Тема урока: «Подготовка к Всероссийской проверочной работе».
Цель урока: закрепить знания по изученному ранее материалу,
способствовать развитию интереса к предмету.
Задачи: повторить разделы «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация».
совершенствование коммуникативных умений и навыков;
формирование лингвистической и самообразовательной компетенции;
воспитание коммуникативных качеств.
Тип урока: закрепление изученного материала
Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, жетоны.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? – Тогда – за работу?
Удачи желаю всем вам!
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
В конце учебного года все ребята 6 классов будут писать ВПР по русскому языку.
- А что значит ВПР? Составим алгоритм Дерево
ВПР
Всероссийская проверочная работа
Назовите способ образования данного слова (сложносокращённое слово по начальным буквам)
Используем приём ассоциаций.
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите Всероссийская проверочная работа? А у вас, коллеги?
-Для чего её пишут, как вы думаете? - ВПР пишут для того, чтобы оценить ваши знания и умения.
-Чтобы хорошо написать ВПР, что для этого нужно?
-Для того чтобы написать ВПР на хорошо и отлично нужно начать подготовку заранее.
Вы верно определили тему нашего урока: «Подготовка к Всероссийской проверочной работе».
Используя приём « Домысливание». С помощью слов помощников сформулируйте цели урока:(дети формулируют, учитель обобщает, уточняет)
- Вспомним…
- Повторим…
- Изучим…
- Узнаем…
- Проверим…
- Научимся…
Информация для коллег:
повторим разделы «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация»;
будем совершенствовать коммуникативные умения и навыки;
формировать лингвистические и самообразовательные компетенции;
воспитывать коммуникативные качества.
III. Актуализация знаний.
Предлагаю вам учение с увлечением: проведем актуализацию наших знаний через «Свою игру».
Разделимся на две команды: «Морфемика» и «Пунктуация».
Правила игры.
Игру начинает команда первой поднявшая табличку со своим названием. В случае правильного ответа команда получает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если же команда дает неправильный ответ, то та же сумма снимается со счета команды и право ответа на этот вопрос переходит к другой команде.
«Своя игра» по презентации.
-- Играя, задания ВПР по каким разделам русского языка мы разобрали?(Морфемика, морфология, лексика, фонетика).
IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.
Делу время—потехе час-- от игры перейдем к увлекательному новогоднему исследованию.
Применим наши знания, работая с Кимами и бланками ВПР, данный вид работы поможет вам увереннее в них ориентироваться.
-
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Самый популярный праз…ник – Новый год. Его с (не)терпением ждут и взрослые и дети(4). Это вопл…щение ска(з,с)ки, в которую ты вериш… с де…ства. Дедушка Мороз в нов…годн… ноч… об…зательно привезёт(2) нам п…дарки и полож…т их под ёлку(1).
А где живёт Де(д,т) Мороз В волшебн… лесу, около (В,в)еликого (У,у)стюга. Ему можно нап…сать письмо, а в ответ получить п…дарок. Можно приехать в гос(?)ти. В вотчине Деда Мороза полно ч…дес, всё светит(?)ся и перел…вает(?)ся.
Х…зяин очень гостеприимен. Вы сможете пос…тить его лич(?)ные апартаменты побывать в тро(нн,н)ом(3) зал… и комн…те желаний. Новый год – лучшее время для этого пут…шествия
- Прочитайте текст про себя.
- Прочитает текст ….
- Докажите, что это текст. (слова связаны по смыслу и грамматически, три абзаца)
- О чем говорится в тексте? (О праздновании нового года, оДеде Морозе)
- Определите тип речи (повествование)
- Стиль речи? (художественный)
- Работаем следующим образом. Самостоятельно расставляем пропущенные орфограммы и недостающие знаки препинания в первом абзаце.
2. Самостоятельная работа. (1 мин.)
3. Проверка и самооценка результатов работы
Самый популярный праздник – Новый год. Его с нетерпением ждут и взрослые, и дети. Это воплощение сказки, в которую ты веришь с детства. Дедушка Мороз в новогоднюю ночь обязательно привезёт нам подарки и положит их под ёлку.
- Проверяем по цепочке, объясняя вставленную орфограмму.
- Нужны ли знаки препинания в 1, 2, 3 предложениях?
4. Работа в парах
- Второй абзац прорабатываем в паре.
5. Проверка работы по эталону.
А где живёт Дед Мороз? В волшебном лесу, около Великого Устюга. Ему можно написать письмо, а в ответ получить подарок. Можно приехать в гости. В вотчине Деда Мороза полно чудес, всё светится и переливается.
- Взаимопроверка.Поменялись бланками ответов и проверили по эталону. Внимание на экран. Не забывайте о знаках препинания.
- В каких предложениях есть недостающие знаки препинания?
6. Самостоятельная работа.
- Третий абзац выполняем самостоятельно.
7. Проверка работы по эталону (самостоятельно своей работы)
Хозяин очень гостеприимен. Вы сможете посетить его личные апартаменты, побывать в тронном зале и комнате желаний. Новый год – лучшее время для этого путешествия!
- Нужны ли где-нибудь знаки препинания? (да) Почему в последнем предложении в конце стоит знак восклицания? (однородные сказуемые)
- Какие проблемные места у вас выявились? Есть ли в тексте непонятные слова?
V. Физкультминутка
Новый год – лучшее время для путешествия и прежде, чем в него отправиться, разомнемся (новогодняя музыка)
Я буду называть глаголы, а вы действиями показывайте их: махать, жмурится, плыть, смеяться, стоять, гладить, прыгать, мычать, молчать, нагнуться, опереться, сесть.
YI.Первичное закрепление в знакомой ситуации.
Мы не случайно вспомнили о глаголах, ведь наше путешествие начинается с
города «Морфология»
- Кто живет в этом городе ? /части речи /
Какие части речи вы знаете? Как определить, к какой части речи относится слово?
Чтобы отправиться дальше нам нужно выполнить задание. В ВПР это задание будет под номером 4.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Терем Деда Мороза состоит из множества комнат и выставочных залов.
(Терем (сущ.) Деда(сущ.) Мороза(сущ.) состоит (гл.) из (предл.) множества(сущ.) комнат(сущ.) и (союз) выставочных (прил.) залов(сущ.). Отсутствуют наречия, частицы, числительное.)
- Оцените себя. На столе у вас лежат фигуры, если вы выполнили задание без ошибок, возьмите звездочку, если у вас одна ошибка, возьмите квадратик, если две и более возьмите треугольник.
Город «Морфемика».
Путешествие продолжается, прибываем в гороод «Морфемика»
Что такое морфемика? (Раздел науки о языке, изучающий состав слова).
- Назовите известные вам морфемы.
В городе Морфемика живут : приставка, корень, суффикс, окончание ,основа. Стоит прибавить одну морфему к слову, получается новое слово, как в сказке происходят превращения.
А сейчас поиграем, проведем «мозговой штурм» и решим шараду:
В нём приставка такая же,
Как в слове «подруга»,
Корень, как в слове «игрушка»,
Суффиксы такие же, как в слове «читал». (ПОИГРАЛ)
- Молодцы! Вы справились с заданием.
- А теперь выполните обозначенные цифрой 2 в тексте морфемный разбор слова. Подобное задание тоже будет в ВПР. (Разбор слова «привезет»)
- Ребята, посмотрите, правильно ли выполнил … задание.
- Оцените себя.
YII. Первичное закрепление в измененной ситуации.
Мы отправляемся дальше. Следующий город «Синтаксис».
- Что такое «Синтаксис»? (раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложения, текст, а также правила их построения.)
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12. (работа в группе, чтение по цепочке, задания выполняются устно, синоним к слову «вотчина» подбирают с помощью словаря )
(1)Время в Великом Устюге, который находится в Вологодской губернии, соответствует московскому.
(2)Вотчина Деда Мороза находится в 12 км от города. (3) В этом комплексе работают сувенирные магазины и кафе, есть гостевые коттеджи, в которых можно остановиться. (4) Но не забывайте, что огромная популярность этой достопримечательности имеет свои минусы. (5) Как утверждают опытные туристы, в новогодние праздники там очень людно. (6) А вот вызывающий недоумение у иностранцев русский праздник старый Новый год – идеальный повод отправиться в путь.
(7) Осматривая вотчину Деда Мороза, постарайтесь посетить несколько экскурсий, так вы узнаете много интересного.
(8)Выбирая сувениры, учтите, что Великий Устюг славится сразу несколькими народными промыслами. (9)Во-первых, здесь делают чернёное серебро. (10)В этой технике изготавливают ювелирные украшения, посуду и многое другое. (11)Второй знаменитый промысел этих мест – берестяные изделия с росписью или резьбой. (12) Вологда же, областной центр, знаменита кружевоплетением, а также вологодским маслом, имеющим специфический ореховый вкус.
- Можно ли его назвать текстом?
- Что такое текст? (Текст — это группа предложений, объединённых одной мыслью и темой.)
-
Определите и запишите основную мысль текста.
-
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что старый Новый год – самое лучшее время для путешествия в Великий Устюг?
-
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4–6 текста. Запишите ответ.
-
В предложениях 2–6 найдите слово со значением «состояние сомнения, колебания вследствие невозможности понять, в чём дело». Выпишите это слово.
-
Подберите синоним к слову «вотчина» и запишите.
(8. Обязательно стоит побывать в вотчине Деда Мороза, посетить экскурсии, познакомиться с народными промыслами Вологодчины.
9. На Новый год в этом месте многолюдно.
10. Рассуждение.
11. Недоумение.
12. Имение, усадьба, владение.)
- Оцените себя, как вы работали в группе.
- Выпишите предложение «Его с (не)терпением ждут и взрослые и дети(4).» и выполните его синтаксический разбор ( у доски). Синтаксический разбор предложения у вас тоже будет во Всероссийской проверочной работе.
Оцените себя/
YIII.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
- Мы отправляемся дальше. И наша следующая остановка в городе «Пунктуация».
- Пунктуация и Синтаксис – очень близкие соседи, не обойтись им друг без друга. Вы хотите понять смысл предложения? Но для этого важно не только правильно построить его, но и правильно, в нужных местах поставить знаки препинания.
- В этом городе вам нужно пройти тест.
1) Что изучает пунктуация?
А) Части речи
Б) Правила написания слов
В) Знаки препинания
-Кто желает выполнить индивидуальное интерактивное задание по темам теста? Выполнение интерактива.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
-
Экспозиции музея посвящены появлению Деда Мороза в Великом Устюге и роли этого персонажа в народном творчестве.
-
В первую очередь нужно осмотреть хоромы Деда Мороза и выставочные залы.
-
Посетите личные апартаменты Деда Мороза и покатайтесь на ледяной горке.
-
Город богат достопримечательностями ведь в нём сохранились 28 храмов.
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены). Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Место для основания города посчитали прекрасным.
2) Пройдитесь по набережной реки Сухоны, Советскому проспекту и другим улицам.
3) Великий Устюг славился купцами, многие дома их сохранились.
4) Друзья нам посоветовали Побывайте на почте Деда Мороза!
- Проверьте, правильно вы выполнили тест по шаблону.
Друзья нам посоветовали: «Побывайте на почте Деда Мороза!»
СХЕМА А: «П!»
(У кого ошибки в тесте, вернуться к этому заданию)
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.
Домашнее задание предлагаю по выбору:
1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
-
Интересные экскурсии друзья вы можете посетить в Великоустюгском музее.
-
Посетите тропу сказок и зверинец Деда Мороза.
-
Здесь можно приобрести изделия из берёсты и даже самому сделать сувенир.
-
В рабочем кабинете Дела Мороза разрешают посидеть на троне.
-
«Антидиктант». Переписать новогодний текст, «делая» в нём возможные орфографические ошибки.
-
Творческое задание –написать письмо Деду Морозу,используя прямую речь.
-
Интерактивное задание на ресурсе Учи.ру.
X.Рефлексия
Сегодня на уроке мы с вами дружно готовились к ВПР.
А какие разделы науки о языке мы с вами повторили?
- Какие трудности встретились?
- Что показалось наиболее интересным?
Выразим через синквейн:
1строка: 1 существительное – ВПР
2 строка: 2 прилагательных – интересная, разнообразная
3 строка:3 глагола – готовились, писали, проверяли
4 строка: Предложение по теме: « Чем больше выполнено заданий, тем лучше».
5 строка: Слово-резюме-синоним темы -- проверка
Мы отработали бОльшую часть заданий из ВПР. Над остальными продолжим работать на других уроках русского языка.
Посчитайте свои фигурки. Если вы набрали больше звездочек – вы готовы на «отлично» к предстоящей работе, если больше квадратиков – то заслужили хорошую отметку, если же больше , треугольников –значит, есть над чем поработать.
Превратим наши фигурки в новогодние украшения, разместите их, пожалуйста на елочке. Игрушек какой формы оказалось больше?
Новогоднее путешествие на сегодняшнем уроке подошло к концу. А волшебный сказочный праздник нас всех ждет впереди!
Я желаю вам и дорогим нашим гостям радостного зимнего настроения, приятных предновогодних хлопот, и пусть ВПР в будущем 2023 году будет вызывать у нас всех только позитивные ассоциации!
Ребята, благодарю вас за старание, а уважаемых коллег за внимание.
11