6
Тема урока:
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
Задачи урока:
1) образовательная: дать понятие о существительных, которые имеют форму только множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас;
2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков и решений; познакомить с традициями, связанными с началом марта;
3) развивающая: развивать творческие способности и поисковые навыки.
Ход урока:
- Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествие по замечательной сказочной стране «Имя существительное». На воротах в страну стоят стражники и пропустят нас только в том случае, если мы выполним следующее задание (прием «Верные и неверные утверждения»). На листочках запишите ответы: верно или неверно.
Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. (верно) Приведите пример.
Имя существительное отвечает на вопросы какой? чей? (неверно)
Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными. (верно)
Имена собственные пишутся с маленькой буквы. (неверно)
Имена существительные изменяются по родам. (неверно)
Имена существительные могут быть 1 и 2 склонения.(неверно)
Имена существительные изменяются по падежам и числам.( верно)
- С каким морфологическим признаком имени существительного мы познакомились на предыдущем уроке?
-Давайте запишем в тетради число, классная работа и оставим две строчки для темы, которую определим чуть позже.
- Запишите вид работы: Проверочная работа
- Заполните таблицу, распределив существительные по родам, вставьте пропущенные буквы.
Женский род | Мужской род | Средний род |
| | |
(Слова для справок)
м…локо, кофе, село, ст…на, гор…д, хлеб, вуаль, ж…ри, пальто, такси, жилище, шампунь, г…ризонт, обл…ко, из-за туч, брош…, повидло, мозоль.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.
- Повторяя существительное, мы все время будем узнавать что-то новое. Например, все знают о том, что существительные имеют два числа… что вы можете сказать о числе имени существительного?
- Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете (тетрадь, книга, яблоко, мама, папа).
- Имена существительные употребляются во множественном числе, когда речь идет о нескольких предметах (тетради, книги, мамы, папы)
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение имени существительного. Взгляните на рисунки. Сравните. Чем отличаются? Что на них изображено?
- Сделаем вывод: имеют ли существительные ГРАБЛИ, ЧАСЫ разные формы для единственного и для множественного числа?
Ученики делают вывод о том, что для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма мн.ч.
- Может, попробуем образовать от этих существительных единственное число?
- Назовите тему урока (Имена существительные, имеющие форму множественного числа). Запишите теперь тему урока в тетрадь туда, где мы оставили для нее место.
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;
УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .
Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
Работа с учебником _________________________________
4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.
- Существительным типа ножницы, брюки, ворота, сани и т.д. свойственна форма только одного числа (множественного). Значит, они не изменяются по числам.
-Итак, что мы с вами выяснили? (отвечают ученики) …что в русском языке есть группа существительных, которые употребляются в форме только множественного числа.
1 Наблюдение над словами, имеющими форму только множественного числа.
– выявление тематических групп слов, имеющих форму только множественного числа. (Распечатка на доске)
Работа в парах.
- Прочитайте слова и сделайте вывод: что их объединяет? (Устно) (Распечатка на доске)
Сани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты, сливки, сутки, духи, горелки, макароны, каникулы.
(Эти существительные имеют форму только множественного числа)
- Запишите слова группами, продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами или из упр. 509, 510 Вид работы: Практическая работа.
Ученики записывают слова, заполняя таблицу в тематические группы, подбирают примеры для каждой группы слов из упр.509, 510.
Значение имён существительных, которые имеют форму только множественного числа
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени | Географические названия |
| | | | |
Сравните с эталоном и оцените себя
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени | Географические названия |
Сани клещи очки плоскогубцы грабли ворота | жмурки горелки пятнашки салочки прятки | Сливки духи макароны дрожжи чернила | Сумерки каникулы сутки часы | Альпы Карпаты Мощаницы Новосёлки Сенницы |
– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: (уч-ся) У существительных, имеющих только форму множественного числа нельзя определить род и склонение.
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Если я называю существительное ед.ч., то вы разводите руки в стороны,
Если я называю существительные мн.ч., то руки - вперед,
Ложка, бусы, картина, часы, рука, весы.
Влево, вправо поворот.
Ноги, стол, шорты, лук.
Руки вниз опустили,
Всем улыбки подарили.
-А теперь запишите вид работы: Творческая работа
У доски работают один учащийся.
- Вместо словосочетания вспомните и запишите синоним, выраженный существительным, употребляющимся только в форме множественного числа:
1. Рамка, на которую натягивается ткань для вышивания пяльцы
2. 24 часа сутки
3. Брюки из особой ткани джинсы
4. Земные глубины недра
5. Большой перерыв в школьных занятиях каникулы
6. Сооружение, на котором качаются ради забавы качели
Вид работы: Работа с текстом
1) Перед вами текст. Спишите его, вставляя пропущенные буквы и подчеркните имена существительные, имеющие только форму множественного числа.
На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом – б…льшой выбор м…лочных продуктов кефир см…тана йогурт сливки прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны муку крупы. В третьем вам любезно предложат различные к…ндитерские изделия к…нфеты з…фир мармелад пряники.
Ученики подчеркнули слово «макароны, сливки»
Устно. На доске записаны слова: Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.
Праздник, встреча, рассвет (будни, проводы, сумерки)
Вид работы: Распределительный диктант. Работа по карточкам. На доске. Проверьте себя и оцените.
Имеют ед. число | Имеют мн. число |
Алфавиты, библиотеки, инструменты, встречи, проценты. | Ворота, заморозки, проводы, шахматы, клещи, хлопоты, тефтели, чернила. |
-А теперь попробуйте найти ошибки в следующих предложениях. На доске. Запишите в исправленном виде.
Рыбная консерва оказалась очень вкусной.
У тебя все руки вымазаны чернилом.
Качель на детской площадке совсем сломалось.
Чтобы не упасть, держитесь за перило.
-Давайте проверим.
Рыбные консервы оказались очень вкусными.
У тебя все руки вымазаны чернилами.
Качели на детской площадке совсем сломались.
Чтобы не упасть, держитесь за перила.
Подведение итогов урока:
- Ребята, какова была цель нашего урока?
Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;
- Как вы считаете, мы ее достигли?
- Что нового мы узнали на уроке? /Есть группа слов – существительных, которая имеет форму только множественного числа/
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание:
По учебнику: ______________________________
Найдите на карте России географические названия (топонимы) только множественного числа и составите с ними 5 предложений.