СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока фольклорного отделения на тему: «Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Масленица».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей. Будням противостоял праздник – время отдыха и веселья, радости. Самые большие праздники в народном календаре были связаны с движением солнца. Один из них это Масленица – наступление весеннего равноденствия, время начала преобладания дня над ночью.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока фольклорного отделения на тему: «Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Масленица».»

Разработка открытого урока фольклорного отделения

(ансамбль, смешанная группа)

на тему: «Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Масленица».

Преподавателя фольклорного отделения Золотухинской ДШИ

Панкратовой Надежды Александровны.

Ход урока:

I. Вступительная часть. Приветствие. Объявление темы урока.

Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей. Будням противостоял праздник – время отдыха и веселья, радости. В основе этих праздников, появившихся в глубокой древности, лежали языческие представления об устройстве мира, взаимоотношении людей с космосом, природой и божеством. Праздники имели магический характер и были направлены на обеспечение благополучия и здоровья. Каждый из праздников имел свою, отмеченную древней традицией программу. Самые большие праздники в народном календаре были связаны с движением солнца. Один из них это Масленица – наступление весеннего равноденствия, время начала преобладания дня над ночью.

Ребята, а давайте вспомним с какими календарно - обрядовыми праздниками мы с вами уже знакомы? Ответы:

- это зимнее солнцестояние (поворот солнца «к лету») - коляда. Его ещё называли «зимним обходом дворов».

- это летнее солнцестояние – «Зелёные святки» - Троица.

- это осеннее равноденствие – праздник урожая.

Как я уже вам говорила, что Масленица в язычестве это праздник движения солнца. Позднее, с принятием христианства на Руси, этот праздник стали отмечать за 7 недель до праздника «Пасхи», и приходился на февраль – начало марта.

Масленицу издавна на Руси праздновали шумно с играми, плясками, прибаутками, разными шутками. И длилось это весёлое гулянье целую неделю.

Сколько дней в неделе? Давайте вспомним название дней Масленичной недели. Ответы детей:

- понедельник – встреча;

- вторник – заигрыш;

- среда – лакомка;

- четверг – разгуляй;

- пятница – тёщины вечёрки (блины);

- суббота – золовкины посиделки;

-воскресенье – прощёное воскресенье, проводы Масленицы.

Молодцы! Хорошие ответы и рисунки.

II. А теперь давайте перейдём к вокальной гимнастике и вокальным упражнениям.

Артикуляционные упражнения.

Разогреем наши мышцы носоглотки и гортани. Все упражнения будем выполнять по 4 раза:

- «Покусывание язычка»

- «Облизывание губок»

- «Покалывание щёчек»

- «Втягивание щёчек»

- «Пощёлкивание языком» - А - О

Дыхательные упражнения.

- Упражнения «Кошечка», «Погончики», «Насос» дыхательной гимнастике Стрельниковой. Каждое упражнение выполняем по 16 раз в 4 подхода.

- На продолжительном выдохе произносим звуки «с», «тр».

Речевые упражнения.

Сегодня мы с вами будем использовать фрагменты речевых (разговорных) моментов нашего праздничного сценария. Стараемся произносить чётко, но не забудьте, что в основе лежит естественная речевая интонация.

Фрагменты сценария «Масленица» стр. 1, 2, 4, 7.

Ребята, а вы заметили, сколько эпитетов, хвалебных слов вы сегодня произнесли Масленице?

Распевки:

- Ой, блины, мои блины.

- Жаворонок-дуда.

- Плыла лебедь.

- А-я-яй, о-ё-ёй.

- У меня лебеда.

- Ты молодчик.

III. Работа над произведениями.

- «Масыленыя - полизуха». Это обрядовая песня – легко, с движением.

- «Кони у нас запряжены». Сопровождает приезд масленичного поезда. Исполняется радостно.

- «Маслена, маслена, подходи скорей». Величальная.

- «Крутуха». Работа над дикцией, легкостью исполнения. Сохранять разговорную манеру пения. Работа над чистотой двухголосия.

- «Блины». Шуточная, задорная песня. Солист – работа над дикцией. Пройти отдельно хоровые партии. Спросить у детей, почему символом Масленицы является блин? Ответ.

- «А мы Масленицу дожидали». Хороводная. Исполнять с чувством преисполненной радости.

- «Чеботуха». Неудержимо весёлые частушки. Передают дух праздника. Работа с солистами, двухголосие, дикция.

- «Мы думали Масленке семь недель». Исполнять бодро, радостно, с движением. Запев отработать с солистом.

IV. Заключение.

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали, а теперь давайте попробуем собрать все наши произведения, над которыми мы сегодня работали в единый праздник.

Давайте все улыбнёмся, почувствуем праздничное, радостное настроение Масленицы. Постарайтесь получить удовольствие от исполнения.

Концертное выступление.

На этой положительной нотке мы и закончим наш урок. Спасибо всем за внимание. До свидания, до новых встреч.

Сценарий фольклорного праздника «Масленица» прилагается.