СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Понятие о сложноподчинённом предложении».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Понятие о сложноподчинённом предложении».»

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе на тему:

«Сложноподчинённое предложение».


Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по синтаксису сложноподчиненного предложения.

Задачи:

-знать способы связи придаточного предложения с главным;
уметь распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного  в составе сложноподчиненного предложения, конструировать сложные предложения,  ставить знаки препинания между частями СПП, составлять схемы СПП;анализировать текст.
развивать интерес к русскому языку, творческие способности


Тип урока: обобщение и закрепление знаний по теме «Сложноподчиненное предложение».


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация,

раздаточный материал.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок – СЛАЙД№1(играет музыка)

 Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Притча.«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает:

«Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Ребята, сегодня в ваших руках возможность показать свои знания и заработать положительные отметки.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по синтаксису сложноподчиненного предложения.

2.  Актуализация знаний и умений.

- 1)Начнём работу с подготовки к ОГЭ . Перед вами на доске предложение - СЛАЙД№2

Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

1.  Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое).

2.  Подберите антоним к слову лёгкость (тяжесть).


3.  Выпишите слово с орфограммой: «Приставка при- пишется, если имеет

значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия,

прибавление» (привести).

4. Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование

(правильное соотношение, правильное звучание).

5. Преобразуйте это простое предложение в СПП. (Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение идать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания./Тот, кто

желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразелёгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания)

А у К.Г.Паустовского эта мысль звучит

так: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание»

Самопроверка - СЛАЙД№3

Самооценивание (все правильно – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки - 2)

-2)Орфографическая пятиминутка Работа у доски и в тетрадях.

В течение, в продолжение, вследствие, ввиду, за счёт, насчёт, мороженый, данный, собранный урожай, пребывать в столице, слабое здоровье ростовщик, скачок в сторону, неожиданное  сочетание, угорелый, вымокнуть под дождём.

Взаимопроверка.

3. Вхождение в тему урока.

1)Цифровой диктант.

  • Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть верными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0.

  1. Синтаксис – греческое слово, которое означает «составление», «построение».

  2. Предложения бывают простые, сложные и составные.

  3. Независимое предложение в составе СП называется главным.

  4. Придаточное предложение может стоять только после главного.

  5. Я люблю место, где я родился. – СПП с придаточным места.

  6. Хотя я и устал, я решился продолжать свой путь. – СПП, где придаточное стоит на 1-м месте.

Самопроверка Ключ: 101 001.СЛАЙД№4

2) Работа с таблицей «СПП» (повторение видов придаточных)СЛАЙД№5

4. Закрепление материала

1) Работа с использованием ЭОР. Интерактивный текст "Придаточные определительные, дополнительные, обстоятельственные"



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f1d11df-426c-4af2-8f2e-1cde1fefb7b3/%5BRUS9_210%5D_%5BIM_283%5D.swf

2) Графический диктант

Послушайте предложения, начертите схемы, определите вид придаточного.

Один ученик работает у доски

 Трава была сочная, потому что в мае шли дожди.

 На пустыре разбили сад, который был перед школой.

 Поездку на пикник пришлось отложить, так как на море разыгрался сильный шторм.

 В лесу было тепло, хотя в тенистых местах ещё лежал снег.

 Мы надеялись, что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах.

 Я зайду к тебе, если у меня будет свободное время.

Взаимопроверка

3).Работа с использованием ЭОР Интерактивная таблица "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b855ad5f-6e1c-4455-a658-3aaa9b570bdf/%5BRUS9_209%5D_%5BIA_261%5D.swf

5.Работа в парах (карточки)


Задание.Указать вид подчинения в следующих предложениях и обсудить

правильность выполнения задания в парах.


  1. Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут петь песни.

[… гл.], (с. что…), (с. что…) однородное подчинение

придаточное изъяснительное


  1. Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы.

(с. когда…), [ ], (с. как…)

1 – придаточное времени, 2 – придаточное изъяснительное

параллельное


  1. Я услышу, как запоют птицы, которые живут у меня за окном.

[ ], (с.с. как…), (с.с. которые…)

1 – придаточное изъяснительное, 2 – придаточное определительное.

последовательное подчинение

6.Самостоятельная работа Тест "Виды подчинения в предложениях с несколькими придаточными

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c2b6b83-7619-4ea0-8a60-7fd2d41f4c11/index_listing.html



  1. Работа с текстом


Текст – на экране: СЛАЙД№6


Образование … Это слово имеет множество определений. Говорят, что образование – это погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры.

Прошлое – это те основы, нравственные ценности, которые складывались в течение многих веков. Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. Будущее – это надежды, выраженные разными способами.

Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя.

Мне кажется, что очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».


Вопросы и задания учащимся:


  • Определите тип речи (рассуждение)

  • Почему вы решили, что это рассуждение? Каковы особенности этого типа речи? (тезис; основная мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод)

  • Какие еще типы речи вам известны?

  • Определите стиль речи (публицистический)

  • Какова функция этого стиля речи? (воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции)

  • Какие еще стили речи вы знаете? (четыре книжных (художественный, официально-деловой, научный, публицистический) и разговорный)

  • Дайте название тексту.



  1. Работа в группах


Творческое задание: составить диалог в парах, используя СПП на тему:

«Роль образования в современном мире. Моя будущая

профессия»

  1. Подведение итогов урока. Самооценка учебной деятельности. Рефлексия


Итак, пришла пора подвести итоги. Сегодня на уроке вы оцените себя сами. СЛАЙД№7

Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по изученной теме, умение конструировать сложные предложения с разными видами связи и находить их в тексте, умение решать нестандартные лингвистические задачи и работать над анализом текста.






Виды деятельности

Оценка




1.

Знание теоретического материала


2.

Умение распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного в составе сложноподчиненного предложения


3.

Умение находить СПП в тексте и определять их вид


4.

Умение составлять схемы СПП


5.

Умение работать над анализом текста





Рефлексия

«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»  Учащиеся на листе А4 обводят свою руку и записывают на пальцах свои выводы. СЛАЙД№8

М (мизинец) – мыслительный

процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость

цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

У (указательный) – услуга,

помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость,

физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для

своего здоровья?


















ОТЗЫВ

Об открытом уроке Раджабовой Альбины Рамазановны, учителя русского языка и литературы МБОУ «сош № 1»

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения»

Тема и цель соответствовали методам и приёмам проведённого урока.

На уроке очень хорошо прослеживалось использование технологии проблемного обучения, компетентностно-ориентированные технологии. Замысел занятия реализован полностью. В традиционном уроке учителю удалось сочетать многие виды работы, а быстрый темп показал высокую подготовку учащихся по русскому языку.

В ходе занятия максимально использовались таблицы «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении», компьютер, за которым ребята самостоятельно выполняли онлайн-тесты для подготовки к ГИА.

Содержание урока доступно, интересно, включало в себя много материала из повторения («Орфоэпия», «Непроверяемые написания слов»).

Изложение нового материала носило проблемный характер. Ребята, отвечая на вопросы и выполняя задания, показали прочные знания. Еще одним интересным моментом было то, что на этапе закрепления материала учащимся были предложены примеры с допущенными в них ошибками. Задача учеников заключалась в нахождении ошибки, объяснении ее характера и ее исправлении. Последующие задания предусматривали парно-групповую работу, при которой нужно было составить картинки путем решения примеров, что в значительной степени активизировало мыслительную деятельность.

Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы (за компьютером, у доски, в тетради). Особенно хорошо прослеживалась индивидуальная работа со слабоуспевающими, которым предлагались задания базового уровня.

Занятие способствовало формированию ключевых компетенций: в области русского языка, в области информационных технологий, в проектно-аналитической деятельности , в исследовательской деятельности, в плане продолжения образования и эффективного самообразования.

Занятие способствовало развитию качеств личности: коммуникативность, способность к эффективному общению, критическое мышление, креативность, самостоятельность и ответственность, рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу.

Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией, создал комфортную обстановку образовательной среды, благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся), в течение всего урока наблюдался партнерский стиль отношений педагога и обучающихся.


Зам директора УВР

МБОУ «СОШ № 1» ____________ /


Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 1» __________/Алиева Ф.Г./


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!