Урок ф-но Ученица 6 А класса Шулепова Илона
Дата 04.10 2012
Тема. Разучивание и анализ текста музыкальных произведений
Цели и задачи: дать знания о форме изучаемых произведений, научить анализировать текстовой материал, формировать понимание единства задач динамики и техники; развивать навыки осмысленного звукоизвлечения при голосоведении, полифоническое мышление, аккордовую технику, навыки ансамблевой игры; воспитывать музыкальный вкус, эрудицию, культуру поведения и исполнения.
Оборудование: сборник «Инвенции» И.С.Баха, ноты, музыкальный словарик, квинтовый круг тональностей, таблицы гамм, портреты композиторов.
Ход урока
I Оргмомент
II Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели и задач урока.
Анализ – греческое слово – разбор, разложение предмета на составные части.
III Восприятие и осмысление учебного материала
Подготовка аппарата к исполнению:
А) Гамма Ля мажор в терцию и дециму, исполнить в характере текущего ручейка.
Слово учителя: мы уже говорили, что на кончиках пальцев есть биологически активные точки, играя гаммы, мы массируем их, тем самым как бы вливая в организм энергию.
Б) Исполнение 4-хзвучных аккордов «от плеча», задача ощутить вес рук.
В) Упражнения: №1 – отжимание от крышки фортепиано на кончиках пальцев; №2 – «колечки» для укрепления подушечек пальцев; №3 – на концентрацию внимания (2-4 и 3-5 попеременно поднимать)
Г) Т.Лак Этюд I ч. (секвенции, триоли, синкопы)
2. Блиц-опрос терминологии по теории полифонии, задание – показать примеры из текста Инвенции
3. Говорим по-итальянски: перевод терминов из текста.
4. Детальный разбор формы Инвенции Фа мажор И.С. Баха. Работа над проведениями темы. Разучивание I ч. По голосам. Задача- добиваться точности прочтения текста, развитие навыка ритмичного исполнения (игра со счетом вслух)
5. Физкультпауза: упражнение на расслабление зрения – быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5-ти.
6. Исполнение I ч. Ансамбля И.Брамса Венгерский танец №13 с педагогом в четыре руки. Анализ формы и тонального плана произведения. Разучивание текста II ч. Ансамбля: работа над ритмичностью и ровностью исполнения в медленном темпе. Задача – запоминать удобную аппликатуру, гармонию в аккомпанементе, направление движения в мелодии, секвенции, повторы.
IV Обобщение и оценивание
Метод «микрофон»: закрепление понятий и терминов, звучавших в течение урока. Положительный итог урока, рекомендации к разучиванию дома.
V Д/з : гамма Ля мажор, аппликатурные правила, наизусть II ч. Этюда, по голосам все три части инвенции, наизусть I и II ч. Ансамбля, уметь анализировать тексты произведений.