Конспект
открытого урока по русскому языку
Класс: 3
Учитель: Бобкова Татьяна Владимировна
Дата проведения: 03.03.2021г.
Тема урока: Творительный падеж имён существительных.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Класс: 3
Цель урока: познакомить с особенностями творительного падежа, развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Задачи урока:
Образовательные: учить находить имена существительные в творительном падеже по падежным вопросам и предлогам; устанавливать смысловые связи между словами в предложении, показать значение творительного падежа в тексте.
Познакомить с предлогами и окончаниями творительного падежа.
Развивающие: развивать способность к анализу и синтезу, умение выстраивать суждения и умозаключения. Продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.
Воспитательные: создать условия для формирования умения сотрудничать с одноклассниками и учителем, воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать падежи имен существительных; предлоги творительного падежа имени существительного
научить определять творительный падеж имен существительных по вопросам и предлогам.
Уметь сознательно употреблять в речи существительные в творительном падеже.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Личностные УУД:
-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;
развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Материально-техническое обеспечение: проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал (маршрутные листы, карточки)
Методы обучения:
По виду источника информации:
Словесные ( объяснение, беседа, фронтальный опрос);
Наглядные (демонстрационный материал, карточки для фронтальной работы);
Практические (упражнения);
По виду учебной деятельности:
Проблемно-поисковый метод;
Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Средства обучения: учебник, карточки, компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
Мотивационный этап. (психологический настрой)
- Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок русского языка, его у вас проведу я. Меня зовут Татьяна Владимировна.
-Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
II. Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
-Над какой темой выработали на предыдущих уроках? (изучали падежи)
-Какие падежи вы уже изучили?
-Очень хорошо, тогда вы мне точно поможете. У меня рассыпались падежи и перепутались все вопросы.
-Расположите падежи по порядку и каждому падежу найдите свой вопрос. (работают в парах). Проверка по слайду1
И.п. Кто? Что?
Р.п. Кого? Чего?
Д.п. Кому? Чему?
В.п. Кого? Что?
Кем? Чем?
-Проверим, что у нас получилось.
-Почему у нас остались лишние вопросы? (Нет творительного падежа.)
-Какого падежа не хватает? (Творительного) Карточка на доске
111. Выявление затруднения: в чём сложность нового материала, что именно создаёт проблему.
- Назовите падеж, с которым мы будем сегодня работать.
-Как вы думаете, о чём сегодня будет наш урок? Сформулируйте тему урока.
-Тема урока «Творительный падеж».
– Чтобы вы хотели узнать о творительном падеже? (На доске карточки предлоги, член предложения. Под ними вопросительные знаки.)
С какими предлогами употребляется.
Каким членом предложения является.
- Чему должны будем научиться? Цель урока: Определять творительный падеж имён существительных
1V. Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения.
- Работать на уроке мы будем не только в тетрадях и пользоваться учебником, но и будем заполнять маршрутные листы.
-А вы знаете, что такое маршрут?
-Толковый словарь Ожегова объясняет нам значение этого слова так: СЛАЙД 1 Маршрут- то путь следования. (для перелёта, путешествий).
-Вот и мы с вами отправляемся в путешествие по разделу «Имя существительное» за знаниями о творительном падеже, продолжим постигать тайны падежей русского языка.
- Положите перед собой маршрутные листы.
- Давайте посмотрим, что мы уже знаем о Т.п.? Название падежа знаем? И в третьем столбике ставим «+», если знаем, «-», если не знаем.
Название падежа | | |
Вопросы | | |
Предлоги | | |
Член предложения | | |
- Запишем название падежа в маршрутный лист, но помните, что название падежей пишется с заглавной буквы Т.п.а слово падеж с маленькой.
-Что ещё вы знаете о творительном падеже? ( На какие вопросы отвечает)
_ Запишем вопросы Т.п. в маршрутный лист.
-Посмотрите на следующую строчку.
-Что-то ещё знаем о Т.п?
-Пока нет, но обязательно должны узнать и в это нам поможет учебник.
V. Реализация выбранного плана по разрешению затруднений
-Открываем страницу 52, упр.94.
-Прочитайте задание.
-Что нужно сделать?
-Но прежде, чем выполнить задание, посмотрите внимательно, чту нужно сделать? (вставить пропущенные буквы)
-Устно вставляем пропущенные буквы, называя орфограммы.
-Какой частью речи являются выделенные слова?(существительным)
- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
-Поставьте вопрос к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу. По вопросу определим падеж.
-Запишем эти словосочетания в тетрадь, обвести предлоги, выделить окончание в словах)
-С какими предлогами употребляются имена существительные в Т.п.? (за, с, над, между).
- Запишите предлоги в маршрутный лист. Постарайтесь их дома выучить!
- Всегда ли имена существительные в Т.п. употребляются с предлогами? (нет. Может употребляться и без предлога)
-Обратите внимание, что предлоги употребляются не только с именами существительными, но и с падежным вопросом.
-Как вы думаете, а каким членом предложения может быть имя существительное в Т.п.? Главным или второстепенным?
-Проверим ваши предположения.
-Запишите 2 предложение из упр.94.
-Подчеркните главные члены предложения. Определите падеж выделенного имени существительного.
-Каким членом предложения является имя существительное в Т.п.? (второстепенным членом).
-Запишем в маршрутный лист.
-Наше путешествие подходит к концу. Мы узнали всё, что хотели о Т.п. и теперь можем сформулировать правило. (Творительный падеж отвечает на вопросы Кем? Чем?, употребляется с предлогами: с, над, между, за
В предложении является второстепенным членом предложения.)
-Куда обратиться, чтобы проверить правильность наших выводов? (К учебнику)
- на с. 53 Мудрая сова сообщает вам сведения о Т.п. Прочитайте правило.
-Совпадают ли наши выводы с правилом в учебнике?
-Вы большие молодцы!!!
ФИЗМИНУТКА
-А теперь нам пора немного отдохнуть.
-Разомнёмся, вспомнив части речи.
- Если услышите имя существительное, хлопаете в ладоши, имя прилагательное -топаете, но не сильно, глагол- подпрыгиваем.
-Запомнили?
- Начинаем. (солнце, книга, замечательная, читает, бегает, зелёное, карандаш, добрая, сильный)
-V1. Первичное закрепление знаний.
Молодцы!-Сейчас мы поиграем с вами в игру «Конструктор»
-Прочитайте задание к упражнению 95
-Что нужно сделать?
-Составить предложения, выбирая из каждой группы нужные слова.
-Поработайте вместе, посовещайтесь.
-Составьте на доске предложения, которые у вас получились.
-Найдите имена существительные в Т.п.
-Молодцы!
V11. Включение в систему знаний и умений.
1.На столах у вас лежат карточки с заданием, работать будем по вариантам, первый вариант и второй.
- Прочитайте, может вы знакомы с этим замечательным стихотворением. (Белая берёза). А кто написал это стихотворение? (Сергей Александрович Есенин)
-У первого варианта первый столбик, у второго – второй.
- Найдите имена существительные в Т.п., выделите окончания. По каким признакам вы определили? (по вопросу, предлогу)
-Проверим, что у вас получилось.
2. Итог урока
-Возьмите маршрутные листы.
-Все ли остановки прошли, всё узнали., все пункты отметили.
-Что узнали о Т.п.?
V111. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
А сейчас поиграем в игру и посмотрим на сколько внимательны вы были на уроке.
- Игра называется «Верно ли?»
-У вас таблица с вопросами. Если вы согласны с утверждением, то ставите плюс, если не согласны- ставите минус.
1. Имя существительное в Т.п. отвечает на вопросы кем? Чем? | |
2.Имя существительное в Т.п. может употребляться без предлогов? | |
3.Имя Существительное в Т.п. употребляется с предлогами за, с, между ,над | |
4.Имя существительное в Т.п. является главным членом предложения. | |
| |
Проверка по слайду.
- Оцените свою работу.
2. Домашнее задание
Тетрадь с.39 упр. 83
- В этом упражнении необходимо вставить пропущенные имена существительные в форме Т.п. слова записаны ниже, нужно выбрать подходящее слово