СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
совместная разработка с Пеньковской П.С.
Разработка этнографической квест-игры «Путешествие по народам Ульяновской области»
Авторы- составители:
Смирнова Н.Ю.
Пеньковская П.С.
Захарова О.Ф.
Игровые формы используются не только для развлечения, но и для пользы, в процессе обучения детей. Главное преимущество использования игр в этой сфере связано с тем, что ребенок получает большее удовольствие, чем от прослушивания традиционных лекций. Дети уверены, что развлекаются, и одновременно запоминают нужную информацию.
В нашем случае, мы используем этнографическую игру-квест, которая формирует у учащихся представление о местах проживания этносов русских, чувашей, татар и мордвы на территории Ульяновской области, особенностях их традиций, обычаев, костюмов, национальных блюд и т.д. Квест в данном случае является отличной педагогической технологией, которая помогает обучающимся через выполнение различных заданий продвигаться по сюжету игры и получать новые знания.
Цели квеста-игры:
-образовательные (обобщить знания по теме, вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный процесс);
-развивающие (развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения обучающихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией);
- воспитательные (воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению).
Задачи:
1. Способствовать формированию у обучающихся знаний в области культуры народов Ульяновской области
2. Укрепить духовно-нравственные и социальные ценности.
4. Способствовать развитию коммуникативных навыков участников квеста.
Целевая группа: обучающиеся в возрасте 10-15 лет (ученики 5-8 классов). В задания могут вноситься изменения в зависимости от возрастных особенностей участников.
Условия эффективности проведения мероприятия:
Данная программа выстроена как игра- путешествие (квест). Ребята переходят от станции к станции, выполняя творческие и интеллектуальные задания, постепенно перемещаясь вперед по карте. По итогу команда, которая прошла весь квест и первая дошла до конца, становится победителем.
Для успешной реализации мероприятия необходимы минимум 5-6 команды, количество ребят в команде не более 2-3 человек. Время проведения квест-игры не должно превышать 40 минут.
В образовательном процессе квест – специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным маршрутам, включая и поиск этих маршрутов или иных объектов, людей, заданий. Квест связан с поиском и обнаружением мест, объектов людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы. Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Наш квест составлен на основе тематического блока по историческому краеведению «Народы Ульяновской области».
Наш квест является линейным, т.е. игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут. Однако квест был составлен в форме настольный игры «ходилка». Особенность данной игры-квеста состоит еще в том, что она создана усилиями не только педагогов, но и учеников, которые на протяжении долгого времени собирали большое количество информации про народы Ульяновской области, выступая группами на уроках по историческому краеведению и затем, использовав это, составили задания различных форм: кроссвордов, филвордов, ребусов и т.д. Дети еще до создания квеста совместно трудились, делились идеями, придумывали оформление игры, использовав различные компьютерные приложения для рисования местной карты, вставки различных картинок, добавив в игру QR-коды, через которые можно дополнительно узнать информацию об истории заселения того или иного народа Ульяновска. На самой «ходилке» изображена территория Ульяновской области, разделенная на районы, в которых проживают определенные народы.
Так как игра выполнена в форме «ходилки», учащиеся не просто делают свой ход по районам народов Ульяновска, попадая на определенные позиции и выполняя задания, но и могут оказаться в «ловушках разбойников» и, в случае правильного ответа, получить награду – продвижение на несколько ходов вперед, а в случае неправильного – наказание в виде пропуска хода или перемещения на несколько позиций назад. Кроме того, игроки могут натолкнуться и на вопросы повышенной сложности. Такого типа задания в игре также необходимы, так как ученики, входя в игровой азарт, более активно стараются выполнить их. Учащиеся коллективно начинают обдумывать пути решения того или иного вопроса и приходят к единому мнению.
Структура квеста:
1. Введение - вступление, где четко описаны главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
2. Задание - четко определен итоговый результат самостоятельной работы (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; анонсирована проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть обоснована; указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
3. Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде, на компакт-дисках, видео/аудио носителях, в бумажном виде, раздаточный материал, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
4. Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
5. Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квеста. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квесте.
6. Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками квеста. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся на дальнейшее изучение и исследование учебного материала.
Алгоритм проведения квест-игры
1. Определить цели и задачи квест-игры.
2. Определить целевую аудиторию (педагоги, дети, родители), ресурсы, выбрать место проведения игры.
3. Определить количество команд.
4. Разработать легенду игры, ее формат и правила, написать сценарий (конспект).
5. Рассчитать количество организаторов и помощников.
6. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
7. Подготовить задания, раздаточный материал, необходимое снаряжение и реквизит для квест-игры.
8. Проведение игры.
9. Обобщение и презентация результатов квест-игры.
10. Провести анализ полученных результатов.
Принципы построения квеста
1. Принцип навигации. Педагог выступает как координатор процесса образования, мотивирует и направляет учащихся.
2. Принцип доступности заданий. Задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям учащихся.
3. Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Образовательные задачи реализуются при помощи игровых методов и приемов.
4. Принцип интеграции. Использование различных видов образовательной деятельности учащихся при проведении квеста.
5. Принцип добровольности образовательных действий учащегося.
В ходе создания этнографической квест-игры использовались следующие приемы:
игры разной направленности;
интеллектуальные викторины;
задания творческого характера;
загадки, кроссворды, ребусы, шифры, пазлы, филворды, анаграммы;
Задания для квеста составляются с учетом возрастных особенностей участников, типа и темы квеста. Формулировки заданий простые и ясные, побуждают участников остановиться и внимательнее взглянуть на тот или иной объект. Задания перекликаются между собой, а в финале у учащихся формируется полное представление о культуре основных народов Ульяновской области. Финалом игры является полное прохождение квест-игры «ходилки» и выход участников к Волге.
Безусловно, для организации игрового процесса требуется один или несколько ведущих, задача которых состоит в том, чтобы направлять игроков по карте, объяснять алгоритм выполнения заданий, отвечать на возникшие вопросы, делиться информацией про культурные и исторические особенности народа того или иного района, комментировать процесс для поддержания комфортной атмосферы игры. Ведущими квеста могут быть и сами дети, дополнительно подготовившись к этой роли. Учащиеся в таком случае могут развивать и навык публичных выступлений, умение взаимодействовать с аудиторией. Таким образом, организатор квеста ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:
Коммуникационная – обмен мнениями и новой информацией между участниками;
Информационная – приобретение участниками нового знания;
Мотивационная – побуждение детей к дальнейшему расширению информационного поля;
Оценочная – соотнесение новой информации и уже имеющихся у обучающихся знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.
Значимость данной игры заключается в том, что после каждой игры участник проводит самоанализ своих возможностей качеств, умений и навыков, понимая, что ему не хватило для достижения оптимального результата. Помимо этого, игра ориентирована на большое количество участников, поэтому развивает необходимые навыки коллективной деятельности.
Мы считаем, что технология образовательных квестов является одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникативных компетенций учащихся в современном образовательном процессе. Она призвана не только улучшить восприятие материала, но позволяет стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Применяйте современную игровую технологию Квест в своей работе, ведь учиться, играя намного интересней.
Мы предлагаем вам познакомиться со сценарием одного образовательного квеста «Путешествие по народам Ульяновской области» (см.приложение).
Приложение№1
СЦЕНАРНЫЙ ХОД
НАЧАЛО:
1.Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем всех вас на этнографическую квест –игру, которая называется «Путешествие по народам Ульяновской области». Квест оформлен в стиле известной игры «ходилка», поэтому мы с вами разделимся на команды, получим фишки, игральную кость и ознакомимся с правилами.
Правила: Для этой игры понадобятся игральные кубики и фишки. Игроки бросают кубик, передвигают фишки, выполняют задания по карточкам. Стоит обратить внимание на знаки:
- вернись на 2 хода,
переброс хода, выполнение задание – ход вперед
(Вступление. Краткий экскурс по карте -ходилке, обобщенный рассказ про народы Ульяновска)
Наша Родина, Россия, страна очень красивая и богатая, особенно своими мудрыми традициями и красивыми обычаями. Но у нас с вами есть Малая Родина, Ульяновск, или, как он раньше назывался, Симбирск, и его березовые рощи, великая Волга, сосновые боры, бескрайние поля. Важно знать культуру и традиции тех народов, которые создавали историю нашего края, вносили большой вклад в его развитие.
На нашей карте изображены территории заселения четырех основных народов Ульяновской области: русских, чувашей, татар и мордвы. У каждого народа есть свои особенности в традициях, верованиях, быту, устоях. Давайте поближе с ними познакомимся через игру!
Перед вами представлены QR-коды, в которых содержаться краткая информация об истории заселения каждого народа нашей области. Предлагаем сначала узнать что-то интересное о чувашах и начать играть!
QR коды для игры об истории и происхождении народов
Русские представители славянской группы индоевропейской языковой семьи, самая многочисленная группа населения Ульяновской области. Первое русское поселение на территории области – Промзино-( ныне поселок. Сурское) основано в 1552 г. С присоединением Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств к Русскому государству московское правительство начинает активное заселение Среднего Поволжья. В 16 веке и в первой половине 17 века появляются первые поселения крепости: Сурский Острог, Аргаш, Сызганская слобода, Валгуссы, Тальский Острог, Аристовка. Проживает по всей территории области. Но наиболее компактно в Ульяновском, Теренгульском, Майнском, Карсунском, Сурском, Новоспасском, Радищевском районах, в городах Ульяновске, Димитровграде
Татары.В этническом составе татарского населения имеются различные компоненты: древние тюркские (пришедшие из азиатских степей в I тыс. н.э.), булгарские, кипчакские, и другие тюркоязычные племена, а также некоторые финно-угорские и славянские. В Симбирском крае выделяют локальные группы татар: буинские, симбирские, карсунские, хвалынские (Старокулаткинского, Павловского, Николаевского районов) и татары заволжских районов. Нынешние татары до XIX века предпочитали называть себя "боргарлы", "казанлы" или "мослеман" (мусульмане). Лишь в XX столетии слово "татары" окончательно превратилось в самоназвание народа. Среди татар Среднего Поволжья выделяются две основные этнические группы: казанские татары и мишари. На территории Ульяновской области проживают преимущественно татары-мишари. Происхождение мишарей полностью не выяснено. Большинство исследователей считают их потомками отюретченной финно-угорской мещеры. По другому мнению, формирование татар-мишарей шло на основе развития западной булгаро-буртасской части населения Булгарии. Татары проживают в основном в Ульяновске, Димитровграде и компактно в Старокулаткинском (наиболее старые поселения), Мелекесском, Новомалыклинском (с XVIII в.), Чердаклинском (с кон. XVII в.) районах
Чуваши - представители тюркской группы алтайской языковой семьи. Само название народа "чуваш", производят от булгарского племени сувар, суваз. Начало чувашскому этносу положили тюркоязычные племена булгар и сувазов, а также финно-угорские племена марийцев. Булгары и сувазы переселившись после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами "горных" марийцев и сформировали группу чувашей-вирьялов (верховых), живущих ныне в северо-западных районах Чувашии. В то же время, тюркоязычные племена сувазов, осев в центральных и южных районах современной Чувашии, образовали группу анатри (низовые). Анатри больше сохранили черт традиционной культуры и антропологический тип своих тюркоязычных предков и по культурным особенностям имеют значительное сходство с татарами. В культуре же вирьялов проявились черты финно-угорских предков -"горных" марийцев. На территории Ульяновской области проживают преимущественно чуваши анатри. Наиболее компактно проживают в Цильнинском районе- 58,8%, а также в Павловском, Новомалыклинском, Мелекесском, Барышском.
Мордва .Мордовские племена -автохонное (коренное) население междуречья Оки, Суры, Средней Волги. Мордва делится на две основные группы: эрзю, занимавшую в прошлом левобережье р. Суры, и мокшу, обитавшую в бассейне р. Мокши. В Ульяновской области проживает преимущественно мордва - эрзя. По языковой группе мордва относится к волжской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Живет она преимущественно в южных районах области - Николаевском, Новомалыклинском, Кузоватовском, Павловском и других районах.
Основным занятием мордвы издревле являлось земледелие, поэтому обряды земледельческого цикла занимали ведущее место в ее культуре. В земледельческой обрядности нашли отражение различные формы обожествления плодородия : гадания, почитание стихий (воды, земли, солнца, огня, ветра, дождя), поклонение духам предков, выступавших как податели плодородия. Все это прослеживается в обрядах годового цикла, остатки которого сохранились и до настоящего времени
ЧУВАШИ
ПРОСТЫЕ ЗАДАНИЯ
Чувашский этнос сформировался в I тысячелетии в лесостепных районах правобережной Волги в результате смешения булгар с финно-уграми. Так же, как и остальные народы, чуваши сеяли много культур: рожь, полбу, пшеницу, овес и т.д. Но кроме этого, они занимались и другими видами хозяйства. Ваша задача, с помощью кроссворда выделить основные занятия чувашского населения.
1. Название этого чувашского праздника трактуется по-разному: и как «овечья нога» и как «дух-хозяин овец». Как называется праздник?
Сурхури
Навразу
Акатуй
Ответ: Сурхури. Отмечался зимой, в период зимнего солнцестояния. Позднее совпал с христианским рождеством. Во время празднования сурхури проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота Юсман Хыпар 1551. зимек
2. Нитками какого цвета обводятся все узоры в чувашской вышивке?
Все узоры в чувашской вышивке обводятся нитками черного цвета
3. Как назывался старинный безалкогольный напиток чуваш, который в древние времена был обязателен при языческих молениях? Позднее этот напиток стал использоваться как приправа к киселям и кашам.
1.Квас 2. Щербет 3. Пиво
Древний ритуальный напиток шерпет - медовая сыта. Способ его приготовления был прост: в 5-6 частях кипяченой воды растворяли мед. Шерпет употреблялся с киселем во время жертвоприношений, в обычное время его пили редко. Приятный вкус воды какого-либо источника часто сравнивают с медовой сытой.
4. В далеком прошлом бедные чуваши ради экономии нередко покупали эту вкусовую приправу в комках и ели ее "вприкуску" с хлебом. О какой вкусовой приправе идет речь? Какие еще приправы использовали зажиточные и богатые чуваши?
Ответ - Соль. Богатые использовали хлебный уксус, перец
Важнейшим элементом культуры является одежда. Национальная одежда не представляется без вышитого на ней строгого, но броского чувашского орнамента. Он рассказывает о возрасте хозяина костюма, его статусе, состоянии, принадлежности к роду. В изделиях преобладает сочетание белого и красного цветов. По верованиям древних чувашей, эта гамма обозначает сакральную чистоту.
Чтобы ближе познакомиться с элементами национальных костюмов, попробуйте определить элемент одежды с помощью описания.
5. Из нее состоял мужской традиционный костюм, шили ее из белого холста. Она состояла из среднего полотнища с шейным вырезом. Как назывался этот элемент одежды? (рубаха) (кепе)
6. Они шились из холста с широким шагом. Как назывался этот элемент одежды? (штаны)
7. Ее изготавливали из грубошерстного сукна, шили их прямоспинными, они застегивались или запахивались. Как назывался этот элемент одежды? (кафтан)
8. Делали ее из войлока в виде цилиндра с закругленным верхом и небольшими, загнутыми вверх полями. Как назывался этот элемент одежды? (шляпа)
9. Его надевали поверх женской рубахи, он часто имел узоры-обереги в виде солнца. Согласно народным поверьям, узоры защищали владелицу рубашки от злых духов. Как назывался элемент одежды? (передник) (черситти)
10. Как назывался женский головной убор, который носили девочки и незамужние женщины по праздникам и выходным. Он изготавливался из 1−2 слоев холста, украшался бисерной вышивкой. После замужества девушки передавали свои уборы младшим сестрам.
(тухья)
11. Ее носили женщины по праздникам. Отличительная особенность – наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой. Как называется данный элемент одежды?
(хушпа)
12. Как назывался женский длинный головной убор в форме полотенца из тонкого холста или ткани, украшенной орнаментом, обшитый кружевом?
(сурпан)
13. Они производились из липового лыка. Носили их с онучами или с суконными чулками. Как назывался этот элемент одежды? (лапти-сапата)
В пище чувашей преобладали растительные продукты. В большом количестве ели овощи. Мясо крестьяне ели редко, в основном, по праздникам или осенью, когда забивали скот. В питании чувашского населения произошли изменения, но многие блюда продолжают бытовать и сегодня. Ниже приведены наборы картинок с ингредиентами, которые нужно сопоставить с картинками соответствующих блюд.
14. Как называется столица чувашской республики? (Чебоксары)
15. Самая длинная река, протекающая на территории Чувашии. (Волга)
16. Цвет основного фона государственного флага Чувашской Республики? (желтый)
ЧУВАШИ. СЛОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ
Вы попали в ловушку чувашского хозяина леса – АРЗЮРИ. В некоторых мифах у арзюри черное лицо, длинные волосы, три руки, три ноги и четыре глаза: два спереди и два сзади. У него очень большая голова и глаза размером с зернышко. Арзюри представлялся и в других обликах: человеческом или животном. Арзюри сбивает людей с дороги, издевается над ними, вырывает зубы, пугает жутким хохотом. Арзюри обычно гоняется за человеком в лесу, принимая всевозможные образы: овцы, зайца, вспыхивающего огонька, хлебной скирды и т.п. Арзюри любит человеческих детей, играет с ними, успокаивает. Чтобы убежать от него, ответьте на его вопрос.
1. Зачем чуваши проводили обряд купли-продажи ребёнка?
В случае частых смертей новорожденных чуваши совершали обряд купли-продажи ребенка.
Для предотвращения смерти детей у многих народов Поволжья, в том числе и у чуваш, практиковались различные обряды купли-продажи, которые должны были ввести в заблуждение «нечистую» силу и лишить ее возможности нанести вред ребенку. Ребенка «продавали» первому
встречному или нищему, подавая его через окно. Затем мать выкупала свое дитя за 2–4 копейки. Применялся и так называемый «обмен» ребенка. Дожидались первого встречного человека, отдавали ему ребенка, которого тот относил во двор и клал в конскую колоду. После этого он звал отца новорожденного взять якобы случайно найденное дитя.
2. Почему чувашским детям давали двойные имена?
Оберегая своих детей, родители нередко дают им двойные имена. Сам чувашский народ тоже часто давал себе другие имена. Но с введением христианства у чувашей тоже появились двойные имена: русские и свои, национальные. В семьях, где часто умирали дети, последующих детей называли двойными именами, в состав второго имени входило слово "тукта" (остановись) - считалось, что это остановит смерть ,смерть обознается и не забрёт этого ребенка. Наряду с именами содержащими слово "тукта" встречались имена , которые переводятся как "собака не возьмет" (Итильмес)
3. В чувашском языке нет этого слова. Поэтому отвечая на вопрос:
Эсĕ килетĕн-и? Чуваши отвечают: - Килетĕп. О каком слове идет речь?
В чувашском языке нет слова «Да», Поэтому на вопрос: «Ты придешь?» Чуваши отвечают: «Приду»
4. Назовите автора Чувашского государственного герба?
В.Смирнов
Э.Юрьев
А.Миттов
Вы попали в ловушку к ВУДАШ – духу воды. В вудашей, по поверьям, превращались утопленники. По одной версии, это полулюди - полурыбы, по другой - такие же существа, как люди, на двух ногах, живут в больших прудах, реках и озерах. В полдень людям нельзя купаться, в это время купаются сами вудаши. В солнечные дни они выходят на берег в обличье красивых черноволосых девушек и усаживаются расчесывать золотым гребешком свои длинные волосы. В таком виде они и показываются людям. Вудаш удалось вас заколдовать, и чтобы освободиться, нужно выполнить ее задание.
Чувашский этнос сформировался в I тысячелетии в лесостепных районах правобережной Волги в результате смешения булгар с финно-уграми. Так же, как и остальные народы, чуваши сеяли много культур: рожь, полбу, пшеницу, овес и т.д. Но кроме этого, они занимались и другими видами хозяйства. Ваша задача, с помощью кроссворда выделить основные занятия чувашского населения.
5. Неземледельческие работы, позволяющие крестьянам получить дополнительный заработок (промыслы)
6. Отрасль растениеводства, занимающаяся возделыванием плодовых и ягодных культур (садоводство)
7. Одна из основных отраслей хозяйства, основанная на использовании земли с целью выращивания культур. (земледелие)
8. Отрасль сельского хозяйства, связанная с животными, выращиваемыми для получения мяса, молока и т.д. (животноводство)
РУССКИЕ
ПРОСТЫЕ ЗАДАНИЯ
Поляна 1. Найди загаданное БЫТ, ДОМ
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. Вот мы с вами в ней и оказались! Всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда (Показ слайда). Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки об избе, доме?
Отлично! А теперь наша с вами задача отгадать загадки, связанные с предметами, которые находятся в русской избе, найти их в нашем музее.
1. Дом – белый.
Дверь – черная.
Хозяин красный.
Что в дом вошло –
Все в небо ушло.
То она печет блины,
То показывает сны. (печка)
2. В ней толкли зерно, ощищая его от шелухи. (ступа)
3. Я — услужливый пузан.
Всех охотно угощаю.
То молчу, как истукан.
А то песни распеваю. (самовар)
4. Всех кормлю с охотою, а сама безротая,
Не лопата, не совок, что захватит, то в роток.
Кашу, суп или окрошку… Догадались? Это… (ложка).
5. Сам маленький, голова рогата, а бочку поднимает.(ухват)
6. Чем дольше я верчусь,
Тем толще становлюсь. (прялка)
7. Отгадай орудия труда
Серп
Соха
Плуг
Коса
«ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ РУССКИХ СКАЗОК».
8. Назовите одного из разбойников, с которым боролся Илья Муромец. (Соловей-Разбойник.)
9. Чудовище, которое живет на горе Сорочинской. (Змей Горыныч.)
10. Многодетная мать, у которой на детей произошло покушение. (Коза.)
11.Обитательница земли и воды, ставшая женой богатого наследника после покушения на ее жизнь. (Царевна-лягушка.)
12. Кто воровал золотые яблоки из сада в сказке «Иван-царевич и Серый волк»? (Жар-птица.)
13. Как звали невесту, которая сбежала от слепого и жадного жениха? (Дюймовочка.)
14. Папа, который снимал со своего сына стружку. (Папа Карло.)
15. Никому не нужный житель водных мест, мечтавший о полете. (Водяной.)
16. Как звали царевну, которую рассмешил мужик на печи. Как его звали? (Царевна Несмеяна, Емеля.)
17. Герой сказки, у которого вместо мозгов была солома. (Страшила. Из волшебника изумрудного города)
18. в какое время года происходили события в сказке «По щучьему велению» (Зима)
19. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Без хлеба)
20. Что такое «кулебяка»? (Пирог с рыбой).
Одна из версий полагает, что «кулебяка» произошло от «колобок», то есть небольшой хлеб. По другой версии название пирога «кулебяка» произошло от польского слова «kula» (куля) — шар. Это же слово есть и в украинском языке. Другое слово — коло — «круг». Очевидно, что название пирога связано с округлой формой. С ходом истории слово «коло» преобразовалось в русских деревнях как колобок.
21. Какая самая распространенная на Руси обувь? Лапти. Лапти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти).
22. Универсальный предмет мебели в русской избе. Скамья.
В русском быту для сидения или спанья использовали также СКАМЬИ. В отличие от лавки, которая прикреплялась к стене, скамья была переносной. Ее можно было в случае нехватки спального места поставить вдоль лавки, чтобы увеличить пространство для постели, или поставить к столу.
23. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. Ковш.
24. Не каток, а разглаживает, не паровоз, а пыхтит, трубы нет, а пар идет.
Утюг.
Это сегодня электроутюги прижились на подставке гладильной доски, а раньше, чугунные угольные утюги, после остывания, хранили под лавкой. И во время глажки, подготовленный утюг, ставили на стол на специальную подставку.
РУССКИЕ. СЛОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ
Вы попали к духу-хозяину леса-ЛЕШЕМУ. В древности данное существо наделяли достаточно противоречивыми качествами и считали, что лесовик способен как помочь человеку, так и навредить. Именно этим духам подчинялись все птицы, животные и растения.
Как и многие другие фольклорные персонажи, в период христианизации Руси, леший был сильно демонизирован и причислен к нечисти.
У него зеленые глаза, и как правило, он стар и любит рассказывать страшные истории. Он предлагает вам пройти задание, от выполнения которого нельзя отказаться.
Вкусный магический квадрат
В каждой русской избе любили встречать гостей! Но чем же в старину угощали? Что готовили к столу? Ваша задача – ответить на эти вопросы.
1. Перед вами магический квадрат с различными русскими блюдами. Ваша задача найти их и назвать.
Список слов 1) КУРНИК 2) БОТВИНЬЯ 3) СОЛЯНКА 4) СОЧИВО 5) КАША 6) ОКРОШКА
Определи праздник
Русские люди, которые жили в давние времена не только соблюдали обычаи и обряды, но и отмечали праздники. А еще они очень любили и у мели веселиться. У наших предков каждый праздник был определенным итогом, подводимый крестьянами после очередного нелегкого сбора урожая, изготовления большого запаса утвари. Обычно все праздничные дни начинались со службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Давайте теперь послушаем музыкальные композиции и определим праздники, во время которых они исполнялись.
https://www.youtube.com/watch?v=A555YZDav_g (масленица)
https://www.youtube.com/watch?v=0DeSnEArtuw (иван купала)
https://www.youtube.com/watch?v=kzQfCKh3vKc (коляда)
Большинство праздников русского народа было связано с полевыми работами, ведь земледелие у славян являлось главным занятием. К этому делу крестьяне подходили серьезно. Помогали славянам обрабатывать почту, выращивать урожай и собирать его орудия труда. Но какие? На это нам и предстоит ответить.
2. Многострунный щипковый музыкальный инструмент, встречающийся у русских и чуваш?
Ответ: ГУСЛИ (русский народный инструмент), КЕСЛЕ(чувашский народный инструмент).
3. Какое блюдо в Русской кухне солят трижды?
Ответ: Пельмени: соль кладут в начинку, соль кладут в тесто и солят бульон при варке
4. Назовите самый короткий русский народный праздник?
Ответ: Ночь на Ивана Купалу
Вы оказались в руках СОЛОВЕЯ-РАЗБОЙНИКА. Если вы не ответите на его вопрос, он поразит вас страшным свистом!
5. На Руси был обычай: в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? Приглашение на праздник
6. Что такое рубель? РУБЕЛЬ – предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Он представлял собой пластину из дерева твердых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне нарезались поперечные скругленные рубцы, вторая оставалась гладкой и иногда украшалась затейливой резьбой
7. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный «поезд» наших предков? Вокруг дуба.
8. Когда, по народным преданиям, цветёт папоротник? В ночь на Ивана Купалу
(с 23 на 24 июня по старому стилю)
МОРДВА
ПРОСТЫЕ ЗАДАНИЯ
Мордва делится на две основные группы: эрзю, занимавшую в прошлом левобережье р. Суры, и мокшу, обитавшую в бассейне р. Мокши. В Ульяновской области проживает преимущественно мордва - эрзя. По языковой группе мордва относится к волжской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Живет она преимущественно в южных районах области - Николаевском, Новомалыклинском, Кузоватовском, Павловском и других районах.
Нужно выполнить задания «Координаты», в которых спрятаны названия национальных мордовских блюд.
1.
1. Поза – слабоалкогольный напиток наподобие кваса или браги из сахарной свёклы
2.
2. Салма – лапша в виде прямоугольных кусочков тонкого теста, которая готовится только из муки, воды и яйца.
3.
3. Цеманат – вареники с рубленой свининой и свиным салом в начинке.
4.
4. Селянка – мясное блюдо, которое традиционно готовится в горшочках. Пикантность селянке придают овощи.
5.
5. Баланда – суп, для приготовления которого используются молоко, как основа, листья лебеды и чертополоха, морковь, манная крупа и лук.
6. Четыре основных цвета мордовской вышивки?
А) зеленый, синий, красный, желтый
Б) Темно-красный, черный с синим оттенком, желтый, зеленый
В) бордовый, голубой, желтый, синий
Г) коричневый, черный, красный, зеленый.
В мордовской вышивке большое значение играла расцветка. Чаще всего
встречается красный, черный, темно-синий, белый цвет. Черный цвет – земля, синий цвет – вода, белый цвет – душевная чистота. Большое значение придавалось красному цвету. Он берет свои корни из очень древних времен.
Когда раскопали некоторые гробницы тех времен, то увидели, что верхняя часть похороненного густо посыпана красной охрой. По мнению наших предков, красная охра под землей заменяла кровь. С давних времен красный цвет считался символом солнца, огня. Вместе с этим красный цвет защищал от злых сил. Вышивка является сильным оберегом от злых сил, она определяла положение человека и его принадлежность к определенному роду, несла послание богам.
7. Что такое сюльгамы в мордовском костюме?
А) браслеты В) Сережки
Б) кольца Г) застежка
Сюльгамы - это металлические кованые или литые кольцевые застежки с несомкнутыми концами, завернутыми в трубочки разной длины («усами») или отогнутыми и расплющенными в виде лопастей концами
8. Ребусы
селянка
Традиционное мордовское мясное рагу, которое готовят из нескольких видов мяса и субпродуктов в глиняном горшке в печи или духовке. Считается праздничным блюдом за насыщенный и богатый мясной вкус.
9 . Мало, какому другому напитку суждено было снискать столь большое уважение, как этому. Называли его мордва ПОЗА. Делали его так: Сахарную свеклу очищают, шинкуют, заливают водой и тушат в течении суток. Остудив до комнатной температуры, вводят ржаную муку, и смесь солодят в течении 6 часов. Вливают кипяченую воду, доводят сусло до кипения, снимают с огня, охлаждают и процеживают. На этом же сусле разводят дрожжи с небольшим количеством ржаной муки и сахара. Затем сусло соединяют с дрожжевой закваской и оставляют для брожения на 2-3 часа. Готовый напиток процеживают и хранят в холодном месте. КВАС
1 0. Это любимое блюдо мордвы. Любовь к нему имеет глубоки корни. Начиналось все еще в языческие времена. В начале марта недельным гуляньем славянские племена отмечали праздник проводов зимы. Вот тогда-то и пекли маленькие, круглые, румяные подобия солнцу. Они обычно толстые, пышные, с большим количеством яиц. Мордовские БЛИНЫ.
11. Из чего изготавливали нюди – народный инструмент для призыва весны?
а) из золота и серебра;
б) из кожи и бумаги;
в) из глины и дерева;
г) из нерастаявшего льда.
В традиционной мордовской поэзии нюди — символ грусти. Исполнитель на нюди или печалится в момент сочинения или воспроизведения наигрыша, или на долю музыканта выпала несчастливая судьба.
12. Какое дерево мордовские крестьяне украшали весной?
а) верба;
б) ива;
в) ель;
г) берёза. Культ деревьев, — традиционное поклонение мордвы некоторым деревьям и связанные с этим обряды. Берёза (келу — м., килей — э.) в народной культуре олицетворяла плодородие, женское начало.
13. Что в марте стряпали из теста в мордовских избах?
а) колобок;
б) жаворонка;
в) пирог;
г) весеннее дерево.
Весенний цикл начинался с призыва тепла, солнца, теплого ветра. для этого выпекались из теста жаворонки или ласточки, с которыми дети поднимались на крыши домов и пели веснянки.
МОРДВА. СЛОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ
Вы попали к высокой, длинноволосой Виряве, богине мордовских лесов. Заблудившемуся она поможет найти дорогу к дому, но может и навредить Лес – это ее дом. Его хозяйка, как и всякие лешие, редко показывалась людям - чаще слышали ее громкий хохот; она могла изменять свой облик и нрав. Она показывалась в виде обнаженной женщины, иногда одноногой (признак злого духа), или с тремя когтями на каждой ноге, с длинными грудями, переброшенными через плечи; как и злой дух албасты в верованиях тюркских народов, она любила расчесывать свои длинные волосы. Вирь-ава меняла свой рост - в лесу была вровень с деревьями, в поле - с травой. Она была способна прийти в село в виде кошки, собаки, а то и волка. Вирь-ава могла вывести заблудившегося из лесу, а могла и погубить, защекотать до смерти. Уйти от нее можно, только пятясь задом - тогда она не разберет, куда ведут следы. В мордовских сказках вирь-ава со временем превратилась в бабу-ягу.
Сегодня она хочет узнать, хорошо ли вы знаете край, где живет мордва. Знаете ли вы лекарственные растения здешних наших лесов? Вирява это проверит с помощью загадок.
1. Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
(Подорожник. Лечит ранки, порезы)
2. Дикой розой называют,
Как лекарство принимают.
(Шиповник. Богат витамином С, отвар шиповника применяют при простуде)
3. Белые горошки
На зеленой ножке.
(Ландыш. Делают капли от сердечной боли, успокаивающие)
4. Стоят кругом сестрички:
Желтые глазки, белые реснички.
(Ромашка. Полоскают горло при ангине, ополаскивают волосы)
И снова Вирява, не хочет отпускать вас. Вы оказались во власти леса. Осталось ответить на вопрос и вы почти у финиша!
5. Что символизировал у мордовского народа обряд первой стрижке мальчика?
Ответ: переход из опеки матери на попечение отца.
6. Зачем в мордовских семьях детям перешивали одежду из одежды родителей?
Ответ: Бытовало поверье, что обладая вещью, носимой кем то другим, человек получает через нее качества этого человека, оказываясь постоянно с ним связанным
7. Что означали ножницы под подушкой у ребенка мордвы?
Чтобы младенца не «захватили» злые духи, ему под подушку клали предмет из железа. Это мог быть топор или нож.
8. По верх рубахи мордовки носили - пояс. Они были очень красивые. Их изготовляли из крученых шерстяных ниток. Праздничный пояс молодые женщины украшали бляшками, жетонами, медными цепочками, подвесками. Бубенчиками, перезвон которых сливался в характерную музыку, согласую ритмам движения человека. Не зря говорили: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь». Обязательной деталью были кисти. Их располагали на бёдрах с двух сторон. Как он называется? ПУЛАЙ
ТАТАРЫ
ПРОСТЫЕ ЗАДАНИЯ
Вот вы пришли в гости к следующему народу, тюркскому по своему происхождению, проживающему на нашей территории в Старокулаткинском крае, Павловском, Цильнинском и заволжских районах. В составе татарского населения есть разные народы: и булгары, и финно-угры и даже славяне. А слово «татары» распространилось в 6 веке, а особенно в период расцвета Золотой орды. Татары издавна занимались различными видами деятельности. Основные занятия спрятаны в ребусах, которые следует разгадать.
1. Ребусы
(земледелие)
2.
(пчеловодство)
3.
(скотоводство)
4.
(ремесло)
К столу! (Назови блюда по рецептам)
Встретив гостей в нарядной татарской одежде, мы приглашаем их к столу. Так же, как и русских, гостеприимство у татар было характерной чертой. Если человек даже враг семьи, ему ни в чем не откажут, накормят и напоят. Но чем? Перед вами представлены ингредиенты для приготовления трех популярных татарских блюд. Задача – определить названия.
5. 6.
7.
8.
1. Чак-чак. 2. Эчпочмак. 3. Татарский беляш 4. Шурпа
9. Чайная церемония (доскажи пословицы)
По древнему обычаю в честь гостя расстилают праздничную скатерть, выставляют блюда. Гость должен понемногу попробовать каждое блюдо. И главное угощение в церемонии – самый популярный татарский напиток – чай, которого необходимо выпить не меньше 4 чашек. А теперь посмотрим, что вы знаете о чае. Я буду говорить пословицы, а вы должны их продолжить.
Чай пьешь – здоровье …. (бережешь)
Пей чай – беды .. …(не знай)
Чай усталость всю снимает, настроение …. (поднимает)
Чай пить – приятно … (жить)
10. Как называется татарское национальное блюдо, являющееся символом гостеприимства, радушия и сплоченности татарского народа? Раньше его готовили только по великим праздникам или для встречи у порога дорогих гостей.
Чак-чак. Стоит отметить, что раньше чак-чак не был повседневным угощением. Его готовили только к большим праздникам, дарили во время свадеб. Чак-чак, завернутый в тонкий лист сухой фруктовой пастилы, считался особо почетным угощением на свадьбе.
11. Что символизирует тюльпан и какое значение имеет это растение для татарского народа?
Тюльпан у татар имеет множество символических значений: Во-первых, тюльпан означает красоту и эстетику, во-вторых, чистоту и свет, и в-третьих — это символ любви и прекрасных чувств. Цветок становится своеобразным языком любви и дружбы, и это особенно заметно на татарских свадьбах, где тюльпаны превращаются в символ прочной семейной связи.
12. Татарские дома внешне были очень похожи на русские бревенчатые избы, но внутри отличались одной особенностью. Какой?
Дом делился на мужскую и женскую половину;
Не имел жилых комнат;
Все окна выходили только на юг.
13. Старинное национальное кушанье, которое готовится с начинкой из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем.
Балеш;
Пельмень;
Сырник.
14. Так называли сильнейшего борца на состязаниях по борьбе на кушаках.
Батыр;
Богатырь;
Воин.
15. Известный поэт и прозаик, основоположник детской татарской литературы.
Габдулла Тукай;
Муса Джалиль;
Шаукат Галиев.
16. Наиболее значительный и древний из народных праздников у татар, проводимый в честь весеннего сева. Современные татары празднуют его летом, сопровождая множеством состязаний и игр.
Сабантуй;
Вороний день;
Новый год.
ТАТАРЫ. СЛОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ
Итак, вы попали к злому татарскому духу Албаста. Существо из древних легенд и преданий. Оно коварно, нападает на людей ночью. Давит несчастных руками, которые обладают нечеловеческой силой, и пьет при этом из сердца кровь... Любимые жертвы Албасты: люди и большие звери. И если с Убыром можно договориться, то Албасты более жесток и кровожаден. Кстати, в наше время татары называют Убырлы... работягу, а Албасты стал синонимом лентяю и тунеядцу! Ответьте правильно на вопросы, и дух вас отпустит!
1. В прошедшее воскресенье все православные отмечали Светлый праздник Пасхи. Главным символом праздника являются, конечно же, раскрашенные куриные яйца, которые рано утром дети собирают, обходя соседские дома.
А есть ли подобный обычай у татарского народа?
В одну из пятниц перед севом яровых проводился день повиновения предков - Цым. Накануне этого дня каждая хозяйка красила яйца в отваре луковой кожуры, ивовой коры, березовых листьев. Яйца получались разноцветными — от золотисто-жёлтых до тёмно-коричневых, а в отваре берёзовых листьев — различных оттенков зелёного цвета. Особенно ждали этот день... конечно же, дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы. Рано-рано утром мальчики и девочки начинали обход домов.
2. Одежда в анаграммах
В нашем музее вы можете увидеть татарскую национальную одежду. Это неотъемлемая часть культуры татарского народа. Давайте поближе познакомимся с некоторыми элементами женских и мужских костюмов. Помогут нам в этом анаграммы.
Озкамл (КАМЗОЛ). Посмотрите, женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером.
Алккфа (КАЛФАК). Этот головной убор шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями.
Йтаткюееб (ТЮБЕТЕЙКА). Элемент мужского татарского костюма. Головной убор.
Чииги. (ИЧИГИ). На ногах и женщины и мужчины сапоги, сшитые из мягкой кожи. Они украшались кожаной мозаикой.
3. Это самый вкусный закрытый многослойный пирог. Его начинка может быть сладкой, тогда угощение подается к чашечке чая. Для прослойки подходят заготовленные ягоды, сухофрукты. Как называется этот пирог? (губадия)
4. Это блюдо из кусочков говядины или баранины продолговатой формы. Может использоваться конина, но значительно реже. В качестве дополнения к мясу идут другие продукты: морковка, лук, соусы. Могут иногда добавляться соленые огурцы. Как называется это блюдо? Азу
РАЗБОЙНИКИ 1
Пройдя длинный путь по территории чувашского народа, нужно перейти по мостику к русским, но на пути есть РАЗБОЙНИКИ. Вы будете находиться в плену, пока не выполните их задания!
Чувашская национальная кухня
1. Выбери один из двух наборов ингредиентов, из которого готовится чувашское национальное блюдо Шартан (ширтан) (колбаса) (2 вариант)
2. Выбери один из двух наборов ингредиентов, из которого готовится чувашское национальное блюдо Самарта хапартни (омлет) (второй вариант)
Чувашская мифология
Религия у чувашей, как и у других народов, занимала важное место в жизни, ведь происхождение каких-либо явлений природы объяснялось именно существованием божеств. Чувашской мифологии всего существовало более 200 богов и приданных им духов разных рангов и функций. Они населяли небо, землю и подземный мир. Люди верили в существование, с одной стороны, добрых богов и духов во главе с Верховным богом (султи тура), и с другой - злых божеств и духов во главе с Дьяволом (шуйттаном). Боги и духи Верхнего мира - добрые, Нижнего света - злые. Во главе многочисленной группы богов стоял Верховный бог со своим семейством. В людские дела всевышний не вмешивался, управлял людьми через помощника - бога Кебе, ведовшего судьбами человеческого рода, и его служителей. Давайте рассмотрим подробнее языческих богов чувашей через ребусы.
3.
ЙТРЕХ – хранитель домашнего очага; 2. злой дух, насылающий на людей наружные болезни. Обиталищами Йтрех считались клети, амбары, овраги, мосты. При заболевании кожными и глазными болезнями Йтрех приносились жертвенные дары: кусочек свинца, серебряные монеты, лоскуток шелка, еда.
4.
ВУБАР – злой дух, насылает болезни. Появляется ночью и, принимая облик домашних животных, огненного змея или человека, наваливается на спящих людей, вызывая удушье и кошмары. Вубар на глазах у людей пожирает Солнце или Луну, что становится причиной затмений: там, где темная часть, уже съедено. Чтобы вубар больше не приходил, рекомендовалось рассказать о его визите домашним животным.
РАЗБОЙНИКИ 2
Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас вам предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах)
1.
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Скорее, друзья, отгадайте,
О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)
2.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется, и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые. (Хохлома.)
3.
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела -
Голубыми, синими.
Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)
4.
Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? Масленица – по поговорке
«Не всё коту Масленица».
РАЗБОЙНИКИ 3
1. Как называется древнейший земледельческий праздник, праздник весеннего равноденствия?
Название праздника имеет персидские корни и означает «новый день». Праздник является точкой отсчета нового года по лунному мусульманскому календарю.
20-21 Марта Навруз Байрам - мусульманский праздник весны.
Навруз проходит, как праздник согласия и дружбы народов. В этот день люди ходят в гости друг к другу, угощаются самыми вкусными яствами. На праздничный стол выкладывают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. Наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк - блюдо из пророщенных ростков пшеницы.В старину дети ходили по домам, рассказывали хозяевам стихи, а хозяева давали им угощения. В этот праздник люди веселятся, так как существует поверье: если Новый год встретить не веселясь, то весь год будет плохой. Главный смысл празднования Навруза – это встреча Нового года в кругу семьи
2. Это легендарное оружие до сих пор куют из стали изготавливаемой по технологии Tatara, которая была завезена в эту восточную страну татарами, предположительно, в VII веке.
О чем идет речь? Самурайский меч.
В Японии самурайские мечи до сих пор куют из стали изготавливаемой по технологии Tatara, которая была завезена в страну восходящего солнца татарами, предположительно, в VII веке
3. Найди 5 названий известных национальных блюд народов Поволжья(татарского, марийского, мордовского, чувашского, русского)
Ё | Р | У | Я | Ч | А | Й | Ш |
Х | Ц | Е | М | А | Н | А | Т |
Е | Э | В | Д | К | Б | Р | З |
М | Ю | Е | Г | - | Л | Р | Г |
И | Ц | Ф | Ё | Ч | И | Е | Б |
Ш | И | Р | Т | А | Н | В | Щ |
Х | Т | Ж | Ю | К | Ы | Ж | Э |
ЧАК-ЧАК
татарское мучное блюдо из обжаренных кусочков теста, перемешанных с медом
УЯЧА
марийское сладкое блюдо в виде маленьких колобков из теста
ЦЕМАНАТ
мордовское блюдо, похожее на пельмени
ШИРТАН
чувашское мясное блюдо
БЛИНЫ
русское мучное блюдо
4 . Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению. Замужние женщины не появлялись на людях простоволосыми. Женские головные уборы эрзи были высокими и имели варианты в виде цилиндра или конуса. Основа – грубый домотканый холст, обшитая красным кашемиром. Как назывался этот головной убор? СОРОКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очень часто за событиями и за суматохой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хоть стали нам привычными
На Марс полёты и Луну.
Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,
Ценить умейте старину!»
Жаль, но нашу игру заканчивать пора.
Наступает час прощанья,
Будет краткой моя речь.
Говорим всем: «До свидания!
До приятных, новых встреч!»