СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по биологии в 7 "А" классе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока.»

Открытый урок биологии в 7 «А» классе.

Учитель биологии МБОУ СОШ №33

им. З. Калоева Павлова В.В.









Тема: "Многообразие земноводных их значение и охрана»









Г. Владикавказ, 2020 г.

Тема урока: «Многообразие земноводных их значение и охрана»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

Личностные: 

  1. Принятие социальной роли обучающегося.

  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные: 

  1. Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

  2. Умение планировать и регулировать свою деятельность.

  3. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

  5. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление   основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: 

  1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

  2. Умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.

  3. Смысловое чтение.

Коммуникативные: 

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

3.Использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии земноводных.

4. Формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике



Предметные умения:

  1. Описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных,

  2. Определять и классифицировать представителей земноводных по таблицам. фотографиям, рисункам.

  3. Устанавливать взаимосвязь   строения и размножения земноводных с условиями их обитания



Методы обучения: частично – поисковый. 

Оборудование:  видеопроектор, презентация урока «Многообразие земноводных их значение и охрана», приложения с дополнительным материалом, иллюстрации, выставка поделок, карточки с заданиями, кроссворды обучающихся.


Ход урока:
  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего настроения на уроке, собранности и отличной работоспособности.

Вряд ли кто объяснит толком, за что мы любим одних животных, боимся других, равнодушны к третьим.

Характер и облик наших давних соседей по планете мы давно уже знаем.

С древних времен в русских пословицах и поговорках, сказках и легендах, сравнениях и эпитетах, когда мы наглядно хотим представить себе образ кого-либо из людей, мы часто вспоминаем животных – «братьев наших меньших». (Царевна-лягушка; глухой, как тетерев; хитрая, как лиса; глуп, как сивый мерин, упрям как осёл…)

О ком пойдёт сегодня речь определите, отгадав загадку.

  1. Целеполагание.

Загадка: «Глаза бычьи, а сама с кулак.» Лягушка. (Слайд1)

- Как вы уже поняли по стихотворению, мы продолжаем с вами цикл уроков о земноводных. А тему урока попробуйте определить сами.

Решите кроссворд. В клетках нужно записать названия тех земноводных, которые заканчиваются на букву «а»:

Ответы: 1. Жаба. 2. Квакша. 3. Лягушка. 4. Жерлянка. 5. Саламандра. (слайды)



Каких ещё представителей земноводных вы знаете? (Учащиеся перечисляют)

Можно сказать, что их много? Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Многообразие земноводных.

Учитель:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

- О чём это стихотворение с биологической точки зрения? (о значении земноводных) Индикаторы чистоты окружающей среды.

Учитель: Мы продолжим путешествие в загадочный мир земноводных.

Тема урока: Многообразие земноводных, их значение и охрана.


Учитель: Для путешествия я вас разделила на три команды. Названия команд выберите сами из представителей отряда хвостатых земноводных.

1 команда «Тритоны».

2 команда «Червяги».

3 команда «Саламандры».


Учитель: Итак, мы продолжаем говорить о значении земноводных. О каком значении земноводных идёт речь в следующем стихотворении?


Ученик рассказывает стихотворение:

Я жабу нашёл отличную,

На грядку принёс клубничную.

_ « Прошу тебя, жаба,

Пожалуйста, жаба,

На грядке клубничной живи,

Вредителей разных

Коварных, опасных,

Прошу тебя, жаба, лови!»

И жаба кивнула мне важно,

Конечно, она согласилась,

В клубничных кустах поселилась,

Где было прохладно и влажно…

Потом удивлялись родители:

«Куда подевались вредители?»



А куда подевались вредители, ребята?

Натуралист Альфред Брем писал: «Жаба – это настоящее благословение для места, где она поселилась». Она очень хорошо истребляет слизней, вредящих посевам. Недаром французские крестьяне и английские садоводы сотнями покупали жаб, чтобы выпустить их на свои поля и в сады. А в Париже в 19 веке даже существовали жабьи рынки.

Наша работа над темой урока уже началась. Каждая команда добавляет ещё по одному значению земноводных, которое знает.

Предполагаемые ответы учащихся.

  1. Земноводные служат пищей для многих животных

  2. Служат пищей для человека.

3. Слизь кожных выделений земноводных содержит ядовитые вещества; их используют охотники и медики.

4. Лягушек используют домохозяйки для хранения молока, чтобы оно не прокисло в теплом помещении.

5. Земноводные служат объектом для науки, классическими подопытными животными.

6. Многих представителей земноводных содержат в аквариумах и террариумах – для красоты.

7. Регуляторы численности беспозвоночных животных.

Ребята, а вы знаете что – такое бионика? Слово бионика образовалась от слов биология и техника. Это наука, изучающая возможности применения в технике принципов организации работы живых организмов.

1. Что подсмотрел человек у земноводных? (ласты)

2.Этот объект человек придумал, когда подсмотрел окраску лягушки.

(комуфляжная ткань).

3. Этот прибор ученые сконструировали благодаря особенностям лягушачьего глаза


(ретинатрон, различающая контур движущихся объектов. Ретинатроны вместе с радиолокаторами используются на аэродромах для обеспечения безопасности полетов самолетов.)



Итак, земноводные имеют огромное значение для человека и природы. А какова их отрицательная роль?

Задание: Лесник и рыболов, встретившись заговорили о значении лягушек. Рыболов говорил, что лягушки приносят вред. О каком вреде шла речь?

( поедают мальков в пруду, где разводят карпов)

Взвесив отрицательные и положительные примеры значения земноводных для природы и человека, какой вывод можно сделать? Что земноводные полезны и их нужно охранять.

- Ребята, вы знаете, какие земноводные обитают на территории России и Северной Осетии и сколько видов? На территории России 30 видов, на территории Северной Осетии 7видов. Обыкновенный тритон, зелёная жаба, обыкновенная квакша, озёрная лягушка, малоазиатская лягушка, обыкновенная чесночница и кавказская крестовка, которая занесена в Красную книгу России и Северной Осетии-Алании. ( Сообщение ученика)

А сейчас страничка: «Знаете ли вы»

1.Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?

(совещание в группах , кто быстрее ответит) (Ответ: (Мы считаем что это правда .Язык лягушки не может проталкивать пищу. Эту функцию выполняют глаза.  Время от времени они исчезают с физиономии лягушки , втягиваются внутрь головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды). Мы согласны У лягушки действительно глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.)


Учитель: Такая неприятная сырая погода. Почему лягушка восхищается такой погодой? (Ответы: лягушка дышит легкими, но большая часть её дыхания осуществляется через влажную кожу, поэтому сырая погода очень важно для лучшего дыхания лягушки)

Учитель:

Ни одна амфибия не пьет воду – все они всасывают ee через кожу. Вот почему этим животным необходимы близость воды или сырость. Лягушки, удаленные от воды, быстро худеют, делаются вялыми и вскоре совсем погибают. Если к таким изнуренным лягушкам положить мокрую тряпку, то они начинают прижиматься к ней своим телом и быстро оправляются. Сколько же воды всасывают лягушки через кожу?

Для ответа на этот вопрос ученый Томпсона провел следующий опыт. Он взял обсохшую древесную лягушку и взвесил. Ее масса составила 95 г. Затем обернул лягушку мокрой тряпкой. Через час она весила уже 152 г.

Через кожу амфибия и всасывает, и выделяет воду, а также дышит. В закрытой жестяной коробке во влажной атмосфере лягушка может прожить до 40 дней.


Ученица читает стихотворение:

У нас глазища как алмазы,

И кожа цвета изумруда.

И мы рождаемся три раза.

А это, братцы. просто чудо!

Икринка малая в комочке,

И головастик в резвой стайке,

И вот лягушечка на кочке

Поёт иль скачет по лужайке.

Вмёрзла в лёд и вновь жива-

Вот лягушка какова!

Учитель: А теперь физминутка! Слайд Давайте отдохнём под забавную и знакомую вам музыку . У вас есть возможность вспомнить и повторить некоторые повадки земноводных.

Молодцы ! Я вижу заряд положительных эмоций.



Игра «Верю – не верю!»: выслушав утверждение, вы должны ответить: «Да» или «Нет»
1. У земноводных постоянная температура тела. (нет)

2. Обитают в воде. (нет)

3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (да)
4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (нет)

5. Развитие с метаморфозом. (да)
6. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (да)
7. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (да)

8. Конечности земноводных имеют пальцы. (да)
9. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (да)
10. Личинки земноводных дышат лёгкими. (нет)
11. Земноводные произошли от древних костных рыб. (да)


Молодцы!


.

Следующая станция «Музыкальная»

Учитель: А сейчас прослушайте детскую песенку «В траве сидел кузнечик». Какие ошибки допустил автор с биологической точки зрения?

( 1. Кузнечик сидел, а лягушка не питается не движущимися насекомыми.

  1. Лягушка не может ходить , она передвигается прыжками.)


Учитель: Как видите ребята многообразен и интересен мир земноводных. А я для вас еще нашла интересных особей давайте знакомится. (идет работа по слайдам )



Учитель: А теперь давайте станем настоящими знатоками и как в игре Что? Где? Когда?


  1. Участники каждой команды выбирают у учителя по три вопроса и отвечают на него. Зачёт по 1 баллу за каждый вопрос.



  1. У какой жабы ядовита икра и головастики, да и она сама? Жаба-ага

  2. Какому животному поставлен памятник в Парижском университете и за что? лягушке

  3. Чем отличается жаба от лягушки? Кожей и местом обитания

  4. Как размножаются жабы-повитухи? Самец носит икру при себе, обернув вокруг ног


Молодцы!

«Дальше, дальше….».

  1. Самая большая в мире лягушка? Голиаф

  2. Бесхвостое животное с ороговевшей кожей? Жаба

  3. Сколько пальцев на задних лапах у лягушки? Пять

  4. Как называются древесные лягушки? Квакши-древолазы

  5. Как называется безногое земноводное? Червяга

  6. Как называется лягушка, яд которой такой сильный, что прикосновение к ней стоит человеку жизни? Кокои

11. Любимая пища тритонов и лягушек? Комары

12.Как называется крупная жаба? ага

Страничка подготовка к ОГЭ.

( Каждой команде даются вопросы из КИМов ОГЭ по теме: «Земноводные». Какая команда быстрее и правильно ответит на все вопросы, та и побеждает в этом конкурсе.


Итак, ребята, подведём итог нашей работы. Последнее задание в сегодняшней игре. Из всего, что было сказано сегодня на уроке, выберите комплимент для наших земноводных. За что бы вы им хотели сделать комплимент? Или всем земноводным или конкретно лягушке, жабе и т.д..

- Как вы думаете, заслуживают эти животные бережного к себе отношения и охраны?



Учитель:

Ну, кто, говорит, что лягушки- уроды!
Он должен, наверно себе уяснить:
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у животного - жить.
А сколько лягушек - бесчисленно много,
Их можно считать и считать без конца,
Отдали науке лягушечьи ноги,
На пользу науки - отдали сердца.
И если случайно лягушку ты встретишь,
То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!"
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказке, ее отпусти!



Рефлексия.

Учитель. Молодцы, ребята, а теперь оцените себя!

Заполните пожалуйста анкету! ( Самоанализ)

Анкета

  1. На уроке я работал активно/пассивно

  2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен

  3. Урок для меня оказался коротким/длинным

  4. За урок я не устал/устал

  5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

  6. Материал урока мне был понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

  1. Домашнее задание мне кажется легким/ трудным

интересно/не интересно

Дом. задание

Учитель: Ребята поверьте сегодня мы получили лишь маленькую часть знаний о земноводных.

  • Сочинить биологическую сказку о Земноводных.

  • Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».


Но и это ещё не всё. На предыдущем уроке было домашнее задание сделать поделку по теме : «Земноводные». Гости выберите в нашей выставке лучшую поделку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!