. Моя игра – «Загадка в загадке». Слушайте и отгадайте.
1. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желу…ь – желуди.)
2. Его весной и летом мы видели одетым. Осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Ду… - дубы.)
3. Стоит Трошка на одной ножке, его ищут, а он молчит. (Гри… - грибы.)
4. В одежде богатой живет без оконца, но сам слеповатый. Не видывал солнца. (Кро… - кроты.)
- Молодцы, ребята! Но это еще не все. В Лесном царстве есть необычный дом. Отгадайте, кто в нем живет?
1. Два братца через коромысло повисли, в речку глядят, пить хотят. (Ве… - ведро.)
2. Ночью люди спят,
А он сторожит.
Не лает, не кусает,
Воров всех поймает. (Сторо… - сторожки.)
3. Скатерть бела
Всю землю одела. (Сне… - снега.)
4. Ходит с края на край,
Режет черный каравай. (Но… - ножи.)
5. Без рук, без ног, а в избу лезет. (Холо… - холода.)
6. Рукавом махнул, дерева нагнул. (Вете… - ветры.)
7. Летом вырастает, осенью опадает. (Лис… - листья.)
8. Что за птица, любит за плугом ходить и накормиться?
(Гра… - грачи.)

![]()
![]()
В Е дра
Сторо Ж
Сне Г
Но Ж
Х О лод
В етер
Л И ст
Гра Ч
В
- Ребята, кто же там живет?
- Еж Ежович.
- Правильно. Молодцы! (Уходит.)
Физкультминутка.
- Ребята, устали? Тогда позовем Лесного царя. У него для вас хороший сюрприз. (Появляется Лесной царь.)
- Ребята, представьте себе, что вы в Лесном царстве. Встали, идем тихо - тихо. Раз, два, три! Смотри, какая красота! Посмотрите налево, направо, вверх, вниз!
Идем дальше. Руки вверх, вниз, в стороны. Сели. Слушаем. Смотрим. Наблюдаем. Сколько цветов! Сколько деревьев! Сколько птиц! Встали. Раз, два, три! Нам хорошо! Поют птицы, дует слабый ветер. Воздух свежий. Мы прощаемся. Все было хорошо. Раз, два, три! Садитесь. Путешествие продолжается. (Уходит.)
Учитель:
- Страна «Фонетика» огромная, поэтому путешествие продолжается. Слово Зайцу – Бегунку. Слайд.11
- Ребята, я очень спешил, потому что меня преследует Лиса. Смотрите, буквы не в книжке, а на дорожке. Я теперь догадываюсь, что здесь была…
-Лиса.
- Правильно, она! Помогите мне составить слово, заменяя согласный парным ему глухим или звонким.

Д б к а с о г щ т ш ч
И г у р г л а ж
- Игра – икра; глуп – клуб; дочка – точка; бочка – почка; гар – жар; голос – колос.
-Молодцы! Вы быстро справились с заданием. (Уходит.)
Учитель: Слайд 12-13.
- Ребята, вот и Еж Ежович пришел. Хорошо, что он не опоздал, потому что путешествие подходит к концу. Давайте послушаем Ежа Ежовича.
- Ребята, я – Еж Ежович, живу под девизом: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». У меня для вас сложное задание. Слушайте внимательно.
1) С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким – сам звеню на просторе. (Колос – голос.)
2) С глухим траву она срезает, со звонким – и листочки объедает. (Коса – коза.)
3) Со звонким – как огонь горячий, с глухим в начале – круги, как мячик. (Жар – шар.)
4) Со звонким мы в нем обитаем, с глухим согласным мы его читаем. (Дом – том.)
- Молодцы, ребята. (Уходит.)
Слово Лесному царю:
- Ребята, нам надо возвращаться. В гостях хорошо, а дома лучше. В Лесном царстве, наверное, уже волнуются, ожидая нас. Вы, ребята, настоящие ученики: знающие, смелые, сообразительные. До свидания. (Уходит.)
Учитель:
- Ребята, путешествие по стране «Фонетика» завершилось. Надеюсь, что встреча с Лесными жителями вам понравилась. Какие знания вы закрепили сегодня?
(Итоги, оценки, домашнее задание.)