СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие по теме "Буквы Е и И в корнях с чередованием".

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока»

МБОУ «Кахинская СОШ им. И.А. Батудаева»













Разработка открытого урока

по русскому языку в 5 классе

Тема: «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

















Учитель: Батудаева М.Е.



с. Хокта

2016 г.



Урок-путешествие по теме "Буквы Е и И в корнях с чередованием"

Цели:

  • Обучающая: познакомить учащихся с правилом правописания Е и И в корнях с чередованием, учить правильно обозначать орфограмму.

  • Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; развитие воображения.

  • Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, карточки, учебник, опорная таблица.

Презентация

Ход урока

I. Орг. момент. (Слайд №1)

- Ребята, я вас приглашаю совершить космическое путешествие в Галактику «Правописание».

II. Блиц-опрос ( повторение изученного материала)

Но сначала нам необходимо получить допуск к полету, пройти небольшое испытание.

- Давайте на материале пословиц, которые составляют «кладезь народной мудрости», вспомним некоторые правила, уже изученные нами (Слайд №2)

(Ребята объясняют написание гласной в корне, вставляя букву на слайд).

  • Посеяно с лукошко, так и выр..сло немножко.

  • Человек предпол..гает, а Бог распол..гает.

  • Каково дерево, такова и отр..сль.

  • Подр..стешь – свое наживешь.

- От чего зависит написание гласной в этих корнях?

- Молодцы! Справились с заданием. Все допущены к полету.

- Группа корней с чередованием очень большая. Сегодня мы узнаем еще об одной части этой группы.

- Теперь давайте приготовим свои космические корабли. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число

Внимание! Все капитаны кораблей на своих местах. На старт! Пуск! Вот мы направляемся к Галактике, перед нами звездное небо. (Слайд №3).

Работа с текстом. (Слайд №3(Учитель читает текст).

В Галактике очень и очень много звезд. Они давно служат людям. Моряки определяют по ним положение корабля в океане. Ориентируются по звездам не только морские корабли, но и космические. Звезды служат всем. Для одних это маяки, для других – украшение неба. Для ученых звезды – тайна, которую нужно разгадать.

- Можно ли эти предложения назвать текстом? Докажите. Определите основную мысль. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

IV. Исследовательская работа.

- Мы в Галактике и нам необходимо провести исследовательскую работу. (Слайд №4).

Чем отличаются слова в каждой паре?

(Работа в тетрадях).

- А какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных).

- Какие гласные чередуются? (Е – И).

Вывод: В корнях может происходить процесс чередования гласных Е – И.

Итак, ребята, попробуйте сформулировать тему и цель сегодняшнего урока: «Буквы Е и И в корнях с чередованием».

Цель нашего путешествия – узнать, как правильно выбирать гласную в корнях с чередованием.

Так когда же мы должны в корнях с чередованием писать букву –Е, а когда –И?

V. Изучение нового материала.

- Предлагаю вам послушать интересную сказку. (Слайды № 5 -10).

Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».

Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.

Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.

А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».

Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.

И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.

«Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.

Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.

- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?

Работа с таблицей.

- Рассмотрите таблицу. Перечислите корни, в которых происходит процесс чередования гласных Е и И.

- От чего зависит написание гласной в корне? Ответить на этот вопрос нам будет легче с помощниками. (Слайд №11).

- А теперь попробуйте сами сформулировать правило выбора гласной Е или И в чередующихся корнях. (Ответы ребят). (Слайд №12)

- Откройте учебники на странице … и найдите это правило, рассмотрите примеры.

- А теперь правило – подсказка. (Слайд №13).

- Что же помогает написать правильно корень с чередующимся гласным?

VI. Закрепление изученного.

- Вот теперь мы готовы справиться с любым заданием в Галактике.

1. Предупредительное списывание. (Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, потом вставляют пропущенную букву. Все работают в тетрадях). (Слайд № 14).

Соб..раю ягоды, зад..рать голову, ст..реть надпись, бл..стает на солнце, расст..лил коврик, пост..лить скатерть, разж..гать костер, зап..раю дверь, проб..ремся к реке.

Физкультминутка для глаз.

2. Распределительный диктант.

- Ребята, у жителей «Планеты чередующихся гласных» возникла проблема. Они не могут разобраться в какой дом им нужно поселиться. У каждого дома есть свой герб. Он то вам и подскажет, кого и куда разместить. (Слайд №15). (Учащиеся распределяют слова в 2 столбика).

Застелить, стирает, запер, заберу, задирает, прибирал, блестит, разжигать, настелил, опираться. (слова записаны на доске)

3. Взаимопроверка.

- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Поставьте оценку карандашом. (Слайд №16)

- Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы! А кто допустил 2 ошибки?

4. Задание: заменить глаголы на синонимы с чередующимися корнями. .( детям раздается по СС)


СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ-   БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ

ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ-              ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ

ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ-              ЗАПИРАТЬ КЛАСС

 ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО-  ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО

ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА- ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА

ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ-  УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ

УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ- УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ

             

   6. Самостоятельная работа уч-ся.

Работа по учебнику. Упр. 657 на стр. 199.

VII. Итог урока.

- Ну что ж. Пришло время покидать Галактику и отправляться домой. Но для этого нужно пролететь «Звездные врата». А там нас ждет инопланетянин, который задаст нам вопросы. Если вы ответите на них правильно, то мы сможем снова вернуться на Землю.

-Подведём итог.  С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

- Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

Ученики перечисляют.

- От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Мы её достигли?

(Слайд №17).

VIII. Домашнее задание.

- Молодцы! Мы провели полет успешно. И на пути к Земле должны получить домашнее задание, чтобы ваш отчет был полным. (Слайд №18)

1. Выучить правило – с.199 2. Найти и записать 3 пословицы, в которых есть слова на изученную орфограмму.

- Вы все успешно справились с полетом. А теперь попрошу вас оценить свою работу на уроке по диагностической карте, которая лежит у каждого на парте.

Дети выставляют себе оценки и объясняют, почему именно такую оценку.

Оцените свою работу по диагностической карте


Моё умение


?

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как  отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?


+  -

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу   увидеть   все слова на это правило в предложенном тексте


+

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием   и смогу самостоятельно применять его на письме


 пить











5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!