СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка неаудиторной работы в 9 классе по обществознанию при подготовке к огэ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка неаудиторной работы в 9 классе по обществознанию при подготовке к огэ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ГОРОД КИЗИЛЮРТ



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО__________________________

______________________/ Протокол № ___ от

«____»_________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора УВР «СОШ № 7»

г. Кизилюрт ____________________/__________

«____»____________20___г.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«Государства и народы доколумбовой Америки»

для учащихся 6 класса по истории средних веков





АВТОР РАЗРАБОТКИ:

Учитель истории и обществознания Шахшаева София Агаевна











2019-2020 учебный год



Пояснительная записка

КТП курса «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» разработано на основе следующих нормативных документов:

- федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03. 2004 № 1089;

- примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень);

- спецификации контрольных измерительных материалов для проведения ОГЭ по обществознанию;

- кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ОГЭ по обществознанию.

Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» призвана на научном уровне раскрыть ряд тем школьного курса обществознания. Материалы курса позволяют организовать подготовку учащихся 9 классов к ОГЭ. Для достижения поставленной цели используется комплекс заданий для подготовки к ОГЭ, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности.

В качестве учебно-методического комплекса рекомендуется использовать следующие пособия: Обществознание в таблицах: 9 класс: справочные материалы / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2011 года и Обществознание: учебно-справочное пособие / В.В. Барабанов, А.А. Донская. – М.: АСТ: Астрель, 2011 года издания.

Программа составлена исходя из следующих целей курса:

- Создание условий для качественной подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию;

- Освоение знаний о видах познавательной деятельности, об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и условиях их формирования, важнейших экономических явлениях и процессах, политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

- Способствовать формированию умений распознавать, воспроизводить, извлекать, классифицировать, систематизировать, сравнивать, применять знания (по образцу или в новом контексте),объяснять, аргументировать, оценивать др.

- Формирование умений поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах; отделение основной информации от второстепенной.

- Выявление учащихся, в наибольшей степени ориентированных на продолжение образования по данному профилю.

Практическая часть занятия включает деятельность по изучению демоверсии и решению КИМов. (Часть А, Б, С).

Программа курса «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» 34 часа 1 час в неделю.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;

Причины зарождения государства, его функции, основные признаки;

Факты, подтверждающие процессы объединения и отделения наций;

Сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;

Политические режимы: понятие, типы и формы;

Понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;

Основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;

Основные признаки политических партий, функции и роль;

Роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;

Историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;

Понятие, структуру Конституции;

Правовое регулирование имущественных отношений;

Предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;

Основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;

Многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;

Что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;

Объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;

Что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;

Функции науки, классификацию наук.

Учащиеся должны уметь:

Анализировать ситуации, связанные с деятельностью власти;

Уметь сравнивать формы правления: республику и монархию;

Объяснять особенности политических режимов;

Объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;

Сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;

Объяснять сущность разделения властей;

Называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;

Характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;

Давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;

Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;

Характеризовать систему местного самоуправления;

Характеризовать духовную жизнь человека и общества;

Анализировать привычки, манеры людей;

Объяснять назначение тех или иных санкций в обществе;

Анализировать формы культуры;

Разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; правовой статус ученика.

Содержание учебного курса


Что такое общество. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.

Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.

Социальный прогресс и регресс. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Глобальные проблемы современности. Экологические проблемы, проблема Север – Юг, Демографическая проблема. Проблема Третьей мировой войны.

Человек. Индивид. Личность и социальная среда. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

Социализация и воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Деятельность. Виды деятельности. Трудовая, учебная изобретательская. структура деятельности.

Знание, познание, истина. Виды знаний. Познание: чувственное и рациональное. Абсолютная истина, относительная истина.

Что такое экономика. Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Товар и деньги. Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Рынок, цена, конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.

Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Бюджет, государства и семьи. Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Труд, занятость, безработица. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Банковская система. Стадии кризиса. Центробанк РФ. Коммерческие банки. Банковские кредиты. Кризис. Инфляция.

Социальная структура общества. Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.

Социальная стратификация. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Этнос: нации и народности. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.

Межнациональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Семья. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

Власть. Государство. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства.

Национально-государственное устройство. Формы правления. Объединение и отделение наций. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.

Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.

Голосование, выборы, референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Политические партии. Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.

Право. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление об юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие об естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

Закон. Равенство перед законом. Функции и роль депутатов. Состав и функции Государственной думы и Совета Федерации. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России.

Конституция. Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.

Семейное право. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.

Уголовное право. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность.

Административное право. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении.

Трудовое право. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

Международное право. Всеобщая декларация прав человека и гражданина. Конвенция о правах ребенка.

Культура. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.

Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.

Религия. Искусство. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства.

Образование. Наука. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.



















Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Часы

Виды деятельности

Дата

1

Демоверсия ГИА


1

Демоверсия ОГЭ


2

Что такое общество. Типология обществ


1

решение заданий 1-20, 21-25


3

Прогресс и регресс


1

решение заданий 1-20, 21-25


4

Глобальные проблемы современности


1

решение заданий 1-20, 26-31


5

Человек, индивид, личность и социальная среда.

1

решение заданий 1-20, 21-25


6

Потребности человека. Социализация и воспитание

1

решение заданий 26-31


7

Деятельность. Виды деятельности


1

решение заданий 26-31


8

Знание, познание, истина


1

решение заданий 1-20, 21-25


9

Социальная структура общества


1

решение заданий 26-31


10

Социальная стратификация


1

решение заданий 1-20, 21-25


11

Этнос: нации и народности


1

решение заданий 26-31


12.

Межнациональные отношения

1

решение заданий 1-20, 26-31


13.

Семья


1

решение заданий 1-20, 21-25


14.

Экономика. Экономические системы


1

решение заданий 1-20, 21-25


15.

Факторы производства


1

решение заданий 1-20, 21-25


16

Предпринимательство. Роль государства в экономике


1

решение заданий 1-20


17

Бюджет государства. Налоговая система


1

решение заданий 1-20, 21-25


18

Труд, занятость, безработица.


1

решение заданий 26-31


19.

Банковская система. Стадии кризиса


1

решение заданий 1-20, 21-25


20

Власть. Государство

1

решение заданий 26-31


21

Национально-государственное устройство. Формы правления

1

решение заданий 26-31


22

Политические режимы


1

решение заданий 26-31


23

Гражданское общество и правовое государство

1

решение заданий 1-20, 21-25


24.

Голосование, выборы, референдум


1

решение заданий 1-20, 21-25


25.

Право. Политические партии


1

решение заданий 26-31


26.

Конституция


1

решение заданий 1-20, 26-31


27.

Гражданское право


1

решение заданий 26-31


28.

Административное право


1

решение заданий 26-31


29.

Семейное право


1

решение заданий 1-20, 21-25


30.

Трудовое право


1

решение заданий 1-20, 21-25


31.

Уголовное право


1

решение заданий 26-31


32.

Международное право


1

решение заданий 26-31


33.

Культура. Формы культуры


1

решение заданий 26-31


34.

Наука. Образование. Искусство. Религия


1

решение заданий 26-31




































Учебно-методические средства обучения

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009

Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые ситуации, проблемные задания / авт.-сост. С.А. Зинина, Т.А. Корнева, Т.В. Шарова. – М.: Планета, 2010

Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание». 8 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание». 9 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

Корсаков Г.Г. Обществознание: государственная итоговая аттестация (по новой форме) 9 класс. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013

Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ. Обществознание. 9 класс. Госуждарственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2014

Никитин А.Ф. Право и политика: Тесты. 9 кл. – М.: Дрофа, 1997

Обществознание: сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл. /Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.; под общ. Ред. Г.С. Ковалевой. – М.: Просвещение, 2011

Певцова Е.А. Поурочные разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. – М.: ВАКО, 2010

Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой / авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2006


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!