Тема: «Мочевыделительная система. Почки, строение и функции. Образование мочи».
1. С
троение мочевыделительной системы Рис1.
Функции почек:
1)______________________________________________________________
2)______________________________________________________________
3)______________________________________________________________

2. Строение почки

Макроскопическое .
Рис2. Строение почки
Микроскопическое.
Рис3. Строение нефрона:
1.-приносящая артериола; 2-выносящая артериола; 3-капсула клубочка; 4-мальпигиево тельце (1 –я капиллярная сеть); 5канальцы нефрона (-проксимальная (ближняя) часть извитого канальца; 6 петля ; 7-дистальная ( удаленная)часть извитого канальца; 8-собирательная трубочка; 9 -2-якапиллярная сеть.
Подоциты____________________________________________________
3. Схема : «Строение нефрона»







4. Мочеобразование. 2 этапа образования мочи.
фильтрация______________________________________________________________________________реабсорбция______________________________________________________________________________
Процесс | Отдел нефрона | Кровеносные сосуды | Что содержит первичная моча | Что содержит вторичная моча | Выведение вторичной мочи |
1.Фильтрация | | | | | |
2.Реабсорбция | | | | | |
5. Регуляция мочеобразования

Регуляция мочеобразования



















6.Строение мочевого пузыря
1.Мочевой пузырь___________________________________________________________________
2.Строение мочевого пузыря__________________________________________________________
3.Стенка мочевого пузыря состоит из___________________________________________________
___________________________________________________________________________________
4.Функция мочевого пузыря?__________________________________________________________
7.Причины заболевания почек_____________________________________________________________
-________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Возрастные особенности почек
К рождению масса почки равна 10–12 г, а к концу первого года утраивается, к 15 годам масса почек увеличивается в 10 раз.
Почки имеют у детей дольчатый характер, недостаточно развит корковый слой. В почках новорожденных клубочки расположены компактно. До 2-летнего возраста нефрон недостаточно дифференцирован. Процесс фильтрации затруднен. После 5 лет строение клубочка такое же, как у взрослого человека. У детей после 1 года жизни фильтрация мочи в клубочках приближается к таковой у взрослых.
Почечные лоханки развиты относительно хорошо. Однако мышечная и эластическая ткань развита слабо. Особенностью является тесная связь лимфатических сосудов почек с лимфатическими сосудами кишечника. Этим частично объясняются легкость перехода инфекции из кишечника в почечные лоханки и развитие пиелонефрита. В моче может быть немного белка и аминокислот. В 16-19 лет размеры почек увеличиваются за счет коркового слоя.
Мочевой пузырь у новорожденных –веретеновидный, в первые годы жизни-грушевидный, к 8-12 –яйцевидный. Емкость 50-80 см 3 в 12лет 250 см 3
Возрастные особенности почек
К рождению масса почки равна 10–12 г, а к концу первого года утраивается, к 15 годам масса почек увеличивается в 10 раз.
Почки имеют у детей дольчатый характер, недостаточно развит корковый слой. В почках новорожденных клубочки расположены компактно. До 2-летнего возраста нефрон недостаточно дифференцирован. Процесс фильтрации затруднен. После 5 лет строение клубочка такое же, как у взрослого человека. У детей после 1 года жизни фильтрация мочи в клубочках приближается к таковой у взрослых.
Почечные лоханки развиты относительно хорошо. Однако мышечная и эластическая ткань развита слабо. Особенностью является тесная связь лимфатических сосудов почек с лимфатическими сосудами кишечника. Этим частично объясняются легкость перехода инфекции из кишечника в почечные лоханки и развитие пиелонефрита. В моче может быть немного белка и аминокислот. В 16-19 лет размеры почек увеличиваются за счет коркового слоя.
Мочевой пузырь у новорожденных –веретеновидный, в первые годы жизни-грушевидный, к 8-12 –яйцевидный. Емкость 50-80 см 3 в 12лет 250 см 3
Возрастные особенности почек
К рождению масса почки равна 10–12 г, а к концу первого года утраивается, к 15 годам масса почек увеличивается в 10 раз.
Почки имеют у детей дольчатый характер, недостаточно развит корковый слой. В почках новорожденных клубочки расположены компактно. До 2-летнего возраста нефрон недостаточно дифференцирован. Процесс фильтрации затруднен. После 5 лет строение клубочка такое же, как у взрослого человека. У детей после 1 года жизни фильтрация мочи в клубочках приближается к таковой у взрослых.
Почечные лоханки развиты относительно хорошо. Однако мышечная и эластическая ткань развита слабо. Особенностью является тесная связь лимфатических сосудов почек с лимфатическими сосудами кишечника. Этим частично объясняются легкость перехода инфекции из кишечника в почечные лоханки и развитие пиелонефрита. В моче может быть немного белка и аминокислот. В 16-19 лет размеры почек увеличиваются за счет коркового слоя.
Мочевой пузырь у новорожденных –веретеновидный, в первые годы жизни-грушевидный, к 8-12 –яйцевидный. Емкость 50-80 см 3 в 12лет 250 см 3
Красный уровень.
Задание1. Определите части макроскопического строения почки, обозначенные цифрами
№ 1-6
1.пирамиды коркового


2.лоханка

3.большая чашка

4.малая чашка

5.корковый слой


6.мочеточник
Задание2. Определите части микроскопического строения почки, обозначенные цифрами
№ 1-6
٭Обратите внимание! В № 3 и № 4 надо подписать этап мочеобразования.
1.канальцы нефрона


2.мальпигиево тельце почечное

3.капсула клубочка

4.капиллярная сеть


5.выносящий сосуд
6.приносящий сосуд
Учебно-информационная карта.
Тема: «Строение 1.»
Тема: «Мочевыделительная система. Почки, строение и функции. Образование мочи».
Цель: изучить макроскопическое строение почки.
Оборудование: учебник М.Р. Сапин «Анатомия и физиология человека» стр.212-218, Интернет –ресурсы, информационная карта.
Задание 1.
Найдите на рис 1. следующие структуры мочевыделительной системы.
Почки
Мочеточники
Мочевой пузырь
Уретру ( что это такое ? найдите ответ в Интернете )
Рис.1 Общий план строения мочевыделительной системы.
Задание 2.
Рассмотрите рис.2 А и Б «Макроскопическое строение почки» используя рис.1( можно в Интернете)
Рис.2 А
Рис2.А Макроскопическое строение почек:
А - вид сзади (1 - верхний полюс; 2 - медиальный край; 3 - корковое вещество почки; 4 - малые почечные чашечки; 5 - латеральный край; 6 - почечная лоханка; 7 - большие почечные чашки; 8 - мозговое вещество почки (пирамиды); 9 - мочеточник; 10 - нижний полюс;
Рис.2.Б
Б- вид разрезе (1 - корковое вещество почки; 2 - мозговое вещество почки (пирамиды); 3 - столб почки; 4 - большие почечные чашки; 5 - ворота почки; 6 - почечная лоханка; 7 - малая почечная чашечка; 8 - мочеточник)
Задание 3.
Найдите на натуральном объекте все структуры. Уметь их показать друг другу в группе.
1 - медиальный край; 2 - корковое вещество почки; 3 - малые почечные чашечки; 4 - латеральный край; 6 - почечная лоханка; 7 - большие почечные чашки; 8 - мозговое вещество почки (пирамиды); 9 – мочеточник; 10 ворота почки.
ИТОГ: быть готовым:
объяснить общий план строения мочевыделительной системы;
макроскопическое строение почки на натуральном объекте в других группах, по рисунку презентации.
Учебно-информационная карта.
Тема «Строение 2.»
Тема: «Мочевыделительная система. Почки, строение и функции. Образование мочи».
Цель: изучить микроскопическое строение почки.
Оборудование: учебник М.Р. Сапин «Анатомия и физиология человека» стр.214-216, Интернет –ресурсы, информационная карта.

Задание 1.
Найдите и изучите в Интернете текст о микроскопическом строении почки.
٭Обратите внимание .
Что такое подоциты?
Куда относятся собирательные трубочки нефрона?
Вам поможет изучить материал рис.1Строние нефрона.
Рис.1. Строение нефрона:
1 — приносящая артериола; 2 — выносящая артериола; 3 — капсула клубочка; 4 —почечное ( мальпигиево) 1 –я капиллярная сеть)); 5 — проксимальная (ближняя) часть извитого канальца; 6 — петля ; 7 — дистальная ( удаленная)часть извитого канальца; 8 — собирательная трубочка; 9 — 2-якапиллярная сеть.
Задание 2.
На основании изученного, заполните схему «Строение нефрона»







ИТОГ: быть готовым:
объяснить микроскопическое строение почки;
заполнить схему «Строение нефрона»
Учебно-информационная карта.
Тема «Процесс.»
Тема: «Мочевыделительная система. Почки, строение и функции. Образование мочи».
Цель: изучить процесс образования мочи.
Оборудование: Интернет – ресурсы, информационная карта.
Задание 1.
Найдите в учебнике М.Р. Сапин «Анатомия и физиология человека» стр.220-222, в Интернете 2 этапа образования мочи.
На основании изученного, заполните таблицу: « Процесс мочеобразования».
٭Обратите внимание .
Найдите понятия :
-фильтрация;
-реабсорбция;
Процесс | Отдел нефрона | Кровеносные сосуды | Что содержит первичная моча | Что содержит вторичная моча | Выведение вторичной мочи |
1.Фильтрация | | | | | |
2.Реабсорбция | | | | | |
ИТОГ: быть готовым:
1) объяснить понятия фильтрация, реабсорбция;
2)рассказать процесс мочеобразования.
Учебно-информационная карта.
Тема «Регуляция»
Тема: «Мочевыделительная система. Почки, строение и функции. Образование мочи».
Цель: изучить процесс регуляции мочи.
Оборудование: Интернет –ресурсы, материал в информационной карте.
Задание 1.
Найдите в Интернете или проанализируйте текст в учебно-информационной карте по теме «регуляция мочеобразования».
Обратите внимание .
1)Подготовьте ответ на вопрос: «Как осуществляется регуляция мочевыделения?»
2)Найдите понятие диурез-
Регуляция мочевыделения.
Нервная регуляция связана с деятельностью автономной нервной системы. Симпатическое влияние приводит к сужению почечных сосудов и усилению реабсорбции — уменьшению мочевыделения, парасимпатическое — наоборот.
При избытке солей в крови происходит повышенное образование гипоталамусом вазопрессина, нейрогипофиз выделяет его в кровь.
Происходит усиленная реабсорбция воды и уменьшение мочевыделения.
При понижении осмотического давления крови уменьшается секреция вазопрессина и увеличивается диурез. Если выделение АДГ по каким-то причинам прекращается, то резко возрастает диурез (до 20-25 л в сутки). Заболевание называется несахарный диабет.
Гуморальная регуляция связана с деятельность нейрогипофиза и надпочечников.
Нейрогипофиз уменьшает мочеобразование с помощью секреции избыточного количества вазопрессина, гормон мозгового вещества надпочечников адреналин так же уменьшает мочевыделение.
Задание 2.
На основании изученного заполните схему: «Регуляция мочеобразования».

Регуляция мочеобразования



















ИТОГ: быть готовым объяснить регуляцию мочевыделения
Учебно-информационная карта.
Тема «Связи»
Тема: «Мочевыделительная система. Почки, строение и функции. Образование мочи».
Цель: 1)изучить мочевой пузырь; 2)изучить связи почки, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
Оборудование: учебник М.Р. Сапин «Анатомия и физиология человека» стр.217-218. Интернет –ресурсы, информационная карта.
Задание 1.
Подготовьте ответы на вопросы о строении и функции мочевого пузыря используя Интернет ресурс и рис1.
1.Мочевой пузырь-___________________________________________________________________________________
2.Строение мочевого пузыря___________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
3.Стенка мочевого пузыря состоит из-___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
4.Функция мочевого пузыря?_________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
мочеточник мочеточник
верхушка
тело
мочеиспускательный
канал
Рис 1. Строение мочевого пузыря
Задание 2. Установите последовательность выведения мочи от почки стр. 217-218.











ИТОГ: быть готовым:
объяснить строение и функции мочевого пузыря;
последовательность выведения мочи из организма.
Учебно-информационная карта.
Тема «Здоровье »
Тема: «Мочевыделительная система. Почки, строение и функции. Образование мочи».
Цель: провести анализ мочи больного и здорового человека, выявить причины заболеваний почек, попробуйте определить заболевание.
Оборудование: Интернет – ресурсы, информационная карта.
Задание 1. Для 1подгруппы. Изучите анализ мочи больного и здорового человека. Сравните их. Проанализируйте возможные причины заболевания.
Задание 2. Для 2 подгруппы.
Составьте схему: «Причины заболевания почек».










ИТОГ: быть готовым 1) провести анализ мочи здорового человека и больного человека, предположить заболевание; 2) объяснить заболевания почек.
Прочитайте высказывания в левой части ( арабские цифры), найдите им морфологическое соответствие в правой части (римские цифры ).
Почка является -... I. Реабсорбция
В почке особая-... П. Мочевину, аммиак, индол, фенол,
гормоны
В почке выделяют -... III. Верхушка пирамиды-сосочки,
малая почечная чашка
4. В мочевом пузыре есть IV. Клубочек кровеносных сосудов
Чем образовано мозговое вещество -... V.Тело, дно, верхушка, мышечный слой
Где находятся отверствия, через которые VI. Нефрон
моча поступает в лоханку VII. Подоциты
VIII. 15-20 пирамидок
7.Что является структурно- IX. Фильтрация
единицей почки -... X.Глюкозу, частично-соли, воду, аминокислоты
Какие структуры образуют почечное
тельце? XI. Корковое и мозговое вещество
9.Как называются клетки капсулы клубочка-... XII. Канальцев
Первая фаза образования мочи -... XIII. Парным органом
Что содержит первичная моча -... XIV. Почечные тельца
Вторая фаза образования мочи-... ХV.Клетки извитых канальцев нефрона
Вторичная моча содержит-… ХIV. Уменьшает мочевыведение
Гормон надпочечников адреналин ХIIV. Капиллярная сеть