СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка олимпиады по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по литературному чтению проводится с целью популяризации детской книги среди учащихся начальных классов, привития интереса к изучению отечественной и зарубежной литературы. В олимпиадную работу включенынестандартные задания, что повышает интерес учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Разработка олимпиады по литературному чтению»

Олимпиада по литературному чтению (муниципальный тур)

(3 класс)

Пояснительная записка

Современный выпускник начальной школы должен не просто владеть суммой знаний, а уметь организовать свою учебную деятельность. Среди приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады. Олимпиада в начальных классах – это своеобразное соревнование в знаниях литературных произведений, умениях анализировать их. 

Олимпиада по литературному чтению проводится с целью популяризации детской книги среди учащихся начальных классов, привития интереса к изучению отечественной и зарубежной литературы.

Задачи проведения олимпиады:

  • создать условия для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся;

  • развивать познавательную активность обучающихся;

  • предоставить возможность обучающимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования;

  • развивать у младших школьников навыки читательской деятельности;

  • способствовать развитию интереса к чтению детской книги;

  • развивать логическое мышление.

В олимпиадную работу по литературному чтению включены нестандартные задания, что повышает интерес учащихся.

Время проведения олимпиады: один урок (40 минут).

Условия проведения: Для выполнения олимпиады по литературному чтению каждый ученик должен получить листы с заданиями. Использование дополнительных материалов при проведении тестирования не предполагается. На парте у каждого обучающегося должна быть только ручка для записи ответов, черновик.

Участники олимпиады.

Участниками олимпиады являются обучающиеся 3-х классов, обучающиеся по любым программам НОО без ограничений. Принимать участие могут победители и призеры школьного тура олимпиады по литературному чтению. Победителями являются участники, набравший более 75% от общего количества баллов, призерами могут быть участники, перешагнувшие порог 51% от общего количества баллов.

Содержание олимпиадной работы.

Олимпиада по литературному чтению состоит из 9 заданий.

Все задания олимпиады делятся на три группы:

1) тестовые задания;

2) открытые вопросы;

3) творческие задания. Задания творческого характера способствуют выявлению одаренных учащихся.

Распределение заданий в соответствии с выделенными группами:

Группа заданий


заданий


Тестовые заданий


3, 8


Открытые вопросы


1, 2, 4, 5, 6, 7


Творческое задание


9



Инструкция по выполнению заданий олимпиадной работы


На выполнение олимпиады даётся 45 минут. В работу включены 2 задания в тестовой форме, где нужно: а) установить соответствие стрелками; б) восстановить правильный порядок частей текста, проставив в таблице порядковый номер каждой части. Ответы на открытые вопросы нужно записать на отведённых для этого строчках. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!


































Задания

1. По началу произведения определи его жанр:

а) Жила – была в одной дальней лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех дел умелая._________________________________________________________

б) Чьи там крики у пруда:

- Квасу, квасу нам сюда!

Ква-ква-квасу, простокваши,

Надоела нам вода!________________________________________________________

в) Вырос Добрыня до полного возраста. Пробудились в нём ухватки богатырские. ________________________________________________________________________

г) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука._______________________________________

д) Трудно солдатам в походе. На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка.___________________________________________________________

2. У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.

 Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.

_______________________________________________________________________

Английская пословица. Все хорошо в свое время.

________________________________________________________________________


3. Установи соответствие и соедини стрелками автора и страну, в которой жил писатель.

Ш. Перро

С.Я. Маршак

Д. Родари

Г.Х. Андерсен

А.Милн


Франция

Россия

Италия

Дания

Англия

4. Угадай истинное название сказки, преобразовав каждое слово на противоположное ему по значению.

«Мышь в лаптях» - ______________________________________________________

«Знайка в лунной деревне» - ______________________________________________

«Беби – короткий носок» -________________________________________________

«Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» - __________________________________________

«Быль о серебряной курочке»- ______________________________________________


5. Вспомни автора сказки.

«Конёк – Горбунок» ____________________________

«Сказка о золотом петушке»_____________________

«Аленький цветочек»___________________________

«Серебряное копытце»___________________________

«Денискины рассказы» __________________________

«Живая шляпа», «Фантазёры» и «Заплатка» ______________________________
«Маугли»___________________________________________________________

6. Закончи «крылатые выражения», взятые из сказок.

Поди туда, не знаю куда, _____________________________________________.

Скоро сказка сказывается, ____________________________________________.

Это всё присказка, ___________________________________________________.


7. Ответь на вопросы.

А) Кто помог князю Гвидону навестить родного отца?_____________________
Б) Что поймал старик в сеть, закинув её в первый раз? ____________________________________________________________________
В) К кому первому обратился Елисей, ища свою невесту? ____________________________________________________________________
Г) Что делает кот, когда идёт направо?___________________________________
Д) Чем хотел морщить море Балда?______________________________________

Е) В кого превращалась хозяйка Медной горы в сказах Павла Бажова? ____________________________________________________________________
Ж) Каким транспортом пользовалась Баба-Яга для перевозки пассажиров? ____________________________________________________________________
З) Как звали котёнка в рассказе Н. Носова «Живая шляпа»? ____________________________________________________________________



8. Восстанови правильный порядок частей текста:

а) Теперь кошка целыми днями вертелась около дома, но жить в дом не хотела идти.



б) Я все ее задабривал и уговаривал, чтобы перешла ко мне жить. А кошка все дичилась и близко к себе не подпускала. Сожрет рыбу и убежит. Как зверь.



в) Я вышел и вижу: по весенней траве не торопясь шагает к моему дому большая серая кошка. Я сразу ее узнал. Она нисколько не боялась Рябчика, даже не глядела на него, а выбирала только, где бы ей по суше ступить.



г) Она схватила рыбу и прыгнула в траву. Мне с крыльца было видно, как она стала жадно жрать. Ага, думаю, давно рыбы не ела



д) Наконец мне удалось ее погладить, и зверь замурлыкал. Рябчик на нее не лаял, а только тянулся на цепи, скулил: ему очень хотелось познакомиться с кошкой.



е) Один раз она не пошла ночевать к себе в нору, а осталась на ночь у Рябчика в будке. Рябчик совсем сжался в комок, чтобы дать место.



ж) Кошка увидала меня, уселась и стала глядеть и облизываться. Я скорее побежал в дом, достал рыбешку и бросил.



з) И стала с тех пор кошка ходить ко мне в гости.

(по Б.Житкову)

буква

а

б

в

г

д

е

ж

з

Номер









Творческое задание


9. Вспомни рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное всегда становится явным». Сочини свой рассказ о Дениске. Назови рассказ словами пословицы: «Любишь кататься, люби и саночки возить» или «Пуганая птица всего боится».

Запиши текст.

____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________


Система оценивания отдельных заданий и работы в целом


п/п

Задание

Содержание верного ответа

Баллы

1

По началу произведения определи его жанр:


Сказка, стихотворение, былина, басня, рассказ.


5 б

2

У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.

Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.

(Язык до Киева доведет.)

Английская пословица. Все хорошо в свое время.

(Делу время – потехе – час.)

4 б

(за каждую пословицу –

2 б)

3

Установи соответствие и соедини стрелками автора и страну, в которой жил писатель.

Ш. Перро Франция

С.Я. Маршак Россия

Д. Родари Италия

Г.Х. Андерсен Дания

А.Милн Англия


5 б

4

Угадай истинное название сказки, преобразовав каждое слово на противоположное ему по значению.


«Мышь в лаптях» - «Кот в сапогах»

«Знайка в лунной деревне» - «Незнайка в Солнечном городе»

«Беби – короткий носок» -«Пеппи – длинный чулок»

«Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Быль о серебряной курочке»-«Сказка о золотом петушке».


6 б

(за каждую сказку – 1 б)

5

Вспомни автора сказки.

«Конёк – Горбунок» - П.П.Ершов

«Сказка о золотом петушке» - А.С.Пушкин

«Аленький цветочек» - С.Т.Аксаков

«Серебряное копытце» - П.П.Бажов

«Денискины рассказы» - В.Драгунский

«Живая шляпа», «Фантазёры» и Заплатка» - Н.Носов

«Маугли» - Р.Киплинг

14 б

(за каждого автора – 2 б)

6

Закончи «крылатые выражения», взятые из сказок.


Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Это всё присказка, а сказка будет впереди.

6 б

(за каждое выражение –

2 б)

7

Ответь на вопросы.


А) Царевна-Лебедь 
Б) Тину
В) К солнцу
Г) Песнь заводит
Д) Верёвкой
Е) В ящерку
Ж) Гуси-лебеди
З) Васька

16 б (за каждый правильный ответ – 2 б)

8

Восстанови правильный порядок частей текста:

В) Я вышел и вижу: по весенней траве не торопясь шагает к моему дому большая серая кошка. Я сразу ее узнал. Она нисколько не боялась Рябчика, даже не глядела на него, а выбирала только, где бы ей по суше ступить.

Ж)Кошка увидала меня, уселась и стала глядеть и облизываться. Я скорее побежал в дом, достал рыбешку и бросил.

Г)Она схватила рыбу и прыгнула в траву. Мне с крыльца было видно, как она стала жадно жрать. Ага, думаю, давно рыбы не ела.

З)И стала с тех пор кошка ходить ко мне в гости.

Б)Я все ее задабривал и уговаривал, чтобы перешла ко мне жить. А кошка все дичилась и близко к себе не подпускала. Сожрет рыбу и убежит. Как зверь.

Д)Наконец мне удалось ее погладить, и зверь замурлыкал. Рябчик на нее не лаял, а только тянулся на цепи, скулил: ему очень хотелось познакомиться с кошкой.

А)Теперь кошка целыми днями вертелась около дома, но жить в дом не хотела идти.

Е)Один раз она не пошла ночевать к себе в нору, а осталась на ночь у Рябчика в будке. Рябчик совсем сжался в комок, чтобы дать место.

а

б

в

г

д

е

ж

з

7

5

1

3

6

8

2

4


8 б

(1 ошибка – 7 б, 2 ошибки – 6 б и т.д.)


Творческое задание


9

Вспомни рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное всегда становится явным». Сочини свой рассказ о Дениске. Назови рассказ словами пословицы: «Любишь кататься, люби и саночки возить» или «Пуганая птица всего боится».


5 баллов:

- тема раскрыта полностью, сделаны выводы и обобщения;

- мысли изложены логически и последовательно;

- написано правильным литературным языком;

4 балла:

- тема раскрыта частично, с незначительными отклонениями от нее; сделаны выводы и обобщения;

- мысли изложены логически и последовательно;

- написано правильным литературным языком;

-   допускаются не более 1-2 речевых недочетов.

3 балла:

-   в основном тема раскрыта, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

- имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

- обнаруживается владение основами письменной речи; - в работе имеется не более 2-3 речевых недочетов.

2 балла:

- тема не раскрыта, состоит из путанного изложения отдельных событий без вывода и обобщений;

- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

1 балл:

- текст не соответствует теме;

- в работе имеется большое число ошибок.

5 б




После проверки всех заданий баллы суммируются, и выставляется окончательный балл за каждую работу. После этого определяются победители и призёры.


69 б