СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по окружающему миру "Путешествие по России: по Дальнему Востоку, на просторах Сибири, по Уралу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать представление о том, насколько велика наша страна. Задачи: закрепить умение находить и показывать на карте географические объекты России;  расширять кругозор детей, развивать память, внимание, речь, умение наблюдать, обобщать, делать выводы;  воспитывать интерес к изучению родной страны; бережное отношение к окружающему миру; доброжелательное отношение при работе в коллективе. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по окружающему миру "Путешествие по России: по Дальнему Востоку, на просторах Сибири, по Уралу"»

Тема: Путешествие по России: по Дальнему Востоку, на просторах Сибири, по Уралу.
Цель:
дать представление о том, насколько велика наша страна.
Задачи: закрепить умение находить и показывать на карте географические объекты России;  расширять кругозор детей, развивать память, внимание, речь, умение наблюдать, обобщать, делать выводы;  воспитывать интерес к изучению родной страны; бережное отношение к окружающему миру; доброжелательное отношение при работе в коллективе. 


Ход урока 
I. Организационный момент.

II. Повторение изученного 

1.Фронтальный опрос.

Как называется раздел?

Другое название нашей страны?

Что такое федерация?

Сколько республик, областей (46), краев(9), автономных областей(1), автономных округов(4)?

Сколько народов живет в нашей стране?

Основной закон нашего государства? (Конституция)

Кто является главой государства?

Что является парламентом страны? (Федеральное собрание)

Из каких палат оно состоит? (Совета Федераций и Государственной думы)

Назовите государственные символы России?

Что означает двуглавый орел?

Когда он впервые появился?

Что означают цвета на гос флаге России?

Когда он появился впервые?

Когда звучит гимн России?

2. Тестовая работа

III. Работа над новой темой.
Учитель. Посмотрите на тему урока и скажите, о чем будем говорить?

Какие задачи поставим перед собой?

Где … находится Дальний Восток?

Какие … народы населяют?

Чем занимаются эти народы?(музыка клуба путешественников)

Россия, ты - великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

Озёрный плен твои леса венчает.

Каскад хребтов в горах мечты таит.

Речной поток от жажды исцеляет,

А степь родная хлебушек родит.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по России. Познакомимся с равнинами, горами, реками, морями, озерами, с народами, населяющими нашу страну. 
Первыми встречают новый день жители Дальнего Востока. Отсюда начинает солнце свой путь над территорией нашей страны. Вместе с ним с востока на запад мы начинаем путешествие по России.

  1. Работа в группах.

Первая группа: Дальний Восток

Ответить на вопросы, составить кластер и защитить его.

1.Показать на карте Дальний Восток.

2.Какие народы населяют Дальний Восток?

3.Чем занимаются эти народы?

4. Почему оленя считают верным другом в тундре?

5.Какие праздники отмечают жители?

6. Какой большой город находится на Дальнем Востоке?

Изучение новой темы. Дальний Восток. 
Тундра – суровая северная земля, вечная мерзлота, которая никогда не оттаивает. Передвигаются здесь только на оленях. Олень – верный друг северян. Это гордое животное и кормило, и одевало, и служило для езды. Поэтому и почитали на Севере оленя и устраивали в его честь особые праздники. 
-С древних времен удэгейцы живут в дальневосточной тайге. Поэтому и изучили все повадки лесных обитателей. Особо почитался ими тигр. 
-Тигр – владыка дальневосточной тайги. А знаете ли вы, что тигр достигает почти четырех метров в длину и может весить 320 кг. Охотники обходили его стороной, даже имя его нельзя было произносить: считалось, что тигр понимает язык людей. В старину говорили: «Встретишь тигра - уступи дорогу» 
- Кроме удивительной природы, на Дальнем Востоке есть и красивые города. На Тихом океане находится город-порт Владивосток. Его называют морскими воротами России. Найдите его на карте. Владивосток – центр Приморского края, конечный пункт Транссибирской железнодорожной магистрали. Владивосток – база рыбного промысла, добычи морепродуктов. Основан в 1860 году. (Поставить флажок) 

Вторая группа: По просторам Сибири. 

Ответить на вопросы, составив кластер.

1.Показать на карте Сибирь.

2.Какие народы населяют Сибирь?

3. Столица Якутии? (Якутск)

4.Когда был основан? (В 1632г)

5.Чем занимались якуты? (пушниной)

6.Какие бывают морозы в Якутии?(-50, -72)

7. Столица Бурятии? (Улан-Удэ)

8.Города Сибири? (Иркутск на реке Ангаре, На реке Енисей город Красноярск- мост, скалы, родина В.И. Сурикова)

9. Столицей современной Сибири…Новосибирск

- А что же можно увидеть в Сибири? (Самые высокие горы в России, в горах Южной Сибири берут начало самые крупные реки в стране: Обь, Енисей, Лена, Колыма.) 
-Молодцы, в Сибири находится одно из замечательных озер – Байкал. 
Это самое глубокое озеро в России и в мире. Байкал называют «священным озером». Люди, живущие на побережье Байкала, относятся к нему не как к озеру, а как к живому и мудрому существу. С ним связано очень много легенд и поверий. Коренные жители не позволяют себе даже кинуть камень в озеро без нужды: если Байкал положил его сюда волной, значит, здесь ему и лежать. 
-Говоря о Байкале, нельзя не рассказать легенду об Ангаре. Послушайте, пожалуйста. 


«В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Он очень любил свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на Земле. Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Но однажды, когда отец Байкал заснул, Ангара убежала к юноше Енисею. 
Проснулся отец, гневно всплеснул волнами и поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей Земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось озеро-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери. 
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара: 
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть каплю воды! 
Байкал гневно крикнул: 
- Я могу дать только свои слезы! 
С тех пор течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. 
Скалу, которую Байкал бросил вслед своей дочери, люди назвали Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю». Только давно это было, теперь люди стали смелее и больше не боятся Байкала». 
- Посмотрите на карте какие крупные города расположены в Сибири? (Якутск, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Дудинка,Тобольск и др.) 

Третья группа на Урал

Ответить на вопросы, составить кластер.

  1. Показать на карте Урал.

  2. На сколько километров тянутся Уральские горы?

  3. Перечислите города.

  4. Урал –это край…?

  5. Чем снабжал фронт Урал?

  6. Чем знамениты уральские горы?

  1. Показать на карте: Уральские горы. 
    - Чем славится Урал? (Уральскими самоцветами) 
    - Какой минерал можно найти в горах?(Малахит) 
    - Вспомните писателя, который писал о природных богатствах Урала. (П.П. Бажов «Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце») 
    -Что еще можете рассказать об Урале? (Урал – это край металлургов.300 лет назад возникли на Урале металлургические заводы, которые в годы Великой Отечественной войны снабжали фронт военной техникой, танками, самолетами, артиллерийскими установками.) 
    - Прославлен в русской истории батюшка-Урал. Здесь стоят старинные русские города Златоуст (ныне Трехгорный), Челябинск, Екатеринбург, Уфа, Оренбург. (Показ слайдов) Флажок 

    III. Физкультминутка. 
    V. Закрепление изученного.

1. О каких местах России мы говорили?

2. Какие обычаи и традиции тебе запомнились?

3. Куда ты бы хотел поехать?

- Узнайте города по описанию. 
-Какой город расположен на Тихом океане, на берегах бухты Золотой Рог?(Владивосток) 
-Напишите. Какой город называли столицей Сибири? (Тобольск) 
2.Викторина. Презентация. 
3. Показ фильма. 
Чтение стихотворения: 
Как велика моя Россия, 
Как велики просторы, 
Озера, реки и поля, 
Леса, и степь, и горы. 
Раскинулась моя страна 
От севера до юга: 
Когда в одном краю – весна, 
В другом – снега и вьюга. 

Слово учителя: не один век навстречу солнцу – с запада на восток- шли землепроходцы, заселяя и осваивая нашу страну. Велика Россия. Много в ней городов и сел, гор и равнин, рек и озер. Каждый уголок нашей Родины чем–нибудь знаменит. 
У каждого из нас есть своя малая родина, которую мы любим и которой гордимся. В какой из уголков России мы не заглянем, обязательно откроем что-то новое, неизвестное. Много в России городов и сел, красивых мест, и у каждого своя удивительная история. Многие люди едут путешествовать в другие страны, не замечая красоту нашей России. И чтобы рассказать их все, понадобится не одна книга, не один урок. И потому давайте не будем ставить точку на нашем увлекательном путешествии. 
V. Подведение итогов. 

- Наше путешествие подходит к концу. Что вы расскажете своим друзьям о России? 
- Что особенно запомнилось, понравилось на уроке? 
- Какой из городов вам больше всего запомнился? 
Оценивание 
VI. Домашнее задание. 
Прочитать текст с.180-205, ответить на вопросы «Проверь себя» с.205. 
Выполнить задания № 4,5 в рабочей тетради.





















































МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КБР

Государственное казённое образовательное учреждение

«Школа – интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, №5 с.п. Нартан»

(ГКОУ «ШИ № 5 с.п. Нартан» МОН КБР)




Методическая разработка урока окружающего мира

в 4 классе

«Путешествие по России»

Учитель: Карежева А.Г.





2015г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!