Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Основы проектной деятельности»
для обучающихся 7-8 классов
Содержание тем учебного курса «Основы проектной деятельности»
7 класс - 34 часа
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Оформление презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.
Психологический аспект готовности к выступлению.
Способы преодоления неуверенности в себе. Как сохранить спокойствие. Проведение тестов на определение уровня тревожности.
Подготовка к защите.
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Культура выступления.
Соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Что такое критика? Как правильно и адекватно воспринимать критику. Эталон выступления. Оценка личностных достижений в проекте. Комментирование отметок. Виды самооценки. Способы сохранения нормального уровня самооценки.
Защита проектов.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей.
8 класс – 34 часа
Введение. Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
Теоретический блок.
Способы мыслительной деятельности
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Этапы работы в рамках исследовательского проекта
Выбор темы проекта.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи проекта.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Практический блок.
Мы – исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с литературой. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
Книга. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Работа за компьютером. Обобщение полученных данных. Оформление презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей.
Конференция или проектные дни.
Выступления учащихся по защите своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.
В сфере духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
В сфере эстетического воспитания: понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их решения; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере понимания ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различия и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта школьников.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы для обучающихся 7 классов:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
приобретение опыта использования методов биологической науки с целью изучения биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
формирование умений решать учебные задачи биологического содержания, выявлять причинно-следственные связи, проводить качественные и количественные расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;
владение навыками работы с информацией естественно-научного содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности;
знание основных факторов окружающей среды, влияющих на развитие и существование живых организмов, адаптаций к факторам окружающей среды;
знание основных подходов селекции и биотехнологии культурных растений, характеризовать генетически модифицированные растения, оперировать понятиями, гибридизация, отдаленная гибридизация, искусственный отбор, гетерозис, трансформация, мутагенез, генетическое редактирование;
знание основных заболеваний человека, механизмов их развития, способах их диагностики и лечения;
формирование умения использовать понятийный аппарат и символический язык генетики, грамотное применение научных терминов, понятий, теорий, законов для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов, позволяющих заложить фундамент научного мировоззрения.
Предметные результаты освоения программы для обучающихся 8 классов:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
формирование умения интегрировать биологические знания со знаниями из других учебных предметов (физики, химии, географии, истории, обществознания и т. д.);
формирование умения планировать учебное исследование или проектную работу с учетом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу и ставить задачи исследования, выбирать адекватно поставленной цели методы, делать выводы по результатам исследования или проектной деятельности;
формирование интереса к углублению биологических знаний (предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация) и выбору биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования для будущей профессиональной деятельности, в области биологии, медицины, экологии, психологии, ветеринарии, сельского хозяйства;
умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов; интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта - иметь четкие представления о материалистической сущности геномов живых организмов и регуляцию их работы;
знание основных подходов биотехнологии, использования ее достижений в современной жизни человека, особенности использования живых организмов для производственных нужд человека;
понимание молекулярных механизмов реализации наследственной информации и умение свободно оперировать основными понятиями молекулярной биологии и ее современных направлений
В ценностно-ориентационной сфере: знание, что применение современных технологий молекулярной биологии позволяет успешно решать такие злободневные проблемы, как охрана окружающей среды, сохранение здоровья человека, контроль и восстановление экосистем.
Взаимосвязь с программой воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания, учитывает психолого-педагогические особенности данных возрастных категорий. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
в возможности комплектования разновозрастных групп для организации профориентационной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания;
в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается примерной программой воспитания.
Тематическое планирование
7 класс
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов учебной деятельности | Форма проведения занятия |
1 | Что такое проект. | Регулятивные: Возможность научиться ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства, строить монологические высказывания. | Лекция |
Способы мыслительной деятельности (6 часов) | |
1 | Что такое проблема. | Регулятивные: Научится выявлять проблему в сотрудничестве с учителем. Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, выделять проблему. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства, строить монологические высказывания. | Лекция |
2 | Как мы познаем мир. | Регулятивные: Овладеть методами наблюдения и эксперимента в рамках исследовательского проекта. Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Семинар |
3 | Удивительный вопрос | Регулятивные: Умение задавать вопросы с точки зрения их содержательности и логичности. Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Диспут |
4 | Учимся выдвигать гипотезы | Регулятивные: Умение выдвигать аргументированные, логически обоснованные гипотезы, развитие творческого мышления Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Лекция |
5 | Источники информации | Регулятивные: Выработать умения работы с книгой, электронным носителем книги; правилами оформления списка использованной литературы. Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Практическое занятие |
6 | |
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (8 часов) | |
1 | Выбор темы исследования | Регулятивные: Выработать умения выделять приоритетную тему исследовательского проекта Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Практическое занятие |
2 | Цели и задачи исследования | Регулятивные: Выработать умения ставить перед собой цель проекта и определять задачи для достижения поставленной цели. Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Практическое занятие |
3 | Методы исследования. Мыслительные операции. | Регулятивные: Выработать умения пользовать методами исследования в практической деятельности. Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Практическое занятие |
4 | |
5 | Сбор материала для исследования | Регулятивные: Выработать умения пользовать методами исследования в практической деятельности; фиксации получаемых сведений Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Практическое занятие |
6 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | Регулятивные: Выработать умения анализировать свои действия и делать выводы Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Лекция |
7 | Обобщение полученных данных | Регулятивные: Выработать умения пользовать методами исследования в практической деятельности; обобщать и последовательно излагать материал исследовательского проекта; выделять главное и второстепенное Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Практическое занятие |
8 | |
Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (9 часов) | |
1 | Планирование работы | Регулятивные: Выработать умения составлять план работы. Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Практическое занятие |
2 | |
3 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию | Регулятивные: Выработать умения составлять вопросы к анкете, проводить анкетирование и другие виды социального опроса. Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Практическое занятие |
4 | |
5 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы для исследования | Регулятивные: Выработать умения работать в библиотеке, отбирать материал и классифицировать его. Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Практическое занятие в библиотеке |
6 | Учимся делать презентацию | Регулятивные: Выработать умения делать компьютерную и устную презентацию проекта. Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Практическое занятие |
7 | |
8 | |
9 | |
Подготовка и проведение защиты проекта (11 часов) | |
1 | Психологический аспект готовности к выступлению | Регулятивные: Выработать умение уверенно держаться перед публикой, используя простые психологические приемы. Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Практическое занятие |
2 | Подготовка к защите | Регулятивные: Выработать умение уверенно держаться перед публикой, используя простые психологические приемы. Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Практическое занятие |
3 | Культура выступления | Регулятивные: Выработать умение уверенно держаться перед публикой, используя простые психологические приемы. Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Лекция Практическое занятие |
4 | |
5 | Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. | Регулятивные: Выработать умение уверенно держаться перед публикой, используя простые психологические приемы. Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Лекция |
6 | Защита проектов | Регулятивные: Выработать умение уверенно держаться перед публикой, используя простые психологические приемы. Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства. | Практическое занятие |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | Анализ проектно-исследовательской деятельности | Регулятивные: Выработать умение анализировать прошедшее выступление. Познавательные: Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни. Коммуникативные: Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству. | Практическое занятие |
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Программы дистанционного курса повышения квалификации работников образования «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами»: учебно-методическое пособие, автора М.А. Ступицкой и рекомендован для использования в школах Центром научных исследований и мониторинга Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, М.: «Педагогический университет Первое сентября», 2011 г.
Список литературы
Литература для учителя:
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с
Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3 - 256с.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с
Литература для обучающихся:
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет- ресурсы:
Большая детская энциклопедия для детей. http://www.mirknig.com/
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). http://all-ebooks.com/
А.Ликум - Детская энциклопедия. http://www.bookshunt.ru/
Почему и потому. Детская энциклопедия http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. http://www.booklinks.ru/
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? http://www.fsu-expert.ru/node/2696
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова http://standart.edu.ru/
Проектная деятельность в начальной школе http://pedsovet.org/component/option,com
Тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Наименование раздела. Тема урока | Кол-во часов | Понятия | Цели | Основные виды деятельности учащихся | Форма проведения занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Введение (1 ч.) |
1 | Что такое проект | 1 | проект, проблема, информация | Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся. | Беседа Презентация исследовательских работ учащихся. | Лекция |
I. Теоретический блок (16 ч.) Способы мыслительной деятельности (7 ч.) |
2 | Что такое проблема | 1 | проблема, объект исследования. | Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. | Беседа Игра «Посмотри на мир чужими глазами». | Лекция |
3 | Как мы познаём мир | 1 | наблюдение, эксперимент, опыт. | Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. | Игры на внимание. | Слайдовая презентация |
4 | Удивительный вопрос | 1 | вопрос, ответ. | Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. | Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». | |
5-6 | Школа «почемучек». Учимся выдвигать гипотезы. | 2 | гипотеза, вопрос, ответ. | Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать. | Беседа, работа в парах, тренинг Игра «Найди причину». | |
7-8 | Источники информации | 2 | источник информации. | Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). | Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. Оформление списка использованных электронных источников. | ПК, проектор, экран, презентация |
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.) |
9-10 | Выбор темы исследования | 2 | | Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. | | |
11 | Цели и задачи исследования | 1 | | Цель: уметь ставить цели и определять задачи исследования. | Практика | |
12-13 | Методы исследования. Мыслительные операции. | 2 | эксперимент, экспериментирование, анкетированиеанализ, синтез. | Цель: знать о методах исследования, уметь проводить исследования с использованием различных методов. | Практика Анкетирование Эксперимент | |
14-17 | Сбор материала для исследования. | 4 | | Цели: Знать правила и способы сбора материала. Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. | Практика | |
18 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | 1 | Анализ, синтез, вывод | Цель: развитие умений анализировать свои действия и делать выводы. | Практика, работа в группах | компьютер |
19-20 | Обобщение полученных данных. | 2 | Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное. | Цели: Знать способы обобщения материала Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное. | Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. | компьютер |
Практический блок (13 ч.) Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты ( 9 ч. ) |
21-23 | Планирование работы | 3 | | Цели: составление плана работы над проектами . Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. | Беседа, исследовательская работа в группах | выставка книг, интернет-ресурсы |
24-26 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 | Анкета, социальный опрос, интервью | Цели: знать, как составить анкету, опрос. Уметь провести анкетирование, опрос, взять интервью | Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. | |
27-28 | Работа в библиотеке с литературой. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 | каталог | Цели: уметь работать в библиотеке с каталогами, отбирать необходимую литературу по теме проекта. и составлять список литературы по теме исследования. | Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. | Библиотечный каталог, интернет-ресурсы |
29-31 | Работа за компьютером. Оформление презентации. | 3 | презентация | Цель: уметь работать на компьютере, синтезировать материал, создавать презентации | Практика | Слайдовая презентация |
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (3 часа) |
32-33 | Подготовка к защите. | 2 | Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. | Знать: правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. | Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. | |
34 | Защита проектов. | 1 | | Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности. | Конференция | ПК, проектор, экран, презентация |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Литература для обучающихся:
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет- ресурсы:
* Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
* Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
* А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
* Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
* Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/