СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по биологии в 7 классе «В мире животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы проводим урок-конференцию – игру «В мире животных»! Командам будут предложены несколько заданий, в результате которых мы узнаем, как хорошо они знают животных. В течение года мы с вами изучали царство животных, от простейших до высших, млекопитающих. На сегодняшнем уроке мы узнаем, что все на нашей земле находится в тесной взаимосвязи.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по биологии в 7 классе «В мире животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.»»



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный

комплекс-интернат-лицей искусств»











Разработка открытого урока
по биологии в 7 классе

«В мире животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.»





подготовила

учитель биологии

Шевченко

Анастасия Валентиновна







Керчь 2021

Открытый урок по биологии 7 класс

Тема: «В мире животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных».

Цель:

  • расширить кругозор учащихся;

  • воспитывать бережное отношение к природе;

  • развивать воображение, внимание, мышление;

  • пробудить интерес к окружающему миру;

  • развивать инициативу и активность.

Задачи:

  • обучающие: показать значение и необходимость охраны животных, выявить причины исчезновения животного мира, формировать представления о Красной книге, как о государственном документе, познакомить с животными, которые в неё внесены.

  • развивающие: учить выделять и формулировать учебную цель, развивать познавательный интерес к предмету, развивать у учащихся коммуникативные навыки, наблюдательность, культуру речи, мышление, умение прислушиваться к мнению других, умение делать выводы, обосновывать свою точку зрения;

  • воспитательные: рассмотреть экологические правила, воспитывать экологическую культуру учащихся, интерес к предмету, дружелюбие, взаимопомощь.

Мероприятие проводится в форме конференции-соревнования между командами. Перед мероприятием командам было дано задание: придумать название командам и эмблемы, подготовить доклад и презентации по основным вопросам.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим урок-конференцию – игру «В мире животных»! Командам будут предложены несколько заданий, в результате которых мы узнаем, как хорошо они знают животных. В течение года мы с вами изучали царство животных, от простейших до высших, млекопитающих. На сегодняшнем уроке мы узнаем, что все на нашей земле находится в тесной взаимосвязи.

Все взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон, а значит, и шага нельзя ступить, не задев чего-либо. Каждый шаг человека по обычной лужайке – это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть и снижающих свою естественную продуктивность. Поэтому необдуманное поведение человеческого общества в природных экосистемах напоминает поведение слона в посудной лавке лишь с той разницей, что разбитую слоном посуду можно заменить вновь изготовленной, а погубленные природные объекты и взаимосвязи между ними нарушаются необратимо. Животный мир нашей планеты насчитывает около 2 млн. видов животных. В результате воздействия человека численность многих видов значительно сократилась, а некоторые из них полностью исчезли.

На сегодняшнем уроке мы разберем, каким образом человек может защитить животный мир, что уже предпринято для этого и что еще необходимо предпринять.

Ребята, ваш класс был разделен на 5 экспертных команда, каждая получила свою тему для подготовки. Итак, давайте знакомиться. Первая команда экспертов «Закон», капитан команды Моцер Никита. Вторая – «Система мониторинга», капитан команды – Собко Анастасия. Следующая – «Охраняемые территории Крыма», капитан – Павленко. Четвертая команда получила название – «Красная Книга», капитан – Вислоушкина. И последняя пятая команда называется «Рациональное использование животных», капитан команды – Яценко София.

Все команды подготовили доклады по своим темам. И начнем наш урок с заслушивания команд (команды по очереди представляют свои заготовки).

Итак, начнём!

Спасибо нашим экспертным группам за сообщения. А сейчас мы немного поиграем. Я предлагаю вам мини-викторину.

Конкурс №1: «Мини – викторина»

1.В какой части тела откладывается жир у утконоса? (хвост)

2.Какое животное в случае опасности брызгает вонючей жидкостью, которая может ослепить? (скунс)

3.Какое животное почти никогда не пьет, а за день может съесть килограмм листьев эвкалипта? (коала)

4.Какой общий признак есть у коалы, вомбата и кенгуру? (они сумчатые)

5.Какое животное может преобразовывать свой жир в воду, если долго не может найти питьевой источник? (верблюд)

6.Почему енота называют "енот-полоскун"? (потому что перед едой он часто полощет корм в воде)

7.Какое африканское животное можно слепить лишь из белого и черного пластилина?
зебру

8.На каком континенте еще, кроме Африки, живут слоны? (Азия)

9.Одна из уникальных способностей геккона состоит в том, что он может удерживаться на любой поверхности благодаря (маленьким цепким щеточкам на пальцах ног)

10. Зимой белый – на снегу его не заметить. Летом – бурый, лишь брюхо белое. (Заяц-беляк.)

Конкурс №2: «Ребусы»

  1. Крупный родственник курицы. Живет в хвойных и смешанных лесах. Летом склевывает на земле ягоды, цветы, листья, насекомых – и все бегом.

(Глухарь.)

  1. Похож на овцу на тонких ногах. Морда вздутая, с носом-хоботком, нависшим надо ртом. Ест степные травы, отыскивая посочнее, и тщательно скусывает каждый зеленый побег. По открытому месту бежит вровень с автомобилем.

(Сайгак.)

( моллюск)
6. (кобра)



7. (лягушка)



8. (организм)



Конкурс №3: «Правда ли это?»

Из жизни насекомых

1. В Африке водятся мухи-людоеды? (Да. Личинки африканских мух тумбу проникают глубоко под кожу человека, образуя мучительные откры­тые раны.)

2. Бабочки живут всего один день? (Нет. Некоторые живут по многу ме­сяцев, перезимовывая или улетая в теплые края.)

3. Божьи коровки кусаются, когда рассержены? (Нет. Когда божьим ко­ровкам досаждают, из их суставов сочится кровеобразная едкая жидкость, раздражающая кожу.)

Из жизни рыб

4. Кончик меча у меч-рыбы отравлен смертоносным мышьяком? (Нет. Меч-рыба абсолютно безвредна.)

5. Некоторые рыбы живут внутри огурцов?

(Да. Жемчужные рыбки находят себе убежище в теле морского огурца, куда они проникают через дыхательное отверстие.)

6. В Японии едят ядовитых рыб?

(Да. У рыбы-фугу яд находится в печени, в органах размножения, в же­лудке и некоторых мышцах. При ее приготовлении должен присутствовать опытный знаток, который удалит яд и сделает мясо безвредным.)

Из жизни рептилий

7. Чтобы спастись от врагов, крокодилы притворяются бревнами?

(Нет. Таким приемом крокодилы пользуются, чтобы подкрасться к сво­им жертвам.)

8. Кобра танцует под звуки дудочки факира?

(Нет. Кобра не слышит музыки, а следует за движениями дудочки, гото­вясь к атаке.)

9. Змеи могут совершать прыжки в высоту до метра?

(Да. Гадюка, обитающая в Центральной Америке, способна совершать такие прыжки, нападая на жертву.)

Из жизни птиц

10. Лапки олушей синеют от холода?

(Нет. У олушей действительно лапки синего цвета, но это никак не свя­зано с низкой температурой.)

11. Во время ухаживания пеликаны угощают друг друга рыбой? (Нет. Так поступают другие птицы.)

12. Стрижи спят на лету?

(Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете опускаются поближе к земле.)

Из жизни зверей

13. Дикобраз стреляет своими иглами во врагов?

(Нет. Но если наткнуться на иглы, то они легко обламываются и оста­ются в теле жертвы.)

14. Верблюд хранит запас воды в горбах? (Нет. Их горбы хранят запас жира.)

15. Одинокие волки воют на луну?

(Нет. Волки воют для того, чтобы предупредить волков других стай о том, что территория занята.)

Один учащийся изображает животное, а остальные должны отгадать, кто это.

Знаете ли вы, что…

  • Белый медведь, умываясь, может набирать в лапы снег и протирать им глаза и около ушей.

  • Белая медведица спит на боку, прижимая медвежонка лапой к своей мохнатой груди.

  • Мышь ложится спать на своих мышат, накрыв их собой, как одеялом, чтобы они не замерзли.

  • Самка снежного барса, когда спит, прижимает малыша к себе и закрывает его хвостом, чтобы ему было тепло.

  • Волк вытаскивает из лапы занозу зубами, а если заболевает, лечится голодом и лекарственными травами.

  • Заяц не потеет, а в жару сбрасывает лишнее тепло через длинные тонкие уши, в которых множество кровеносных сосудов.

  • У лисиц в основании хвоста есть небольшая проплешина. Отдыхая и свернувшись клубочком, лисицы часто утыкаются туда носом. Там у них расположена железа, источающая запах фиалки. Фиалковая железа есть и у лиса, и у лисицы, и особенно ароматна она зимой. А для чего она нужна лисицам, ученые пока точно не знают.

  • Калан (морская выдра) пользуется камнем как наковальней. Перевернется на спину, положит камень на грудь и, крепко зажав в лапах ракушку, с силой ударяет ею по камню. Разобьет – и съест содержимое.

  • Многие птицы преподносят подругам подарки: жених крачки дарит невесте рыбу, чомга и северная олуша – обрывки водорослей, цапля – палки.

  • Лис приносит лисичке, ожидающей потомство, корм и заботится о ее чистоте: вытаскивает блох из меха.

  • Верблюд может подолгу обходиться без воды, но зато потом за один раз выпивает сразу несколько ведер.

  • Индийский носорог, погружаясь в воду, спасается от слепней и оводов, которые откладывают в складках его кожи яйца.

  • Родственница большой панды – малая панда. Она втягивает когти и умывается, как кошка, взбирается на деревья, как медведь, и передвигается вприпрыжку, как енот.

  • Индийский слон меньше африканского, и уши у него не такие большие, но зато он менее агрессивен, очень сообразителен и легко приручается.

  • Бобр перегрызает ствол ивы толщиной 12 см за 5 мин. А если дерево толще, бобры работают вдвоем: пока один грызет, другой отдыхает, а потом они меняются.

  • Одна из плотин в США, построенная бобрами, достигла в длину 700 м. А хатка, которую бобры каждый год достраивали, поднялась на 13 м.

  • Отличить моржа от моржихи можно по клыкам. У моржей они длиннее и толще, чем у моржих.

  • У овцебыков шерсть длиннее, чем уз всех других обитающих на Земле зверей. На спине – до 16 см, а на животе и груди – до 90 см.

  • Лошадей в Америке не было, пока их не завезли туда испанцы. Эти невиданные туземцами животные помогли европейцам завоевать новые земли.

  • Из птиц на Земле больше всего домашних кур. На втором месте – воробьи.

Конкурс №4: «Покажи животное»

  • На карточках написаны названия животных:

  • Команда №1: кенгуру, петух, лев.

  • Команда №2: заяц, индюк, медведь.



Конкурс №5: «Узнай животное»

1. Это небольшой зверек, весом до 2,5 кг. Его хвост, пушистый и лохматый, обычно длиннее тела. Он часто задирает хвост кверху торчком, чтобы его далеко было видно. На этого зверька редко кто нападает. Он сразу "выстреливает" во врага из особых желез отвратительно пахнущую ослепляющую жидкость. (Скунс.)

2.Днем спит, свернувшись калачиком в дупле или на развилке ветвей. В сумерках медленно передвигается по дереву в поисках гнезд древесных муравьев. Найдет, разрушит стенки гнезда острыми когтями передних лап и собирает липким языком добычу. (Карликовый муравьед.)

3. Самые маленькие в мире птицы живут в Южной Америке. Некоторые из этих птиц взмахивают крылышками 200 раз в минуту. По земле они почти не ходят: у них очень слабые лапки. Питаются они нектаром цветов, мелкими мягкими насекомыми и паучками. Гнездо самой маленькой из этих птиц размером с половинку грецкого ореха, а яйцо весит 2 г. (Колибри)

4. Какие самые крупные животные на нашей планете. В шкуре этого животного может разместиться стадо из 12 африканских слонов. (синий кит)

В завершении урока я хочу вам предложить небольшую игру-практикум. От каждой команды нужно два человека. Я раздаю вам роль в природе, ваша задача передать клубок с нитками, разматывая его и оставляя часть нити себе, тому с кем ваш герой может взаимодействовать в природе. (заяц, волк, береза, бабочка, синица, сова, цветок, лисица, жук, червячок). Вот вы создали сложную цепь взаимосвязей животных в природе. А теперь подумайте, если я удалю из этой сети одного, сильно ли пострадает вся экосистема? А если я заберу 2-3 компонента? Вот мы с вами и доказали, что все живое находится в тесной взаимосвязи, а наша роль – относится бережно, охранять и защищать животный и растительный мир.

Рефлексия: на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с такими понятиями как «Закон, мониторинг, охраняемые территории, Красная книга, рациональное использование». Как вы думаете, насколько полезна и нужна информация, о которой мы сегодня говорили?

Человек должен понимать свое место в природе, знать, что недоступно и запрещено, предвидеть результаты своих действий. Важно, если мы с вами будем соблюдать такие принципы, как «Не навреди», «Всё связано со всем», «За всё надо платить».

Подведение итогов: награждение победителей и участников грамотами, выставление оценок.

Домашнее задание: Для того, чтобы обобщить, проанализировать и закрепить сегодняшний материал, вы должны:

1. Составить и записать тезисы Декларации ответственности за животных.

2.Записать в тетрадь определение следующих понятий: заказник, заповедник, национальный парк, Красная книга с примерами















Список литературы:

  1. Тайны живой природы. Рик Моррис – Москва: РОСМЭН, 2003.

  2. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева – Волгоград: Учитель, 2003.

  3. 1000 загадок для детей и не только, Аст – Сталкер, 2010.

http://sschool8.narod.ru/Reb_biol.htm

http://luts.ucoz.ru/load/12-4-2

http://www.bugaga.ru/interesting/1146731129-interesnye-fakty-iz-zhizni-zhivotnyh.html

http://animalika.ru/

http://infoosy.narod.ru/fakt/fakt.htm

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85&stype=image&noreask=1&lr=213


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!