СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по теме: "Восточная Европа: природная среда и человек. Восточные славяне в VII – VIIIвв."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока и краткий опорный конспект

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по теме: "Восточная Европа: природная среда и человек. Восточные славяне в VII – VIIIвв."»

Технологическая карта занятия № 11




Группа

Дата

Дисциплина

История

102


Тема занятия

Восточная Европа: природная среда и человек. Восточные славяне в VII – VIIIвв..

106


Вид занятия

Урок закрепления знаний и навыков и формирования новых. Теоретический



Цель занятия

- Актуализация знаний о восточных славянах (племена,общественное устройство, занятия, верования)

-формирование представлений о месте данной темы в исторической науке (спорные вопросы)

- формирование дополнительных знаний по теме (происхождение славян, расселение, структура управления, понятие «военная демократия»)

- формирование понимания связи истории народов между собой и их причастности к общечеловеческому историческому процессу их включённости в хронологический ряд мировой истории

- формирование представления о исторических событиях родного края в рассматриваемый период, его месте в общеисторических событиях этого периода

- отрабатывать навыки работы с дополнительными источниками информации (тексты, визуальные схемы, карты, иллюстрации), обрабатывать, систематизировать представленную информацию в соответствии с поставленными задачами, умения выражать свое мнение по вопросам, особенно по проблемным и спорным

-сопутствующее решение воспитательной задачи – формирование патриотических чувств на основе осознания значимости истории своих предков и её месте в общемировой истории



Формируемые компетенции

Частично ОК 1, ОК 2, ОК 4,




Результат

Должны

знать

После урока должны знать:

- суть спорных вопросов по теме, теории происхождения восточных славян (миграц., автохтон., современ.)

-ареал первоначального заселения и процесс дальнейшего расселения восточных славян; 
- понятия – родовая и соседская община (вервь), народное собрание – вече, «военная демократия»;
- структуру управления вост. славян и социальное устройство их общества

Понимать связь славян с общемировыми историческими событиями – великое переселение, завоевания другими народами, соседство, заимствования и влияния

- иметь представления об истории родного края в этот период (кем заселён, что происходит)

Должны

уметь

- Работать с дополнительными источниками информации (тексты, визуальные схемы, карты, иллюстрации), обрабатывать, систематизировать представленную информацию в соответствии с поставленными задачами ,

- выражать свое мнение по вопросам, особенно по проблемным и спорным

Показатели оценки

результата

Наличие перечисленных дидактических единиц (знания и умения), в том числе выраженных в форме результатов проверочной работы, устной работы на уроке, активных учебных действиях на уроке в соответствии с поставленными задачами (особенно по части формирования умений)

Межпредметные связи

Обеспечивающие:

Обеспечиваемые

дисциплины:

Школьный курс истории, Обществознание, Литература, География


Литература, отчасти обществознание, Теория государства и права (2 курс)




Средства

Интерактивная доска, иллюстрации, карты и схемы (на электр. Носителе,)опорный материал (раздаточный), атлас «История России с древнейших времён», презентация по теме, видеосюжет «Боги восточных славян»

Основная лит.

А.Н. Сахаров, История России с древнейших времён до конца XVI», 1 часть, стр. 24-38, Ат

содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1

Организационный этап:

3 мин


- проверка посещаемости; проверка готовности студентов к занятию;


2.

Вступительная часть:

12 мин.


– логическая связь (последовательность) предыдущих и новой темы, формулирование темы

5 мин


- Актуализация знаний по теме (со школьного курса)Постановка задач и мотивирование проблемной техникой (задачи по рассмотрению темы, как ответы на проблемные вопросы, на которые не смогли ответить ). Обозначение значимости данной темы для дальнейшего изучения курса и её связь с другими ранее изученными (для целостности понимания)

7 мин

3

Основная часть (изучение темы)


3.1

Решение 1 задачи

20мин


– происхождение и расселение в.с.

- Спорные теории происхождения

Работа с материалом учебника и обсуждение

- Резюмирование по этому (1) вопросу

5мин

5мин

5 мин

5 мин

3.2

Рассмотрение 2 вопроса (общественное устройство и соц.стр. в.с)

24 мин


- работа с иллюстрациями и разъяснение понятий «родовая и соседская» община

- управление в общинах, работа со схемой

6 мин


6 мин

5-минутный перерыв

5мин


- Социальная структура, работа со схемой,

- Резюмирование по 2 вопросу

5 мин

2 мин

3.3

Экскурс по 3 вопросу – о занятиях в.с. Выдача д.з. первому и второму ряду студентов.

9 мин

3.4

- Экскурс по 4 вопросу – о религии в.с. Просмотр видеосюжета .Выдача д.з. 2у ряду.

10мин

4.

Закрепление – проверочная работа

6 мин

5

рефлексия

5мин.

6

Заключительная часть – итоги (оценивание работы студентов на ур). Уточнение выданного домашнего задания


6 мин

7

Прощание, слова напутствия


итого

95 мин, включая 5-минутный перерыв

Преподаватель








(И.О. Фамилия)


Краткий конспект лекции:


1

Организационный этап:

3 мин


- проверка посещаемости; проверка готовности студентов к занятию;


2.

Вступительная часть:

12 мин.


Мы с вами закончили 2 важных раздела – исторических периода, - историю древнего мира, рассмотрев цивилизации -…перечисляют…. И средневековье в западной Европе, средневековье на Востоке. Бродив вокруг да около той территории, на которой зараждалась история нашего государства. Несмотря на обширность сегодняшних границ нашей отчизны – история её зарождалась на значительно меньших просторах – в восточной Европе, как становление государственности у каких племён?...отвечают …славяне…..

Вот именно о них мы сегодня поговорим….Мы открываем с вами средневековье в Восточной Европе….и тему о этих самых – основателях русской государственности – восточных славянах ….запишите тему

3

Основная часть (изучение темы)


3.1

Решение 1 задачи

20мин

Работаем с картой, схемой. Рассказываю о расселении. показываю. Обозначаю проблему – задаю вопрос «Как вы думаете откуда на данной территории появились протославяне» - отвечают в контексте миграционной теории. Выдаю материал о теориях происхождения – фиксируем.

Даю задание по учебнику о племенах и племенных, союзах (3 мин), обсуждаем.Поясняю о схожести в.с. и о соседях.

Делаю заметку о населении нашего региона в этот период.

Резюмируем по этому вопросу.

Рассмотрение 2 вопроса (общественное устройство и соц.стр. в.с)

24 мин

- работа с иллюстрациями и разъяснение понятий «родовая и соседская» община

- управление в общинах, работа со схемой

6 мин


6 мин

Обществ устройство

Посмотрите на эти картинки. Между изображенными здесь поселениями восточных славян разница более сотни лет. Найдите отличия…работа с опорным материалом, рис.2.

5-минутный перерыв

5мин


- Социальная структура, работа со схемой,

- Резюмирование по 2 вопросу

5 мин

2 мин

Общество иерархично, рассматриваем по слоям. Сообщаем, что К 10 в стратификация свободного населения более разветвленная, показываем на схеме. Резюмирумем о соц-пол. изменениях за несколько десятилетий. Схемы оставляем до подготовки к зачётной работе

Экскурс по 3 вопросу – о занятиях в.с. Выдача д.з. первому и второму ряду студентов.

9 мин

Вопрос – что вы помните о хозяйст деятельности и занятиях в.с. – резюмируем с помощью схемы, выдаём последовательно (по слайдам) дом.задание 1 и 2 ряду.


Экскурс по 4 вопросу – о религии в.с. Просмотр видеосюжета .Выдача д.з. 2у ряду.

10мин

Вопрос – что вы помните о верованиях в.с. – резюмируем с помощью схемы, смотрим видеосюжет о богах в.с.. Выдаём дом.задание 3 ряду.

Закрепление – проверочная работа

6 мин

заполните ПРОБЕЛЫ

1. Теория, утверждающая то, что протославяне изначально проживали на территории между Вислой и Днепром, называется…………………………...

2. Теории, утверждающие то, что протославяне переселились на ареал между Вислой и Днепром с других территорий, называются……………………………………………………
3. Восточные славяне делились на …….

4. К 9 веку у восточных славян происходит переход от ……………….…общины к ……………….….общине.

5. Форма правления у восточных славян, при котором власть осуществлялась народом посредством народного собрания (вече), и в то же время управленческими функциями также был наделён вождь (князь) - ……………………………

6. Постепенно к 9 веку общество у восточных славян становилось…………………………(многоступенчатым)

рефлексия

5мин.

  1. Легко ли было отвечать на вопросы проверочной работы:

  • Работа показалась мне сложной - 0

  • некоторые вопросы вызвали затруднения - 1

  • Я с легкостью отвечал на все вопросы - 2

2. Усвоен ли Вами материал по теме:

- не усвоил – 0,

- частично усвоил – 1,

- усвоил всё – 2.

3. Как вы оцениваете свою работу на уроке:

- был пассивен и не проявлял интереса – 0,

- был пассивен, но интерес проявлял – 1,

- был активен (проявлял устойчивый интерес и выполнял поставленные задачи) – 2.

6

Заключительная часть – итоги (оценивание работы студентов на ур). Уточнение выданного домашнего задания


6 мин

Домашнее задание:

  1. Повторить материал урока (используйте конспекты)

  2. Подготовить трёхминутный доклад (оформить его в тетради) по теме:

1 ряд - «Занятия восточных славян»

2 ряд – «Торговля у восточных славян» и «Торговый путь «Из варяг в греки»

3 ряд – «Религия и верования восточных славян»

ИЛИ

индивидуальный доклад на тему:

- Жилище и Одежда восточных славян

  • Обряды восточных славян (до христианства)


Прощание, слова напутствия