Разработка открытого урока по математике в 4 классе
Тема: «Виды треугольников. Классификация по длинам сторон».
Цель урока: формировать представления учащихся о разных видах треугольников.
Развивать интерес к предмету - математика; расширение кругозора через игровую деятельность; умения работать командой.
Задачи:
Образовательная: повысить интерес учащихся к изучению математики.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию мышления, воображения, внимания, памяти; делать самостоятельные выводы, преодолевать трудности.
Воспитательная: формировать организационные и коммуникационные способности обучающихся; воспитание самостоятельности, дисциплинированности и ответственности для успеха команды.
Формирование УУД:
Личностные УУД: проявлять интерес к учебному материалу, уметь проводить самооценку на основе критериев успешности в учебной деятельности.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить сравнение объектов.
Регулятивные УУД: формировать умение принимать и удерживать учебную задачу; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом.
Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями; учитывать другое мнение.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: учащиеся должны научиться различать виды треугольников по длине сторон.
Формы работы: групповая, фронтальная, самостоятельная.
Ход урока
Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли на урок? Отметьте его на листе в виде смайлика. Надеюсь, ваше хорошее настроение сохранится до конца урока.
Актуализация.
Учитель: А эпиграфом нашего урока будет высказывание Алексея Ивановича Маркушевича «Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий».
Как вы понимаете эти слова?
Дети: Что все, что мы сейчас делаем должно нам пригодиться в будущем.
Актуализация знаний.
Учитель: Вы распределились на команды. Выберите себе лидера. Давайте вспомним правила работы в команде.
Дети: Слушать внимательно друг друга, не перебивать, не перекрикивать.
Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательной стране «Математика». Какой же вид транспорта мы выберем?
Дети: поезд, самолет, теплоход и т.д.
Учитель: А мы отправимся на этом чудесном автобусе.
(Вывешивается картинка)
А поможет нам…
Он по дороге едет
И глядит на светофор.
Вы подскажете мне, дети,
Как зовут его?
Дети: Шофёр
Учитель: Усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся. (включить песенку Мы едем, едем, едем в далёкие края…)
Посмотрите в окошко, что мы видим?
(вывешиваются знаки)
Дети: Знаки дорожного движения.
Учитель: Какой они формы? Как они называются? Что они обозначают?
Дети: Знаки треугольной формы. «Дети», «Пешеходный переход» Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.
Эй,водитель,осторожно,
Ехать быстро невозможно
Знают люди все на свете
В этом месте ходят дети!
Учитель: А кто помогает нам на дорогах соблюдать порядок?
Дети: Сотрудники ГИБДД
Первая станция на пути «Числовая»
Приложение 1. Необходимо решить примеры и поставить соответствующую буку. Мы узнаем тему нашего урока.
865 | 83 | 3926 | 1073 | | 9585 | 1781 | 578 | 8456 | 7272 | 2808 | 29 | 53 | 378 | 36 | 72 | 2808 | 865 |
В | И | Д | Ы | | Т | Р | Е | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К | О | В |
Целеполагание.
Учитель: Правильно, это «Виды треугольников по сторонам».
Сформулируйте цели урока.
Дети: Вспомним что такое треугольник. Познакомимся с видами треугольников. Будем решать примеры и задачи.
Учитель: Все правильно. А давайте вспомним, что мы знаем об этой фигуре? Что такое треугольник?
Дети: Треугольник - это геометрическая фигура, имеющая 3 вершины, 3 стороны, 3 угла.
Учитель: Какие виды углов мы знаем?
Дети: Прямые, острые, тупые
Учитель: А какие виды треугольников мы знаем по углам?
Дети: прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Слайд
Учитель: Все правильно. А сегодня мы с вами познакомимся с классификацией треугольников по их сторонам. (Показать одинаковые по цвету 2 прямоугольных треугольника. Один разносторонний, а другой равнобедренный.) В руках у меня совершенно одинаковые треугольники)
Дети : Нет.
Учитель: Почему нет? Цет одинаковый? Одинаковый. Оба треугольника прямоугольные? Прямоугольные? Так почему они разные?
Дети: У них разные длины сторон.
Учитель: А как вы определите или докажете, что они разные?
Дети: С помощью линейки. Нужно измерить стороны.
Учитель: ( измеряет) Действительно. У первого треугольника все стороны разные. Как его можно назвать. (если дети не догадаются, то назвать самому)
Дети: Разносторонний.
Учитель. А вот у этого две стороны одинаковой длины, а третья длиннее. Как такой треугольник называется?
Дети : Равнобедренный.
Учитель: (показать остроугольный треугольник) А у этого все стороны одинаковой длинны. Как мы его назовём?
Дети: Равносторонний.
Учитель: Если у треугольника все стороны равны, то мы называем такой треугольник равносторонний. Если у него все стороны разные, то разносторонний, а если только две стороны равны, то такой треугольник называется равнобедренным
Слайд
Первичная проверка понимания.
Учитель: У вас в конвертах разные виды треугольников. Распределите их по группам. По видам углов и видам сторон.
Дети распределяют. Учитель проверяет правильность распределения.
Учитель : Ну а мы отправляемся дальше. И следующая станция «Геометрическая поляна»
Средь облаков, на высоте
Мы дружно строим дом,
Чтобы в теплоте и красоте
Счастливо люди жили в нём.
Кто это?
Дети : Строители
Люди каких профессий еще работают на стройке?
Дети: Моляры, плотники, штукатуры и т.д..
Учитель : Дом начинается с задумки архитектора. И сейчас мы с вами поработаем архитекторами.
Решив уравнения, отметим точки координат.
Приложение 2
Учитель: Скажите, какую геометрическую форму имеет крыша нашего дома ? А какой это треугольник по сторонам? Правильно, равнобедренный.
Физминутка (включается аудиозапись)
Учитель:Наше путешествие продолжается и следующая Станция «Задачкино»
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
Дети: Повар
слайд
Учитель: Задание от повара. Получил заказ на торт необычной формы в виде треугольника. Заказчик указал, что одна сторона торта должна быть 30 см, это на 20 см меньше чем вторая сторона, а третья на 10 см больше, чем первая. По краям нужно украсить кремом, на каждый сантиметр нужно 5 граммов крема. Помогите сосчитать, сколько крема мне необходимо?
Приложение 3 Задача
Дети решают задачу с комментарием.
Учитель: На этом наше путешествие заканчивается, и мы возвращаемся домой!
Итог урока. Что мы делали на уроке?
Дети: Решали примеры, решали уравнения, задачи, чертили дом, отгадывали загадки. Учитель: А где могут пригодиться знания о треугольниках?
Дети: В строительстве, дизайнерам, для оформления чего-либо, портнихам, и т.п.
Учитель: У вас пока нет профессии, но, думаю, никого из вас нельзя назвать ленивыми, ведь вы тоже трудитесь. Дежурите в классе и столовой, дома помогаете родителям. Но самый главный труд всех детей – учеба в школе. Чем добросовестней вы учитесь в школе, тем легче вам будет выбрать профессию.
Домашнее задание. Написать где и как нам пригодятся знания о треугольниках и их видах.
Учитель: Оцените свою работу в таблице. Лидеры команд прокомментируйте работу своей группы. Выставление оценок.
Учитель: Вы молодцы! Спасибо за урок!
Приложение1.
865 | 83 | 3926 | 1073 | | 9585 | 1781 | 578 | 8456 | 7272 | 2808 | 29 | 53 | 378 | 36 | 72 | 2808 | 865 |
В | И | Д | Ы | | Т | Р | Е | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К | О | В |
Карточка для 1 команды
Ы увеличить 308 на 765
Т найдите произведение 639 и 15
Н уменьшить 1512 в 4 раза
Карточки для 2 команды
И уменьшить 1431 на 1348
У найдите произведение 302 и 28
К уменьшить 432 в 6 раз
Карточки для 3 команды
Р увеличить 786 на 995
О найдите произведение 108 и 26
Ь уменьшить 1272 в 24 раза
Карточки для 4 команды
В 586 увеличить на 279
Д увеличить 302 в 13 раз
Л уменьшить 2030 в 70 раз
Карточки для 5 команды
Е 1475 уменьшить на 897
Г увеличить 404 в 18 раз
И найдите частное 1260 и 35
Приложение 2
Уравнения для 1 команды
А Х* 70 = 1050 1768 – У = 1758
Уравнения для 2 команды
В 390 : Х = 26 (320 : У)+ 10 = 18
Уравнения для 3 команды
С ( Х +2 5) * 2 = 110 У – 37 = 18
Уравнения для 4 команды
D Х + 594 = 639 630 – (У * 4) = 470
Уравнения для 5 команды
Е Х : (64-55) = 5 10000 : У = 1000
Приложение 3
Задача 1 команда
Получил заказ на торт необычной формы в виде треугольника. Заказчик указал, что одна сторона торта должна быть 30 см это на 20 см меньше чем вторая сторона, а третья на 10 см больше, чем первая. По краям нужно украсить кремом, на каждый сантиметр нужно 5 граммов крема. Помогите сосчитать, сколько крема мне необходимо?
Задача 2 команда
Получил заказ на торт необычной формы в виде треугольника. Заказчик указал, что одна сторона торта должна быть 30 см это на 20 см меньше чем вторая сторона, а третья на 10 см больше, чем первая. По краям нужно украсить кремом, на каждый сантиметр нужно 5 граммов крема. Помогите сосчитать, сколько крема мне необходимо?
Задача 3 команда
Получил заказ на торт необычной формы в виде треугольника. Заказчик указал, что одна сторона торта должна быть 30 см это на 20 см меньше чем вторая сторона, а третья на 10 см больше, чем первая. По краям нужно украсить кремом, на каждый сантиметр нужно 5 граммов крема. Помогите сосчитать, сколько крема мне необходимо?
Задача 4 команда
Получил заказ на торт необычной формы в виде треугольника. Заказчик указал, что одна сторона торта должна быть 30 см это на 20 см меньше чем вторая сторона, а третья на 10 см больше, чем первая. По краям нужно украсить кремом, на каждый сантиметр нужно 5 граммов крема. Помогите сосчитать, сколько крема мне необходимо?
Задача 5 команда
Получил заказ на торт необычной формы в виде треугольника. Заказчик указал, что одна сторона торта должна быть 30 см это на 20 см меньше чем вторая сторона, а третья на 10 см больше, чем первая. По краям нужно украсить кремом, на каждый сантиметр нужно 5 граммов крема. Помогите сосчитать, сколько крема мне необходимо?