КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ В 7 КЛАССЕ
Цели: познакомить учащихся с историей возникновения Гражданской обороны, функциями Гражданской обороны, системой мер Гражданской обороны, , с действиями населения в военное и мирное время; развивать умение находить решение в сложных ситуациях; воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
В день гражданской обороны,
Каждый должен вспоминать:
Как от взрывов укрываться,
Противогаз как одевать.
Слыша вдруг сигнал сирены,
Где убежище искать,
Но пусть знанья наши эти
Не придется применять.
3 октября в 7 классе был проведен классный час в форме викторины по гражданской обороне и ЧС.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Здравствуйте, ребята. Сегодняшний классный час посвящён Гражданской обороны.
Цели нашего занятия познакомиться с историей возникновения Гражданской обороны, узнать об основных функциях ГО, закрепить знания учащихся о действиях при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Историческая справка
Выступления учащихся с опорой на презентацию к занятию.
Гражданская оборона – это система мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей. на территории ДНР от опасностей, возникающих во время военных действий.
Создана она была 4 октября 1932 года и называлась общесоюзная система противопожарной обороны, а в 1961 году была переименована в гражданскую оборону.
В настоящее время это отлаженная и эффективно работающая система, оказывающая экстренную помощь при форс-мажорных ситуациях не только в нашей стране, но и за рубежом.
В ее состав входят противопожарная служба, войска гражданской обороны, авиация, поисково-спасательные подразделения, работающие в круглосуточном режиме реагирования на чрезвычайные происшествия.

Первыми серьёзными испытаниями гражданской обороны стала Великая Отечественная
Война.

В те годы впервые была организована система защиты населения, которая сохранила жизни тысячам мирных граждан.

Викторина по ГО и ЧС
Станция «Взрыв»
1.Какие возможные места установки взрывных устройств вы знаете?
(Ответы: переходы, вокзалы, рынки, стадионы, дискотеки, магазины, транспорт, электростанции, газоперерабатывающие станции)
2. Что делать при обнаружении взрывного устройства?
( Ответы: сообщить в МЧС, милицию; не подходить к предмету и не подпускать других, исключить использование радиотелефонов, мобильных телефонов, т.к. они могут вызвать срабатывание радиовзрывателя).
3.Укажите признаки наличия взрывных устройств.
(Ответы: присутствие проводов, изоленты, небольшой антенны;
шум из обнаруженного предмета (щелчки, тиканье);
специфический, не свойственные окружающей местности, запах).
Станция «Пожарная»
1.Назвать первичные средства пожаротушения
(Ответы: огнетушители, пожарные краны в зданиях, пожарный щит)
2.Как действовать при пожаре?
(Ответы: позвонить 01, закрыть нос и рот влажной тканью, передвигаться ползком; если загорелась одежда – набросить покрывало, нельзя бежать).
3. Назвать средства индивидуальной защиты
(Ответы: респираторы, противогазы, изолирующие костюмы).
Загадки:
Я мала, да зла, чуть - чуть свечу,
Иногда так упаду, что много горя приношу. (Искра)
Кто меня не бережется, очень скоро обожжется. (Огонь)
Схоронилось солнышко
В маковое зернышко.
Пробежит по земле –
Вспыхнет весело во мгле. (Спичка)
Черный дым валит в окно – очень страшное оно,
от неправильного действия случается это бедствие. (Пожар)
Станция «Радиационная»
1.Ваши действия в условиях радиационной опасности?
(Ответы: надеть СИЗ; спрятаться в убежище).
2. Когда произошла авария на ЧАЭС?
(Ответ:26 апреля 1986 года в 1ч23 мин).
3.Что является источниками радиационного загрязнения?
(Ответы: предприятия, испытания ядерного оружия, аварии на АЭС).
Вопросы и ответы викторины для детей старшей возрастной группы (12-15 лет)
1. Вы находитесь в комнате, убедились, что началось землетрясение, как вы покинете
помещение?
1. выпрыгнете из окна;
2. спуститесь на лифте;
3. спуститесь по ступенькам
2. Каковы признаки землетрясения?
1. погас свет;
2. покачивается люстра и звенит посуда;
3.с княжной полки упала книга.
З. Ваши действия при наводнении?
1. останетесь на первом этаже;
2. опуститесь в хорошо оборудованный подвал;
3. подниметесь на чердак (крышу).
4. Каков временный интервал от первого толчка до второго толчка при землетрясении?
1. 10-15 сек.;
2. 15-20 сек.;
3. 20-30 сек.
5. Что запрещается делать, находясь, а зоне радиоактивного заражения?
1. спать;
2. принимать пищу;
6.Как подготовить мало скользящую обувь при гололеде?
1. наклеить на подошву лейкопластырь;
2. натереть подошву мелом;
3. сделать царапины на подошве.
7. Вы свидетель ДТП. Как вы поступите? Водитель скрылся.
1. поинтересуетесь происшествием:
2. расскажите о происшествии прохожим;
3. запишите номер машины и позвоните в ГИБДД («02»).
8. Вы обнаружили неизвестный предмет (пакет). Как вы поступите?
1. выбросите пакет в мусорный ящик;
2. поинтересуетесь содержимым пакета;
3. не трогая пакет, сообщите о находке по телефону «02».
9.каким способом вы покинете квартиру при пожаре?
1. воспользуетесь лифтом;
2. спуститесь но ступенькам;
3. спуститесь по веревке.
10. Как вы окажите помощь пострадавшему при переломе руки?
1. наложите тугую повязку:
2. поможете пострадавшему добраться до больницы;
3. к поврежденной конечности закрепите шипу (палку, дощечку).
11. Пострадавшего вытащили из водоема. Какую помощь вы окажите?
1. поместите его в тени под деревом;
2. Сообщите о случившемся по телефону «03»;
3. сделаете искусственное дыхание,
12. Что означает звучание сирен, предупреждающих о ЧС?
1. «Воздушная тревога!»;
2. «Внимание всем!»;
3. Начало эвакуации.
13. На какое время можно накладывать жгут при остановке кровотечения?
1. на 1 час;
2. на 2 часа;
3. на 3 часа.
14. Каковы основные причины возникновения пожара в квартире (доме)?
1. самовозгорание;
2. неумелое пользование газом и электроприборами;
3. рассеянность, игры со спичками.
15. Как вы поступите, если вам предложили выпить воду из-под крана?
1. выпьете;
2. не выпьете;
3. посоветуетесь с друзьями.
16. Какая болезнь может передаваться человеку через царапину (укус), сделанные собакой или кошкой?
1. дифтерия;
2. чесотка;
3. столбняк
17. Что необходимо сделать, если вас укусила собака?
1. промыть укус водой с мылом, остановить кровотечение и обратиться к врачу;
2. наложить тугую повязку;
3. зажать рану рукой.
18. С какого возраста, согласно правилам, разрешается управлять велосипедом при движении по дорогам общего пользования?
1. с 10 лет;
2. с 12 лет;
3. с 14 лет
19. Какой стороны при движении на дороге необходимо придерживаться велосипедисту?
1. на усмотрение велосипедиста:
2. правой стороны;
3. левой стороны.
20. Как вы поступите, если малознакомый человек просит вас дать ему адрес и домашний
телефон?
1. посоветуетесь с родителями;
2. следует дать;
3. не следует давать.
Станция №4. Конкурс «Как поступите Вы?»
В разные сложные ситуации может попасть человек. Как поступить, как выйти из них без потерь, без ущерба? Эти вопросы не всегда удается решить не только детям, но и взрослым. Давайте потренируемся, определим свои возможности и знания. На первый взгляд кажется все просто. А вы попробуйте
1. Находясь в лесу зимой, вы, кажется, отморозили руку. Вы будете
а) растирать ее снегом;
б) согреваться около костра;
в) согревать ее собственным теплом?
2. Вам необходимо перебраться вброд через реку с быстрым течением. Каким из предложенных способов вы будете переходить ее в выбранном вами месте:
а) вниз по течению;
б) перпендикулярно течению;
в) против течения;
г) под углом 45' к течению?
Как поступите с рюкзаком, находящимся у вас за плечами?
3. Вас мучает чувство голода, а продуктов питания нет. Как вы определите пригодность растений и ягод к употреблению в пищу:
а) попытаетесь есть то, что едят птицы;
б) будете есть все встречающиеся на пути ягоды, за исключением ярко-красных;
в) возьмете в рот небольшое количество ягод или незнакомых вам растений и, немного разжевав их, подождете 5 — 10 мин;
г) несмотря на голод, совершенно откажетесь употреблять в пищу незнакомые ягоды и растения?
4. Передвигаясь по тонкому льду озера, вы внезапно попали в холодную воду. Что вы будете делать, достигнув берега:
а) освободившись от мокрой одежды, прыгать, пока не согреетесь;
б) некоторое время кататься по снегу в мокрой одежде;
в) прыгать в мокрой одежде?
5. Вам предстоит совершить длительный переход. Далеко от конечного пункта пути вы обнаружили потертости на ногах. Как вы поступите:
а) протрете подошвы обуви бензином;
б) намочите носки водой и наденете обувь;
в) время от времени будете переодевать носки с одной ноги на другую; наденете носки наизнанку;
г) наденете обувь на босую ногу?
6. Рядом с вашим биваком — ручей сомнительной чистоты и болотце. Воду для приготовления пищи вы будете брать:
а) из ручья; б) из болотца; в) из специально вырытой ямы рядом с болотцем?
7. Вы укрылись в оборудованной вами снежной пещере. Имеющаяся горелка освещает и согревает убежище. При каком цвете пламени горелки вам не следует беспокоиться:
а) желтом;
б) голубом;
в) красном?
8. Внезапно разразилась сильная гроза. Вы видите, что приближаются интенсивные вспышки молнии. Ваши действия:
а) спрячетесь под огромным деревом;
б) укроетесь под навесом скалы;
в) останетесь на открытой местности, продолжая движение и не обращая внимания на угрозу,
г) найдете не выделяющееся на местности укрытие и переждете грозу?
Итог занятия: В ходе встречи школьники ознакомились с историей создания гражданской обороны. Ребятам напомнили действия, в случаях связанных со сложными ситуациями, для формирования у них ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.
В ходе беседы ребята задавали вопросы и рассказывали свои случаи из жизни.

Для закрепления знаний, полученных в ходе беседы, была проведена викторина. Дети были разделены на 3 команды и с большим азартом и удовольствием отвечали на поставленные вопросы.

На примере викторины сразу стало видно, насколько хорошо дети знают, как вести себя в различных чрезвычайных ситуациях.

Классный час
по гражданской обороне
на тему «Помоги себе сам!»
7 класс
Воспитатель: Ушатова В.Д.