«Ассирийская держава»
Образовательная цель: формирование представлений об Ассирии, как о великой державе.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира.
Метапредметные:
познавательные: структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; умение структурировать знания.
регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив; целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения; волевая саморегуляция; оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено.
коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого; умение выражать свои мысли; организовывать работу в паре, самостоятельно вырабатывать решения; умение выражать свои мысли;
Личностные: осознавать свои эмоции, вырабатывать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Тип урока: Урок открытия знаний
Форма урока: Урок с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран)
Ход урока
I.Организационный момент.
Актуализация знаний и умений
Фронтальный опрос:
- Где находится Палестина – страна, в которой поселились евреи в 13 веке до н.э.?
- Какой подвиг совершил Самсон?
- Благодаря чему смог победить Давид огромного воина Голиафа, что он собой носил?
II. Мотивационный настрой
а) создание проблемной ситуации через побуждающий диалог, открытие темы урока.
- С историей, каких стран мы с вами знакомились на предыдущих уроках?
Египет, Вавилония, Финикия, Палестина.
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним государством. Давайте посмотрим на карту. Сейчас я буду описывать месторасположение государства, а вы определите, о каком государстве идет речь.
Слайд № 1
- Расположено северо-западнее Вавилонского государства, на границе государства протекает река Евфрат, столица государства город Ниневия.
Предполагаемый ответ: Ассирия
III. Операционно-исполнительский этап
- Территория Ассирии к середине 7 века до н.э. превосходила другие изученные вами, государства древнего мира. В исторической науке Ассирию называют державой.
Что такое держава?
Работа с учебником стр. 84. - Большое и сильное государство.
- Ребята, благодаря каким факторам ассирийцы создали сильную державу?
- А почему вы затрудняетесь? - Не изучали
- Давайте сформулируем тему урока. - Ассирийская держава Слайд № 2
- Какую поставим цель на уроке? - Узнать, благодаря чему Ассирия стала державой.
Что нам нужно сделать для того, чтобы ответить на этот вопрос?
Рассмотреть государство.
По какому плану?
1. Местоположение и природа
2. Занятия. Хозяйство.
3. Устройство. Слайд № 3
1. Местоположение и природа.
1 задание: Работа с источником информации (рабочий лист)
- Какие выводы вы можете сделать на основе прочитанного источника?
- горная территория
- земледелие плохо развито, только скотоводство
- залежи железной руды
- открыта для нападения со всех сторон
2. Занятия. Хозяйство. Слайд № 4
Каковы были их главные занятия?
- охота
- скотоводство
- военное дело
Все занятия требовали храбрости, иногда жестокости – это природные черты ассирийцев.
А. Войско. Учебник с 83-84 (Презентация + комментарии учителя) Слайды № 5 - 9
Ассирийцы одними из первых овладели способом добычи и обработки железа и использовали его в вооружении воина. Ассирийское войско было многочисленно и возглавлялось самим царем. Оно делилось на пеших воинов, всадников и сражавшихся с колесниц. Ассирийцы первыми начали использовать железо в вооружении и первыми ввели новый род войск – саперов. Отряды саперов прокладывали дороги, наводили переправы и тем самым позволяли войску преодолевать местности, считавшиеся непроходимыми. А также обеспечивали осаду крепостей с применением осадного вала, насыпей и стенобитных машин.
Ассирийская армия имела превосходно налаженную службу связи и разведки. Это ведомство считалось столь важным, что во главе его обычно стоял наследник престола.
Ассирийцы впервые стали использовать конницу, которая подчас вытесняла отряды колесниц. Главным оружием ассирийцев был лук.
- А для чего им нужно было большое войско?
Предполагаемый ответ: вести захватнические войны и расширять границы своего государства
Закрепление:
Что делало ассирийскую армию сильнее?
- железное оружие
- конница
- военные приспособления (саперы, разведка, связь)
- осадная техника (таран)
- При раскопках были найдены изображения войска в военных походах. Постарайтесь определить, какие виды вооружения были у ассирийцев как и в остальных государствах, а какие применяли только в Ассирии.
2 задание. Работа с иллюстрациями (Рабочий лист)
Лук, копье, колесницы, щиты, мечи.
Надувные мешки переплывать через реки, таран, конница.
- Можно ли сказать, что армия поспособствовала становлении Ассирийской державы? Да
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну – ка, ну – ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем!
Вправо – влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Б. Завоевания ассирийцев
3 задание: Работа с контурной картой
Работа учащихся с контурной картой (Рабочий лист), карта учебника стр. 82, п.3 учебника стр. 84
На контурной карте обозначьте направления захватнических войн ассирийского войска.
1. – Вавилонское царство
2. – Сирия
3. – Израильское царство
4. – Финикия
Слайд № 10
3. Устройство. Слайд 11
Во главе державы - царь
Один из ассирийских царей писал о себе: Я – Синаххериб, великий царь, могучий царь, царь обитаемого мира, царь Ассирии, царь четырех стран света, премудрый пастырь, послушный великим богам, хранитель истины, любящий справедливость, торящий добро...совершенный герой, первый из всех правителей, узда, смиряющая строптивых, испепеляющий молнией супостатов...
Силою бога... моего владыки, я осадил и взял 75 могучих городов, крепостей страны Халди, а также 420 малых городов, что в окрестностях их, и добычу их добыл...
Я оставил их кровь течь по обширной земле, словно воды половодья в сезон дождей. Горячие кони упряжки колесницы моей в кровь их погружались как в реку... Трупами бойцов их, слово травой, наполнил я землю...
Особенно Синаххериб прославился разрушением Вавилона. Он принял решение стереть с лица земли не покорившийся ему город и сделал это со всей основательностью. Чуть ли не все жители были перебиты: улицы были завалены трупами, дома разрушены, главный храм, и его башня обрушены в канал, соединяющий Евфрат с Тигром. В довершение всего в город были спущены воды Евфрата; они затопили улицы, площади и остатки домов. Но всего Синаххерибу этого было мало. Уничтожив город физически, он пожелал проделать это символически: по его приказу на корабли была погружена вавилонская земля, затем ее отвезли в другое место и там развеяли по ветру.
IV. Оценочно-рефлексивный этап
Итак, вы проделали большую работу при изучении Ассирийской державы.
Вернемся к нашей главному вопросу: Ассирия – держава?
Предполагаемый ответ: Да – держава.
- Благодаря чему ассирийцы создали сильную державу?
Запишите не менее двух аргументов на следующее утверждение. (Рабочий лист)
Научились обрабатывать железо, изготовлять оружие, создали сильную армию, широко начали применять конницу, Ассирийская армия была сильнейшей благодаря военной технике, стратегии, разведки что позволило Ассирийцам создать одно из крупнейших государств Древнего Мира.
Заполните пропуски в тексте, вспомнив всё, с чем сегодня познакомились. Работа учащихся с рабочими листами.
- Ниневия
- Ассирия
- Конница
- Железо
Что вам больше всего запомнилось и понравилось на уроке?
Что вызвало затруднения, какие задания вам показались наиболее сложными?
Ответы учащихся
Оцените свою работу. Подчеркните тот смайлик, который соответствует вашей работе.
Сдайте рабочие листы. Спасибо всем за работу.
V. Домашнее задание
Приложение 2
Приложение 1
Рабочий лист
1 задание
Работа с источником информации
- Работая с источником определите особенности месторасположения, природных условий.
Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра и его восточных притоков. Степи и горные районы, окружавшие Ассирию, были покрыты скудной растительностью. Население здесь с давних времен занималось скотоводством. Только в долине Верхнего Заба, несущего весною много воды после таяния горных снегов, было развито земледелие. Однако стесненная с востока горами, эта долина сравнительно невелика. Площадь пахотных земель собственно древней Ассирии небольшая. Ассирия находилась в Северной Месопотамии, на реках Тигр и Евфрат. Из-за отсутствия естественных барьеров, как море или горы, она была открыта для нападения со всех сторон и, следовательно, чтобы выжить, Ассирия нуждалась в сильной армии.
Геродот, характеризуя природные условия в Ассирии, писал: «Земля ассирийцев орошается дождем мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают здесь руками и с помощью насосов».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 задание
Работа с изображениями
- При раскопках были найдены изображения войска в военных походах. Постарайтесь определить, какие виды вооружения были у ассирийцев. Какие виды вооружения были похожи на вооружения других стран, а какие применяли только в Ассирии.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 задание Работа с контурной картой
На контурной карте обозначьте направления захватнических войн ассирийского войска.
карта учебника стр. 82, п.3 учебника стр. 84
-
Обведите границы Ассирийской державы в середине 7 века до н. э.
-
Страны, находившиеся под властью ассирийских царей, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:
-
_________________________
-
_________________________
-
_________________________
-
_________________________
-
Обозначьте стрелками направления завоевательных походов ассирийцев.
-
Найдите и надпишите название главного города Ассирийского царства.
ВЫВОДЫ
-Ассирийцы создали сильную державу благодаря: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Впишите недостающие слова.
Столицу Ассирии, город ________________, называли «логовищем львов», «городом крови».
В 8-м веке до н.э. самой сильной в мире была армия царя государства А_ _ _ _ _ я.
Ассирийцы впервые стали использовать в военном деле к _ _ _ _ _ у.
Ассирийские воины были вооружены мечами и топориками из твердого металла, его называли ___________________.
справился возникли с некоторыми
со всеми затруднения не справился
заданиями
Приложение 2
Домашнее задание.
Часть А
Какие достижения и уроки нам оставила в наследство ассирийская держава?
Наследство ассирийской державы |
Достижения | Уроки |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Часть Б
На твой взгляд переход к железному веку – это благо или зло для человечества?
А. Запиши в таблице свою позицию и приведи один аргумент в её подтверждение.
Б. Запиши один-два доказательства своего мнения и хотя бы один аргумент в пользу противоположного мнения.
Позиция | Я считаю, что, с одной стороны ______________________________ ____________________________________________________________ ______________________________ | НО, с другой стороны, __________________________________ ____________________________________________________________________ __________________________________ |
Аргумент | Потому что ______________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ______________________________ | Потому что __________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ __________________________________ |
Приложение 3
Презентация
Дважды щёлкните, чтобы показать