СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка мастер-класса "О доброте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер-класс показывает возможности применения интерактивных приемов при проведении классных часов. Материал темы   способствует формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка мастер-класса "О доброте"»

Мастер-класс на областной семинар учителей

Тема «Добру откроются сердца»

Форма: групповой практикум

Цель:

  • мотивировать каждого на обращение к внутреннему миру;

  • развивать позитивные качества личности;

  • способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.


Оборудование: презентация, микрофон, слова-антонимы на листочках, рисунки деревьев, символы-картинки: ребёнок, голубь, цветок, яблоня, солнце.


I.Орг. момент (Слайд 1)

-Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня?

-Когда мы говорим о настроении, мы говорим о состоянии души.

-Я предлагаю вам сегодня поговорить по душам.

-Начать я бы хотела с притчи. (Слайд 2)

«Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

-Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет …

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… (Слайд 3) Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой.

-Вот выбирай, - сказал волшебник – одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

-Они все прекрасны, - сказала Любовь – не знаю, кого и выбрать…

-Твоя, правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё не раз встретишься с ними, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь поближе к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь».


-А кого выбрали бы вы? Почему?


-Но вернёмся к нашей притче. (Слайд 4)

-Подошла Любовь в девушке по имени Доброта, протянула ей руку и решила взять её в спутницы на всю жизнь.




II. Тема. Цель. (Слайд 5)

-Я неслучайно начала с этой притчи, так как тема нашего занятия «Добру откроются сердца».

Эпиграфом можно считать слова Д.Лихачёва: «Доброта – это счастье всех людей, это умение видеть и ощущать прекрасное».

-Исходя из темы, я поставила цель:


  • мотивировать каждого на обращение к внутреннему миру;

  • развивать позитивные качества личности;

  • способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.


III. Листая словарь (Слайд 6)

-Чтобы лучше понять объект нашего разговора, давайте обратимся к толковому словарю Ожегова.

-Что же такое доброта?

«Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

-В нашей сегодняшней жизни этого так не хватает.


IV. Свободный микрофон

-Так какая-же, она – Доброта? (Слайд 7)

-Я буду передавать свободный микрофон, а вы попробуйте описать доброту:

Как она выглядит, форма?

Какого она цвета?

Какого размера?

Какая на вкус?

Какой она излучает аромат?

Что вы ощущаете, прикасаясь к ней?


Вывод: Доброта – это..


-Как сказал Ж.Ж.Руссо: «Против всего можно устоять, но не против доброты».


V. Театр-экспромт

-У древнегреческого баснописца Эзопа есть басня об этом.

-Давайте её разыграем как «Театр-экспромт». (Слайд 8)

-Герои этой басни: Солнце, Ветер, Человек, Туча.

-Участвуют 4 человека – герои басни. Я её читаю, а вы показываете движениями без слов, всё происходящее.

(Учитель читает басню, а участники изображают действия).




Поспорили Солнце и Ветер о том, кто сильнее.

Я докажу, что сильнее, воскликнул Ветер. Видишь человека в накидке? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.

Солнце зашло за тучу, а Ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.

Но чем сильнее дул Ветер, тем плотнее Человек запахивал на себе накидку.

Наконец Ветер стих, а затем и совсем прекратился.

Тогда Солнце выглянуло из-за тучи, добродушно улыбнулось Человеку и согрело его своими лучами. Вскоре Человек сам снял свой плащ.


-Каков смысл этой басни?

Вывод: Доброта, теплота всегда побеждает ярость, грубость и принуждение.


VI. Льдинки Снежной Королевы (работа в парах)

-Поработаем в парах.

-Скажите, где живёт доброта? (Слайд 9)

-Определим качества доброго сердца.

-Подберите и соедините на листочках антонимы, чтобы растопить льдинки Снежной Королевы.

-Каким же должно быть наше сердце?

доброе любящее понимающее горячее щедрое творящее зоркое пламенное светлое чистое

Вывод: - Всё нужно делать с добрым сердцем.

Совершая по собственной инициативе добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, а не получив их, даже начинают раскаиваться в совершённом деле, что не соответствует качествам доброго сердца.


VII. «Дерево решений» (работа в группах) (Слайд 10)

-Составим законы доброты. Подумайте, что вы хотели бы предложить, чтобы наши сердца открылись добру?

- Вам нужно очень быстро в своей группе написать 2-3 совета на листочки дерева. Затем обменяться с другой группой и дополнить их своими законами.


- А чтобы было легче работать, вы можете воспользоваться словами-опорами:

не делай, прости обиду, милосердие, щедрость, взаимопомощь, щедрость, бескорыстный, гуманный.

Проверка.

Вывод: человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.

VIII. «Синквейн»

-Мы исследовали понятие доброта, её значение в жизни человека. Обобщим всё сказанное и составим «Синквейн» о доброте. (Слайд 11)

  1. Доброта

  2. Два прилагательных, передающих значение. (бескорыстная, душевная, искренняя)

  3. Три глагола (спасает, помогает, творит)

  4. Фраза, предложение о доброте. (Доброта проявляется в поступках)

5.Существительное, подводящее итог всему сказанному. (Доброта – счастье)




XI. Рефлексия

-В нашей жизни всё символично, всё имеет свой смысл. (Слайд 12)

-Давайте посадим сад доброты, окружим себя прекрасным, добрым, светлым.

-Выберите символ, который у вас ассоциируется с добротой: ребёнок, голубь, цветок, яблоня, солнце.

-Почему вы его выбрали?


-Закончить я бы хотела стихотворением: (Слайд 13)


Добро и зло творить

Всегда во власти всех людей,

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго – добро

От злого – зло родится.


Вывод:

  • Будьте добрыми.

  • Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека, добрым сердцем откликнуться на неё.

  • Добрым делом помочь любому.


(Слайд 14)

4