СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по биологии для 9 класса по теме: "Биогеоценоз и экосистема. Состав и структура сообществ".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по биологии для обучающихся 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по биологии для 9 класса по теме: "Биогеоценоз и экосистема. Состав и структура сообществ".»

Тема: «Биогеоценоз и экосистема. Состав и структура сообществ»


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с сущностью понятий «биоценоз» и

«биогеоценоз», с их видовой и пространственной структурой, сформировать понятие об организмах — производителях, потребителях и разрушителях органических веществ.

  1. Научить школьников выделять в структуре любого биоценоза его основные компоненты, приводить примеры продуцентов, консументов и редуцентов; выявлять взаимосвязи между ними.

  2. Продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока:

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, я Елена Павловна Листопад — учитель биологии из МКОУ СОШ №10 с.Ачикулак и сегодня я проведу с вами урок и надеюсь, что мы вместе справимся с поставленными перед нами задачами.

2.Изучение нового материала.

«Вы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля», - с такими словами обратился однажды к землякам французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Более полувека минуло с тех пор, но лишь сегодня утверждается в нашем сознании, что это не поэтический образ, а глубинная суть нашего бытия на гигантском космическом корабле по имени Земля. И все, что есть живого и неживого на этом корабле не может жить друг без друга, образуя определенные сообщества. Чтобы понять, какие это сообщества, как они взаимосвязаны и какова их роль в жизни на Земле, мы сегодня рассмотрим тему «Биогеоценоз и экосистема. Состав и структура сообществ».

Цели нашего урока познакомиться с сущностью понятий «биоценоз» и «биогеоценоз», с их структурой, научиться выделять основные их компоненты и выявлять взаимосвязи между ними.

Но сначала мне хотелось бы задать вам вопросы и получить ответы на них.

1.Как вы думаете, что объединяет различные организмы, жизнь которых протекает на одной территории?

(ответы учащихся)

2.Почему воздействия, оказываемые на один или несколько видов растений или животных (например: охота, вырубка леса), часто приводят к нарушениям условий жизни всех остальных элементов сообщества организмов?

(ответы учащихся).

Из всего сказанного вами можно сделать вывод, что группы организмов не живут изолированно: они взаимодействуют друг с другом и при этом между ними возникают определенные взаимоотношения.

Давайте вспомним что такое биоценоз? (ответы учащихся)

Какие биоценозы есть на территории нашего района? (ответы учащихся)

Биоценоз (или сообщество) - это совокупность видов растений и животных, длительное время сосуществующих в определенном пространстве и представляющих собой определенное экологическое единство. Примерами биоценозов являются лес, озеро, болото, степь, саванна и т.д.

Биоценоз — это сообщество, которое не является случайным образованием. Об этом свидетельствует то, что в сходных по географическому положению и природным условиям районах возникают похожие сообщества.

(привести примеры по карте)

Все эти сообщества образуют экосистемы, представляющие собой сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания, объединенные обменом веществ и энергии в единый комплекс. Примером экосистемы может служить пруд, включающий сообщество его обитателей, (как вы думаете, от чего будет зависеть растительный и животный мир пруда?). Конечно же, кроме взаимоотношений между живыми организмами, на них оказывают влияние физические свойства и химический состав воды, состав и структура грунта, взаимодействие поверхности воды с атмосферным воздухом, солнечная радиация. В экосистемах происходит непрерывный обмен между живой и неживой природой, осуществляющий круговорот веществ.

Все экосистемы не имеют четких границ, они переходят друг в друга постепенно. Вместе с изменением растительного мира изменяется и животный мир. Как вы думаете, почему это происходит?

(ответы учащихся)

Для обозначения элементарной природной экосистемы используют термин «биогеоценоз». Давайте переведем это слово с греческого (биос жизнь, reo- Земля, ценоз — сообща, вместе) и попробуем дать определение «биоценозу».

Биогеоценоз — это устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом и компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы.

Создателем учения о биогеоценозах был В.Н.Сукачев.

Давайте рассмотрим схему на доске и укажем, между какими компонентами биогеоценоза существует связь





АТМОСФЕРА



РАСТЕНИЯ

ПОЧВА



ЖИВОТНЫЕ




МИКРООРГАНИЗМЫ


(работа учащихся со схемой -учащийся выходит к доске и выполняет задание: указать стрелками как взаимосвязаны между собой данные структуры)


Поддержание целостности сообщества обеспечивается разнообразными связями между организмами. На разнообразие живых организмов влияют климатические условия, исторические факторы. Лучшими показателями состояния сообщества является видовое разнообразие, а также наличие редких видов, так как для поддержания их жизни требуются строго определенные сочетания различных факторов (температуры, влажности, состояние почвы и т.д.). И если вид исчезает, это говорит о том, что функционирование системы нарушилось. Наибольшее значение во взаимоотношениях между организмами имеют, конечно же, пищевые или трофические связи. Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов.

Давайте посмотрим видеоролик и ответим на вопросы: что такое цепь питания.

(просмотр видеоролика, ответы учащихся)

На странице 155 в учебнике показана пищевая сеть. Давайте, выполним следующее задание: (работа в группах по 2 чел.) рассмотрите рисунок и, используя текст, на странице 155 определите, что такое сеть питания кто такие деструкторы и консументы.

(ответы учащихся)

Если вы обратили внимание, то заметили, что группа растений не относится ни к консументам, ни к деструкторам. К какой группе можно их отнести по способу питания (автотрофы). Другими словами автотрофы - это продуценты — производители биологического вещества.

Еще раз повторим:

продуценты - единственные производители органического вещества на земле;

редуценты — гетеротрофные микроорганизмы (бактерии) и грибы разрушители органических остатков, деструкторы;

консументы — растительноядные и плотоядные животные, потребители органического вещества. В цепи питания имеют чаще всего порядковый номер с 1 по 4.

Выполним следующее задание:

Просмотрев видеоролик составить сети питания и ответить какие организмы относятся к косументам, редуцентам, продуцентам. Время на обсуждение 3 минуты.

Все группы организмов неразрывно связаны между собой, как вы думаете, что произойдет, если из этой цепи пропадет, хотя бы, одна из групп. Ваши версии.

(схема на доске, учащиеся отвечают на вопрос).

Сегодня на уроке мы рассмотрели различные природные экосистемы. Но экосистемы бывают еще искусственными, т.е. созданными человеком. Такие системы называются агроценозами. На территории нашего района к таким системам относятся сады, поля с различными с/ х культурами, парки, пруды, молочно—товарные фермы и т.д. В них также взаимодействуют различные организмы.

3.Закрепление.

Что нового мы узнали на уроке? Что необходимо хорошо запомнить и понять?

Давайте еще раз повторим, что означают определения, указанные на доске и обязательно обратим внимание на правописание этих слов.

Что такое биоценоз?

Что такое биогеоценоз? Сети питания? Цепи питания? Консументы, редуценты, продуценты? агроценоз?

Изучая биологию, вы усвоили, что жизнь существует на различных уровнях. Перечислим эти уровни (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой). Сегодня на уроке мы изучили еще один жизненный уровень — экосистемный. Все вместе они образуют самый большой жизненный уровень — биосферный. Биосфера есть живая оболочка Земли — и это одна из тем наших следующих уроков.

4. Подведение итогов урока.

5.Домашнее задание: изучить п.5.1; 5.2, ответить на вопросы в конце параграфов, желающие могут подготовить сообщение о В.Н.Сукачеве.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!