МБОУ «Кахинская СОШ им. И.А. Батудаева»
Разработка открытого урока
по русскому языку в 5 классе
Тема: «Буквы Е-И в корнях с чередованием»
Учитель: Батудаева М.Е.
с. Хокта
2016 г.
Урок-путешествие по теме "Буквы Е и И в корнях с чередованием"
Цели:
Обучающая: познакомить учащихся с правилом правописания Е и И в корнях с чередованием, учить правильно обозначать орфограмму.
Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; развитие воображения.
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, карточки, учебник, опорная таблица.
Презентация
Ход урока
I. Орг. момент. (Слайд №1)
- Ребята, я вас приглашаю совершить космическое путешествие в Галактику «Правописание».
II. Блиц-опрос ( повторение изученного материала)
Но сначала нам необходимо получить допуск к полету, пройти небольшое испытание.
- Давайте на материале пословиц, которые составляют «кладезь народной мудрости», вспомним некоторые правила, уже изученные нами (Слайд №2)
(Ребята объясняют написание гласной в корне, вставляя букву на слайд).
Посеяно с лукошко, так и выр..сло немножко.
Человек предпол..гает, а Бог распол..гает.
Каково дерево, такова и отр..сль.
Подр..стешь – свое наживешь.
- От чего зависит написание гласной в этих корнях?
- Молодцы! Справились с заданием. Все допущены к полету.
- Группа корней с чередованием очень большая. Сегодня мы узнаем еще об одной части этой группы.
- Теперь давайте приготовим свои космические корабли. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число
Внимание! Все капитаны кораблей на своих местах. На старт! Пуск! Вот мы направляемся к Галактике, перед нами звездное небо. (Слайд №3).
Работа с текстом. (Слайд №3) (Учитель читает текст).
В Галактике очень и очень много звезд. Они давно служат людям. Моряки определяют по ним положение корабля в океане. Ориентируются по звездам не только морские корабли, но и космические. Звезды служат всем. Для одних это маяки, для других – украшение неба. Для ученых звезды – тайна, которую нужно разгадать.
- Можно ли эти предложения назвать текстом? Докажите. Определите основную мысль. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.
IV. Исследовательская работа.
- Мы в Галактике и нам необходимо провести исследовательскую работу. (Слайд №4).
Чем отличаются слова в каждой паре?
(Работа в тетрадях).
- А какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных).
- Какие гласные чередуются? (Е – И).
Вывод: В корнях может происходить процесс чередования гласных Е – И.
Итак, ребята, попробуйте сформулировать тему и цель сегодняшнего урока: «Буквы Е и И в корнях с чередованием».
Цель нашего путешествия – узнать, как правильно выбирать гласную в корнях с чередованием.
Так когда же мы должны в корнях с чередованием писать букву –Е, а когда –И?
V. Изучение нового материала.
- Предлагаю вам послушать интересную сказку. (Слайды № 5 -10).
Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».
Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.
Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.
А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».
Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.
И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.
«Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.
Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.
- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?
Работа с таблицей.
- Рассмотрите таблицу. Перечислите корни, в которых происходит процесс чередования гласных Е и И.
- От чего зависит написание гласной в корне? Ответить на этот вопрос нам будет легче с помощниками. (Слайд №11).
- А теперь попробуйте сами сформулировать правило выбора гласной Е или И в чередующихся корнях. (Ответы ребят). (Слайд №12)
- Откройте учебники на странице … и найдите это правило, рассмотрите примеры.
- А теперь правило – подсказка. (Слайд №13).
- Что же помогает написать правильно корень с чередующимся гласным?
VI. Закрепление изученного.
- Вот теперь мы готовы справиться с любым заданием в Галактике.
1. Предупредительное списывание. (Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, потом вставляют пропущенную букву. Все работают в тетрадях). (Слайд № 14).
Соб..раю ягоды, зад..рать голову, ст..реть надпись, бл..стает на солнце, расст..лил коврик, пост..лить скатерть, разж..гать костер, зап..раю дверь, проб..ремся к реке.
Физкультминутка для глаз.
2. Распределительный диктант.
- Ребята, у жителей «Планеты чередующихся гласных» возникла проблема. Они не могут разобраться в какой дом им нужно поселиться. У каждого дома есть свой герб. Он то вам и подскажет, кого и куда разместить. (Слайд №15). (Учащиеся распределяют слова в 2 столбика).
Застелить, стирает, запер, заберу, задирает, прибирал, блестит, разжигать, настелил, опираться. (слова записаны на доске)
3. Взаимопроверка.
- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Поставьте оценку карандашом. (Слайд №16)
- Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы! А кто допустил 2 ошибки?
4. Задание: заменить глаголы на синонимы с чередующимися корнями. .( детям раздается по СС)
СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ- БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ
ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ- ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ
ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ- ЗАПИРАТЬ КЛАСС
ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО- ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО
ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА- ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА
ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ- УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ
УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ- УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ
6. Самостоятельная работа уч-ся.
Работа по учебнику. Упр. 657 на стр. 199.
VII. Итог урока.
- Ну что ж. Пришло время покидать Галактику и отправляться домой. Но для этого нужно пролететь «Звездные врата». А там нас ждет инопланетянин, который задаст нам вопросы. Если вы ответите на них правильно, то мы сможем снова вернуться на Землю.
-Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
- Перечислите корни, в которых происходит это чередование.
Ученики перечисляют.
- От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Мы её достигли?
(Слайд №17).
VIII. Домашнее задание.
- Молодцы! Мы провели полет успешно. И на пути к Земле должны получить домашнее задание, чтобы ваш отчет был полным. (Слайд №18)
1. Выучить правило – с.199 2. Найти и записать 3 пословицы, в которых есть слова на изученную орфограмму.
- Вы все успешно справились с полетом. А теперь попрошу вас оценить свою работу на уроке по диагностической карте, которая лежит у каждого на парте.
Дети выставляют себе оценки и объясняют, почему именно такую оценку.
Оцените свою работу по диагностической карте
| Моё умение | |
? | Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной? | |
+ - | Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу увидеть все слова на это правило в предложенном тексте | |
+ | Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием и смогу самостоятельно применять его на письме | |
пить
5