СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока биологии в 5 классе на тему:"Мхи"

Категория: Биология
Тема: 14. Мхи 73

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока биологии в 5 классе на тему:"Мхи"»




МКОУ « Курахская СОШ- детский сад№1»РД













Разработала: учитель биологии Амиргамзаева Р. Т.



План-конспект открытого урока по биологии по теме «Мхи»,

Проведено: 9.01.2020 года.

Задачи урока:

Образовательные.

  • Ознакомить учащихся с особенностями мхов, их строением, жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека.

  • Установить взаимосвязь между особенностями строения и значением их в природе и жизни человека.

Развивающие.

  • Продолжить формирование УУД – самостоятельная постановка целей и задач урока, анализ, обобщение, сравнение, составление таблиц, работа с учебниками, самоанализ и самооценка.

  • Продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.

Воспитательные.

  • Продолжить воспитание в детях любви к родной природе, экологической грамотности.

  • Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.


Планируемые результаты.

Предметные: учащиеся получат знания о мхах как о новой, более сложной группе растении по сравнению с водорослями.

Метапредметные: выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

учащиеся продолжат отрабатывать умения самостоятельно работать с информацией и на основе полученных данных делать выводы.

Личностные: продолжить формирование умений анализировать и делать выводы о проделанной работе.

Оценивать свои знания и умения.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Основные понятия урока: высшие споровые растения, спора, мхи, сперматозоид, яйцеклетка.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с гербарием; сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по сравнению с низшими споровыми.

Оборудование:  гербарий - кукушкин лен, сфагнум, компьютер, проектор, мультимедийная презентация по теме: «Мхи».

Межпредметные связи: экология, география.

Используемая литература: Учебник для учащихся 5 класса.- А.А.Плешакова,Н.И.Сонина, интернет-ресурсы.

Ход урока.

1.Организационный момент. (Приветствие учащихся).

Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас и надеюсь на продуктивную работу. Сегодня мы с вами продолжим изучение основных групп растений, но прежде вспомним, что мы знаем о водорослях.

2. Актуализация знаний.

(фронтальный опрос, письменный контроль).

Задание1. Вопросы(слайд4)

- Что отличает представителей царства Растения от царства Грибы, царства Бактерий?( автотрофы, фотосинтез)

-На какие две группы делятся все растения по уровню своей организации ? ?(низшие,высшие) - К какой группе относятся водоросли? Почему?( низшие споровые, т.к нет дифференцировки на органы и ткани, размножение спорами) - Если водоросли не имеют органов, то чем представлено их тело?(слоевищем)



  • Задание №2 - словарная работа (слайд5)

- закончите данные определения соответствующим термином

А) процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа под действием солнечной энергии (фотосинтез)

Б) зелёные органоиды в клетках-(хлоропласты)

В) зеленый пигмент в хлоропластах – (хлорофилл)

Г) тело многоклеточной водоросли – (слоевище, таллом)

  • Задание №3

Тестовый опрос: Водоросли (Приложение 1)



3. Мотивация к обучению, постановка темы и задач урока.

(Для того чтобы перейти к новой теме, учащиеся разгадывают загадку).


Учитель. Ребята, Лесовичок загадал мне загадку. Помогите разгадать её.(слайд6).

Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке, на ножке,

Куда не глянь растет.

Он снизу - беловатый,

Повыше - зеленей.

Коль нужно будет ваты.

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Предполагаемый ответ. (Мох).

Учитель. Правильно ребята. Сегодня вы узнаете о новой группе растений - Моховидные.

  • Какие задачи на урок мы перед собой поставим?

читель организует беседу. Подводит итог беседы. Озвучивает задачи урока). (слайд7)

Откройте рабочие тетради и запишите тему урока.

  • Ребята, проанализируйте текст загадки и ответьте мне на  вопрос. (Работа с текстом загадки).

  • Где произрастает мох?

Предполагаемый ответ. (На болоте).

4. Изучение новой темы.

Учитель. Проанализировав стихотворение, мы определили, что мхи растут на болотах. Давайте определим, к какой группе растений по отношению в воде они будут относиться.

Предполагаемый ответ. (Влаголюбивые).

Учитель. Да, мхи - растения, которые любят произрастать во влажных, прохладных местах. Мы можем увидеть их в хвойном лесу, где влага и тень. Также мхи могут поселяться во льдах Антарктиды, на влажных стенах пещер, но существуют и такие виды, которые несмотря на любовь к воде, могут переживать длительные засухи. (Слайд8).

  • Ребята, определим, какое систематическое положение занимают мхи в царстве растений?  (слайд 9)

  • (Царство Растений. Подцарство – Высшие споровые растения. Отдел – Моховидные.)

Учитель. Ребята, давайте рассмотрим отдел «Моховидные».

  • Какие классы объединены в данный отдел? («Печеночники» и «Листостебельные»).(слайд10)

Учитель. Познакомимся с ними более подробно. Класс Печеночные

Предполагаемый ответ. (Имеют слоевище и ризоиды).

Учитель. Правильно.

  • С какими представителями групп растений они имеют сходство?

Предполагаемый ответ. (С водорослями).

Учитель дополняет ответ.

Учитель. Печеночники — очень древние мхи. Они особенно богато представлены в тропиках. Один из распространенных видов печеночников — Маршанция, обитающая во влажных местах, не занятых травой. У нее стелющееся листовидное слоевище, ризоидами прикрепленное к почве. В слоевище наблюдается разделение ткани на основную (в нижней части тела) и фотосинтезирующую (в верхней части тела).

К маршанциевым относится и теплолюбивая Риччия водная, разводимая аквариумистами. (Слайд11)

Учитель. Познакомимся с листостебельными мхами(слайд12). Внимательно посмотрите слайды и ответьте на вопрос.

  • Какое строение имеет Кукушкин лен?(слайд13,14)

Предполагаемый ответ. (Имеют стебли, листья и ризоиды).

(Учитель дополняет ответ).

Учитель. Листостебельные мхи в растительном покрове Земли играют значительно большую роль, чем печеночники. Один из наиболее известных зеленых листостебельных мхов — Кукушкин лен, часто встречается в хвойных лесах, около сфагновых болот, в сырых местах. Многолетние крупные растения этого вида (9-17 см. в длину), растущие группами, нередко покрывают обширные площади в лесной зоне и в тундре.

Представителем листостебельных мхов является и сфагнум(слайд15)

Давайте сравним эти мхи, выполнив лабораторную работу.

(Работа выполняется фронтально, под руководством учителя. Записи делают в печатных тетрадях. Для сравнения мхов используется «Виртуальная образовательная лаборатория»

Учитель. У вас на столах гербарий – кукушкин лен и сфагнум.

  • Сравните их строение с рисунками на слайде и в учебнике.

  • Найдите стебель и листья, подпишите их на рисунках в тетради (задание 95).

  • Найдите коробочку со спорами, внимательно её рассмотрите и подпишите. Каково значение спор в жизни мхов?

Предполагаемый ответ. (Служат для размножения).

  • (Слайд16 )Внутреннее строение мха сфагнума.

На слайде видно, что листья состоят из двух видов клеток.

  • Чем отличаются эти клетки?

Предполагаемый ответ. (Одни клетки зелёные, другие синие).

  • Какую роль выполняет каждая из этих клеток? Найдите ответ в учебнике на стр.74

Предполагаемый ответ. (Зеленые фотосинтезируют, а синие заполнены водой).


Учитель. У сфагнума нет ризоидов, поэтому они всасывают воду нижними частями веток, заполняя пустые полости. Во время дождей сфагнум запасает воду, в 20-30 раз больше своей массы, долго удерживает её, постепенно отдавая её в летний период.

  • Ребята, сделайте вывод, в чём проявляется усложнение в строении мхов по сравнению с водорослями?

(Учитель заслушивает мнение детей).

Предполагаемый ответ. (Мхи состоят из стеблей и листьев, а водоросли

имеют слоевище).

  • Запишите этот вывод в тетрадь.

Физминутка (Слайд17)

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
 
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка


Учитель. Ребята, а как вы думаете, как размножаются мхи?

Предполагаемый ответ. (Спорами, которые созревают в коробочке).

Правильно. Мхи, как и другие споровые растения, размножаются с помощью спор, которые созревают в коробочке. Рассмотрим размножение мхов, опираясь на схему «Жизненный цикл мха» (схема расположена на слайде 18,19).

(Учитель объясняет размножение мхов, обращая внимание учащихся на новые термины, термины записывают в тетрадь. Рассказ ведется по схеме).

Учитель. В жизненном цикле мхов идет чередование бесполого и полового поколения. Для полового размножения у мхов есть специальные органы, в которых развиваются мужские гаметы – сперматозоиды и женские – яйцеклетки. Для оплодотворения необходима вода, так только в водной среде сперматозоид может передвигаться к яйцеклетке и оплодотворить её.

  • Что образуется после слияния половых гамет?

Предполагаемый ответ. (Зигота).

Из зиготы развивается особый орган - коробочка (спорофит), в ней формируются споры. Из споры вначале развивается тонкая зеленая нить – протонема – на ней появляются зеленые, облиственные побеги. Растение, развившееся из споры, называется гаметофит, так как в его верхней части в специальных органах образуются половые гаметы. Мужские и женские гаметы образуются на разных растениях, поэтому их называют двудомными.  Коробочка со спорами формируется на женском растении.

Учитель. Ребята, чтобы выяснить значение мхов в природе, прочитаем текст учебника на стр.74

(Работа с текстом, а затем отвечают на вопрос).

  • Что образует мох Сфагнум в природе?

Предполагаемый ответ. (Болото).

  • Почему сфагнум считается хранителем лесных болот, ручьёв и рек?

  • Предполагаемый ответ. (Впитывает влагу, как губка, и сохраняет её).

  • Что образуется при отмирании нижних частей мха?

Предполагаемый ответ. (Торф.).(слайд20)

  • Что такое торф, как он образуется, и о других свойствах мха вы услышите из следующего сообщения.

(Сообщение учащегося. Учащиеся во время сообщения делают записи о применении мха. На слайде21 – образование торфа).


(Сообщение учащегося).

ТОРФ - это горючее полезное ископаемое растительного происхождения, образующееся из разлагающихся болотных растений, главным образом мха сфагнума.  Сфагнум покрывает торфяное болото сплошным густым ковром. Круглый год мхи зеленые. Стебельки сфагнума растут своей верхушкой. Нижние части постепенно отмирают и медленно разлагаются при малом доступе кислорода. Со временем в торфяном болоте накапливаются огромные запасы полуразложившихся частей сфагнума и других болотных растений. Во время войны сфагнум использовали партизаны вместо ваты, и отчасти он заменял йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится сфагнол – дезинфицирующее вещество. Поэтому на сфагновых болотах сфагнол  препятствует развитию гнилостных бактерий. Известно много случаев, когда при торфяных разработках в толще торфа находили неразложившееся трупы животных. Так в Англии в конце восьмидесятых годов произошло невероятное. При раскопках были найдены останки средневекового рыцаря, сидевшего на коне. Эти раскопки велись в небольшом болоте. Благодаря консервирующим свойствам торфа, всадник и конь хорошо сохранились. Судя по доспехам, всадник был членом Ливонского ордена (XIII-XVI вв.), а в его кошельке были обнаружены три золотых венгерских дуката чеканки 1326 г.!. Сейчас торф, образующийся из отмершего мха, используется для подстилки скоту, а также как изолирующий материал при постройке сельского жилья, в оранжерейном хозяйстве для выращивания растений в закрытом грунте.


  • Как используют торф в жизни человека?(слайд22)

  • Предполагаемый ответ. (Торф - топливо – удобрение – из него получают химические продукты: смолу, воск и другие вещества).

Учитель. В начале урока, Лесовичок, загадал нам загадку, в котором говорилось о том, что высушенный сфагнум во время Великой Отечественной войны в полевых госпиталях широко использовали как перевязочный материал для раненых.

  • Какая особенность этого мха делала эффективным такое применение?

Предполагаемый ответ. (Сфагнол – дезинфицирующее вещество, препятствует развитию бактерий).

5. Первичное закрепление знаний.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с новым отделом царства растений. Чтобы узнать хорошо ли мы все усвоили, я предлагаю вам проверить себя (слайд23)





6. Рефлексия. 

Учитель. Ребята на ваших столах лежат прямоугольники с разными рисунками:

– урок был интересен, материал усвоил(а).


- некоторые вопросы были непонятны, над темой нужно ещё поработать.

Белый -  материал урока был сложный, тему не понял.

( Учитель выслушивает мнение нескольких учащихся).

7. Домашнее задание.(слайд24)

Выучить § 14, ответить на вопросы и выполнить задание 9, предоставленное в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 93-98.


(Приложение1)



ФИ__________________класс____ Тема «Водоросли»

Вариант 1.


  1. К низшим растениям относятся растения, которые:

1) имеют побег;

2) имеют корни;

3) имеют тело – слоевище.

2. Для водорослей характерны следующие признаки:

1) имеют листья и стебли;

2) обитают в воде и цветут;

3) имеют слоевище и ризоиды.

3. К одноклеточным зелёным водорослям относится:

1) спирогира;

2) хламидомонада;

3) порфира.

4. Хроматофор – это:

1) название водоросли;

2) большой хлоропласт;

3) орган передвижения водоросли.

5. Многоклеточные водоросли прикрепляются ко дну с помощью:

1) корней;

2) корневища;

3) ризоидов.

6. Какую водоросль называют «морской капустой»:

1) спирогиру;

2) ламинарию;

3) порфиру.













ФИ__________________класс____ Тема «Водоросли»

Вариант 2.


  1. Водоросли относятся:

1) к низшим растениям;

2) к высшим растениям;

3) могут относиться к обеим этим группам.

2. Ризоиды это:

1) название растения;

2) вид корня;

3) нижняя разветвлённая часть слоевища, с помощью которой водоросли прикрепляются к субстрату.

3. К нитчатым зелёным водорослям относятся:

1) хломидомонада;

2) ламинария;

3) спирогира.

4. Органоид, который помогает хламидомонаде двигаться к свету, называется:

1) красный глазок;

2) ядро;

3) хроматофор.

5. Тело многоклеточных водорослей состоит:

1) корня и побега;

2) слоевища и ризоидов;

3) стебля и листьев.


6. У зелёных водорослей хлорофилл находится: 1) в хлоропластах; 2) в вакуолях;

3) в хроматофоре.























13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!