СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока предполагает знакомство обучающихся с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа. Ребята в ходе урока должны научиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа".»

6


Тема урока:

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

 Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Задачи урока:

1) образовательная: дать понятие о существительных, которые имеют форму только множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас;

2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков и решений; познакомить с традициями, связанными с началом марта;

3) развивающая: развивать творческие способности и поисковые навыки.


Ход урока:


- Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествие по замечательной сказочной стране «Имя существительное». На воротах в страну стоят стражники и пропустят нас только в том случае, если мы выполним следующее задание (прием «Верные и неверные утверждения»). На листочках запишите ответы: верно или неверно.

  1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. (верно) Приведите пример.

  2. Имя существительное отвечает на вопросы какой? чей? (неверно)

  3. Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными. (верно)

  4. Имена собственные пишутся с маленькой буквы. (неверно)

  5. Имена существительные изменяются по родам. (неверно)

  6. Имена существительные могут быть 1 и 2 склонения.(неверно)

  7. Имена существительные изменяются по падежам и числам.( верно)

- С каким морфологическим признаком имени существительного мы познакомились на предыдущем уроке?

-Давайте запишем в тетради число, классная работа и оставим две строчки для темы, которую определим чуть позже.

- Запишите вид работы: Проверочная работа

- Заполните таблицу, распределив существительные по родам, вставьте пропущенные буквы.

Женский род

Мужской род

Средний род




(Слова для справок)

м…локо, кофе, село, ст…на, гор…д, хлеб, вуаль, ж…ри, пальто, такси, жилище, шампунь, г…ризонт, обл…ко, из-за туч, брош…, повидло, мозоль.


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

- Повторяя существительное, мы все время будем узнавать что-то новое. Например, все знают о том, что существительные имеют два числа… что вы можете сказать о числе имени существительного?

- Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете (тетрадь, книга, яблоко, мама, папа).

- Имена существительные употребляются во множественном числе, когда речь идет о нескольких предметах (тетради, книги, мамы, папы)

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение имени существительного. Взгляните на рисунки. Сравните. Чем отличаются? Что на них изображено?

- Сделаем вывод: имеют ли существительные ГРАБЛИ, ЧАСЫ разные формы для единственного и для множественного числа?

Ученики делают вывод о том, что для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма мн.ч.

- Может, попробуем образовать от этих существительных единственное число?

- Назовите тему урока (Имена существительные, имеющие форму множественного числа). Запишите теперь тему урока в тетрадь туда, где мы оставили для нее место.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.

  1. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;

  2. УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Работа с учебником _________________________________

4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.

- Существительным типа ножницы, брюки, ворота, сани и т.д. свойственна форма только одного числа (множественного). Значит, они не изменяются по числам.

-Итак, что мы с вами выяснили? (отвечают ученики) …что в русском языке есть группа существительных, которые употребляются в форме только множественного числа.

1 Наблюдение над словами, имеющими форму только множественного числа.

выявление тематических групп слов, имеющих форму только множественного числа. (Распечатка на доске)

Работа в парах.

- Прочитайте слова и сделайте вывод: что их объединяет? (Устно) (Распечатка на доске)

Сани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты, сливки, сутки, духи, горелки, макароны, каникулы.

(Эти существительные имеют форму только множественного числа)

- Запишите слова группами, продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами или из упр. 509, 510 Вид работы: Практическая работа.

Ученики записывают слова, заполняя таблицу в тематические группы, подбирают примеры для каждой группы слов из упр.509, 510.

Значение имён существительных, которые имеют форму только множественного числа

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

Географические

названия







Сравните с эталоном и оцените себя

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

Географические

названия

Сани клещи

очки плоскогубцы грабли ворота

жмурки горелки пятнашки салочки прятки

Сливки духи макароны дрожжи чернила

Сумерки каникулы сутки часы

Альпы Карпаты Мощаницы Новосёлки Сенницы




– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: (уч-ся) У существительных,  имеющих только форму множественного числа нельзя определить  род и склонение.

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Если я называю существительное ед.ч., то вы разводите руки в стороны,

Если я называю существительные мн.ч., то руки - вперед,

Ложка, бусы, картина, часы, рука, весы.

Влево, вправо поворот.

Ноги, стол, шорты, лук.

Руки вниз опустили,

Всем улыбки подарили.

-А теперь запишите вид работы: Творческая работа

У доски работают один учащийся.

- Вместо словосочетания вспомните и запишите синоним, выраженный существительным, употребляющимся только в форме множественного числа:

1. Рамка, на которую натягивается ткань для вышивания пяльцы

2. 24 часа сутки

3. Брюки из особой ткани джинсы

4. Земные глубины недра

5. Большой перерыв в школьных занятиях каникулы

6. Сооружение, на котором качаются ради забавы качели

Вид работы: Работа с текстом

1) Перед вами текст. Спишите его, вставляя пропущенные буквы и подчеркните имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом – б…льшой выбор м…лочных продуктов кефир см…тана йогурт сливки прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны муку крупы. В третьем вам любезно предложат различные к…ндитерские изделия к…нфеты з…фир мармелад пряники.

Ученики подчеркнули слово «макароны, сливки»

Устно. На доске записаны слова: Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.

Праздник, встреча, рассвет (будни, проводы, сумерки)

Вид работы: Распределительный диктант. Работа по карточкам. На доске. Проверьте себя и оцените.

Имеют ед. число

Имеют мн. число

Алфавиты, библиотеки, инструменты, встречи, проценты.

Ворота, заморозки, проводы, шахматы, клещи, хлопоты, тефтели, чернила.



-А теперь попробуйте найти ошибки в следующих предложениях. На доске. Запишите в исправленном виде.

Рыбная консерва оказалась очень вкусной.

У тебя все руки вымазаны чернилом.

Качель на детской площадке совсем сломалось.

Чтобы не упасть, держитесь за перило.

-Давайте проверим.

Рыбные консервы оказались очень вкусными.

У тебя все руки вымазаны чернилами.

Качели на детской площадке совсем сломались.

Чтобы не упасть, держитесь за перила.

Подведение итогов урока:

- Ребята, какова была цель нашего урока?

Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;

- Как вы считаете, мы ее достигли?

- Что нового мы узнали на уроке? /Есть группа слов – существительных, которая имеет форму только множественного числа/

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание:

  1. По учебнику: ______________________________

  2. Найдите на карте России географические названия (топонимы) только множественного числа и составите с ними 5 предложений.