Разработка коррекционно-развивающего занятия по адаптации первоклассников к школьному обучению
Занятие 3. «Школьные правила».
Цели: содействовать осознанию позиции школьника, познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, способствовать формированию познавательных и личностных УУД.
Оборудование: набор «Школьные знаки», комплекты геометрических фигур, текст сказки «Школьные правила».
Приветствие. "Хорошее настроение
Разминка. Игра: «А я еду».
Цель: создание мотивации на совместную работу, формирование атмосферы доверия и взаимопонимания, активизация деятельности.
Дети сидят в круге на стульчиках. Один стульчик свободен. Первый участник пересаживается на свободный стульчик со словами: «А я еду». Сосед пересаживается на освободившийся стул со словами: «А я рядом». Следующий - пересаживается со словами: «А я заяц». Следующий – со словами: «А я (и называет по имени любого участника, за исключением тех, кто сидит сразу справа и слева). Названный ребенок пересаживается, освобождая свой стул. Сидящий, у кого справа оказывается свободный стул, начинает следующий заход, и т.п.
Упражнение “Урок или перемена”.
Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене
Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены.
На уроках и переменах школьники ведут себя как? (по-разному)
Сейчас я буду кидать мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники – на уроке или на перемене (читать, играть, разговаривать с друзьями, просить у друга ластик , писать в тетради, отвечать на вопросы учителя, решать задачки, готовиться к уроку, есть яблоко.
Упражнение «Составь фигуру».
Цель: развитие познавательных психических процессов, формирование положительного отношения к школе.
Детям из геометрических фигур предлагается создать аппликацию на тему «Школа»
Сейчас мы с вами отправляемся в в сказочную страну, которую вы сейчас создали из своих аппликаций. А передвигаться мы будем на паровозике.
Игра «Паровозик»
Детям предлагается разойтись по классу. Выбирают водящего: он будет паровозиком. Его задача – под музыку пройти по всему классу и собрать «пассажиров» со всех станций.
По дороге нам встречаются разные дорожные знаки.
Упражнение «Школьные знаки».
Цель: помощь обучающимся в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
Ребята, а вы обращали внимание на дорожные знаки? Для чего они нужны?
Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания – быть беде.
А что такое правило? (правило – это значит делать правильно)
А зачем нам правила, может быть, мы и без них обойдемся? (неприятности никто не любит, поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить)
Как вы думаете, а в школе есть правила? Чего нельзя делать на уроке? А как надо вести себя на перемене?
Чтобы мы не забыли о правилах для учеников, нам нужны свои знаки.
№1. На уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому в вашем классе будет висеть вот такой знак.
№2. Мы уже знаем с вами, что когда все кричат с места, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь ответ, нам будет напоминать вот такой знак.
№3. А можно ли подсказывать другим ответ, когда учитель спрашивает не вас? О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак.
№4. А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос?
Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит об этом правиле.
№5. Как вы думаете, о чем нам говорит вот этот знак?
Чтобы у нас все хорошо получалось и весело училось, мы должны быть всегда дружны и нет места спорам в классе.
Мы прибыли на конечную станцию.
Чтение и анализ сказки «Школьные правила»
Упражнение «Доброе животное»