СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по биологии на тему "Цветение и опыление растений. Виды опыления".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по биологии для 7 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по биологии на тему "Цветение и опыление растений. Виды опыления".»

Урок № 57

Школа-гимназия: №7

Дата: 15.04.2019г.

ФИО учителя: Туренко И.Р.

КЛАСС: 7 «А».

Тема урока

«Цветение и опыление растений. Виды опыления».

Цель обучения

7.2.1.3 описать относительные преимущества перекрестного опыления и самоопыления

7.2.1.4 описывать значение двойного оплодотворения цветковых растений

Цели урока

познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений,

рассмотреть приспособления к различным способам  опыления возникшими в ходе эволюции.

Критерии успеха

Учащиеся могут:

- объяснить строение тычинки и пестика;

- рассказать о цветении и опылении растений;

- сравнить перекрестное опыление и самоопыление растений.

Языковые цели


Учащиеся могут…

Слушать, понимать и выписывать основные сведения о процессах происходящих в растениях, спрашивать и отвечать на вопросы (чтение, письмо, говорение и аудирование);

Предметная лексика и терминология: органы цветка (тычинка, пестик, рыльце, завязь, столбик), цветение, опыление, оплодотворение.

Серия полезных фраз для диалога/письма:

Гаметы – это …

Виды опыления …

Привитие нравственных ценностей

Работа в группах способствует созданию благоприятной атмосферы, прививаются навыки работы в коллективе, сотрудничества, умение слушать и слышать, умение вести дискуссию.

Межпредметные связи

Связь с природоведением, естествознанием, самопознанием, познание мира, география.


Предварительные знания

Учащиеся имеют представления о понятии опыление, оплодотворение.

Оборудование

таблицы " Строение цветка", " Опыление цветков насекомыми",   "Ветроопыляемые растения", " Искусственное опыление кукурузы", конверты с   заданием, компьютер, проектор, гербарий, презентация к уроку, рабочая тетрадь.

План урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

0-9 минута




1. Организационный этап: с помощью стикеров деление на групп, определение спикеров каждой группы, объяснение заполнения листа оценки.


Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок. Г.Х. Андерсен

2. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа: 1.Отметьте части цветка из немой картинки которые участвуют в опылении

КО – 8 -7 правильных – отлично; 6-5 правильных – хорошо; 4-3 правильных – удовлетворительно; 2 и меньше – плохо!

2. Задание: Перед вами кроссворд на плакате, давайте разгадаем его.

Вопросы для кроссворда:

  1. Растения с цветками только одного пола . 2. Соцветие с толстой осью, на которой сидят цветки. 3. Мужские половые клетки растения, находящиеся в тычинках. 4. Соцветия, с цветками, находящимися на боковых осях, отходящих от главной, называют…5. Организм, развивающийся в неподвижном состоянии и питающийся неорганическими и органическими веществами почвы и воздуха. 6. Растения, имеющие однополые мужские и женские цветы на одной и той же особи, называют…7. Верхняя часть стебля с более или менее сближенными цветками 8. Процесс, протекающий у цветковых растений в период от заложения цветка до оплодотворения…

ФО- обратная связь – ученик – учитель. Подведение к теме урока.

3. Изучение новой темы.

А) постановка цели урока

Б) проблемный вопрос

– Зачем растение цветёт? Чтобы радовать нас, людей.

Почему в этот период на растениях много самых разных насекомых? Чтобы опылять растения.

Подвожу к определение "цветение"

– А что же такое опыление?

Перенос пыльцы на рыльце пестика

Значение опыления

Типы опыления:

А) самоопыление Б) перекрёстное опыление. Самоопыление.

Приспособления у растений к самоопылению.

Примеры растений, у которых наблюдается самоопыление.

Перекрёстное опыление (определение).

Перекрёстное опыление насекомыми.

Опыление растений ветром.

Существуют и другие способы опыления растений.

Другие способы опыления растений.

Опыление с помощью воды.

Копытень. Муравьи-опылители.

Колибри.

Баобаб.

Животное Кускус в Австралии.

Задание 3.

Выполнить лабораторную работу " Рассмотрение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений" (Инструкционная карточка)

Признаки

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

1.Крупные яркие цветки

+

-

2.Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия

-

+

3. Наличие нектара

+

-

4.Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия

-

+

5.Наличие аромата

+

-

6. Пыльца мелкая, сухая, лёгкая, большое количество.

-

+

7.Крупная липкая шероховатая пыльца

+

-

8. Растут большими скоплениями, образуя заросли

-

+

9. Растения цветут весной до распускания листьев

+

-

В цветках отсутствует нектар

-

+

КО – Обратная связь:

– Как по строению цветка можно узнать, как опыляется растение, ветром или насекомыми?

– Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюции у ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?

Учитель. Помимо естественного опыления, происходящего в природе , возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление-это опыление , которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений.



Мальчики дарят девочкам открытки с цветами;



презентация


рабочие тетради, раздаточный материал, карточки











плакат

слайд










слайд













слайд



Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

слайд


слайд

слайд

слайд

слайд

слайд



инструктивная карточка, раздаточный материал, гербарии









слайд

















Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд







Середина урока


(10-29 минута)










Конец урока


(30-40 минута)






.


4. Закрепление нового материала

Контрольный тест к ФО:

На рисунке правильные ответы в точках закрасьте красным цветом.

1. Опыление - это: А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика; Б. Слияние спермия с центральной клеткой; В. Прорастание пыльцевых зерен; Г. Слияние половых клеток.

2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы на рыльце пестика в помощью: А. Ветра; Б. Человека; В. Воды; Г. Животных.

3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых: А. Ветром; Б. Путем самоопыления; В. Насекомыми; Г. Человеком.

4. Самоопыление происходит у: А. Березы, орешника; Б. Вишни, клевера; В. Картофеля, гороха; Г. Ржи, кукурузы.

5. Оплодотворенная клетка – это: А Спермий; Б. Яйцеклетка; В. Гамета; Г. Цветок.

6. Семена находятся в: А. Тычинке; Б. В завязи пестика; В. В пыльнике; Г. На рыльце пестика.

7. Процесс слияние спермия и яйцеклетки называется: А. Оплодотворение, Б. Опыление; В. Цветение; Г. Спорообразование.

5. Рефлексия: Лесенка успеха

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание. § 57 прочитать и составить кроссворд по теме.


Раздаточный материал: карточки






слайд.









Слайд

Слайд















стикеры










Инструкционная карточка

ФИО___________________________________________________________________

Признаки

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

1.Крупные яркие цветки

 

 

2.Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия

 

 

3. Наличие нектара

 

 

4.Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия

 

 

5.Наличие аромата

 

 

6. Пыльца мелкая, сухая, лёгкая, большое количество.

 

 

7.Крупная липкая шероховатая пыльца

 

 

8. Растут большими скоплениями, образуя заросли

 

 

9. Растения цветут весной до распускания листьев

 

 

В цветках отсутствует нектар

 

 





Инструкционная карточка

ФИО___________________________________________________________________

Признаки

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

1.Крупные яркие цветки

 

 

2.Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия

 

 

3. Наличие нектара

 

 

4.Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия

 

 

5.Наличие аромата

 

 

6. Пыльца мелкая, сухая, лёгкая, большое количество.

 

 

7.Крупная липкая шероховатая пыльца

 

 

8. Растут большими скоплениями, образуя заросли

 

 

9. Растения цветут весной до распускания листьев

 

 

В цветках отсутствует нектар

 

 









На рисунке правильные ответы в точках закрасьте красным цветом.

1. Опыление - это: А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика; Б. Слияние спермия с центральной клеткой; В. Прорастание пыльцевых зерен; Г. Слияние половых клеток.

2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы на рыльце пестика в помощью: А. Ветра; Б. Человека; В. Воды; Г. Животных.

3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых: А. Ветром; Б. Путем самоопыления; В. Насекомыми; Г. Человеком.

4. Самоопыление происходит у: А. Березы, орешника; Б. Вишни, клевера; В. Картофеля, гороха; Г. Ржи, кукурузы.

5. Оплодотворенная клетка – это: А Спермий; Б. Яйцеклетка; В. Гамета; Г. Цветок.

6. Семена находятся в: А. Тычинке; Б. В завязи пестика; В. В пыльнике; Г. На рыльце пестика.

7. Процесс слияние спермия и яйцеклетки называется: А. Оплодотворение, Б. Опыление; В. Цветение; Г. Спорообразование.







На рисунке правильные ответы в точках закрасьте красным цветом.

1. Опыление - это: А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика; Б. Слияние спермия с центральной клеткой; В. Прорастание пыльцевых зерен; Г. Слияние половых клеток.

2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы на рыльце пестика в помощью: А. Ветра; Б. Человека; В. Воды; Г. Животных.

3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых: А. Ветром; Б. Путем самоопыления; В. Насекомыми; Г. Человеком.

4. Самоопыление происходит у: А. Березы, орешника; Б. Вишни, клевера; В. Картофеля, гороха; Г. Ржи, кукурузы.

5. Оплодотворенная клетка – это: А Спермий; Б. Яйцеклетка; В. Гамета; Г. Цветок.

6. Семена находятся в: А. Тычинке; Б. В завязи пестика; В. В пыльнике; Г. На рыльце пестика.

7. Процесс слияние спермия и яйцеклетки называется: А. Оплодотворение, Б. Опыление; В. Цветение; Г. Спорообразование.







На рисунке правильные ответы в точках закрасьте красным цветом.

1. Опыление - это: А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика; Б. Слияние спермия с центральной клеткой; В. Прорастание пыльцевых зерен; Г. Слияние половых клеток.

2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы на рыльце пестика в помощью: А. Ветра; Б. Человека; В. Воды; Г. Животных.

3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых: А. Ветром; Б. Путем самоопыления; В. Насекомыми; Г. Человеком.

4. Самоопыление происходит у: А. Березы, орешника; Б. Вишни, клевера; В. Картофеля, гороха; Г. Ржи, кукурузы.

5. Оплодотворенная клетка – это: А Спермий; Б. Яйцеклетка; В. Гамета; Г. Цветок.

6. Семена находятся в: А. Тычинке; Б. В завязи пестика; В. В пыльнике; Г. На рыльце пестика.

7. Процесс слияние спермия и яйцеклетки называется: А. Оплодотворение, Б. Опыление; В. Цветение; Г. Спорообразование.

















На рисунке правильные ответы в точках закрасьте красным цветом.

1. Опыление - это: А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика; Б. Слияние спермия с центральной клеткой; В. Прорастание пыльцевых зерен; Г. Слияние половых клеток.

2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы на рыльце пестика в помощью: А. Ветра; Б. Человека; В. Воды; Г. Животных.

3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых: А. Ветром; Б. Путем самоопыления; В. Насекомыми; Г. Человеком.

4. Самоопыление происходит у: А. Березы, орешника; Б. Вишни, клевера; В. Картофеля, гороха; Г. Ржи, кукурузы.

5. Оплодотворенная клетка – это: А Спермий; Б. Яйцеклетка; В. Гамета; Г. Цветок.

6. Семена находятся в: А. Тычинке; Б. В завязи пестика; В. В пыльнике; Г. На рыльце пестика.

7. Процесс слияние спермия и яйцеклетки называется: А. Оплодотворение, Б. Опыление; В. Цветение; Г. Спорообразование.







На рисунке правильные ответы в точках закрасьте красным цветом.

1. Опыление - это: А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика; Б. Слияние спермия с центральной клеткой; В. Прорастание пыльцевых зерен; Г. Слияние половых клеток.

2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы на рыльце пестика в помощью: А. Ветра; Б. Человека; В. Воды; Г. Животных.

3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых: А. Ветром; Б. Путем самоопыления; В. Насекомыми; Г. Человеком.

4. Самоопыление происходит у: А. Березы, орешника; Б. Вишни, клевера; В. Картофеля, гороха; Г. Ржи, кукурузы.

5. Оплодотворенная клетка – это: А Спермий; Б. Яйцеклетка; В. Гамета; Г. Цветок.

6. Семена находятся в: А. Тычинке; Б. В завязи пестика; В. В пыльнике; Г. На рыльце пестика.

7. Процесс слияние спермия и яйцеклетки называется: А. Оплодотворение, Б. Опыление; В. Цветение; Г. Спорообразование.





На рисунке правильные ответы в точках закрасьте красным цветом.

1. Опыление - это: А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика; Б. Слияние спермия с центральной клеткой; В. Прорастание пыльцевых зерен; Г. Слияние половых клеток.

2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы на рыльце пестика в помощью: А. Ветра; Б. Человека; В. Воды; Г. Животных.

3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых: А. Ветром; Б. Путем самоопыления; В. Насекомыми; Г. Человеком.

4. Самоопыление происходит у: А. Березы, орешника; Б. Вишни, клевера; В. Картофеля, гороха; Г. Ржи, кукурузы.

5. Оплодотворенная клетка – это: А Спермий; Б. Яйцеклетка; В. Гамета; Г. Цветок.

6. Семена находятся в: А. Тычинке; Б. В завязи пестика; В. В пыльнике; Г. На рыльце пестика.

7. Процесс слияние спермия и яйцеклетки называется: А. Оплодотворение, Б. Опыление; В. Цветение; Г. Спорообразование.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!