СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка мастер-класса "Развитие исследовательских навыков учащихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация представляет собой разработку мастер-класса для коллег по развитию исследовательских навыков учащихся. Основная цель мастер-класса: знакомство с наиболее эффективными стратегиями обучения, направленными на развитие исследовательских навыков учащихся на уроках.  

Просмотр содержимого документа
«Разработка мастер-класса "Развитие исследовательских навыков учащихся"»

Вебинар для учителей-предметников Тема: Разработка заданий, направленных  на развитие исследовательских навыков учащихся Ткаченко Т.А. учитель информатики НИШ ФМН г.Кокшетау Добрый день, коллеги Цель: Знакомство с наиболее эффективными стратегиями обучения, направленными на развитие исследовательских навыков учащихся на уроках

Вебинар для учителей-предметников

Тема: Разработка заданий, направленных на развитие исследовательских навыков учащихся

Ткаченко Т.А.

учитель информатики НИШ ФМН г.Кокшетау

Добрый день, коллеги

Цель: Знакомство с наиболее эффективными стратегиями обучения, направленными на развитие исследовательских навыков учащихся на уроках

Извлечем максимум?) Будем активны!!!  Микрофон Чат Реакции Вопросы Обратная связь

Извлечем максимум?)

Будем активны!!!

  • Микрофон
  • Чат
  • Реакции
  • Вопросы
  • Обратная связь
Развиваете ли вы на своих уроках исследовательские навыки учащихся?  Какие?  Какие вы для этого используете стратегии?  Что учитываете? Обратить внимание, что мы говорим о развитии иссл. навыков на уроках. И конечно все мы развиваем иссл. навыки во внеклассной работе при вовлечении учащихся в научно исследовательскую деятельность.

Развиваете ли вы на своих уроках исследовательские навыки учащихся?

Какие?

Какие вы для этого используете стратегии?

Что учитываете?

Обратить внимание, что мы говорим о развитии иссл. навыков на уроках. И конечно все мы развиваем иссл. навыки во внеклассной работе при вовлечении учащихся в научно исследовательскую деятельность.

Что мы понимаем под исследовательскими навыками?   Почему так важно  их развивать? Савенков А.И. «Содержание и организация исследовательского обучения школьников».  Москва, 2003  Умение видеть проблемы Задавать вопросы Выдвигать гипотезы Давать, определения понятиям Классифицировать Наблюдать Проводить эксперименты Делать выводы и умозаключения Структурировать материал Работать с текстом. Озвучьте или запишите  свои ответы в чате Кошелева Д.В. «Генезис понятия «исследовательские умения». Знание. Понимание. Умение, 2011, № 2  Практика Эксперимент

Что мы понимаем под исследовательскими навыками? Почему так важно их развивать?

Савенков А.И. «Содержание и организация исследовательского обучения школьников». Москва, 2003

  • Умение видеть проблемы
  • Задавать вопросы
  • Выдвигать гипотезы
  • Давать, определения понятиям
  • Классифицировать
  • Наблюдать
  • Проводить эксперименты
  • Делать выводы и умозаключения
  • Структурировать материал
  • Работать с текстом.

Озвучьте или запишите свои ответы в чате

Кошелева Д.В. «Генезис понятия «исследовательские умения». Знание. Понимание. Умение, 2011, № 2

  • Практика
  • Эксперимент

Выделим основные ИН Умение видеть проблемы Задавать вопросы / формулировать исследовательский вопрос Выдвигать гипотезы Классифицировать Их еще называют универсальными Работать с текстом: выделять ключевые идеи, анализировать,  критически оценивать содержание. Структурировать материал Делать выводы и умозаключения 5

Выделим основные ИН

Умение видеть проблемы

Задавать вопросы / формулировать исследовательский вопрос

Выдвигать гипотезы

Классифицировать

Их еще называют универсальными

Работать с текстом: выделять ключевые идеи, анализировать, критически оценивать содержание.

Структурировать материал

Делать выводы и умозаключения

5

Каковы же действия учителя, нацеленного на развитие ИН учащихся? Учет индивиуальных особенностей Анализ карт индивидуальных особенностей Определение ведущих каналов восприятия информации Анализ карт индивидуальных особенностей Определение ведущих каналов восприятия информации Изучение качества знаний учащихся Анализ СОР, СОЧ Выявление затруднений Определение ключевых исследовательских навыков Анализ СОР, СОЧ Выявление затруднений Определение ключевых исследовательских навыков Подходы и стратегии обучения Дифференцированные задания Проблемно-ориентированное обучение Интерактивные методы обучения Стратегии развития критического мышления Инфографика и визуальные органайзеры Дифференцированные задания Проблемно-ориентированное обучение Интерактивные методы обучения Стратегии развития критического мышления Инфографика и визуальные органайзеры 6

Каковы же действия учителя, нацеленного на развитие ИН учащихся?

Учет индивиуальных особенностей

  • Анализ карт индивидуальных особенностей Определение ведущих каналов восприятия информации
  • Анализ карт индивидуальных особенностей
  • Определение ведущих каналов восприятия информации

Изучение качества знаний учащихся

  • Анализ СОР, СОЧ Выявление затруднений Определение ключевых исследовательских навыков
  • Анализ СОР, СОЧ
  • Выявление затруднений
  • Определение ключевых исследовательских навыков

Подходы и стратегии обучения

  • Дифференцированные задания Проблемно-ориентированное обучение Интерактивные методы обучения Стратегии развития критического мышления Инфографика и визуальные органайзеры
  • Дифференцированные задания
  • Проблемно-ориентированное обучение
  • Интерактивные методы обучения
  • Стратегии развития критического мышления
  • Инфографика и визуальные органайзеры

6

Из личного опыта  исследования практики (Action Research) Развитие исследовательских навыков учащихся через применение стратегий критического мышления при изучении программирования 2019-2020    Развитие навыков критического анализа и оценки информации  через применение инфографики и цифровых органайзеров На протяжении прошлого и текущего учебного года мною совместно с Бегежаевой ГИ проводится ислдеование практики. Основная цель которых это отбор наиболее эффективных для развития конкретных ИН тех или иных стратегий обучения Замечаете ли вы разницу между формулировками тем исследований? Практикуете ли вы исследование уроков или исследование в действии? 2020-2021    Данные исследования проводились совместно с учителем информатики Бегежаевой Г.И. 6

Из личного опыта исследования практики (Action Research)

Развитие исследовательских навыков учащихся через применение стратегий критического мышления при изучении программирования

  • 2019-2020

Развитие навыков критического анализа и оценки информации 

через применение инфографики и цифровых органайзеров

На протяжении прошлого и текущего учебного года мною совместно с Бегежаевой ГИ проводится ислдеование практики. Основная цель которых это отбор наиболее эффективных для развития конкретных ИН тех или иных стратегий обучения

Замечаете ли вы разницу между формулировками тем исследований? Практикуете ли вы исследование уроков или исследование в действии?

  • 2020-2021

Данные исследования проводились совместно с учителем информатики Бегежаевой Г.И.

6

Из личного опыта  исследования практики (Action Research) 2019-2020    Исследовательский вопрос:   «Какие стратегии критического мышления будут способствовать развитию исследовательских навыков при изучении раздела Программирование?»  «Какие стратегии критического мышления будут способствовать развитию исследовательских навыков при изучении раздела Программирование?»  « Отбор наиболее эффективных стратегий критического мышления, направленных на развитие исследовательских навыков учащихся старшей школы на уроках информатики». « Отбор наиболее эффективных стратегий критического мышления, направленных на развитие исследовательских навыков учащихся старшей школы на уроках информатики». Развитие исследовательских навыков учащихся через применение стратегий критического мышления при изучении программирования. Развитие исследовательских навыков учащихся через применение стратегий критического мышления при изучении программирования. Тема исследования практики Цель исследования 8

Из личного опыта исследования практики (Action Research)

  • 2019-2020

Исследовательский вопрос:

  • «Какие стратегии критического мышления будут способствовать развитию исследовательских навыков при изучении раздела Программирование?»
  • «Какие стратегии критического мышления будут способствовать развитию исследовательских навыков при изучении раздела Программирование?»
  • « Отбор наиболее эффективных стратегий критического мышления, направленных на развитие исследовательских навыков учащихся старшей школы на уроках информатики».
  • « Отбор наиболее эффективных стратегий критического мышления, направленных на развитие исследовательских навыков учащихся старшей школы на уроках информатики».
  • Развитие исследовательских навыков учащихся через применение стратегий критического мышления при изучении программирования.
  • Развитие исследовательских навыков учащихся через применение стратегий критического мышления при изучении программирования.

Тема исследования практики

Цель исследования

8

В ходе внедрения изменений в практику преподавания сформулированы  исследовательские мини-вопросы: Как стратегия « Кластер » влияет на развитие навыка классификации языков программирования? Как применение стратегии « Чтение с пометками » способствует развитию навыка анализа ресурсов ? Как стратегия « Проблемный вопрос » влияет на умение выдвигать гипотезы при изучении нового материала? Как стратегия « Толстые вопросы » будет способствовать развитию навыка задавать вопросы при составлении алгоритма?»

В ходе внедрения изменений в практику преподавания сформулированы исследовательские мини-вопросы:

  • Как стратегия « Кластер » влияет на развитие навыка классификации языков программирования?
  • Как применение стратегии « Чтение с пометками » способствует развитию навыка анализа ресурсов ?
  • Как стратегия « Проблемный вопрос » влияет на умение выдвигать гипотезы при изучении нового материала?
  • Как стратегия « Толстые вопросы » будет способствовать развитию навыка задавать вопросы при составлении алгоритма?»
Соответствие стратегий критического мышления исследовательским навыкам Тема Цели обучения Языки программирова ния Классифицировать языки программирования; Стратегии критического мышления Исследовательские навыки «Верные и неверные утверждения» Умение классифицировать Выбирать ПО для проектной деятельности «Кластер» 1 В частности, на уроке по теме «Языки программирования» применялась стратегия «Верные и неверные утверждения» и «Кластер». Это помогло учащимся классифицировать языки программирования и достичь созвучной цели обучения.

Соответствие стратегий критического мышления исследовательским навыкам

Тема

Цели обучения

Языки программирова ния

Классифицировать языки программирования;

Стратегии критического мышления

Исследовательские навыки

«Верные и неверные утверждения»

Умение классифицировать

Выбирать ПО для проектной деятельности

«Кластер»

1

В частности, на уроке по теме «Языки программирования» применялась стратегия «Верные и неверные утверждения» и «Кластер». Это помогло учащимся классифицировать языки программирования и достичь созвучной цели обучения.

Соответствие стратегий критического мышления исследовательским навыкам Тема Цели обучения Оптимизация кода Оптимизировать  код программы Стратегии критического мышления Исследовательские навыки «Чтение с пометами» Умение определить проблему «Проблемный вопрос» Умение выдвигать гипотезы 2  На уроке по теме «Оптимизация кода» через стратегию «Проблемный вопрос» учащиеся определили проблему, а при изучении нового материала по стратегии «Чтение с пометками» смогли самостоятельно выдвигать гипотезы по оптимизации кода программы.

Соответствие стратегий критического мышления исследовательским навыкам

Тема

Цели обучения

Оптимизация кода

Оптимизировать код программы

Стратегии критического мышления

Исследовательские навыки

«Чтение с пометами»

Умение определить проблему

«Проблемный вопрос»

Умение выдвигать гипотезы

2

На уроке по теме «Оптимизация кода» через стратегию «Проблемный вопрос» учащиеся определили проблему, а при изучении нового материала по стратегии «Чтение с пометками» смогли самостоятельно выдвигать гипотезы по оптимизации кода программы.

Соответствие стратегий критического мышления исследовательским навыкам Тема Цели обучения Одномерный массив Объяснять назначение  массива Стратегии критического мышления Исследовательские навыки  «Проблемный вопрос» Умение выдвигать гипотезы «Знаю — Хочу знать — Узнал» 3  При изучении темы «Одномерный массив» также применялась стратегия «Проблемный вопрос» для определения проблемы в задачах и стратегия «Знаю — Хочу знать — Узнал» для выдвижения гипотезы, определяющей понятие массива.

Соответствие стратегий критического мышления исследовательским навыкам

Тема

Цели обучения

Одномерный массив

Объяснять назначение массива

Стратегии критического мышления

Исследовательские навыки

«Проблемный вопрос»

Умение выдвигать гипотезы

«Знаю —

Хочу знать — Узнал»

3

При изучении темы «Одномерный массив» также применялась стратегия «Проблемный вопрос» для определения проблемы в задачах и стратегия «Знаю — Хочу знать — Узнал» для выдвижения гипотезы, определяющей понятие массива.

Соответствие стратегий критического мышления исследовательским навыкам Тема Цели обучения Одномерный массив Обработка элементов в одномерном массиве Стратегии критического мышления  «Проблемный вопрос» Исследовательские навыки Использовать алгоритмы обработки одномерного массива (поиск элемента, сумма) Умение анализировать «Инсерт» Умение выдвигать гипотезы 5  При изучении темы «Обработка элементов в одномерном массиве» кроме стратегии «Проблемный вопрос» применялись стратегии «Инсерт» для развития навыков анализа ресурсов при изучении новой темы и выдвижения гипотезы возможного алгоритма нахождения суммы элементов массива

Соответствие стратегий критического мышления исследовательским навыкам

Тема

Цели обучения

Одномерный массив

Обработка элементов в одномерном массиве

Стратегии критического мышления

«Проблемный вопрос»

Исследовательские навыки

Использовать алгоритмы обработки одномерного массива (поиск элемента, сумма)

Умение анализировать

«Инсерт»

Умение выдвигать гипотезы

5

При изучении темы «Обработка элементов в одномерном массиве» кроме стратегии «Проблемный вопрос» применялись стратегии «Инсерт» для развития навыков анализа ресурсов при изучении новой темы и выдвижения гипотезы возможного алгоритма нахождения суммы элементов массива

Соответствие стратегий критического мышления исследовательским навыкам Тема Цели обучения Обработка элементов в одномерном массиве Использовать алгоритмы обработки одномерного массива (максимальный/ Стратегии критического мышления минимальный элемент) Исследовательские навыки  «Толстые и тонкие вопросы» Умение задавать вопросы Анализ информации из разных источников 6  а стратегия «Толстые и тонкие вопросы» способствовала посредством вопросов подвести учащихся к разработке алгоритма нахождения максимального и минимального з Таким образом, на примере шести тем вы увидели сейчас как можно применять стратегии критического мышления для развития общих исследовательских навыков. В частности, умение классифицировать, умение определить проблему, умение выдвигать гипотезы, умение анализировать.

Соответствие стратегий критического мышления исследовательским навыкам

Тема

Цели обучения

Обработка элементов в одномерном массиве

Использовать алгоритмы обработки одномерного массива (максимальный/

Стратегии критического мышления

минимальный элемент)

Исследовательские навыки

«Толстые и тонкие вопросы»

Умение задавать вопросы

Анализ информации из разных источников

6

а стратегия «Толстые и тонкие вопросы» способствовала посредством вопросов подвести учащихся к разработке алгоритма нахождения максимального и минимального з

Таким образом, на примере шести тем вы увидели сейчас как можно применять стратегии критического мышления для развития общих исследовательских навыков.

В частности, умение классифицировать, умение определить проблему, умение выдвигать гипотезы, умение анализировать.

1. А какие стратегии критического мышления применяете вы на своих уроках и для каких целей ?  2. Какие у вас появились идеи  применения стратегий критического мышления с целью развития исследовательских навыков?

1. А какие стратегии критического мышления применяете вы на своих уроках и для каких целей ?

2. Какие у вас появились идеи применения стратегий критического мышления с целью развития исследовательских навыков?

Из личного опыта  исследования практики (Action Research) 2020-2021    Исследова-тельский вопрос   Отбор наиболее эффективных инструментов визуализации информации в ходе преподавания, обучения и оценивания Отбор наиболее эффективных инструментов визуализации информации в ходе преподавания, обучения и оценивания Развитие навыков   критического анализа и оценки информации через применение инфографики и цифровых органайзеров Развитие навыков   критического анализа и оценки информации через применение инфографики и цифровых органайзеров Как применение инфографики и визуальных органайзеров повлияет на развитие навыков анализа и оценки информации? Как применение инфографики и визуальных органайзеров повлияет на развитие навыков анализа и оценки информации? Тема исследования практики Цель исследования

Из личного опыта исследования практики (Action Research)

  • 2020-2021

Исследова-тельский вопрос

  • Отбор наиболее эффективных инструментов визуализации информации в ходе преподавания, обучения и оценивания
  • Отбор наиболее эффективных инструментов визуализации информации в ходе преподавания, обучения и оценивания
  • Развитие навыков  критического анализа и оценки информации через применение инфографики и цифровых органайзеров
  • Развитие навыков  критического анализа и оценки информации через применение инфографики и цифровых органайзеров
  • Как применение инфографики и визуальных органайзеров повлияет на развитие навыков анализа и оценки информации?
  • Как применение инфографики и визуальных органайзеров повлияет на развитие навыков анализа и оценки информации?

Тема исследования практики

Цель исследования

В ходе внедрения изменений в практику преподавания сформулированы  исследовательские мини-вопросы: Могут ли ученики анализировать /оценивать текстовую информацию ? Смогут ли ученики анализировать /оценивать информацию  на основе инфографики? Смогут ли ученики отбирать данные/информацию  для построения инфографики?

В ходе внедрения изменений в практику преподавания сформулированы исследовательские мини-вопросы:

  • Могут ли ученики анализировать /оценивать текстовую информацию ?
  • Смогут ли ученики анализировать /оценивать информацию на основе инфографики?
  • Смогут ли ученики отбирать данные/информацию для построения инфографики?
Что мы апробировали и  получили положительный результат   Это задания, где Визуальная информация подается в формате интерактивного изображения Ресурс: https://www.thinglink.com/ 2. Визуальные органайзеры разрабатываются учащимися с целью структурировать информацию, выстраивать логическую цепочку Ресурс: https://creately.com/blog/diagrams/types-of-graphic-organizers/

Что мы апробировали и получили положительный результат

Это задания, где

  • Визуальная информация подается в формате интерактивного изображения

Ресурс: https://www.thinglink.com/

2. Визуальные органайзеры разрабатываются учащимися с целью структурировать информацию, выстраивать логическую цепочку

Ресурс: https://creately.com/blog/diagrams/types-of-graphic-organizers/

Из личного опыта  исследования практики (Action Research) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ в заданиях разработанной учителем ИНФОГРАФИКИ 1 Какие эффекты мы получаем в результате применения такого формата подачи материала? 16

Из личного опыта исследования практики (Action Research)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ в заданиях разработанной учителем ИНФОГРАФИКИ

1

Какие эффекты мы получаем в результате применения такого формата подачи материала?

16

Из личного опыта  исследования практики (Action Research) 2 Задания, где инфографика разрабатывается учащимися, как результат работы с текстом Построение инфографики позволило учащимся построить картину выполнения курсовой работы, что повлияло на результат понимания требований и процесса работы.

Из личного опыта исследования практики (Action Research)

2

Задания, где инфографика разрабатывается учащимися, как результат работы с текстом

Построение инфографики позволило учащимся построить картину выполнения курсовой работы, что повлияло на результат понимания требований и процесса работы.

Выводы: Подготовленная учителем инфографика с использованием сопутствующих вопросов способствует развитию навыков анализа и оценки информации  Работа учащихся стала более самостоятельной,  в результате использования одного изображения. 2. Разработка инфографики и визуальных органайзеров на уроках в дистанционном формате занимает много времени, поэтому данный вид заданий эффективнее использовать при выполнении домашнего задания.

Выводы:

  • Подготовленная учителем инфографика с использованием сопутствующих вопросов способствует развитию навыков анализа и оценки информации

Работа учащихся стала более самостоятельной, в результате использования одного изображения.

2. Разработка инфографики и визуальных органайзеров на уроках в дистанционном формате занимает много времени, поэтому данный вид заданий эффективнее использовать при выполнении домашнего задания.

1. Применяете ли вы на своих уроках инфографику и ресурсы для создания визуальных органайзеров? Для каких целей?  2. Какие у вас появились идеи применения визуализации информации с целью развития исследовательских навыков?

1. Применяете ли вы на своих уроках инфографику и ресурсы для создания визуальных органайзеров?

Для каких целей?

2. Какие у вас появились идеи применения визуализации информации с целью развития исследовательских навыков?

Что я думаю о развитии исследовательских навыков? https:// forms.gle/HHqisNUoZvTqTwMH9  Коллеги, прошу вас ответить на 5 простых вопросов. Это поможет определить общую картину понимания  сути рассматриваемого вопроса 16

Что я думаю о развитии исследовательских навыков?

  • https:// forms.gle/HHqisNUoZvTqTwMH9

Коллеги, прошу вас ответить на 5 простых вопросов.

Это поможет определить общую картину понимания сути рассматриваемого вопроса

16

Что дальше? Забыть все, что услышал сегодня и жить спокойно,  но скучно) Искать, внедрять, адаптировать услышанное для своей практики Включиться в совместное с нами исследование практики, направленное на развитие ИН учащихся в 2021-2022 учебном году

Что дальше?

Забыть все, что услышал сегодня и жить спокойно, но скучно)

Искать, внедрять, адаптировать услышанное для своей практики

Включиться в совместное с нами исследование практики, направленное на развитие ИН учащихся в 2021-2022 учебном году

Обратная связь по вебинару https:// padlet.com/ttany00/230fc4js58gq99dd Мнение каждого из вас очень важно! Обещаю отправить полезности 16

Обратная связь по вебинару

https:// padlet.com/ttany00/230fc4js58gq99dd

Мнение каждого из вас очень важно!

Обещаю отправить полезности

16

Спасибо за участие в вебинаре! Контакты: Ткаченко Татьяна Анатольевна tkachenko_t@kt.nis.edu.kz +7 747 912 09 35 Всем, кто откликнется Обещаю отправить полезности по вопросу развития ИН!! 16

Спасибо за участие в вебинаре!

Контакты:

  • Ткаченко Татьяна Анатольевна

tkachenko_t@kt.nis.edu.kz

+7 747 912 09 35

Всем, кто откликнется Обещаю отправить полезности по вопросу развития ИН!!

16


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя