Технологическая карта занятия № 11
| | Группа | Дата |
Дисциплина | История | 102 | |
Тема занятия | Восточная Европа: природная среда и человек. Восточные славяне в VII – VIIIвв.. | 106 | |
Вид занятия | Урок закрепления знаний и навыков и формирования новых. Теоретический | | |
Цель занятия | - Актуализация знаний о восточных славянах (племена,общественное устройство, занятия, верования) -формирование представлений о месте данной темы в исторической науке (спорные вопросы) - формирование дополнительных знаний по теме (происхождение славян, расселение, структура управления, понятие «военная демократия») - формирование понимания связи истории народов между собой и их причастности к общечеловеческому историческому процессу их включённости в хронологический ряд мировой истории - формирование представления о исторических событиях родного края в рассматриваемый период, его месте в общеисторических событиях этого периода - отрабатывать навыки работы с дополнительными источниками информации (тексты, визуальные схемы, карты, иллюстрации), обрабатывать, систематизировать представленную информацию в соответствии с поставленными задачами, умения выражать свое мнение по вопросам, особенно по проблемным и спорным -сопутствующее решение воспитательной задачи – формирование патриотических чувств на основе осознания значимости истории своих предков и её месте в общемировой истории | | |
Формируемые компетенции | Частично ОК 1, ОК 2, ОК 4, | | |
Результат | Должны знать | После урока должны знать: - суть спорных вопросов по теме, теории происхождения восточных славян (миграц., автохтон., современ.) -ареал первоначального заселения и процесс дальнейшего расселения восточных славян; - понятия – родовая и соседская община (вервь), народное собрание – вече, «военная демократия»; - структуру управления вост. славян и социальное устройство их общества Понимать связь славян с общемировыми историческими событиями – великое переселение, завоевания другими народами, соседство, заимствования и влияния - иметь представления об истории родного края в этот период (кем заселён, что происходит) |
Должны уметь | - Работать с дополнительными источниками информации (тексты, визуальные схемы, карты, иллюстрации), обрабатывать, систематизировать представленную информацию в соответствии с поставленными задачами , - выражать свое мнение по вопросам, особенно по проблемным и спорным |
Показатели оценки результата | Наличие перечисленных дидактических единиц (знания и умения), в том числе выраженных в форме результатов проверочной работы, устной работы на уроке, активных учебных действиях на уроке в соответствии с поставленными задачами (особенно по части формирования умений) |
Межпредметные связи | Обеспечивающие: Обеспечиваемые дисциплины: | Школьный курс истории, Обществознание, Литература, География Литература, отчасти обществознание, Теория государства и права (2 курс) |
Средства | Интерактивная доска, иллюстрации, карты и схемы (на электр. Носителе,)опорный материал (раздаточный), атлас «История России с древнейших времён», презентация по теме, видеосюжет «Боги восточных славян» |
Основная лит. | А.Н. Сахаров, История России с древнейших времён до конца XVI», 1 часть, стр. 24-38, Ат |
содержание занятия
№ этапа | Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Временная регламентация этапа |
1 | Организационный этап: | 3 мин |
| - проверка посещаемости; проверка готовности студентов к занятию; | |
2. | Вступительная часть: | 12 мин. |
| – логическая связь (последовательность) предыдущих и новой темы, формулирование темы | 5 мин |
| - Актуализация знаний по теме (со школьного курса)Постановка задач и мотивирование проблемной техникой (задачи по рассмотрению темы, как ответы на проблемные вопросы, на которые не смогли ответить ). Обозначение значимости данной темы для дальнейшего изучения курса и её связь с другими ранее изученными (для целостности понимания) | 7 мин |
3 | Основная часть (изучение темы) | |
3.1 | Решение 1 задачи | 20мин |
| – происхождение и расселение в.с. - Спорные теории происхождения Работа с материалом учебника и обсуждение - Резюмирование по этому (1) вопросу | 5мин |
5мин |
5 мин 5 мин |
3.2 | Рассмотрение 2 вопроса (общественное устройство и соц.стр. в.с) | 24 мин |
| - работа с иллюстрациями и разъяснение понятий «родовая и соседская» община - управление в общинах, работа со схемой | 6 мин |
|
6 мин |
5-минутный перерыв | 5мин |
| - Социальная структура, работа со схемой, - Резюмирование по 2 вопросу | 5 мин |
2 мин |
3.3 | Экскурс по 3 вопросу – о занятиях в.с. Выдача д.з. первому и второму ряду студентов. | 9 мин |
3.4 | - Экскурс по 4 вопросу – о религии в.с. Просмотр видеосюжета .Выдача д.з. 2у ряду. | 10мин |
4. | Закрепление – проверочная работа | 6 мин |
5 | рефлексия | 5мин. |
6 | Заключительная часть – итоги (оценивание работы студентов на ур). Уточнение выданного домашнего задания | 6 мин |
7 | Прощание, слова напутствия |
| итого | 95 мин, включая 5-минутный перерыв |
Преподаватель | | | | |
| | | (И.О. Фамилия) | |
Краткий конспект лекции:
1 | Организационный этап: | 3 мин |
| - проверка посещаемости; проверка готовности студентов к занятию; | |
2. | Вступительная часть: | 12 мин. |
Мы с вами закончили 2 важных раздела – исторических периода, - историю древнего мира, рассмотрев цивилизации -…перечисляют…. И средневековье в западной Европе, средневековье на Востоке. Бродив вокруг да около той территории, на которой зараждалась история нашего государства. Несмотря на обширность сегодняшних границ нашей отчизны – история её зарождалась на значительно меньших просторах – в восточной Европе, как становление государственности у каких племён?...отвечают …славяне…..
Вот именно о них мы сегодня поговорим….Мы открываем с вами средневековье в Восточной Европе….и тему о этих самых – основателях русской государственности – восточных славянах ….запишите тему
3 | Основная часть (изучение темы) | |
3.1 | Решение 1 задачи | 20мин |
Работаем с картой, схемой. Рассказываю о расселении. показываю. Обозначаю проблему – задаю вопрос «Как вы думаете откуда на данной территории появились протославяне» - отвечают в контексте миграционной теории. Выдаю материал о теориях происхождения – фиксируем.
Даю задание по учебнику о племенах и племенных, союзах (3 мин), обсуждаем.Поясняю о схожести в.с. и о соседях.
Делаю заметку о населении нашего региона в этот период.
Резюмируем по этому вопросу.
Рассмотрение 2 вопроса (общественное устройство и соц.стр. в.с) | 24 мин |
- работа с иллюстрациями и разъяснение понятий «родовая и соседская» община - управление в общинах, работа со схемой | 6 мин |
|
6 мин |
Обществ устройство
Посмотрите на эти картинки. Между изображенными здесь поселениями восточных славян разница более сотни лет. Найдите отличия…работа с опорным материалом, рис.2.
5-минутный перерыв | 5мин |
| - Социальная структура, работа со схемой, - Резюмирование по 2 вопросу | 5 мин |
2 мин |
Общество иерархично, рассматриваем по слоям. Сообщаем, что К 10 в стратификация свободного населения более разветвленная, показываем на схеме. Резюмирумем о соц-пол. изменениях за несколько десятилетий. Схемы оставляем до подготовки к зачётной работе
Экскурс по 3 вопросу – о занятиях в.с. Выдача д.з. первому и второму ряду студентов. | 9 мин |
Вопрос – что вы помните о хозяйст деятельности и занятиях в.с. – резюмируем с помощью схемы, выдаём последовательно (по слайдам) дом.задание 1 и 2 ряду.
Экскурс по 4 вопросу – о религии в.с. Просмотр видеосюжета .Выдача д.з. 2у ряду. | 10мин |
Вопрос – что вы помните о верованиях в.с. – резюмируем с помощью схемы, смотрим видеосюжет о богах в.с.. Выдаём дом.задание 3 ряду.
Закрепление – проверочная работа | 6 мин |
заполните ПРОБЕЛЫ
1. Теория, утверждающая то, что протославяне изначально проживали на территории между Вислой и Днепром, называется…………………………...
2. Теории, утверждающие то, что протославяне переселились на ареал между Вислой и Днепром с других территорий, называются……………………………………………………
3. Восточные славяне делились на …….
4. К 9 веку у восточных славян происходит переход от ……………….…общины к ……………….….общине.
5. Форма правления у восточных славян, при котором власть осуществлялась народом посредством народного собрания (вече), и в то же время управленческими функциями также был наделён вождь (князь) - ……………………………
6. Постепенно к 9 веку общество у восточных славян становилось…………………………(многоступенчатым)
Легко ли было отвечать на вопросы проверочной работы:
Работа показалась мне сложной - 0
некоторые вопросы вызвали затруднения - 1
Я с легкостью отвечал на все вопросы - 2
2. Усвоен ли Вами материал по теме:
- не усвоил – 0,
- частично усвоил – 1,
- усвоил всё – 2.
3. Как вы оцениваете свою работу на уроке:
- был пассивен и не проявлял интереса – 0,
- был пассивен, но интерес проявлял – 1,
- был активен (проявлял устойчивый интерес и выполнял поставленные задачи) – 2.
6 | Заключительная часть – итоги (оценивание работы студентов на ур). Уточнение выданного домашнего задания | 6 мин |
Домашнее задание:
Повторить материал урока (используйте конспекты)
Подготовить трёхминутный доклад (оформить его в тетради) по теме:
1 ряд - «Занятия восточных славян»
2 ряд – «Торговля у восточных славян» и «Торговый путь «Из варяг в греки»
3 ряд – «Религия и верования восточных славян»
ИЛИ
индивидуальный доклад на тему:
- Жилище и Одежда восточных славян
Прощание, слова напутствия