Олимпиада по литературному чтению (муниципальный тур)
(3 класс)
Пояснительная записка
Современный выпускник начальной школы должен не просто владеть суммой знаний, а уметь организовать свою учебную деятельность. Среди приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады. Олимпиада в начальных классах – это своеобразное соревнование в знаниях литературных произведений, умениях анализировать их.
Олимпиада по литературному чтению проводится с целью популяризации детской книги среди учащихся начальных классов, привития интереса к изучению отечественной и зарубежной литературы.
Задачи проведения олимпиады:
создать условия для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся;
развивать познавательную активность обучающихся;
предоставить возможность обучающимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования;
развивать у младших школьников навыки читательской деятельности;
способствовать развитию интереса к чтению детской книги;
развивать логическое мышление.
В олимпиадную работу по литературному чтению включены нестандартные задания, что повышает интерес учащихся.
Время проведения олимпиады: один урок (40 минут).
Условия проведения: Для выполнения олимпиады по литературному чтению каждый ученик должен получить листы с заданиями. Использование дополнительных материалов при проведении тестирования не предполагается. На парте у каждого обучающегося должна быть только ручка для записи ответов, черновик.
Участники олимпиады.
Участниками олимпиады являются обучающиеся 3-х классов, обучающиеся по любым программам НОО без ограничений. Принимать участие могут победители и призеры школьного тура олимпиады по литературному чтению. Победителями являются участники, набравший более 75% от общего количества баллов, призерами могут быть участники, перешагнувшие порог 51% от общего количества баллов.
Содержание олимпиадной работы.
Олимпиада по литературному чтению состоит из 9 заданий.
Все задания олимпиады делятся на три группы:
1) тестовые задания;
2) открытые вопросы;
3) творческие задания. Задания творческого характера способствуют выявлению одаренных учащихся.
Распределение заданий в соответствии с выделенными группами:
Группа заданий | | № заданий | |
Тестовые заданий | | 3, 8 | |
Открытые вопросы | | 1, 2, 4, 5, 6, 7 | |
Творческое задание | | 9 | |
Инструкция по выполнению заданий олимпиадной работы
На выполнение олимпиады даётся 45 минут. В работу включены 2 задания в тестовой форме, где нужно: а) установить соответствие стрелками; б) восстановить правильный порядок частей текста, проставив в таблице порядковый номер каждой части. Ответы на открытые вопросы нужно записать на отведённых для этого строчках. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Задания
1. По началу произведения определи его жанр:
а) Жила – была в одной дальней лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех дел умелая._________________________________________________________
б) Чьи там крики у пруда:
- Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши,
Надоела нам вода!________________________________________________________
в) Вырос Добрыня до полного возраста. Пробудились в нём ухватки богатырские. ________________________________________________________________________
г) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука._______________________________________
д) Трудно солдатам в походе. На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка.___________________________________________________________
2. У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.
Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.
_______________________________________________________________________
Английская пословица. Все хорошо в свое время.
________________________________________________________________________
3. Установи соответствие и соедини стрелками автора и страну, в которой жил писатель.
Ш. Перро С.Я. Маршак Д. Родари Г.Х. Андерсен А.Милн | Франция Россия Италия Дания Англия |
4. Угадай истинное название сказки, преобразовав каждое слово на противоположное ему по значению.
«Мышь в лаптях» - ______________________________________________________
«Знайка в лунной деревне» - ______________________________________________
«Беби – короткий носок» -________________________________________________
«Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» - __________________________________________
«Быль о серебряной курочке»- ______________________________________________
5. Вспомни автора сказки.
«Конёк – Горбунок» ____________________________
«Сказка о золотом петушке»_____________________
«Аленький цветочек»___________________________
«Серебряное копытце»___________________________
«Денискины рассказы» __________________________
«Живая шляпа», «Фантазёры» и «Заплатка» ______________________________
«Маугли»___________________________________________________________
6. Закончи «крылатые выражения», взятые из сказок.
Поди туда, не знаю куда, _____________________________________________.
Скоро сказка сказывается, ____________________________________________.
Это всё присказка, ___________________________________________________.
7. Ответь на вопросы.
А) Кто помог князю Гвидону навестить родного отца?_____________________
Б) Что поймал старик в сеть, закинув её в первый раз? ____________________________________________________________________
В) К кому первому обратился Елисей, ища свою невесту? ____________________________________________________________________
Г) Что делает кот, когда идёт направо?___________________________________
Д) Чем хотел морщить море Балда?______________________________________
Е) В кого превращалась хозяйка Медной горы в сказах Павла Бажова? ____________________________________________________________________
Ж) Каким транспортом пользовалась Баба-Яга для перевозки пассажиров? ____________________________________________________________________
З) Как звали котёнка в рассказе Н. Носова «Живая шляпа»? ____________________________________________________________________
8. Восстанови правильный порядок частей текста:
а) Теперь кошка целыми днями вертелась около дома, но жить в дом не хотела идти.
б) Я все ее задабривал и уговаривал, чтобы перешла ко мне жить. А кошка все дичилась и близко к себе не подпускала. Сожрет рыбу и убежит. Как зверь.
в) Я вышел и вижу: по весенней траве не торопясь шагает к моему дому большая серая кошка. Я сразу ее узнал. Она нисколько не боялась Рябчика, даже не глядела на него, а выбирала только, где бы ей по суше ступить.
г) Она схватила рыбу и прыгнула в траву. Мне с крыльца было видно, как она стала жадно жрать. Ага, думаю, давно рыбы не ела
д) Наконец мне удалось ее погладить, и зверь замурлыкал. Рябчик на нее не лаял, а только тянулся на цепи, скулил: ему очень хотелось познакомиться с кошкой.
е) Один раз она не пошла ночевать к себе в нору, а осталась на ночь у Рябчика в будке. Рябчик совсем сжался в комок, чтобы дать место.
ж) Кошка увидала меня, уселась и стала глядеть и облизываться. Я скорее побежал в дом, достал рыбешку и бросил.
з) И стала с тех пор кошка ходить ко мне в гости.
(по Б.Житкову)
буква | а | б | в | г | д | е | ж | з |
Номер | | | | | | | | |
Творческое задание
9. Вспомни рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное всегда становится явным». Сочини свой рассказ о Дениске. Назови рассказ словами пословицы: «Любишь кататься, люби и саночки возить» или «Пуганая птица всего боится».
Запиши текст.
____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
№ п/п | Задание | Содержание верного ответа | Баллы |
1 | По началу произведения определи его жанр: | Сказка, стихотворение, былина, басня, рассказ. | 5 б |
2 | У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу. | Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет.) Английская пословица. Все хорошо в свое время. (Делу время – потехе – час.) | 4 б (за каждую пословицу – 2 б) |
3 | Установи соответствие и соедини стрелками автора и страну, в которой жил писатель. | Ш. Перро Франция С.Я. Маршак Россия Д. Родари Италия Г.Х. Андерсен Дания А.Милн Англия | 5 б |
4 | Угадай истинное название сказки, преобразовав каждое слово на противоположное ему по значению. | «Мышь в лаптях» - «Кот в сапогах» «Знайка в лунной деревне» - «Незнайка в Солнечном городе» «Беби – короткий носок» -«Пеппи – длинный чулок» «Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» «Быль о серебряной курочке»-«Сказка о золотом петушке». | 6 б (за каждую сказку – 1 б) |
5 | Вспомни автора сказки. | «Конёк – Горбунок» - П.П.Ершов «Сказка о золотом петушке» - А.С.Пушкин «Аленький цветочек» - С.Т.Аксаков «Серебряное копытце» - П.П.Бажов «Денискины рассказы» - В.Драгунский «Живая шляпа», «Фантазёры» и Заплатка» - Н.Носов «Маугли» - Р.Киплинг | 14 б (за каждого автора – 2 б) |
6 | Закончи «крылатые выражения», взятые из сказок. | Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Это всё присказка, а сказка будет впереди. | 6 б (за каждое выражение – 2 б) |
7 | Ответь на вопросы. | А) Царевна-Лебедь Б) Тину В) К солнцу Г) Песнь заводит Д) Верёвкой Е) В ящерку Ж) Гуси-лебеди З) Васька | 16 б (за каждый правильный ответ – 2 б) |
8 | Восстанови правильный порядок частей текста: | В) Я вышел и вижу: по весенней траве не торопясь шагает к моему дому большая серая кошка. Я сразу ее узнал. Она нисколько не боялась Рябчика, даже не глядела на него, а выбирала только, где бы ей по суше ступить. Ж)Кошка увидала меня, уселась и стала глядеть и облизываться. Я скорее побежал в дом, достал рыбешку и бросил. Г)Она схватила рыбу и прыгнула в траву. Мне с крыльца было видно, как она стала жадно жрать. Ага, думаю, давно рыбы не ела. З)И стала с тех пор кошка ходить ко мне в гости. Б)Я все ее задабривал и уговаривал, чтобы перешла ко мне жить. А кошка все дичилась и близко к себе не подпускала. Сожрет рыбу и убежит. Как зверь. Д)Наконец мне удалось ее погладить, и зверь замурлыкал. Рябчик на нее не лаял, а только тянулся на цепи, скулил: ему очень хотелось познакомиться с кошкой. А)Теперь кошка целыми днями вертелась около дома, но жить в дом не хотела идти. Е)Один раз она не пошла ночевать к себе в нору, а осталась на ночь у Рябчика в будке. Рябчик совсем сжался в комок, чтобы дать место. а | б | в | г | д | е | ж | з | 7 | 5 | 1 | 3 | 6 | 8 | 2 | 4 | | 8 б (1 ошибка – 7 б, 2 ошибки – 6 б и т.д.) |
| Творческое задание | |
9 | Вспомни рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное всегда становится явным». Сочини свой рассказ о Дениске. Назови рассказ словами пословицы: «Любишь кататься, люби и саночки возить» или «Пуганая птица всего боится». | 5 баллов: - тема раскрыта полностью, сделаны выводы и обобщения; - мысли изложены логически и последовательно; - написано правильным литературным языком; 4 балла: - тема раскрыта частично, с незначительными отклонениями от нее; сделаны выводы и обобщения; - мысли изложены логически и последовательно; - написано правильным литературным языком; - допускаются не более 1-2 речевых недочетов. 3 балла: - в основном тема раскрыта, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; - имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей; - обнаруживается владение основами письменной речи; - в работе имеется не более 2-3 речевых недочетов. 2 балла: - тема не раскрыта, состоит из путанного изложения отдельных событий без вывода и обобщений; - отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. 1 балл: - текст не соответствует теме; - в работе имеется большое число ошибок. | 5 б |
| После проверки всех заданий баллы суммируются, и выставляется окончательный балл за каждую работу. После этого определяются победители и призёры. | 69 б |