Мастер-класс на областной семинар учителей
Тема «Добру откроются сердца»
Форма: групповой практикум
Цель:
мотивировать каждого на обращение к внутреннему миру;
развивать позитивные качества личности;
способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.
Оборудование: презентация, микрофон, слова-антонимы на листочках, рисунки деревьев, символы-картинки: ребёнок, голубь, цветок, яблоня, солнце.
I.Орг. момент (Слайд 1)
-Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня?
-Когда мы говорим о настроении, мы говорим о состоянии души.
-Я предлагаю вам сегодня поговорить по душам.
-Начать я бы хотела с притчи. (Слайд 2)
«Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
-Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет …
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… (Слайд 3) Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой.
-Вот выбирай, - сказал волшебник – одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
-Они все прекрасны, - сказала Любовь – не знаю, кого и выбрать…
-Твоя, правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё не раз встретишься с ними, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь поближе к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь».
-А кого выбрали бы вы? Почему?
-Но вернёмся к нашей притче. (Слайд 4)
-Подошла Любовь в девушке по имени Доброта, протянула ей руку и решила взять её в спутницы на всю жизнь.
II. Тема. Цель. (Слайд 5)
-Я неслучайно начала с этой притчи, так как тема нашего занятия «Добру откроются сердца».
Эпиграфом можно считать слова Д.Лихачёва: «Доброта – это счастье всех людей, это умение видеть и ощущать прекрасное».
-Исходя из темы, я поставила цель:
мотивировать каждого на обращение к внутреннему миру;
развивать позитивные качества личности;
способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.
III. Листая словарь (Слайд 6)
-Чтобы лучше понять объект нашего разговора, давайте обратимся к толковому словарю Ожегова.
-Что же такое доброта?
«Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
-В нашей сегодняшней жизни этого так не хватает.
IV. Свободный микрофон
-Так какая-же, она – Доброта? (Слайд 7)
-Я буду передавать свободный микрофон, а вы попробуйте описать доброту:
Как она выглядит, форма?
Какого она цвета?
Какого размера?
Какая на вкус?
Какой она излучает аромат?
Что вы ощущаете, прикасаясь к ней?
Вывод: Доброта – это..
-Как сказал Ж.Ж.Руссо: «Против всего можно устоять, но не против доброты».
V. Театр-экспромт
-У древнегреческого баснописца Эзопа есть басня об этом.
-
Давайте её разыграем как «Театр-экспромт». (Слайд 8)
-Герои этой басни: Солнце, Ветер, Человек, Туча.
-Участвуют 4 человека – герои басни. Я её читаю, а вы показываете движениями без слов, всё происходящее.
(Учитель читает басню, а участники изображают действия).
Поспорили Солнце и Ветер о том, кто сильнее.
Я докажу, что сильнее, воскликнул Ветер. Видишь человека в накидке? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.
Солнце зашло за тучу, а Ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.
Но чем сильнее дул Ветер, тем плотнее Человек запахивал на себе накидку.
Наконец Ветер стих, а затем и совсем прекратился.
Тогда Солнце выглянуло из-за тучи, добродушно улыбнулось Человеку и согрело его своими лучами. Вскоре Человек сам снял свой плащ.
-Каков смысл этой басни?
Вывод: Доброта, теплота всегда побеждает ярость, грубость и принуждение.
VI. Льдинки Снежной Королевы (работа в парах)
-Поработаем в парах.
-Скажите, где живёт доброта? (Слайд 9)
-Определим качества доброго сердца.
-Подберите и соедините на листочках антонимы, чтобы растопить льдинки Снежной Королевы.
-Каким же должно быть наше сердце?
доброе любящее понимающее горячее щедрое творящее зоркое пламенное светлое чистое
Вывод: - Всё нужно делать с добрым сердцем.
Совершая по собственной инициативе добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, а не получив их, даже начинают раскаиваться в совершённом деле, что не соответствует качествам доброго сердца.
VII. «Дерево решений» (работа в группах) (Слайд 10)
-Составим законы доброты. Подумайте, что вы хотели бы предложить, чтобы наши сердца открылись добру?
- Вам нужно очень быстро в своей группе написать 2-3 совета на листочки дерева. Затем обменяться с другой группой и дополнить их своими законами.
- А чтобы было легче работать, вы можете воспользоваться словами-опорами:
не делай, прости обиду, милосердие, щедрость, взаимопомощь, щедрость, бескорыстный, гуманный.
Проверка.
Вывод: человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.
VIII. «Синквейн»
-Мы исследовали понятие доброта, её значение в жизни человека. Обобщим всё сказанное и составим «Синквейн» о доброте. (Слайд 11)
Доброта
Два прилагательных, передающих значение. (бескорыстная, душевная, искренняя)
Три глагола (спасает, помогает, творит)
Фраза, предложение о доброте. (Доброта проявляется в поступках)
5.Существительное, подводящее итог всему сказанному. (Доброта – счастье)
XI. Рефлексия
-В нашей жизни всё символично, всё имеет свой смысл. (Слайд 12)
-Давайте посадим сад доброты, окружим себя прекрасным, добрым, светлым.
-Выберите символ, который у вас ассоциируется с добротой: ребёнок, голубь, цветок, яблоня, солнце.
-Почему вы его выбрали?
-Закончить я бы хотела стихотворением: (Слайд 13)
Добро и зло творить
Всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго – добро
От злого – зло родится.
Вывод:
Будьте добрыми.
Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека, добрым сердцем откликнуться на неё.
Добрым делом помочь любому.
(Слайд 14)
4