СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока "Подготовка к ВПР по русскому языку"6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок отработки некоторых заданий из ВПР

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока "Подготовка к ВПР по русскому языку"6 класс»

Тема урока: «Подготовка к Всероссийской проверочной работе».

Цель урока: закрепить знания по изученному ранее материалу,

способствовать развитию интереса к предмету.

  Задачи: повторить разделы «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация».

совершенствование коммуникативных умений и навыков;

формирование лингвистической и самообразовательной компетенции;

воспитание коммуникативных качеств.

  Тип урока: закрепление изученного материала

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, жетоны.



Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята и  уважаемые гости.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? – Тогда – за работу?

Удачи желаю всем вам!



II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

В конце учебного года все ребята 6 классов будут писать ВПР по русскому языку.

- А что значит ВПР? Составим алгоритм Дерево

ВПР


Всероссийская проверочная работа


Назовите способ образования данного слова (сложносокращённое слово по начальным буквам)

Используем приём ассоциаций.

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите Всероссийская проверочная работа? А у вас, коллеги?

-Для чего её пишут, как вы думаете? - ВПР пишут для того, чтобы оценить ваши знания и умения.

-Чтобы хорошо написать ВПР, что для этого нужно?

-Для того чтобы написать ВПР на хорошо и отлично нужно начать подготовку заранее.

Вы верно определили тему нашего урока: «Подготовка к Всероссийской проверочной работе».

Используя приём « Домысливание». С помощью слов помощников сформулируйте цели урока:(дети формулируют, учитель обобщает, уточняет)

- Вспомним…

- Повторим…

- Изучим…

- Узнаем…

- Проверим…

- Научимся…

Информация для коллег:

повторим разделы «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация»;

будем совершенствовать коммуникативные умения и навыки;

формировать лингвистические и самообразовательные компетенции;

воспитывать коммуникативные качества.


III. Актуализация знаний.

Предлагаю вам учение с увлечением: проведем актуализацию наших знаний через «Свою игру».

Разделимся на две команды: «Морфемика» и «Пунктуация».

Правила игры.

Игру начинает команда первой поднявшая табличку со своим названием. В случае правильного ответа команда получает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если же команда дает неправильный ответ, то та же сумма снимается со счета команды и право ответа на этот вопрос переходит к другой команде.

«Своя игра» по презентации.

-- Играя, задания ВПР по каким разделам русского языка мы разобрали?(Морфемика, морфология, лексика, фонетика).


IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

Делу время—потехе час-- от игры перейдем к увлекательному новогоднему исследованию.

Применим наши знания, работая с Кимами и бланками ВПР, данный вид работы поможет вам увереннее в них ориентироваться.

  1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Самый популярный праз…ник – Новый год. Его с (не)терпением ждут и взрослые и дети(4). Это вопл…щение ска(з,с)ки, в которую ты вериш… с де…ства. Дедушка Мороз в нов…годн… ноч… об…зательно привезёт(2)  нам п…дарки и полож…т их под ёлку(1).

А где живёт Де(д,т) Мороз  В волшебн… лесу, около (В,в)еликого (У,у)стюга. Ему можно нап…сать письмо, а в ответ получить п…дарок. Можно приехать в гос(?)ти. В вотчине Деда Мороза полно ч…дес, всё светит(?)ся и перел…вает(?)ся.

Х…зяин очень гостеприимен. Вы сможете пос…тить его лич(?)ные апартаменты побывать в тро(нн,н)ом(3) зал… и комн…те желаний. Новый год – лучшее время для этого пут…шествия

- Прочитайте текст про себя.

- Прочитает текст ….

- Докажите, что это текст. (слова связаны по смыслу и грамматически, три абзаца)

- О чем говорится в тексте? (О праздновании нового года, оДеде Морозе)

- Определите тип речи (повествование)

- Стиль речи? (художественный)

- Работаем следующим образом. Самостоятельно расставляем пропущенные орфограммы и недостающие знаки препинания в первом абзаце.

2. Самостоятельная работа. (1 мин.)

3. Проверка и самооценка результатов работы

Самый популярный праздник – Новый год. Его с нетерпением ждут и взрослые, и дети. Это воплощение сказки, в которую ты веришь с детства. Дедушка Мороз в новогоднюю ночь обязательно привезёт нам подарки и положит их под ёлку.

- Проверяем по цепочке, объясняя вставленную орфограмму.

- Нужны ли знаки препинания в 1, 2, 3 предложениях?

4. Работа в парах

- Второй абзац прорабатываем в паре.

5. Проверка работы по эталону.

А где живёт Дед Мороз? В волшебном лесу, около Великого Устюга. Ему можно написать письмо, а в ответ получить подарок. Можно приехать в гости. В вотчине Деда Мороза полно чудес, всё светится и переливается.

- Взаимопроверка.Поменялись бланками ответов и проверили по эталону. Внимание на экран. Не забывайте о знаках препинания.

- В каких предложениях есть недостающие знаки препинания?

6. Самостоятельная работа.

- Третий абзац выполняем самостоятельно.

7. Проверка работы по эталону (самостоятельно своей работы)

Хозяин очень гостеприимен. Вы сможете посетить его личные апартаменты, побывать в тронном зале и комнате желаний. Новый год – лучшее время для этого путешествия!

- Нужны ли где-нибудь знаки препинания? (да) Почему в последнем предложении в конце стоит знак восклицания? (однородные сказуемые)

- Какие проблемные места у вас выявились? Есть ли в тексте непонятные слова?

V. Физкультминутка

Новый год – лучшее время для путешествия и прежде, чем в него отправиться, разомнемся (новогодняя музыка)

Я буду называть глаголы, а вы действиями показывайте их: махать, жмурится, плыть, смеяться, стоять, гладить, прыгать, мычать, молчать, нагнуться, опереться, сесть.


YI.Первичное закрепление в знакомой ситуации.

Мы не случайно вспомнили о глаголах, ведь наше путешествие начинается с

города «Морфология»

- Кто живет в этом городе ? /части речи /

Какие части речи вы знаете? Как определить, к какой части речи относится слово?

Чтобы отправиться дальше нам нужно выполнить задание. В ВПР это задание будет под номером 4.

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Терем Деда Мороза состоит из множества комнат и выставочных залов.

(Терем (сущ.) Деда(сущ.) Мороза(сущ.) состоит (гл.) из (предл.)  множества(сущ.)  комнат(сущ.) и (союз) выставочных (прил.) залов(сущ.). Отсутствуют наречия, частицы, числительное.)

- Оцените себя. На столе у вас лежат фигуры, если вы выполнили задание без ошибок, возьмите звездочку, если у вас одна ошибка, возьмите квадратик, если две и более возьмите треугольник.

Город «Морфемика».

Путешествие продолжается, прибываем в гороод «Морфемика»

Что такое морфемика? (Раздел науки о языке, изучающий состав слова).

- Назовите известные вам морфемы.

В городе Морфемика живут : приставка, корень, суффикс, окончание ,основа. Стоит прибавить одну морфему к слову, получается новое слово, как в сказке происходят превращения.

А сейчас поиграем, проведем «мозговой штурм» и решим шараду:

В нём приставка такая же,

Как в слове «подруга»,

Корень, как в слове «игрушка»,

Суффиксы такие же, как в слове «читал».  (ПОИГРАЛ)

- Молодцы! Вы справились с заданием.

- А теперь выполните обозначенные цифрой 2 в тексте морфемный разбор слова. Подобное задание тоже будет в ВПР. (Разбор слова «привезет»)

- Ребята, посмотрите, правильно ли выполнил … задание.

- Оцените себя.



YII. Первичное закрепление в измененной ситуации.

Мы отправляемся дальше. Следующий город «Синтаксис».

- Что такое «Синтаксис»? (раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложения, текст, а также правила их построения.)

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12. (работа в группе, чтение по цепочке, задания выполняются устно, синоним к слову «вотчина» подбирают с помощью словаря )

(1)Время в Великом Устюге, который находится в Вологодской губернии, соответствует московскому.

(2)Вотчина Деда Мороза находится в 12 км от города. (3) В этом комплексе работают сувенирные магазины и кафе, есть гостевые коттеджи, в которых можно остановиться. (4) Но не забывайте, что огромная популярность этой достопримечательности имеет свои минусы. (5) Как утверждают опытные туристы, в новогодние праздники там очень людно. (6) А вот вызывающий недоумение у иностранцев русский праздник старый Новый год – идеальный повод отправиться в путь.

(7) Осматривая вотчину Деда Мороза, постарайтесь посетить несколько экскурсий, так вы узнаете много интересного.

(8)Выбирая сувениры, учтите, что Великий Устюг славится сразу несколькими народными промыслами. (9)Во-первых, здесь делают чернёное серебро. (10)В этой технике изготавливают ювелирные украшения, посуду и многое другое. (11)Второй знаменитый промысел этих мест – берестяные изделия с росписью или резьбой. (12) Вологда же, областной центр, знаменита кружевоплетением, а также вологодским маслом, имеющим специфический ореховый вкус. 

- Можно ли его назвать текстом?

- Что такое текст? (Текст — это группа предложений, объединённых одной мыслью и темой.) 

  1. Определите и запишите основную мысль текста.

  2. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что старый Новый год – самое лучшее время для путешествия в Великий Устюг?

  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4–6 текста. Запишите ответ.

  4. В предложениях 2–6 найдите слово со значением «состояние сомнения, колебания вследствие невозможности понять, в чём дело». Выпишите это слово.

  5. Подберите синоним к слову «вотчина» и запишите.

(8. Обязательно стоит побывать в вотчине Деда Мороза, посетить экскурсии, познакомиться с народными промыслами Вологодчины.

9. На Новый год в этом месте многолюдно.

10. Рассуждение.

11. Недоумение.

12. Имение, усадьба, владение.)



- Оцените себя, как вы работали в группе.


- Выпишите предложение «Его с (не)терпением ждут и взрослые и дети(4).» и выполните его синтаксический разбор ( у доски). Синтаксический разбор предложения у вас тоже будет во Всероссийской проверочной работе.

Оцените себя/

YIII.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

- Мы отправляемся дальше. И наша следующая остановка в городе «Пунктуация».

- Пунктуация и Синтаксис – очень близкие соседи, не обойтись им друг без друга. Вы хотите понять смысл предложения? Но для этого важно не только правильно построить его, но и правильно, в нужных местах поставить знаки препинания.

- В этом городе вам нужно пройти тест.

1) Что изучает пунктуация?

А) Части речи

Б) Правила написания слов

В) Знаки препинания

-Кто желает выполнить индивидуальное интерактивное задание по темам теста? Выполнение интерактива.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  • Экспозиции музея посвящены появлению Деда Мороза в Великом Устюге и роли этого персонажа в народном творчестве.

  • В первую очередь нужно осмотреть хоромы Деда Мороза и выставочные залы.

  • Посетите личные апартаменты Деда Мороза и покатайтесь на ледяной горке.

  • Город богат достопримечательностями ведь в нём сохранились 28 храмов.

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены). Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) Место для основания города посчитали прекрасным.

2) Пройдитесь по набережной реки Сухоны, Советскому проспекту и другим улицам.

3) Великий Устюг славился купцами, многие дома их сохранились.

4) Друзья нам посоветовали Побывайте на почте Деда Мороза!



- Проверьте, правильно вы выполнили тест по шаблону.

Друзья нам посоветовали: «Побывайте на почте Деда Мороза!»

СХЕМА А: «П!»

(У кого ошибки в тесте, вернуться к этому заданию)



IX. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Домашнее задание предлагаю по выбору:

1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  • Интересные экскурсии друзья вы можете посетить в Великоустюгском музее.

  • Посетите тропу сказок и зверинец Деда Мороза.

  • Здесь можно приобрести изделия из берёсты и даже самому сделать сувенир.

  • В рабочем кабинете Дела Мороза разрешают посидеть на троне.

  1. «Антидиктант». Переписать новогодний текст, «делая» в нём возможные орфографические ошибки.

  2. Творческое задание –написать письмо Деду Морозу,используя прямую речь.

  3. Интерактивное задание на ресурсе Учи.ру.

X.Рефлексия

Сегодня на уроке мы с вами дружно готовились к ВПР.

А какие разделы науки о языке мы с вами повторили?

- Какие трудности встретились?

- Что показалось наиболее интересным?

Выразим через синквейн:

1строка: 1 существительное – ВПР

2 строка: 2 прилагательных – интересная, разнообразная

3 строка:3 глагола – готовились, писали, проверяли

4 строка: Предложение по теме: « Чем больше выполнено заданий, тем лучше».

5 строка: Слово-резюме-синоним темы -- проверка

Мы отработали бОльшую часть заданий из ВПР. Над остальными продолжим работать на других уроках русского языка.


Посчитайте свои фигурки. Если вы набрали больше звездочек – вы готовы на «отлично» к предстоящей работе, если больше квадратиков – то заслужили хорошую отметку, если же больше , треугольников –значит, есть над чем поработать.

Превратим наши фигурки в новогодние украшения, разместите их, пожалуйста на елочке. Игрушек какой формы оказалось больше?


Новогоднее путешествие на сегодняшнем уроке подошло к концу. А волшебный сказочный праздник нас всех ждет впереди!


Я желаю вам и дорогим нашим гостям радостного зимнего настроения, приятных предновогодних хлопот, и пусть ВПР в будущем 2023 году будет вызывать у нас всех только позитивные ассоциации!


Ребята, благодарю вас за старание, а уважаемых коллег за внимание.





































11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя