Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: Создание условий для формирования у учащихся понимания принципа плавания судов, умений решать задачи по данной теме.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений.
Регулятивные. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов, проведения экспериментальных заданий добывать недостающую информацию. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, сосуд с водой, пластилин.
№ слайда | Время | Действия учителя | Действия ученика |
| Организационный момент 2 мин | Приветствие; проверка явки учащихся; проверка готовности учащихся к уроку; настрой учащихся на работу. | приветствуют учителя, визуально контролируют свою готовность к уроку рассаживаются на рабочие места. |
1 | Актуализация знаний 7 мин | Посмотрите на слайд 1. Почему не тонет мяч? Куда она направлена? Какая сила еще действует на тело погруженное жидкость? И если мяч плавает на поверхности как соотносятся между собой эти силы? | Отвечают на вопросы: На мяч действует сила Архимеда Вверх Сила тяжести Они равны |
2 | Используя условия плавания тел, необходимо определить положение тел, помещенных в жидкость. Что вам в этом поможет? Заполните самостоятельно таблицу (Приложение 1), используя данные со слайда 2 | Таблица плотностей |
3 | Тело | Плотность тела | Плотность жидкости | Тонет | Плавает | лед | 900 | 1000 | нет | да | Кирпич | 1800 | 1000 | Да | нет | пробка | 240 | 1000 | Нет | да | кольцо | 19300 | 1000 | Да | нет | гайка | 7800 | 1000 | да | нет | парафин | 900 | 1000 | нет | да | | Заполняют таблицу. Проверяют правильность заполнения |
Продолжают фразу: тело тонет, если … тело плавает, если … тело всплывает до тех пор, пока не начнет плавать, если … | Делают вывод |
4 | Постановка проблемы: Мы выяснили, что гайка, сделанная из стали тонет. Так почему же не тонут корабли массой несколько тысяч тон и больше? На этот вопрос мы и ответим на сегодняшнем уроке. | |
5 | Изучение нового материала 25 мин | Запишите тему урока «Плавание судов» | Ученики записывают тему в тетрадь |
6 | Для начала давайте поработаем с текстом № 1 (Приложение 2). Прочитайте его О чем этот отрывок? Какое название можно было бы дать этому отрывку. Кто и когда построил первое железное судно? Ответ запишите в тетрадь Говорится ли в тексте почему первое железное судно не тонуло? | Отвечают на вопрос, делают записи в тетради |
7 | Чтобы в это разобраться посмотрите на опыт: Два одинаковых куска пластилина. У них одинаковая плотность и масса. Утонет ли он в воде? Из первого куска я сделала шарик Из второго лодочку. Она плавает. Ка вы думаете почему? | Делают свои предположения |
8 | Читаем текст №2 (Приложение 3) На основании текста отвечают на вопросы Почему лодочка из пластилина не утонула? Ответьте тогда на вопрос почему не тонут корабли? Сформулируйте ответ и запишите в тетради, начиная со слов корабли не тонут, потому что… | Записывают вывод: корабли не тонут, потому что их средняя плотность меньше плотности воды (благодаря тому, что в кораблях много пустых помещений). |
9 | Действительно ребята, благодаря пустотам с воздухом корабли держатся на поверхности воды. | |
10 | Далее мы рассмотрим основные понятия, связанные с судостроением. Вам необходимо прочитать текст №3 (Приложение 4) и заполнить таблицу, работаем в парах | Работают в парах и на основании текста заполняют таблицу |
11 12 13 14 | Характеристики судна | значение | Единицы измерения | осадка | Глубина, на которую плавающее судно погружается в воду | м | ватерлиния | Наибольшая допускаемая осадка отмечена на корпусе судна красной линией | м | водоизмещение | Вес судна с максимально возможным грузом | т, Н | грузоподъемность | показывает вес груза, перевозимого судном | Н | | |
15 | Как изменится осадка корабля при переходе из реки в море? И почему? | Осадка корабля уменьшиться. При увеличении плотности жидкости выталкивающая сила станет больше силы тяжести, действующей на корабль. Он будет подыматься на поверхность до тех пор, пока сила тяжести и сила Архимеда не сравняются. Объём погруженной части, при этом станет меньше. |
16 | На слайде представлен танкер России «Лиговский проспект». Каково водоизмещение в ньютонах? Pв=mg=115 000 000*10=1 150 МН Как найти грузоподъемность судна? Рг=Рв-Рсудна = 1150*106 -50*106=1100 МН | Решают задачу |
17 | Продолжение работы с текстом №3: Что представляет собой грузовая марка? Для чего ее используют? Что означают символы? Покажите на рисунке (Слайд 17) грузовую ватерлинию, когда корабль находится в море в зимнее время года. Какие будут последствия, если ватерлиния окажется выше предельного погружения судна (выше TF) и ниже W? | Отвечают на вопросы |
18 | Давайте подведем итоги: Выбираем любой вопрос и пробуем ответить Сегодня я узнал(а)... Было трудно… Я понял(я), что… Я научился(ась)… Я смог(ла)… Было интересно узнать, что… Меня удивило… Мне захотелось… | Учащиеся отвечают, что они узнали на уроке, анализируют возможные ситуации применения новых знаний. |
Итог урока 5 мин |
19 | Домашнее задание 1 мин | | |