1. ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ И РУКОВОДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
При определении тематического поля проекта можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: техникум, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора обучающегося – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.
Первая ступень в процессе выполнения проекта - поиск проблемы. Найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Нужно четко сформулировать проблему проекта.
Тематика индивидуального проекта непосредственно связана с постановкой проблемы проекта. Выбор темы индивидуального проекта имеет исключительно большое значение.
Тематика индивидуальных проектов по дисциплинам разрабатывается преподавателями цикловой комиссии «Общеобразовательных дисциплин». Перечень тем индивидуальных проектов ежегодно обновляется (Приложение 1).
Обучающемуся предоставляется право выбора темы индивидуального проекта вплоть до предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки.
Основным критерием при выборе темы служит познавательный и практический интерес обучающихся. Это относится, прежде всего, к обучающимся, которые продолжительное время целеустремленно, с интересом собирали и обрабатывали материал по той или иной теме.
Одинаковые темы индивидуальных проектов могут выполнять несколько обучающихся, если круг рассматриваемых вопросов различен, что находит отражение в содержании проекта.
Выбор темы индивидуального проекта сопровождается консультацией руководителя проекта, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению и защите проектов.
Основными функциями руководителя проекта являются:
консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения индивидуального проекта;
оказание помощи обучающемуся в подборе необходимой литературы;
контроль хода выполнения проекта.
После выбора темы индивидуального проекта начинается самостоятельная работа обучающегося по выполнению.
Контроль за ходом выполнения индивидуальных проектов осуществляет председатель цикловой комиссии «Общеобразовательных дисциплин» в соответствии с функциональными обязанностями.
В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.
Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
восполнение каких-либо пробелов в науке;
дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
обобщение накопленного опыта;
суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.
После актуальности проблемы исследования во введении исследовательской работы записывают объект и предмет исследования по индивидуальному проекту учащегося.
Объект исследования - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо.
В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Примеры объекта и предмета исследования
Объект исследования: | Предмет исследования: |
учащиеся и преподаватели школы | зависимость от СМС |
английские предложения | способы и причины расположения слов в английских предложениях |
глаз | свойства и структура глаза как оптического инструмента |
магнитное поле | магнитное поле в школьных учебных кабинетах |
Цель исследовательской работы - это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта.
Цель описывается учащимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!
Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта)
1. Выберите одно из слов, которое больше подходит к тому, что вы исследуете:
изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
Задачи исследовательской работы - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца, в рамках взятой темы проекта и поставленной цели.
Задачи записываются во Введении исследовательской работы сразу после цели и могут нумероваться по порядку или перечисляться.
Обычно задачи исследовательского проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.
Как сформулировать тему исследовательского проекта?
Самым сложным в работе над исследовательским проектом является формулирование темы, объекта исследования, предмета исследования, цели, задач, проверяемой гипотезы. Важно правильно подобрать методы исследования.
От правильной формулировки темы зависит успех всей работы. Название работы должно четко отражать суть работы (соответствовать ее содержанию) и отражать поставленную проблему. Проблема должна быть сформулирована четко, в терминах определенной науки и должна однозначно определять вопрос, ответ на который должен быть получен в результате научного исследования.
Правильно сформулированная тема должна включать направленность, объект предмет исследования. Для формулировки темы можно использовать конструктор названий научных работ:
Направленность | Объект исследования | Предмет исследования |
Решение задачи... | технологии... | в условиях... |
Разработка... | теории... | с учетом... |
изучение... | практики... | для (чего?)... |
обоснование… | проектирования... | за счет (чего?)... |
улучшение... | способа... | от (чего?)... |
исследование... | зависимости... | |
зависимости... | структуры... | |
Рекомендации по выбору темы:
тема должна быть актуальной (затрагивать наиболее дискуссионные аспекты рассматриваемой проблемы);
тема должна быть интересной, она должна тебя увлечь;
тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу; тема должна быть оригинальной, в ней должен быть элемент неожиданности, необычности;
тема должна быть такой, чтобы работа была выполнена качественно, но относительно быстро;
тема должна быть доступна (ты должен понимать то, что пытаешься проанализировать и описать);
тема должна вызывать интерес не только у тебя, но и у твоего руководителя;
работа над темой должна быть обеспечена ресурсами, т.е. по выбранной теме должны быть доступны исторические источники и литература.
Традиционные требования к формулировке темы:
тема должна быть сформулирована лаконично, а используемые при её формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
Также следует избегать в формулировке темы работы слов, не имеющих важной для нее смысловой или информационной нагрузки (некоторые …, особые …, определенные … и т.д.). Недопустимо использовать сокращения и аббревиатуру. В теме должен отражаться ожидаемый результат исследования, а не указания на сам процесс.
Начинающие исследователи часто выбирают темы броские, напоминающие рекламные слоганы. Самая распространённая в этом случае ошибка – формулировка темы научного исследования в виде цитаты из художественного произведения: «Сынами славится Россия!», «Вот моя деревня, вот мой дом родной…», «Люди, как булыжники» и т. д. Темы, сформулированные подобным образом, призваны заинтриговать, возбудить желание читателя заглянуть за титульный лист, словно он – дверь, за которой скрыт сказочный мир. Что в этом плохого? Ничего, если речь идёт о публицистической статье, эссе, литературном сочинении и т. д. Но применительно к научному исследованию подобные формулировки тем просто недопустимы! Тема научного исследования должна отражать объект и предмет исследования, помочь вникнуть в проблему, решение которой положено в основу исследовательской работы.
Другой, не менее частой, ошибкой в формулировке темы научного исследования является подмена собственно темы тематикой. В чём разница? Тематика – более широкое понятие, чем тема. В рамках одной тематики можно сформулировать множество вариантов научно-исследовательских тем. Примером тематики, неправомерно вынесенной на титульный лист научной работы, могут служить формулировки: «Киевская Русь» или «» и т. п. Тематика включает в себя объект исследования, оставляя за рамками формулировки собственно предмет исследования. Из тематики гораздо легче вывести формулировку темы научного исследования, чем из отрывка художественного произведения. Например, тематика «Киевская Русь» может быть взята за основу темы «Денежное обращение в Киевской Руси», или тематика «» может быть обращена в тему « и : спор двух реформаторов» и т. д.
На начальном этапе научной работы можно ограничиться тематикой, а уже в ходе исследования окончательно сформулировать тему.
возможные пути, по которым может пойти научный руководитель и его подопечный при выборе темы.
Во-первых, тему можно сформулировать исходя из основного источника исследования. Например, если главным источником исследования выбрана летопись, тема может звучать так: «Взятие городов в Древней Руси в период политической раздробленности гг. по Лаврентьевской летописи».
Во-вторых, тема может «вырасти» из ведущего метода исследования (в истории это, чаще всего, метод сравнительного анализа). Например, «Культура питания России и Англии XVI-XVII вв: Попытка сравнительно-исторического анализа».
В-третьих, формулировка темы может возникнуть как следствие интеграции формулировки предмета и объекта исследования. Например, «Русский характер глазами иностранцев XVI-XVII вв.».
В конце хотелось бы отметить, что формулировка темы научного исследования не должна дословно повторять объект, предмет или цель исследования. Напротив, тема, как бы, объединяет в себе объект, предмет, цель, основной метод и пространственно-временные характеристики исследования. Научно-исследовательская тема служит неким «мостиком», соединяющим проблему научного исследования и тематику, в рамках которой она сформулирована.
РАЗДАТКА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОЕКТА
Фразы-шаблоны для исследовательской работы
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы и обоснование выбора темы
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
Актуальность
… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Цель работы
Цель работы — выяснить, почему … — ответить на вопрос … / доказать, что …
Задачи
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …
ГЛАВЫ
Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса
Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …
Вторая глава – описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …
ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы по главам
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …
Заключение
Перспективы дальнейшего исследования
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …
Назначение работы
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …
Что дала работа самому исследователю
В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …
Примерная дорожная карта работы над исследовательским проектом
Этап | Срок выполнения | Деятельность руководителя | Деятельность обучающегося | Отметка о выполнении |
1 встреча, встреча-знакомство (не более 15 минут) | | Предлагает тему, или объект - предметную область (тема требует корректировки в таком случае) Совместно со студентом формулирует проблему проекта, обсуждает актуальность, способствует осмыслению цели и постановке задач. | Осуществляет: личное погружение в проблему проекта, вживание в ситуацию, конкретизирует цели и задачи, актуальность и др. | |
2 встреча (не менее 25 минут) | | Предлагает: спланировать деятельность по решению задач проекта; возможные формы представления результатов проекта. Утверждает цель и задачи в работе, корректирует формулировки актуальности. Утверждает дорожную карту работы обучающегося над проектом. Мотивирует к поиску теоретической информации | Осуществляет: планирование; выбор способа и формы представления информации, поиск информации. | |
3 встреча (30-45 минут) | | Не участвует, но: консультирует ; ненавязчиво контролирует; ориентирует в поле необходимой информации; консультирует по корректировке теоретической информации, помогает в выборе методов практической части исследования (при необходимости), составляет план (цель, задачи) практической части исследования (при необходимости) | Работает активно и самостоятельно: по поиску, сбору и структурированию информации; проводит практическую часть (опрос, эксперимент, наблюдение, беседу). Готовит проектный продукт (при необходимости) | |
4 встреча (15-30 минут) | | Не участвует, но: консультирует ; ненавязчиво контролирует, помогает в выборе представления результатов | Работает активно и самостоятельно, оформляет проект, готовит представление результатов исследования | |
5 встреча (20 минут) | | Принимает итоговый отчёт: обобщает и резюмирует результаты; подводит итоги обучения. Оценивает: глубину проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей, доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключение и выводы, эстетику оформления результатов проекта, умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов. | Демонстрирует: понимание проблемы, цели и задачи, актуальность проблемы; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы. Осуществляет: рефлексию деятельности и своих результатов; взаимооценку деятельности и её результативность. | |