СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка онлайн-урока по русскому языку в 6 классе по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка онлайн-урока по русскому языку в 6 классе по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Просмотр содержимого документа
«Разработка онлайн-урока по русскому языку в 6 классе по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"»




Открытый онлайн-урок

по русскому языку

в классе









«Мягкий знак после шипящих на конце наречий»















Учитель русского языка и литературы

МБУ «Школа №25» Киселёва Т.В.







Тольятти – 2020


Цель урока:

познакомить учащихся с орфограммой "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".

Задачи:

обучающие:

  • формировать навык написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

  • формировать способности различать данную орфограмму в наречиях и других самостоятельных частях речи.

  • формировать у учащихся навыки и умения самостоятельной работы.

  • активировать словарный запас учащихся.

развивающие:

  • развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

  • развивать умения аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.

воспитательные:

  • воспитание и развитие личностных компетенций учащихся;

  • формирование коммуникативных умений и навыков учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

- развивать навыки владения основными орфографическими, лексическими, грамматическими нормами русского языка;

- умение на практике применять теоретические знания.

Личностные: обогащать объем словарного запаса и усваивать грамматические средства для свободного выражения мысли, а также развивать способность к самооценке.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- формировать умение грамотно строить устное монологическое высказывание.

Тип занятия: изучение нового материала.

Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; ИКТ; элементы проблемного обучения; учебный и творческий практикум, сопоставительный анализ.

Средства обучения: мультимедийные средства, раздаточный материал, учебник «Русский язык. 6 класс». Часть 2. Авторы: Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова(М.: «Русское слово», 2014)


Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошел вам, и тогда

Будем грамотны всегда!

- Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня активно поработаем, совместной работой порадуем себя и наших гостей.

Сегодня у нас на уроке гости Валентина Григорьева, Татьяна Юрьевна, Наталья Александровна, Надежда Евгеньевна, Людмила Николаевна. (СЛАЙД 1)

2. Актуализация знаний.

Сегодня у нас необычный урок, потому что мы отправляемся в экспедицию. Что обозначает это слово? Кто мне подскажет? (ответы учащихся).

Точное лексическое значение этого слова мы можем узнать по словарю.

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова подаётся такое объяснение:

Экспедиция – это поход, поездка отряда со специальным заданием.

Экспедиция — путешествие со специально определённой целью — научной или военной. (Википедия) (СЛАЙД 2)

- Итак, отряд – это мы все, кто находится в нашем классе.

Наше задание – подробнее разобраться в русском правописании и, по возможности, сделать интересные открытия.

Участники экспедиции должны знать о предмете поиска, а подскажет нам его герой книги Н.Носова Незнайка. Он тоже хочет с нами отправится в экспедицию, поэтому приготовил нам задание.

- Внимательно послушайте и определите о какой части речи будем говорить.

- Инсценизация. (Читает ученик) (СЛАЙД 3)

Незнайка: - Я невзлюбил эту часть речи еще задолго до того, как узнал о ней. Всю жизнь она меня преследует: «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай всё аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески», - только и слышу я ежечасно. Всё это непросто выполнить. А кому понравится слышать о том, что тебя видят насквозь?

- А мне приятнее носиться вскачь, лежать горизонтально и тихо-тихо щелкать пультом телевизора и листать каналы телеэкрана, которых видимо-невидимо. (М.Н.Енина)

- Что же это за часть речи, от которой нет покоя? (Наречие).

- Как вы определили? (вопросы, слова, которые указывают на признак действия)

- Какие словосочетания с наречиями запомнили? (стой прямо, сиди ровно, говори правильно, носиться вскачь, лежать горизонтально) (СЛАЙД 4)

- Итак, предмет поиска - наречие. (СЛАЙД 5)

3. Мотивация учебной деятельности.

- Очень часто в экспедиции возникают трудности, и участники похода должны научиться их с честью преодолевать. Вот и у нас первое испытание.

Решить лингвистическую задачу. (СЛАЙД 6)

1. Привлеч(?) товарища;

2. Долго помниш(?);

3. Лесная глуш(?);

4. Пахуч(?) весной;

5. Открыты настеж(?).

- Написание слова в каком из словосочетаний вы не можете объяснить?

- Какова тема нашего урока?

4. Постановка задач.

Попробуйте сформулировать тему урока (обучающие формулируют тему урока). Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

- Какую проблему мы будем с вами исследовать? (обучающиеся формулируют задачи урока: различать данную орфограмму в наречиях и других самостоятельных частях речи; выработать навык написания мягкого знака на конце наречий; совершенствовать орфографические навыки; расширять словарный запас и развивать речь).

5. Работа над новым материалом.

- Экспедиции снаряжаются, чтобы сделать новые открытия. Мы тоже можем совершить открытие для себя, если, конечно, постараемся. Думаю, без труда справимся с новым заданием: мы будем исследовать орфограмму.

Наблюдение над материалом, побуждающим к открытию новых знаний.

ПОДУМАЙ (СЛАЙД 7)

настежь уж

наотмашь замуж

навзничь невтерпёж

сплошь

вскачь

- Какой частью речи являются эти слова? (это наречия).

- Докажите, что это наречия? (неизменяемая часть речи, отвечает на вопрос как? обозначает признак действия...)

- После каких шипящих написан мягкий знак? (это ч, ж, ш)

- У скольких слов мягкого знака нет? (у трёх)

- После какой буквы в словах уж, замуж, невтерпёж нет мягкого знака? (после буквы ж).

- Как называются слова, которые не подчиняются правилу? (слова – исключения.)

ВЫВОД: - Итак, ребята, наша экспедиция только что провела лингвистическое исследование какой орфограммы?

(Мягкий знак после шипящих в конце наречий).

- Кто из вас постарается сформулировать правило о написании мягкого знака после шипящих у наречий? (Во всех наречиях после шипящего пишется мягкий знак. Исключение составляют только три наречия: уж, замуж, невтерпёж).

- Чтобы убедиться в правильности сделанного вывода прочитаем ключик в учебнике на стр. 157. Может быть что-то не сказали. Проверим.

(Дети открывают учебники и один из учащихся читает правило вслух).

ВЫВОД: наше исследование закрепим рифмовкой. (СЛАЙД 8)

Вставьте необходимые ключевые слова из правила и запишите вывод:

«Во всех наречиях ты … найдешь, кроме … слов: …, …, …».

Ключевые слова: мягкий знак, трёх, уж, замуж, невтерпеж.

Правила написания наречий запомнить легко:

Во всех наречиях ты мягкий знак найдёшь, кроме трёх слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ.

- Запишите эту рифмовку себе в копилку. (СЛАЙД 9-10)

6. Закрепление изученной орфограммы.

Орфограмму "Мягкий знак после шипящих в конце наречий» мы исследовали. А теперь (для полного исследования) нам надо усовершенствовать орфографические навыки на изученное правило.

Задание 1. Работа с учебником Упр.220 стр. 158(СЛАЙД 11)

ВЫВОД: все ли наречия запишем с мягким знаком? Почему? (исключение). Во всех наречиях пишем после шипящих "ь", кроме исключения. Синтаксическая роль наречия в предложении ... обстоятельство.

- Ребята, как вы думаете, почему уж, замуж, невтерпёж пишутся без мягкого знака? (варианты ответов учащихся).

Среди участников экспедиции находятся языковеды, которые и объяснят эти исключения.  (Опережающее домашнее задание). (СЛАЙД 12)

Ученица 1: объяснить исключения замуж, невтерпёж можно следующим образом: эти наречия произошли от существительных муж и терпёж, которые относятся ко второму склонению и пишутся без мягкого знака.

Ученица 2: интересен другой факт: наречие настежь образовано от предлога  на и существительного второго склонения стеж (устаревшее), которое обозначает «крюк, столб», однако это слово не стало исключением и пишется в современном русском языке с мягким знаком.

ВЫВОД: - Благодарим языковедов за историческую справку. Теперь мы не только знаем, как пишутся эти слова, но можем обосновать их написание.

Синтаксический разбор предложения. (повторение пройденного материала)

Входная дверь была по-летнему распахнута настежь. (СЛАЙД 13)

Входная дверь была по-летнему распахнута настежь. (Пов., невоскл., двусост., распр., простое)

Морфемный разбор слов (повторение пройденного материала)

по-летнему

входная (СЛАЙД 14)

Но иногда мы допускаем ошибки в произношении наречий, чтобы этого избежать предлагаю орфоэпическую разминку.

(Словосочетания записаны на слайде.)

Задание 2. Орфоэпическая разминка.

Прочитайте правильно, поставив ударение в наречиях: (СЛАЙД 15)

пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, взглянуть мельком. (мельком - допускается 2 варианта, но 1-й - более правильный).

ВЫВОД: надеюсь в дальнейшем вы будете следить за своей речью и речью одноклассников, чтобы не допустить нарушений в произношении.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (проверка на внимание и знание материала)

(СЛАЙД 16)

Встаёш(?), малыш(?), много туч(?), хорош(?), вскачь(?)

Обыгрываю ситуацию (Встаньте, посмотрите, нет ли рядом ваших братьев малышей? Выгляните в окно, много ли на небе туч? День сегодня хорош! Вскоре закончится самоизоляция и мы помчимся вскачь в школу! )

-Объясняем правописание мягкого знака в разных частях речи.

- Физкультминутка дала возможность отвлечься от компьютера усовершенствовать орфографические навыки на изученное правило мы будем и дома.

- Продолжаем работу экспедиции: совершенствовать орфографические навыки. Мягкий знак очень капризный житель страны Грамматика. Вот и сегодня он убежал от некоторых частей речи и спрятался в других словах. Помогите найти беглеца.

Задание 3. «Отыщите беглеца!». (СЛАЙД 18)

Назовите слова с мягким знаком.

Грош? береч? проч?, наотмаш?, вскач?, скрипач? , тысяч?, навзнич?, сплош?

Не допущены ли ошибки в правописании? Выставьте отметки.

Проанализируйте примеры и подготовьте сообщение «Правописание Ь после шипящих» (Работа с таблицей) (СЛАЙД 17)

Часть речи

Ь пишется

Ь не пишется

существительное

ночь брошь молодёжь (ж.р.3 скл )

меч рощ

нож туч

прилагательное


хорош свеж могуч

глагол

стричь

беречь

спишь

идёшь

режь

прячь


наречие

точь – в – точь, настежь

уж замуж невтерпёж


- Ребята, нам осталось провести итоговое исследование, которое поможет сформулировать орфограмму "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи".

Задание 5. Определить в каких частях речи пишем мягкий знак после шипящих, а в каких нет. Обоснуйте свой ответ. (СЛАЙД 19)

Доч.., ноч.., навзнич.., мяч.., туч.., хорош.., сплош.., скрипуч.., горяч.. , свеж..

береч.., вскач.., пишеш.. .

У нас есть ребята, у которых нет микрофона. Предлагаю написать в чат

1 ученик: выписать слова-существительные, объяснить орфограммы

(дочь, ночь, мяч, туч)

2 ученик: выписать слова- прилагательные, объяснить орфограммы

(хорош, скрипуч, горяч, свеж)

3 ученик: назвать глаголы и наречия, объяснить орфограммы

(беречь, пишешь, навзничь, вскачь).
1 ученик: Вывод: дочь, ночь, мяч, туч;

женский род, единственное число, 3-е склонение - пишем мягкий знак;

мужской род; множественное число - мягкий знак не пишем.

2 ученик: Вывод: хорош, скрипуч, горяч, свеж;

в кратких именах прилагательных мягкий знак не пишем никогда.

3 ученик: Вывод: беречь, пишешь, навзничь, вскачь;

неопределенная форма: беречь; пишешь - 2-е лицо, единственное число;

ВЫВОД: Итак, ребята, какую орфограмму вы исследовали? ("Мягкий знак после шипящих в разных частях речи"). Мы подвели итог в написании мягкого знака в существительных, кратких прилагательных, глаголах и наречиях.

Рассказ об интересных наречиях. (СЛАЙД 20,21,22)

7. Домашнее задание (СЛАЙД 23)

Наша экспедиция отлично справилась с орфографическими открытиями и возвращается домой.

Но поставим точку в нашей экспедиции только тогда, когда запишем свои исследования в Книгу открытий (в тетрадь)

Повтори правописание мягкого знака на конце слов разных частей речи по таблице упр. 222;

выполни упр. 221, работу отправь на АСУ РСО личным сообщением 18 мая до 14.00

8. Рефлексия.

- Итак, ребята, вовремя экспедиции вы достигли поставленной цели?

- Где эти знания вам могут пригодиться?

-Вам понравилась работа исследователей?

- Кого бы назвали более активными и оценили работу на «отлично»?

- Кого бы назвали более активными и оценили работу на «хорошо»?

(Учащиеся оценивают работу своих товарищей)

Отметки за урок.

Учитель: класс сегодня работал:

  • ОТЛИЧНО

  • ПРЕКРАСНО

  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНО.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!