СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по русскому языку "Творительный падеж имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по русскому языку "Творительный падеж имён существительных"»

Конспект
открытого урока по русскому языку


Класс: 3
Учитель: Бобкова Татьяна Владимировна
Дата проведения: 03.03.2021г.

Тема урока: Творительный падеж имён существительных.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Класс: 3

Цель урока: познакомить с особенностями творительного падежа, развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Задачи урока:

Образовательные: учить находить имена  существительные в творительном падеже по падежным вопросам и предлогам; устанавливать смысловые связи между словами в предложении, показать значение творительного падежа в тексте.

Познакомить с предлогами и окончаниями творительного падежа.

Развивающие: развивать способность к анализу и синтезу, умение выстраивать суждения и умозаключения. Продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

Воспитательные: создать условия для формирования умения сотрудничать с одноклассниками и учителем, воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать падежи имен существительных; предлоги творительного падежа имени существительного

научить определять творительный падеж имен существительных по вопросам и предлогам.

Уметь сознательно употреблять в речи существительные в творительном падеже.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные 

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте,  используя свой жизненный опыт;

развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;  строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;  уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 Материально-техническое обеспечение: проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал (маршрутные листы, карточки)

Методы обучения:

По виду источника информации:

Словесные ( объяснение, беседа, фронтальный опрос);

Наглядные (демонстрационный материал, карточки для фронтальной работы);

Практические (упражнения);

По виду учебной деятельности:

Проблемно-поисковый метод;

Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Средства обучения: учебник, карточки, компьютер, проектор, презентация.


Ход урока

  1. Мотивационный этап. (психологический настрой)

- Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок русского языка, его у вас проведу я. Меня зовут Татьяна Владимировна.

-Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

II. Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

-Над какой темой выработали на предыдущих уроках? (изучали падежи)

-Какие падежи вы уже изучили?

-Очень хорошо, тогда вы мне точно поможете. У меня рассыпались падежи и перепутались все вопросы.

-Расположите падежи по порядку и каждому падежу найдите свой вопрос. (работают в парах). Проверка по слайду1

И.п. Кто? Что?

Р.п. Кого? Чего?

Д.п. Кому? Чему?

В.п. Кого? Что?

Кем? Чем?

-Проверим, что у нас получилось.

-Почему у нас остались лишние вопросы? (Нет творительного падежа.)

-Какого падежа не хватает? (Творительного) Карточка на доске

111. Выявление затруднения: в чём сложность нового материала, что именно создаёт проблему.

- Назовите падеж, с которым мы будем сегодня работать.

-Как вы думаете, о чём сегодня будет наш урок? Сформулируйте тему урока.

-Тема урока «Творительный падеж».

– Чтобы вы хотели узнать о творительном падеже? (На доске карточки предлоги, член предложения. Под ними вопросительные знаки.)

  1. С какими предлогами употребляется.

  2. Каким членом предложения является.

- Чему должны будем научиться? Цель урока: Определять творительный падеж имён существительных

1V. Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения.

- Работать на уроке мы будем не только в тетрадях и пользоваться учебником, но и будем заполнять маршрутные листы.

-А вы знаете, что такое маршрут?

-Толковый словарь Ожегова объясняет нам значение этого слова так: СЛАЙД 1 Маршрут- то путь следования. (для перелёта, путешествий).

-Вот и мы с вами отправляемся в путешествие по разделу «Имя существительное» за знаниями о творительном падеже, продолжим постигать тайны падежей русского языка.

- Положите перед собой маршрутные листы.

- Давайте посмотрим, что мы уже знаем о Т.п.? Название падежа знаем? И в третьем столбике ставим «+», если знаем, «-», если не знаем.

Название падежа



Вопросы



Предлоги



Член предложения



- Запишем название падежа в маршрутный лист, но помните, что название падежей пишется с заглавной буквы Т.п.а слово падеж с маленькой.

-Что ещё вы знаете о творительном падеже? ( На какие вопросы отвечает)

_ Запишем вопросы Т.п. в маршрутный лист.

-Посмотрите на следующую строчку.

-Что-то ещё знаем о Т.п?

-Пока нет, но обязательно должны узнать и в это нам поможет учебник.

V. Реализация выбранного плана по разрешению затруднений

-Открываем страницу 52, упр.94.

-Прочитайте задание.

-Что нужно сделать?

-Но прежде, чем выполнить задание, посмотрите внимательно, чту нужно сделать? (вставить пропущенные буквы)

-Устно вставляем пропущенные буквы, называя орфограммы.

-Какой частью речи являются выделенные слова?(существительным)

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

-Поставьте вопрос к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу. По вопросу определим падеж.

-Запишем эти словосочетания в тетрадь, обвести предлоги, выделить окончание в словах)

-С какими предлогами употребляются имена существительные в Т.п.? (за, с, над, между).

- Запишите предлоги в маршрутный лист. Постарайтесь их дома выучить!

- Всегда ли имена существительные в Т.п. употребляются с предлогами? (нет. Может употребляться и без предлога)

-Обратите внимание, что предлоги употребляются не только с именами существительными, но и с падежным вопросом.

-Как вы думаете, а каким членом предложения может быть имя существительное в Т.п.? Главным или второстепенным?

-Проверим ваши предположения.

-Запишите 2 предложение из упр.94.

-Подчеркните главные члены предложения. Определите падеж выделенного имени существительного.

-Каким членом предложения является имя существительное в Т.п.? (второстепенным членом).

-Запишем в маршрутный лист.

-Наше путешествие подходит к концу. Мы узнали всё, что хотели о Т.п. и теперь можем сформулировать правило. (Творительный падеж отвечает на вопросы Кем? Чем?, употребляется с предлогами: с, над, между, за

В предложении является второстепенным членом предложения.)

-Куда обратиться, чтобы проверить правильность наших выводов? (К учебнику)

- на с. 53 Мудрая сова сообщает вам сведения о Т.п. Прочитайте правило.

-Совпадают ли наши выводы с правилом в учебнике?

-Вы большие молодцы!!!

ФИЗМИНУТКА

-А теперь нам пора немного отдохнуть.

-Разомнёмся, вспомнив части речи.

- Если услышите имя существительное, хлопаете в ладоши, имя прилагательное -топаете, но не сильно, глагол- подпрыгиваем.

-Запомнили?

- Начинаем. (солнце, книга, замечательная, читает, бегает, зелёное, карандаш, добрая, сильный)

-V1. Первичное закрепление знаний.

Молодцы!-Сейчас мы поиграем с вами в игру «Конструктор»

-Прочитайте задание к упражнению 95

-Что нужно сделать?

-Составить предложения, выбирая из каждой группы нужные слова.

-Поработайте вместе, посовещайтесь.

-Составьте на доске предложения, которые у вас получились.

-Найдите имена существительные в Т.п.

-Молодцы!

V11. Включение в систему знаний и умений.

1.На столах у вас лежат карточки с заданием, работать будем по вариантам, первый вариант и второй.

- Прочитайте, может вы знакомы с этим замечательным стихотворением. (Белая берёза). А кто написал это стихотворение? (Сергей Александрович Есенин)

-У первого варианта первый столбик, у второго – второй.

- Найдите имена существительные в Т.п., выделите окончания. По каким признакам вы определили? (по вопросу, предлогу)

-Проверим, что у вас получилось.

2. Итог урока

-Возьмите маршрутные листы.

-Все ли остановки прошли, всё узнали., все пункты отметили.

-Что узнали о Т.п.?

V111. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

А сейчас поиграем в игру и посмотрим на сколько внимательны вы были на уроке.

- Игра называется «Верно ли?»

-У вас таблица с вопросами. Если вы согласны с утверждением, то ставите плюс, если не согласны- ставите минус.

1. Имя существительное в Т.п. отвечает на вопросы кем? Чем?


2.Имя существительное в Т.п. может употребляться без предлогов?


3.Имя Существительное в Т.п. употребляется с предлогами за, с, между ,над


4.Имя существительное в Т.п. является главным членом предложения.




Проверка по слайду.

- Оцените свою работу.

2. Домашнее задание

Тетрадь с.39 упр. 83

- В этом упражнении необходимо вставить пропущенные имена существительные в форме Т.п. слова записаны ниже, нужно выбрать подходящее слово


















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!