Методическая разработка внеурочного занятия
«Любимый город в задачах», 5-7 классы
Цель мероприятия:
На фоне обобщения и закрепления знаний по курсу математики формировать у детей гражданские качества личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию; побуждать обучающихся к изучению истории, культуры и традиций «малой Родины».
Задачи:
Обучающие: обобщить и закрепить изученный на уроках математики программный материал; повысить математическую культуру учащихся; формировать у детей осознанную потребность в решении творческих заданий.
Развивающие: расширить кругозор учащихся; пробудить активность исследовательских и познавательных интересов;
Воспитательные: формировать гражданскую идентичность; содействовать расширению кругозора; развивать самостоятельность и творчество, чувство ответственности, толерантности; умения общаться и работать в команде, аргументировано отстаивать свои взгляды; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.
Оборудование:
мультимедийное оборудование;
экран;
компьютерная презентация.
Ход мероприятия:
Мотивация к учебной деятельности.
Представление руководителей творческих групп, которые предварительно собрали материал и составили задачи по следующим направлениям:
история появления нашего города;
Зеленокумск в цифрах и фактах;
достопримечательности нашего города;
природа нашего города;
дети в нашем городе.
Работа в группах. Решение задач, составленных членами творческих групп из сборника задач «Любимый город в задачах».
История появления нашего города
Задача №1. В период строительства Азово-Моздокской укрепленной линии, решая проблему колонизации Предкавказья, по указу Екатерины II в 1787 году графу Воронцову была отмежёвана земля в Георгиевском уезде. Он получил более 15 тысяч десятин земли прикумских степей. В 1789 году Воронцовым были переселены сюда первые 48 крепостных крестьян. Так возникла слобода Александровка, названная впоследствии с. Воронцово-Александровским . К 1911 году число жителей равнялось 15679.
В 2011г. численность населения составила 41,8 тыс. чел.
Как изменился численный состав нашего города к этому времени?
Решение:
1. Как изменился численный состав нашего города к 2011 году ( в течение 100 лет)?
41,8 тыс. чел = 41800 чел.
41800 – 15679 = 26121(чел.)
Ответ: численный состав нашего города за 100 лет увеличился на 26121 чел.
Задача №2. От губернского города Ставрополя Воронцово-Александровское находилось на расстоянии 182 версты; от ближайшей станции Ростово-Владикавказской железной дороги Незлобной – 45 верст; от ближайших городов: Георгиевска, Терской области, - 40 верст; Ростова, области Войска Донского – 500 верст.
Переведите меры длины, установленные при Петре I в современные и найдите соответствующие расстояния.
Решение:
При Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей.
В современном исчислении 213,36 · 500 = 1066,8 м. = 1, 0668 км.
Чему было равно расстояние до города Ставрополя?
182 · 1,0668 ≈194,2 (км)
Чему было равно расстояние до станицы Незлобной?
45 · 1,0668 ≈ 48 (км)
Чему было равно расстояние до города Георгиевска?
40 · 1, 0668 ≈ 42,7 (км)
Чему было равно расстояние до города Ростова?
500 · 1,0668 ≈ 533,4 (км).
Ответ: 194,2 км.; 48 км.; 42,7 км.; 533,4 км.
Зеленокумск в цифрах и датах
Задача №3. Славу города составляют 10 героев Советского Союза, 3 Героя Социалистического труда, 19 человек награждены орденом Ленина, 246 человек, имеющих высокие правительственные награды, 12 Почетных граждан г. Зеленокумска, 2 тысячи ветеранов труда.
Сколько замечательных людей составляют славу нашего города?
Решение:
Сколько замечательных людей составляют славу нашего города?
10 + 3 + 19 + 246 + 12 + 2000 = 2290 (ч).
Ответ: 2290 человек.
Задача №4. 17 августа 1942г. фашисты вошли в с. Воронцово-Александровское. Почти пять месяцев продолжались дни оккупации. 10 января 1943 года село полностью было освобождено.
Подсчитайте, сколько дней продолжалась оккупация.
Решение:
С 17 августа по 31 августа 1942 г. – 15 дней;
сентябрь 1942 г. – 30 дней;
октябрь 1942 г. – 31 день;
ноябрь 1942 г. – 30 дней;
декабрь 1942 г. – 31 день;
с 1 января по 9 января 1943 г. – 9 дней.
1) Сколько дней продолжалась оккупация?
15 + 30 + 31 + 30 + 31 + 9 = 146 (д).
Ответ: 146 дней.
Задача №5. Сколько лет исполнилось г. Зеленокумску в 2018 году?
Когда жители нашего города отмечали 200 летний юбилей?
Решение:
В 2018 году нашему городу исполнилось 237 лет.
1) В каком году основан г. Зеленокумск?
2018 – 237 = 1781 (г.)
2) Когда жители нашего города отмечали 200 летний юбилей города?
1781 + 200 = 1981 (г.)
Ответ: в 1981 году.
Задача №6. Население г. Зеленокумска составляет 41,8 тыс. человек. Из них 24464 чел. – трудоспособное население. Какую долю всего населения города составляет трудоспособное население? Ответ округлите до десятых.
Решение:
41,8 тыс. человек = 41800 человек.
1) Какую долю всего населения города составляет трудоспособное население?
24464 : 41800 = 0,585; 0,585 ≈ 0,6.
Ответ: 0,6.
Задача №7. В таблице приведена численность населения по годам (тыс. жителей)
Год | численность населения |
1939 | 10,7 |
1959 | 11,5 |
1979 | 32,1 |
1999 | 39,5 |
2009 | 40,6 |
Постройте столбчатую диаграмму по приведенным данным.
Решение:
Тыс. чел.
Задача №8. В нашем городе 75 улиц, 43 переулка, 3 площади, 15 проездов, 1 поселок. Во сколько раз количество проездов меньше количества улиц ?
Решение:
1) Во сколько раз количество проездов меньше количества улиц?
75 : 15 = 5 (раз).
Ответ: в 5 раз количество проездов меньше количества улиц.
Задача №9. Из 41 800 жителей г. Зеленокумска 36460 – русские. Сколько процентов от общего населения города составляют русские? Сколько процентов от общего населения города составляют жители других национальностей? Ответ округлите до единиц.
Решение:
Сколько процентов от общего населения города составляют русские?
· 100 % = 87 (%)
Сколько процентов от общего населения города составляют жители других национальностей?
100 – 87 = 13 (%).
Ответ: 87 % составляют русские; 13 % - другие национальности.
Достопримечательности города.
Задача №10. Самая большая площадь нашего города – площадь имени Ленина имеет длину 220 м., а ширину 80 м. Найдите её периметр и площадь.
Решение:
1) Чему равен периметр площади имени Ленина?
(180 + 80) · 2 = 520 (м)
2) Чему равна её площадь?
180 · 80 = 14400 (м2).
Ответ: периметр равен 520 м.; площадь – 14400 м2.
Задача №11. Найдите общую протяженность 115 улиц нашего города, вычислив значение выражения:
12576 : (3504 – 3408) – 3606 : 601.
Решение:
12576 : (3504 – 3408) – 3606 : 601 = 125
1) 3504 – 3408 = 96;
2) 12576 : 96 = 131;
3) 3606 : 601 = 6;
4) 131 – 6 = 125.
Ответ: общая протяженность улиц нашего города 125 километров.
Дети в нашем городе
Задача №12. 20% детского населения (до 18 лет) г. Зеленокумска составляют 1869 человек. Сколько детей в нашем городе?
Решение:
20% = 0,2
1) Сколько детей в нашем городе?
1869 : 0,2 = 9345 (д).
Ответ: 9345 детей в нашем городе.
Задача №13. Ежегодно в г. Зеленокумске проводятся соревнования школьников по легкой атлетике «Воронцовская верста», посвященные Дню города. В соревнованиях принимают участие команды из 20 школ городского округа. Каждая команда состоит из 24 человек. Мальчиков и девочек в командах поровну. Какова вероятность того, что победителем забега станет девочка из нашей школы?
Решение:
1) Сколько всего учащихся приняли участие в соревнованиях?
24 · 20 = 480 (чел.)
2) Какова вероятность того, что победителем забега станет девочка из нашей школы?
= 0,025.
Ответ: 0,025.
Природа в нашем городе
Задача №14. Половина длины реки Кумы составляет 404,5 км. Найдите длину всей реки.
Решение:
половина – это
1) Чему равна длина реки Кума?
404,5 · 2 = 809 (км).
Ответ: длина реки 809 километров.
Задача №15. Назовите реки Ставропольского края в порядке убывания их длин.
Кубань – 970 км., Терек – 623 км., Кума – 809 км., Калаус – 936 км., Егорлык – 388 км.
Решение:
В порядке убывания длин:
Кубань – 970 км., Калаус – 936 км., Кума – 809 км., Терек – 623 км., Егорлык – 388 км.
Ответ: Кубань, Калаус, Кума, Терек, Егорлык.
Подведение итогов.
Литература
Комитет по печати и информации Ставропольского края ООО «Издательство Кавказская Библиотека» 2001.
Спецвыпуск, Издательство Ставропольская параллель 2002, № 17-21
Экономическая и социальная география Ставропольского края: Учебник для 9 кл. общеобразоват. шк./ В.С. Белозеров, К.А. Магомедов.- Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 224 с.
Народная энциклопедия «Мой город». Зеленокумск (Ставропольский край) [электронный ресурс], – режим доступа: http://www.mojgorod.ru/stavrop_kraj/zelenokumsk.
Зеленокумск рулит! [электронный ресурс], – режим доступа: http://zelenokumsk2006.narod.ru.
Википедия – свободная энциклопедия [электронный ресурс], – режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зеленокумск.
Сайт МО г. Зеленокумска [электронный ресурс], – режим доступа: http://www.mo-zelenokumsk.ru.
Сайт «Мой город – Зеленокумск» [электронный ресурс], – режим доступа: http://gzelenokumsk.narod.ru.