СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка на тему психолого-педагогические ситуации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка на тему Психолого-педагогические ситуации 

Просмотр содержимого документа
«Разработка на тему психолого-педагогические ситуации»

Психолого-педагогические ситуации конфликтного взаимодействия коллектива и личности.

Ситуация 1.

На уроке русского языка ученик лежит на парте и почти спит. Учитель спрашивает:
«Что с тобой происходит? Ученик отвечает: «Я не выспался».
Я дам всему классу самостоятельную работу и постараюсь выяснить у этого ребёнка,почему он не выспался. Возможно, он помогал родителям по хозяйству , поэтому поздно лёг спать.Мне необходимо сохранить с учеником доверительные отношения и создать условия для дальнейшей плодотворной работы на уроке.Возможно, другие ученики будут недовольны, что мальчик не работает, а беседует(вне стен кабинета) с учителем, но я объясню им после урока, почему это было необходимо.

Решение. Если ученик действительно не выспался по весьма уважительной причине,
я, возможно, позвоню родителям и поставлю их в известность, что я отпускаю (как
классный руководитель) их сына с занятий, чтобы он отдохнул и хорошо выспался. А
завтра пусть приходит с выученными уроками и хорошим настроением. Учащимся я скажу,
что как ни трудно пришлось вчера их однокласснику, но он всё же пришёл сегодня на
занятия, что говорит о его ответственном и добросовестном отношении к учёбе. В этом
случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления
в будущем".


Ситуация 2


Учитель вызывает ученика рассказать стихотворение, а мальчик заикается,
волнуется, сбивается. В классе кто-­то начинает смеяться.Этот ребёнок на уроках всегда активен, но заикание смущает его самого. Каждый раз,
когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым. А детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы. Необходимо, чтобы ребёнок не чувствовал себя неполноценным и одноклассники не организовали его травлю.В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнётся в себе, перестанет работать на уроке. А одноклассники, возможно, станут его дразнить.

Решение. Если чтение наизусть вызывает такие трудности, то учителю лучше
выслушать ребёнка на перемене, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, в классе никого из одноклассников нет, успокоится и ученик, и работа пойдёт лучше. А с учениками я провела бы беседу о взаимоотношении в коллективе, взаимопонимании, сочувствии, сострадании, милосердии.


Ситуация 3

Два ученика опоздали на урок. Учителю они объяснили, что были в столовой.
Я постараюсь выяснить причину опоздания: не слышали звонка, из­за большой очереди поздно купили обед и не успели покушать.Необходимо сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторялась, и сохранить
хорошие отношения со всеми учениками. Если их отругать, то они затаят обиду или будут всё равно опаздывать, а одноклассники с интересом наблюдать, что же предпримет учитель в очередной раз.


Решение. Я скажу, что неплохо, когда дети следят за режимом питания, тем более, если так вкусно готовят в нашей столовой. Но необходимо соблюдать и дисциплину труда.Сегодня я оставлю опоздавших после урока и с ними на перемене выполним то, что они пропустили, занимаясь трапезой. Если это повторится, то мне придётся задержать весь класс, т.к. я вынуждена буду дважды (для большей части класса) объяснять новый материал. Поэтому, чтобы не страдали все одноклассники, необходимо вовремя являться
на урок. Я считаю важным воспитание в коллективе и через коллектив, как это делал прекрасный педагог А.С.Макаренко.


Ситуация 4

Ученица отказалась участвовать в уборке класса.
Постараюсь выяснить причину. Оказалось, что девочка учится в музыкальной школе и может испортить кисти рук. Надо, чтобы все дети участвовали в уборке класса, сохраняя хорошие отношения
с учителем и одноклассниками. Если освободить девочку от работы, она почувствует своё превосходство, да и другие дети возмутятся такой несправедливостью и будут отрицательно относиться к ней и
осуждать учителя.


Решение. Я скажу, что очень хорошо, когда ребёнок помимо общеобразовательной школы увлекается ещё и музыкой. Похвально, что музыкант так трепетно относится к рукам. Но работать в классе надо всем. Я выберу работу, при выполнении которой её кисти будут выполнять минимальную нагрузку: полить цветы, протереть пыль с растений, со
шкафов и полок.А потом попрошу девочку пригласить весь классный коллектив на отчётный концерт, где она будет выступать, а мы всем классом болеть за неё.


Ситуация 5

На пятом уроке учащиеся устали, шумят, громко разговаривают.
Причина ясна – усталость детей.Педагогу необходимо наладить дисциплину, создать рабочую атмосферу на уроке,чтобы дети успешно усвоили материал.
Если учитель станет кричать и ругать их за это, то вышеизложенных целей вряд ли он добьётся. Возможны даже неадекватные действия учеников.


Решение. Разумеется, я проведу с детьми физкультминутку. Затем скажу: «Я
понимаю, что вы устали. Я тоже. Давайте с вами приложим все усилия и проведём урок интересно и весело». Любое упражнение можно провести в игровой форме: «Самый умный», «Кто первый?», «Корректор», «Самый сообразительный» и т.д. Детям будет намного интереснее работать, и дисциплина наладится.


Ситуация 6

Во время контрольной работы ученик просит разрешения выйти в туалет. Педагог говорит: «Конечно, выйди, только телефон оставь». Обучающийся: «Нет, без телефона я не пойду, мне родители сказала всегда держать его при себе – мало ли что случится».

Причина – ребёнок хочет найти вариант решения контрольной работы в
Интернете или проконсультироваться с кем­либо.
Необходимо добиться, чтоб ученик самостоятельно выполнил задание, избежать конфликтной ситуации, а также не потерять авторитет среди учеников. Если начну безапелляционно настаивать на своём, то в ответ могу получить грубость и «хлопанье дверью». Ситуация может выйти из­под контроля, и авторитет учителя пострадает.


Решение. Я скажу: «Очень хорошо, что родители о тебе так беспокоятся, но, я
думаю, что за время посещения туалета ничего страшного не произойдёт. Оставь, телефон у меня на столе. Я гарантирую его сохранность. В противном случае тебе придётся после уроков остаться и выполнить другой вариант задания. Мы же с тобой очень ценим время, поэтому, я уверена, ты поступишь правильно». В данном случае удастся избежать конфликтной ситуации.


Ситуация 7

Один ученик плохо учится, на уроках не работает, на замечания педагога на
уроках отвечает: «Я все равно поступлю в университет, у моего папы в городе большие
связи».


Причину надо искать в семье, это может быть неправильное воспитание и
извращённая мотивация жизненного кредо со стороны родителей.
Постараться убедить и ученика, и родителей, что их жизненная позиция
неправильная и ущербная. Также добиться выполнения всеми детьми требований педагога на уроке. Если проигнорировать его замечание, то, во­первых, другие ученики задумаются, стоит ли работать на уроке. Во­вторых, они усомнятся в нравственных ценностях.


Решение. Я посещу семью этого ребёнка, поговорю с родителями и выясню
причину такого поведения сына. Если родители его так настраивают, то бесполезно что­то
доказывать своё. Пойдём с ними на компромисс и договоримся, что сын будет работать на
уроке, а не бездельничать. В классе проведу беседу о пользе знаний с конкретными
примерами из жизни.


Ситуация 8

В школьном коридоре дерутся школьники. На подошедшего учителя не
реагируют. Выясняю причину драки: один ученик обозвал другого, затронув национальные чувства. Попытаюсь прекратить драку, помирить их, исключить такие ситуации впредь. Постараюсь научить толерантно, относиться к окружающим, независимо от их расовой и национальной принадлежности. Если их просто разнять, то драка может возобновиться в другом месте. Возможно, и другие ученики соберутся, чтоб посмотреть на неё.


Решение. Я разниму ребят и заведу в свой кабинет. Там попытаюсь выяснить
зачинщика драки. Скажу, что оба виноваты, т.к. только глупые доказывают свою правоту с
помощью кулаков, а все остальные выясняют свои отношения цивилизованно, с помощью
аргументов. Объясню обоим, что каждый человек, независимо от национальности, должен
терпимо относиться к другим, ведь мы живём в многонациональном государстве. После
примирения отведу их к классному руководителю и порекомендую провести классный час
на тему «Толерантность».









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!