СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"»

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности

«Основы проектной деятельности»

для обучающихся 7-8 классов


Содержание тем учебного курса «Основы проектной деятельности»

7 класс - 34 часа

Что такое проект.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.

Понятия: проект, проблема, информация

Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Учимся выдвигать гипотезы.

Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

Выбор темы исследования.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Цели и задачи исследования.

Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.

Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

Сбор материала для исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.

Обобщение полученных данных.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.

Планирование работы.

Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Оформление презентации.

Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.

Психологический аспект готовности к выступлению.

Способы преодоления неуверенности в себе. Как сохранить спокойствие. Проведение тестов на определение уровня тревожности.

Подготовка к защите.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Культура выступления.

Соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Что такое критика? Как правильно и адекватно воспринимать критику. Эталон выступления. Оценка личностных достижений в проекте. Комментирование отметок. Виды самооценки. Способы сохранения нормального уровня самооценки.

Защита проектов.

Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей.  

8 класс – 34 часа

Введение. Что такое проект.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.

Понятия: проект, проблема, информация

Теоретический блок.

Способы мыслительной деятельности

Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятия: проблема, объект исследования.

Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Учимся выдвигать гипотезы.

Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

Этапы работы в рамках исследовательского проекта

Выбор темы проекта.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Цели и задачи проекта.

Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.

Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

Сбор материала для исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .

Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.

Обобщение полученных данных.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.

Практический блок.

Мы – исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты

Планирование работы.

Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с литературой. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Книга. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Работа за компьютером. Обобщение полученных данных. Оформление презентации.

Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

Подготовка к защите.

Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Защита проектов.

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей.  

Конференция или проектные дни.

Выступления учащихся по защите своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Личностные результаты:

В сфере гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

В сфере патриотического воспитания: отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.

В сфере духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.

В сфере эстетического воспитания: понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.

В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

В сфере экологического воспитания: ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их решения; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

В сфере понимания ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;


понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.

Метапредметные результаты:

В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

  • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения,

  • причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;

  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

  • запоминать и систематизировать биологическую информацию.

В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;

  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различия и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);

  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;

  • овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта школьников.

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;

  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;

  • делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

  • оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями

других;

  • выявлять и анализировать причины эмоций;

  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

  • регулировать способ выражения эмоций.

  • Принятие себя и других;

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

  • открытость себе и другим;

  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг;

  • овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты освоения программы для обучающихся 7 классов:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • приобретение опыта использования методов биологической науки с целью изучения биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

  • формирование умений решать учебные задачи биологического содержания, выявлять причинно-следственные связи, проводить качественные и количественные расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;

  • владение навыками работы с информацией естественно-научного содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности;

  • знание основных факторов окружающей среды, влияющих на развитие и существование живых организмов, адаптаций к факторам окружающей среды;

  • знание основных подходов селекции и биотехнологии культурных растений, характеризовать генетически модифицированные растения, оперировать понятиями, гибридизация, отдаленная гибридизация, искусственный отбор, гетерозис, трансформация, мутагенез, генетическое редактирование;

  • знание основных заболеваний человека, механизмов их развития, способах их диагностики и лечения;

  • формирование умения использовать понятийный аппарат и символический язык генетики, грамотное применение научных терминов, понятий, теорий, законов для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов, позволяющих заложить фундамент научного мировоззрения.

Предметные результаты освоения программы для обучающихся 8 классов:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • формирование умения интегрировать биологические знания со знаниями из других учебных предметов (физики, химии, географии, истории, обществознания и т. д.);

  • формирование умения планировать учебное исследование или проектную работу с учетом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу и ставить задачи исследования, выбирать адекватно поставленной цели методы, делать выводы по результатам исследования или проектной деятельности;

  • формирование интереса к углублению биологических знаний (предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация) и выбору биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования для будущей профессиональной деятельности, в области биологии, медицины, экологии, психологии, ветеринарии, сельского хозяйства;

  • умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов; интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта - иметь четкие представления о материалистической сущности геномов живых организмов и регуляцию их работы;

  • знание основных подходов биотехнологии, использования ее достижений в современной жизни человека, особенности использования живых организмов для производственных нужд человека;

  • понимание молекулярных механизмов реализации наследственной информации и умение свободно оперировать основными понятиями молекулярной биологии и ее современных направлений

В ценностно-ориентационной сфере: знание, что применение современных технологий молекулярной биологии позволяет успешно решать такие злободневные проблемы, как охрана окружающей среды, сохранение здоровья человека, контроль и восстановление экосистем.

Взаимосвязь с программой воспитания.

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания, учитывает психолого-педагогические особенности данных возрастных категорий. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:

  • в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;

  • в возможности комплектования разновозрастных групп для организации профориентационной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания;

  • в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается примерной программой воспитания.

Тематическое планирование

7 класс

урока

Тема урока

Характеристика основных видов учебной

деятельности

Форма проведения занятия

1

Что такое проект.

Регулятивные:

Возможность научиться ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства, строить монологические высказывания.

Лекция

Способы мыслительной деятельности (6 часов)


1

Что такое проблема.

Регулятивные:

Научится выявлять проблему в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, выделять проблему.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства, строить монологические высказывания.

Лекция

2

Как мы познаем мир.

Регулятивные:

Овладеть методами наблюдения и эксперимента в рамках исследовательского проекта.

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Семинар

3

Удивительный вопрос

Регулятивные:

Умение задавать вопросы с точки зрения их содержательности и логичности.

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Диспут

4

Учимся выдвигать гипотезы

Регулятивные:

Умение выдвигать аргументированные, логически обоснованные гипотезы, развитие творческого мышления

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Лекция

5

Источники информации

Регулятивные:

Выработать умения работы с книгой, электронным носителем книги; правилами оформления списка использованной литературы.

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Практическое занятие

6


Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (8 часов)


1

Выбор темы исследования

Регулятивные:

Выработать умения выделять приоритетную тему исследовательского проекта

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Практическое занятие

2

Цели и задачи исследования

Регулятивные:

Выработать умения ставить перед собой цель проекта и определять задачи для достижения поставленной цели.

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в игре; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Практическое занятие

3

Методы исследования. Мыслительные операции.

Регулятивные:

Выработать умения пользовать методами исследования в практической деятельности.

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Практическое занятие

4


5

Сбор материала для исследования

Регулятивные:

Выработать умения пользовать методами исследования в практической деятельности; фиксации получаемых сведений

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Практическое занятие

6

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Регулятивные:

Выработать умения анализировать свои действия и делать выводы

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Лекция

7

Обобщение полученных данных

Регулятивные:

Выработать умения пользовать методами исследования в практической деятельности; обобщать и последовательно излагать материал исследовательского проекта; выделять главное и второстепенное

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Практическое занятие

8


Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (9 часов)


1

Планирование работы

Регулятивные:

Выработать умения составлять план работы.

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Практическое занятие

2


3

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию

Регулятивные:

Выработать умения составлять вопросы к анкете, проводить анкетирование и другие виды социального опроса.

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Практическое занятие

4


5

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы для исследования

Регулятивные:

Выработать умения работать в библиотеке, отбирать материал и классифицировать его.

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Практическое занятие в библиотеке

6

Учимся делать презентацию

Регулятивные:

Выработать умения делать компьютерную и устную презентацию проекта.

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Практическое занятие

7


8


9


Подготовка и проведение защиты проекта (11 часов)


1

Психологический аспект готовности к выступлению

Регулятивные:

Выработать умение уверенно держаться перед публикой, используя простые психологические приемы.

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Практическое занятие

2

Подготовка к защите

Регулятивные:

Выработать умение уверенно держаться перед публикой, используя простые психологические приемы.

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Практическое занятие

3

Культура выступления

Регулятивные:

Выработать умение уверенно держаться перед публикой, используя простые психологические приемы.

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Лекция

Практическое занятие

4


5

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Регулятивные:

Выработать умение уверенно держаться перед публикой, используя простые психологические приемы.

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Лекция

6

Защита проектов

Регулятивные:

Выработать умение уверенно держаться перед публикой, используя простые психологические приемы.

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства.

Практическое занятие

7


8


9


10

Анализ проектно-исследовательской деятельности

Регулятивные:

Выработать умение анализировать прошедшее выступление.

Познавательные:

Способность строить логические суждения, отстаивать свою точку зрения, использовать полученные навыки в жизни.

Коммуникативные:

Научится учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

Практическое занятие













Учебное и учебно-методическое обеспечение


  1. Программы дистанционного курса повышения квалификации работников образования «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами»: учебно-методическое пособие, автора М.А. Ступицкой и рекомендован для использования в школах Центром научных исследований и мониторинга Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, М.: «Педагогический университет Первое сентября», 2011 г.


Список литературы

Литература для учителя:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 321с.

  2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

  3. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

  4. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2

  5. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с

  6. Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005

  7. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3 - 256с.

  8. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с


Литература для обучающихся:

  1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.

  2. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008

  3. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет- ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия для детей. http://www.mirknig.com/

  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). http://all-ebooks.com/

  3. А.Ликум - Детская энциклопедия. http://www.bookshunt.ru/

  4. Почему и потому. Детская энциклопедия http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

  5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. http://www.booklinks.ru/

  6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? http://www.fsu-expert.ru/node/2696

  7. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова http://standart.edu.ru/

  8. Проектная деятельность в начальной школе http://pedsovet.org/component/option,com

































Тематическое планирование

8 класс


№ п/п

Наименование раздела.

Тема урока


Кол-во часов

Понятия

Цели

Основные виды деятельности учащихся

Форма проведения занятия

1

2

3

4

5

6

7

Введение (1 ч.)

1

Что такое проект

1

проект, проблема, информация

Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся.


Беседа

Презентация исследовательских работ учащихся.

Лекция

I. Теоретический блок (16 ч.)

Способы мыслительной деятельности (7 ч.)


2

Что такое проблема

1

проблема, объект исследования.

Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.


Беседа

Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Лекция

3

Как мы познаём мир

1

наблюдение, эксперимент, опыт.


Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.


Игры на внимание.

Слайдовая презентация

4

Удивительный вопрос

1

вопрос, ответ.

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.


Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».


5-6

Школа «почемучек». Учимся выдвигать гипотезы.

2

гипотеза, вопрос, ответ.

Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.


Беседа, работа в парах, тренинг

Игра «Найди причину».


7-8

Источники информации

2

источник информации.

Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).


Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Оформление списка использованных электронных источников.


ПК, проектор, экран, презентация

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.)

9-10

Выбор темы исследования

2


Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.




11

Цели и задачи исследования

1


Цель: уметь ставить цели и определять задачи исследования.


Практика


12-13

Методы исследования. Мыслительные операции.

2

эксперимент, экспериментирование, анкетированиеанализ, синтез.

Цель: знать о методах исследования, уметь проводить исследования с использованием различных методов.


Практика

Анкетирование

Эксперимент


14-17

Сбор материала для исследования.

4


Цели: Знать правила и способы сбора материала.

Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.


Практика


18

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

1

Анализ, синтез, вывод

Цель: развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.

Практика, работа в группах

компьютер

19-20

Обобщение полученных данных.

2

Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.


Цели: Знать способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.


Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

компьютер

Практический блок (13 ч.)

Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты ( 9 ч. )

21-23

Планирование работы

3


Цели: составление плана работы над проектами . Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.

Беседа, исследовательская работа в группах

выставка книг, интернет-ресурсы

24-26

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

2

Анкета, социальный опрос,

интервью

Цели: знать, как составить анкету, опрос. Уметь провести анкетирование, опрос, взять интервью


Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.



27-28

Работа в библиотеке с литературой. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

каталог

Цели: уметь работать в библиотеке с каталогами, отбирать необходимую литературу по теме проекта. и составлять список литературы по теме исследования.


Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.


Библиотечный каталог,

интернет-ресурсы

29-31

Работа за компьютером. Оформление презентации.

3

презентация

Цель: уметь работать на компьютере, синтезировать материал, создавать презентации

Практика

Слайдовая презентация

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (3 часа)


32-33

Подготовка к защите.

2

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.


Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.


Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.


34

Защита проектов.

1


Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.


Конференция

ПК, проектор, экран, презентация

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Литература для учителя:


  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 321с.


  1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.


  1. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.


  1. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2


  1. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.


  1. Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.



  1. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.


  1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.


Литература для обучающихся:


  1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.


  1. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008


  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.


Интернет- ресурсы:


  1. * Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/

  2. * Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html


  1. * А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._


  1. * Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/


  1. * Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/