Разработка открытого урока литературы по теме «Сергей Есенин»
(9 класс)
Цели: познакомиться подробно с биографией С.Есенина;
выяснить, почему творчество поэта современно до сих пор.
Оборудование: презентация, записи с романсами на стихи С. Есенина.
Ход урока.
Звучит романс на стихи Есенина «Отговорила роща золотая…»
Ведущий: Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Мы начали наш урок с самого известного и многими любимого романса неслучайно. Как вы думаете, в чём причина такого лирического вступления к нашему уроку?
Предполагаемые ответы учащихся и гостей:
- Речь сегодня пойдёт о Сергее Есенине, поэте написавшем стихи к этому романсу.
Ведущий: Действительно, тема нашего сегодняшнего урока: «Сергей Есенин».
Сегодня в нашем классе собрались представители 20 и 21 века: современники, хорошо знавшие поэта, и старшеклассники уже нового поколения, которые являются любителями поэзии Сергея Есенина.
Чего мы ждём от нашей встречи 2-х поколений?
Ребята:
- более полно познакомиться с биографией Сергея Есенина: заполнить информацией «белые пятна» в биографии поэта.
Современники Есенина:
- Нам бы хотелось понять, чем же так притягательна поэзия Есенина для будущих поколений; актуальна ли она сегодня? Что стало с творческим наследием поэта? Потомки С.Есенина, их судьба.
(На доске появляются цели)
Ведущий: Итак, нам предстоит сегодня ответить на все вышеперечисленные вопросы. А начнём мы с вами с автобиографии Есенина.
Ребята, вы познакомились с автобиографией Есенина. Что вам больше всего запомнилось, а что вызвало вопросы?
Ребята: Мы знаем, что родился поэт в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство его ругала одна только бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так крепче будет!» Бабушка любила его из всей мочи, и нежности её не было границ, по субботам Есенина мыли,
стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало, всегда он орал благим матом и даже потом какое – то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекло детство. Когда же он подрос, из него захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно – учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Стихи начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество относит к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».
В 1912 году С. Есенин с тетрадкой своих ранних стихов приезжает в Москву.
Однако печататься начал только в 1914 году.
Что же происходило в эти два года с поэтом? Как встретило Есенина поэтическое общество?
Современник Есенина Георгий Викторович Адамович (1892-1972), поэт, критик, переводчик, участник акмеистических объединений, в 1916-1917 гг. — один из руководителей 12-го «Цеха поэтов»:
Я помню Есенина в первые дни его появления.
Существует легенда, будто Есенин встречен был с удивлением, с восторгом, — будто все сразу признали его талант. Это только легенда, не более.
Он приехал из рязанской глуши, прямо к Блоку, на поклон. Его сопровождал Клюев. Есенин держался скромно и застенчиво, был он похож на лубочного «пригожего паренька», легко смеялся и косил при этом узкие, заячьи глаза. В Петербурге юного Есенина встретили довольно сурово. Отчасти в этом повинен Клюев. Он передал Есенину свой фальшиво-народный стиль в повадке, в разговоре. От Клюева Есенин перенял манеру говорить всем «ты», будто по незнанию, что в городе это не принято. Конечно, он прекрасно это знал.
Кажется, Блоку понравились стихи Есенина. Но Сологуб отозвался о них с убийственным пренебрежением. Кузмин, Ахматова, Гумилев говорили о Есенине не менее холодно. Гумилев сразу заявил, что Есенин, «как дважды два, ясен, и как дважды два, неинтересен», — и демонстративно принимался разговаривать, когда тот читал стихи. Ахматова улыбалась, как будто одобрительно, — но с таким же ледяным светски-любезным равнодушием, как слушала всех, даже Городецкого, стихи которого терпеть не могла. Кузмин пожимал плечами. Что же касается Гиппиус, то о встрече с ней рассказал сам Есенин. Увидев у себя в гостиной юного поэта в валенках, Гиппиус подняла лорнет, наклонилась и изобразила на лице самое непритворное любопытство:
— Что это на вас… за гетры такие?
Надо сказать, что раздражали в Есенине именно «гетры» — то есть его наряд и общая нарядность его стихов. Трудно было принимать это всерьез. Клюева всерьез принимали, — но за Клюевым все чувствовали какую-то сложную и темную душу, «олонецкую», как говорил он сам, лесную,
Восхищен был один Сергей Городецкий, которому Есенин был дорог и нужен, как «дитя народа», явившееся в условно-русском, нарядно-пейзанском обличьи: с кудрями, в голубой шелковой рубашке, с певучими былинно-религиозными стихами, чуть ли не с гуслями под мышкой…
Потом Есенин уехал в Москву, и там им восхищались Львов-Рогачевский, Иванов-Разумник, Коган. Не было газеты, не было журнала без хвалебной заметки о каком-либо новом стихотворении Есенина. Есенин вошел в группу имажинистов. Имажинистов ругали последними словами. Есенина выделяли и продолжали восхвалять. В первые годы революции его популярность достигла зенита. «Пугачев», «Исповедь хулигана» были встречены громкими восторгами. Сам Есенин писал:
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Писатель М. Ройзман, которому посчастливилось близко знать Сергея Есенина:
1912 году Сергей Есенин переезжает в Москву. Здесь он работал в книжном магазине, а потом — в типографии И. Д. Сытина. Позже вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского.
Именно в этот период Есенин «рождается» как поэт. Стихотворение "Береза» (1913г.) под подписью Аристон. Вслед за "Березой" в журнале "Мирок" появляется еще несколько есенинских стихов: "Пороша", "Поет зима - аукает...", "С добрым утром!", "Село" (из Тараса Шевченко) и др. Печатаются в 1914 году стихи Есенина и в детских журналах "Проталинка", "Доброе утро", в газетах "Путь правды", "Новь". Молодой поэт с радостью сообщает Г. Панфилову: "Распечатался я во всю ивановскую. Редактора принимают без просмотра и псевдоним мой "Аристон" сняли. Пиши г-рят под своей фамилией. Получаю 15 к. за строчку. Посылаю одно из детских стихотворений".
Ранние стихи Есенина полны ароматной земной красоты: Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!" В стихотворении "С добрым утром!", написанном Есениным в 1914 году, столько радости бытия, образных находок; даже заросшая крапива становится неожиданно прекрасной! Из ранних произведений поэта по своим социальным мотивам примечательно стихотворение "Кузнец". Оно было написано в 1914 году и напечатано в мае того же года за подписью Есенина в большевистской газете "Путь правды" (под таким названием тогда выходила газета "Правда"). На третьей полосе этим стихотворением открывалась большая подборка "Жизнь рабочих России".
Ведущий: Сергей Есенин говорил: «Вся моя биография в моих стихах». Мы обратились к лирике поэта, и вот что у нас получилось.
Учащийся (Ефимов): Для меня Есенин – это певец русской природы…Он воспринимает природу не как нечто отделённое от людей, а как состоящее в прямом родстве, живущее одной жизнью с ними. С его лёгкой руки определение животных как «братьев наших меньших» вот уже многие годы мелькает на страницах самых разных газет и журналов. В стихах о природе использованы олицетворения, метафоры. «роща отговорила», ивы «обветшалым подолом трясут» и тд.
В стихотворениях: «Песнь о собаке», «Корова», Лисица», «Табун»- Есенин описывает чувства животных, заставляет нас сострадать им.
Стих. «Клён ты мой опавший…»
Учащийся: А для меня есенинский образ-это обнажённая душа, которая любит, страдает…Он очень искренно описывает чувства любви, ревности, отчуждённости.
Стихотворение.
Учащийся:
Для меня Есенин – это противоречивый поэт: с одной стороны он пишет о России, о свершившейся революции, задавая своим стихам гражданскую направленность:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю.»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
С другой стороны - часто в своих стихах он писал о себе как о хулигане, «озорном гуляке», т.е. несерьёзном человеке:
Я московский озорной гуляка
По всему Тверскому околотку,
В переулках каждая собака знает
Мою лёгкую походку…
Прочитав материалы по биографии Есенина, тоже наблюдается эта противоречивость характера:
«В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Но очень скоро Есенин "понял, что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и беспощадное...".
Это были годы поиска и бесконечных разочарований. Его преследовала неустроенность в личной жизни и быту. Все чаще он впадал в депрессию, чувство одиночества не оставляло его никогда. Свои мрачные, тяжелые думы, душевный разлад Есенин пытается утопить в вине.
Большую роль в том, что Есенин избежал паденья с кручи», сыграли его поездки за границу, в деревню и на Кавказ. Узнав о предстоящей поездке Есенина за рубеж, недруги радостно потирали руки: «Есенин не вернется в Россию, он с Советами не в ладах», «Есенин устроит грандиозный скандал Советской власти». Приехав в Берлин, Есенин действительно устроил скандал, но не такой, какого от него ждали. Желая «приручить» поэта, русская эмиграция устроила ему выступление. Поэт пришел. И сразу же потребовал, чтобы ему спели «Интернационал». Раздались возмущенные крики и свист. Тогда Есенин сам запел «Интернационал.» Свистки нарастали. Есенин вскочил на стул и крикнул: «Все равно не пересвистите. Как заложу четыре пальца в рот и свистну – тут вам и конец»
Вернувшись на родину, он говорил: « Ну, да, скандалил, но ведь я скандалил хорошо, я за революцию скандалил». « В какой бы черной компании ни сидел… я за Россию им глотку был готов перервать. Прямо цепным псом стал, никакого ругательства над Советской страной вынести не мог. И они это поняли».
Из данных поступков трудно составить мнение о Есенине как о человеке. Скажите, каким был Сергей Есенин?
Софья Виноградская
Каким был Есенин?
Внешне — жил странно, не по-обычному. Шумно, неспокойно. Вокруг него постоянно галдела ватага людей, среди которой он был самым шумным, самым галдящим.
Есенин не чувствовал разницы между днем и ночью. Самые важные дела он собирался выполнять ночью. Ночами звонил по телефону, поднимался ночью с постели и отправлялся к знакомым, не глядя на часы. Когда его спрашивали, почему он является или звонит по нескольку раз по телефону ночью, он удивленно, с неизменно рассеянной улыбкой отвечал:
— Разве? А я и не знал, что уже ночь. Я и не подумал.
Он был песенником. Его стихи — песни. Их не только читают, но поют. Дома постоянно придумывали мотивы к его стихам и пели их его сестры, мать, друзья. Но больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Песней можно было его удержать дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу, песней можно было прогнать его плохое настроение и песней же можно было привести его в какое угодно настроение.
Но не только песню. Гармонь и пляску он любил не меньше. Болезнь горла, легких отнимала у него голос. Он не мог больше петь, стихи свои он читал тихо, но пляс и гармонь остались.
Гармонь вообще занимала у него большое и почетное место, почти такое же, какое она заняла в его стихах. И он ухитрялся в Москве обеспечить себя игрой на гармошке. У него в квартире не раз играли лучшие гармонисты Москвы, и просто гармонисты, и весьма плохие гармонисты.
Всех парней, которые в воскресный вечер наигрывают на гармошке у подворотни, он таскал к себе
О крестьянах и с крестьянами Есенин особенно любил говорить. В приезды матери велись бесконечные разговоры о деревне. Мать передавала ему привет от стариков-крестьян, которые слышали, что он «поэт», что это у коммунистов большой пост и жалованье хорошее.
Есенин гогочет, переспрашивает, расспрашивает про житье.
Каждый раз приезжая в деревню, он привозил подарки в каждый дом: цветастый материал, пиджаки, вёдра, лампы и тд.
Он помогал семье, взял из деревни сестер, учил их, бесконечно радовался школьным успехам сестренки, ее детским рисункам.
Интересно отношение Есенина к молодым, начинающим поэтам. Их много приходило к нему, и а судьбе многих из них он принял немалое участие. Это было участие не только советом; он оказывал многим жизненную поддержку. При своей неустроенной, безалаберной, бесшабашной жизни, он находил все же время заняться этими младшими друзьями, учениками. Бездомные, без денег, они находили у него приют, ночлег; а ко многим он настолько привязывался, что втягивал их в свою жизнь. Они уже тогда являлись не только его учениками, но и необходимыми атрибутами его личной жизни, поездок, хождений по редакциям, шатаний по кабакам и отделениям милиции. Это были — «есенинские птенцы». Один из них,— безусловно, способнейший его ученик,— настолько ввязался в его жизнь, что постепенно опорожнил его кошелек, карманы, чемоданы. А после суда над четырьмя поэтами, и в том числе над Есениным, пустился на то, что собирая в литературной среде деньги «на бедность Есенина» и прокутил их в Питере.
Интересно, что Есенин узнавал про эти проделки, но никаких почти мер не принимал. И когда окружающие с возмущением требовали, чтобы он этого «ученика» прогнал в три шеи, он с хохотом говорил:
— Не могу. Талантлив он. Хоть и прохвост, хоть и мерзавец, а стихи хорошо пишет. Пропадет он без меня.
Одно время он все же прогнал его от себя, но исключительно потому, что разуверился в нем, как в поэте.
Но Есенин был не только шалуном, проказником. Он называл себя хулиганом. Он скандалил.
Обычно скандал начинался, когда у Есенина появлялся «враг». Не было у него «врага», и он его выдумывал или находил. Нетрезвый, он всегда рассказывал о ком-то, обидевшем его когда-то, и о «расправе», которую он тому готовит; или выбирал себе «врага» из присутствующих. Одному знакомому, чем-то ему однажды не понравившемуся, он пожелал «нос поправить», предварительно потребовав, чтобы тот снял с ноги башмак. Нужно сказать, что у Есенина была большая физическая сила, и такое намерение грозило последствиями. Пришлось вмешаться, и после нескольких слов увещевания Есенин мирно сидел в другом углу комнаты, забыв о своем «враге» и намерении «поправить нос». Это были обычные истории, которые быстро прекращались, если присутствующие умели подойти к Есенину. И эти же истории легко переходили в скандал в компании тех «друзей», которые, вместо того, чтобы отвлечь его внимание от того, что его раздражало и вызывало злобу, подбивали его на скандал. Вся эта, неизвестно откуда появлявшаяся, разношерстная компания, жившая за его счет, пропивавшая его деньги, в такие минуты только поддакивала ему, а иногда и втягивала его в скандал.
Но у Есенина было много настоящих преданных ему друзей. Самым ценным, самым преданным другом последних лет была Г. Бениславская. С невиданной самоотверженностью, с редким самопожертвованием посвятила она себя ему. В ней он нашел редкое соединение жены, любящего друга, родного человека, сестры, матери. Без устали, без упрека, без ропота, забыв о себе, словно выполняя долг, несла она тяжкую ношу забот о Есенине, о всей его жизни — от печатания его стихов, раздобывания денег, забот о здоровье, больницах, охраны его от назойливых кабацких «друзей» до розысков его ночами в милиции. Этого редкого и, нужно сказать, единственного настоящего друга Есенин недостаточно ценил. Он часто твердил: «Галя мне друг; Галя мне единственный друг». Но еще чаще забывал это.
Когда между ним и Бениславской произошел разрыв, Есенин понял, что потерял ценнейшую опору в жизни — друга. Он вышел из ее комнаты и в коридоре сказал себе вслух: «Ну, теперь уж меня никто не любит, раз Галя не любит».
Среди множества причин, которые в итоге привели Есенина к гибели, разрыв с Бениславской был не последней причиной. Для Есенина это была потеря, — потеря человека, который для него готов был идти на всякие жертвы, отдать все силы, всю жизнь. После этого он словно потерял уверенность в любви к нему людей.
Николай Полетаев (поэт и прозаик):
«Есенин уже не терпел соперников, даже признанных, даже больших. Как-то на банкете в Доме печати, кажется в новый год, выпивши, он всё приставал к Маяковскому и, чуть не плача, кричал ему:
- Россия моя, ты понимаешь? Моя! А ты.. Ты... Ты - американец! Моя Россия!
На что сдержанный Маяковский отвечал иронически:
- Возьми пожалуйста! Ешь её с хлебом!
Из этого маленького эпизода и о личности Маяковского можно немного узнать, забавный он был, остряк. А Есенин, ни дать ни взять - капризный ребёнок по натуре.. Немудрено, что Маяковский всегда находил повод подтрунивать над ним, но с уважением к нему, беззлобно.
значительно трудней.
Августа Миклашевская
Познакомила меня с Есениным актриса Московского Камерного театра Анна Борисовна Никритина, жена известного в то время имажиниста Анатолия Мариенгофа.
Вернувшись из-за границы, Есенин жил в одной квартире с ними. В один из вечеров долго бродили по Москве. Он был счастлив, что вернулся домой, в Россию. Радовался всему как ребенок. Трогал руками дома, деревья. Уверял, что все, даже небо и луна, у нас другие, чем там. Рассказывал, как ему трудно было за границей. И вот он "все-таки удрал"! "Он в Москве!"
Это был август... ранняя золотая осень... Под ногами сухие желтые листья. Как по ковру бродили по дорожкам и лугам. И тут я узнала, как Есенин любит русскую природу. Как он счастлив, что вернулся на родину. Я поняла, что никакая сила не могла оторвать его от России, от русских людей, от русской природы, от русской жизни, какой бы она ни была трудной.
Часто встречались в кафе поэтов на Тверской. Сидели вдвоем. Тихо разговаривали. Есенин трезвый был даже застенчив. Много говорили о его грубости с женщинами. Но я ни разу не почувствовала и намека на грубость. Он мог часами сидеть смирно возле меня.
Первые стихи, написанные мне:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали,
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить... -
были напечатаны в журнале "Красная нива",
Есенин позвонил мне и с журналом ждал в кафе. Я опоздала на час. Задержалась на работе. В этот день час для него был слишком большим сроком. Когда я пришла, он впервые при мне был не трезв и впервые при мне был скандал.
Он торжественно, стоя, подал мне журнал, Мы сели. За соседним столом что-то громко сказали, Есенин вскочил... Человек в кожаной куртке хватился за наган. К удовольствию окружающих, начался скандал. Казалось, с каждым выкриком Есенин все больше пьянел. Я очень испугалась за него. Вдруг неожиданно, неизвестно откуда, появилась его сестра Катя. Мы обе взяли его за руки. Он посмотрел нам в глаза и улыбнулся. Мы увезли его и уложили в постель. Есенин заснул, а я сидела возле него. Вошедший Мариенгоф убеждал меня: "Эх вы, гимназистка, вообразили, что сможете его переделать! От вас он все равно побежит к проститутке",
И вспомнилось мне, как в день своего рождения, вымытый, приведенный в порядок после бессонной ночи, вышел к нам Есенин в крылатке, в широком цилиндре, какой носил Пушкин. Вышел и сконфузился. Взял меня под руку, чтобы идти, и тихо спросил: "Это очень смешно? Но мне так хотелось хоть чем-нибудь быть похожим на него..." И было в нем столько милого, детского, столько любви к Пушкину.
Многие "друзья" Есенина мне очень не нравились. Они постоянно твердили ему, что его стихи, его лирика никому не нужны. Прекрасная поэма "Анна Снегина" вызвала у них ироническое замечание: "Еще нянюшку туда, и совсем Пушкин". Они знали, что для Есенина нет боли сильней - думать, что его стихи не нужны. И "друзья" наперебой старались усилить эту боль. Трезвый Есенин им был не нужен. Когда он пил, вокруг все ели и пили на его деньги. Друзей, даже и не пьющих, устраивали легендарные скандалы Есенина. Эти скандалы привлекали любопытных в кафе.
Несколько раз Есенин водил меня в редакции. Познакомил меня с Михаилом Кольцовым, с О. Литовским и его женой, с Борисовым. Это были люди совсем другие, чем его "друзья". С ними можно было просто, интересно разговаривать.
Очень не понравился мне самый маститый друг Есенина - Клюев. По просьбе Есенина Клюев приехал в Москву повидаться со мной. Когда мы пришли в кафе, Клюев уже ждал нас с букетом цветов. Встал навстречу весь какой-то елейный. Волосы прилизаны, в сюртуке, в сапогах. Весь какой-то ряженый, во что-то играющий. Поклонился мне до земли и заговорил елейным голосом.
Клюев опять заговорил, что стихи Есенина сейчас никому не нужны. Это было самым страшным, самым тяжелым для Есенина, и все-таки Клюев продолжал твердить о ненужности его поэзии. Договорились до того, что, мол, Есенину остается только застрелиться. Мы друг другу очень не понравились.
Ведущий: Давайте, ребята, задавайте последний вопрос нашим гостям, потому что, наверняка, у них тоже есть, что у вас спросить.
Учащийся (Челпанова): Сергей Есенин был очень влюбчивым человеком, несколько раз был женат.
Зинаида Райх
Галина Бениславская
Айседора Дункан
Августа Миклашевская
Шагандухт Нерсесовна Тальян (Шаганэ)
Лидия Ивановна Кашина
Софья Андреевна Толстая
Вольпин Надежда Давыдовна
Изряднова Анна Романовна
- вот имена любимых женщин поэта. Он искренне любил их, и он отвечали ему взаимностью. Но почему же в последние дни Есенин был одинок? Почему не сложилось его семейное счастье?
Анатолий Мариенгоф – друг поэта:
Есенин был не приспособлен к семейной жизни. Все его избранницы воспринимали его как человека с открытой, искренней детской душой.
Они любили его, но он не мог их обеспечить, заботиться о них.
Так Анна Изряднова, гражданская жена Сергея, рассказывала, что все деньги, полученные в издательстве, он тратил на книги.
Самый яркий роман Есенина с Айседорой Дункан. Она была старше поэта почти на 18 лет. сначала все шло как нельзя лучше. Вскоре Айседора выучила несколько десятков русских слов и стала называть любимого "Сергей Александрович". Они ходили на приемы, на литературные вечера, где она обязательно танцевала, а он непременно читал стихи.
Через полгода Есенин, в беспамятстве, посылал Айседору ко всем чертям и иногда бил. Он швырял в нее тяжелыми советскими сапогами, а она, поймав сапог, говорила сквозь слезы на ломаном русском: "Сергей Александрович, я тебя люблю, это и есть русская любовь". Есенин убегал, скрывался у друзей, а потом возвращался - измученный, охваченный нежностью и раскаянием.
Айседора прощала всё, так как знала, что у любимого Сережи было сложное детство. Свою мать он видел в последний раз много лет назад, но все годы испытывал нежные чувства. Кроме этого, Есенин напоминал Айседоре погибшего в автокатострофе сына.
Чтобы вырвать его из пучины бесконечных попоек, Айседора вышла за Есенина замуж и увезла его в Европу, а оттуда в Америку. Было решено, что участие Сергея в ее гастролях как "первого российского поэта" привлечет внимание мировой прессы и публики. Но едва они пересекли границу, в личных отношениях начались проблемы. В Берлине Есенин сбежал.
Другая женщина -Галина Бениславская- всегда заботилась о Есенине и его семье, приходила на помощь, когда ему было тяжело. Она была настоящим другом для Есенина.
Можно говорить много о возлюбленных поэта, но уже из вышесказанного понятно: Есенин не был семейным человеком.
Ведущий: Уважаемые гости, может быть, у вас есть вопросы к нашим ребятам?
Адамовский: Почему вам нравится поэзия Есенина?Что в ней привлекательного?
Ребята: Поэзия Есенина понятна всем, есть в ней душевность и какое-то необъяснимое обаяние. Каждый найдёт у него стихотворение по душе, о «своих» переживаниях. На многие стихи Есенина сочинили музыку, которую слушают люди разного возраста. Одну из них мы вам исполним.
Учащиеся поют песню «Москва» под гитару.
Писатель Матвей Ройзман: Раскрыта ли загадка смерти поэта?
Учащийся: Ни сразу после гибели Есенина, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий его смерти, кроме самоубийства, не выдвигалось.
В 1970—1980-е годы возникли версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства Есенина (как правило, в организации убийства обвиняются сотрудники ОГПУ). Вклад в разработку этой версии внёс следователь Московского уголовного розыска, полковник в отставке Эдуард Хлысталов]. Версия убийства Есенина проникла в массовую культуру: в частности, в художественной форме представлена в телесериале «Есенин» (2005).
В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством советского и российского есениноведа Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева). Версии убийства Есенина считаются поздним вымыслом или «малоубедительными» и другими биографами поэта.
Свидетельством самоубийства служит и последнее стихотворение поэта «До свиданья, друг мой, до свиданья…»
Стихотворение Есенина.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,–
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Ведущий: Наша встреча подошла к концу. Мы благодарим наших гостей за их интересные ответы, и ребят за неподдельный интерес к личности и поэзии Есенина. Надеемся, что оба поколения нашли ответы на интересующие их вопросы.
До свидания!