СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лэпбук - средство обучения в условиях ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС.

    1. Введение.

         Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Введение федерального государственного образовательного стандарта направляет педагога на индивидуальный подход в образовании, а значит на поиск инновационных, эффективных форм, методов обучения.

      Всем нам известно, что лучше запоминается, что нам интересно, что эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти обучающихся, чтобы они могли научиться пользоваться теми знаниями, которые получили на уроках по определенной теме  и захотели самостоятельно расширить свои горизонты.

      Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является «ЛЭПБУК».

   1.1. Актуальность применения методики.   

Актуальность применения данной методики в том, что  современные дети сталкиваются с огромным потоком информации, и возникает проблема неумения обучающихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности.

 1.2. Цель и задачи.   

Цель данной методики: развивать познавательную, творческую активность и интеллект детей, в процессе создания «лэпбука», путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс.

    Задачи:

1. Развивать творческие способности учащихся;

2. Развивать умение работать в команде;

3. Научить составлять, оптимизировать, хранить информацию.

Ожидаемые результаты подтверждают преимущества работы с лэпбуком.

Лэпбук обеспечивает:

- индивидуализацию образовательного процесса, где учитель предлагает  учебный материал различной сложности, а учащиеся сами определяют для себя степень наполнения лэпбука;

- возможность структурировать учебную информацию;

- вариативность использования заданий;

- возможность добавлять новые задания;

- создавая лэпбук, дети развивают зрительную память. Обучающиеся могут сами расставлять, оформлять, украшать элементы папки, тем самым повторяя и запоминая изучаемый материал.

2. Основная часть.

        В данной разработке я представляю методические основы по применению лэпбука на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Особое внимание обращается на создание образовательной среды в классе. Все предложенные идеи соответствуют возрастным интересам учащихся, и полностью соответствую ФГОС. 

       Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

       Лэпбук - удобное и информационно-насыщенное пособие для расширения, закрепления представлений и понятий.

      Лэпбук - это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.

      В папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку систематизировать знание; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал. Темы могут быть как широкие («Части речи», «Времена года», «Многозначные числа»), так и узкие («Арктика», «Имя существительное», «Органы чувств»). В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по заданной теме. Лэпбук, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:

  • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
  • разнообразие игровых заданий;
  • интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
  • возможность структурировать сложную информацию;
  • возможность разнообразить самую скучную тему;
  • научить простому способу запоминания;
  • компактное хранение (большое количество разных заданий в одной папке);
  • вариативность использования заданий;
  • возможность добавлять новые задания в «кармашки».

    Работая с лэпбуком, я пришла к выводу, что данная технология обучения больше подходит для урока закрепления или обобщения и повторения, когда ученики владеют информацией по заданной теме, так и во внеурочной деятельности. Необычная подача материала обязательно привлечет внимание детей, и он еще не раз вернется к своей папке, незаметно для себя повторит пройденный материал. На уроках русского языка была детализирована и систематизирована по русскому языку информация, при обобщении и повторении тем «Части речи» и «Части слова». Создание таких индивидуальных мини-лэпбуков в ходе изучения темы и общего группового продукта на завершающем этапе, является способом решения проблемы, когда дети могут в любой момент повторить и закрепить материал.

Также в рамках подготовки к ВПР, олимпиад по краеведению, часто сталкиваемся с тем, что  вопросы, связанные с краеведением, у детей вызывают затруднения. Во втором классе мы выбрали тему индивидуального лэпбука «Изучаем край родной». Каждый обучающийся работает над своим проектом.  Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации, а в личностном плане носят развивающий характер. Каждый ребенок уверен и горд проделанной работой! 

Система работы над лэпбуком.

2 класс

    1. Выбор темы.

    2. План оформления лэпбука.

    3. Определение с помощью учителя цели и задач.

    4. Изготовление и заполнение лэпбука.

    5. Представление лэпбука.

        3 – 4  класс

 Работа с информацией: 

- мини-исследования;

- выполнение и защита;

- поиск информации.

Ожидаемые результаты работы с лэпбуком.

1-2 класс

Предполагает приобретение новых знаний, опыта решения задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути изготовления лэпбука.

3 класс

Результат проявляется в активном использовании школьниками технологии лэпбук, самостоятельном выборе тем, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

4 класс

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации проектов с помощью технологии лэпбук по самостоятельно выбранному направлению.

3. Заключение.

        В результате мониторинга было выявлено, что такая работа интересна, увлекательна. Повысилась самооценка учащихся и мотивация к учебной деятельности. Ученики активно стали участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах.

      Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать обучающимся уверенность в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

 

 

4. Список литературы и источников.

Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Лэпбук - средство обучения в условиях ФГОС.»



Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС.

1. Введение.

Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Введение федерального государственного образовательного стандарта направляет педагога на индивидуальный подход в образовании, а значит на поиск инновационных, эффективных форм, методов обучения.

Всем нам известно, что лучше запоминается, что нам интересно, что эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти обучающихся, чтобы они могли научиться пользоваться теми знаниями, которые получили на уроках по определенной теме и захотели самостоятельно расширить свои горизонты.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является «ЛЭПБУК».

1.1. Актуальность применения методики.

Актуальность применения данной методики в том, что современные дети сталкиваются с огромным потоком информации, и возникает проблема неумения обучающихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности.

1.2. Цель и задачи.

Цель данной методики: развивать познавательную, творческую активность и интеллект детей, в процессе создания «лэпбука», путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс.

Задачи:

1. Развивать творческие способности учащихся;

2. Развивать умение работать в команде;

3. Научить составлять, оптимизировать, хранить информацию.

Ожидаемые результаты подтверждают преимущества работы с лэпбуком.

Лэпбук обеспечивает:

- индивидуализацию образовательного процесса, где учитель предлагает учебный материал различной сложности, а учащиеся сами определяют для себя степень наполнения лэпбука;

- возможность структурировать учебную информацию;

- вариативность использования заданий;

- возможность добавлять новые задания;

- создавая лэпбук, дети развивают зрительную память. Обучающиеся могут сами расставлять, оформлять, украшать элементы папки, тем самым повторяя и запоминая изучаемый материал.

2. Основная часть.

В данной разработке я представляю методические основы по применению лэпбука на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Особое внимание обращается на создание образовательной среды в классе. Все предложенные идеи соответствуют возрастным интересам учащихся, и полностью соответствую ФГОС. 

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

Лэпбук - удобное и информационно-насыщенное пособие для расширения, закрепления представлений и понятий.

Лэпбук - это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.

В папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку систематизировать знание; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал. Темы могут быть как широкие («Части речи», «Времена года», «Многозначные числа»), так и узкие («Арктика», «Имя существительное», «Органы чувств»). В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по заданной теме. Лэпбук, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:

  • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);

  • разнообразие игровых заданий;

  • интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);

  • возможность структурировать сложную информацию;

  • возможность разнообразить самую скучную тему;

  • научить простому способу запоминания;

  • компактное хранение (большое количество разных заданий в одной папке);

  • вариативность использования заданий;

  • возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Работая с лэпбуком, я пришла к выводу, что данная технология обучения больше подходит для урока закрепления или обобщения и повторения, когда ученики владеют информацией по заданной теме, так и во внеурочной деятельности. Необычная подача материала обязательно привлечет внимание детей, и он еще не раз вернется к своей папке, незаметно для себя повторит пройденный материал. На уроках русского языка была детализирована и систематизирована по русскому языку информация, при обобщении и повторении тем «Части речи» и «Части слова». Создание таких индивидуальных мини-лэпбуков в ходе изучения темы и общего группового продукта на завершающем этапе, является способом решения проблемы, когда дети могут в любой момент повторить и закрепить материал.

Также в рамках подготовки к ВПР, олимпиад по краеведению, часто сталкиваемся с тем, что вопросы, связанные с краеведением, у детей вызывают затруднения. Во втором классе мы выбрали тему индивидуального лэпбука «Изучаем край родной». Каждый обучающийся работает над своим проектом. Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации, а в личностном плане носят развивающий характер. Каждый ребенок уверен и горд проделанной работой!

Система работы над лэпбуком.

2 класс

1. Выбор темы.

2. План оформления лэпбука.

3. Определение с помощью учителя цели и задач.

4. Изготовление и заполнение лэпбука.

5. Представление лэпбука.

3 – 4 класс

Работа с информацией:

- мини-исследования;

- выполнение и защита;

- поиск информации.

Ожидаемые результаты работы с лэпбуком.

1-2 класс

Предполагает приобретение новых знаний, опыта решения задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути изготовления лэпбука.

3 класс

Результат проявляется в активном использовании школьниками технологии лэпбук, самостоятельном выборе тем, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

4 класс

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации проектов с помощью технологии лэпбук по самостоятельно выбранному направлению.

3. Заключение.

В результате мониторинга было выявлено, что такая работа интересна, увлекательна. Повысилась самооценка учащихся и мотивация к учебной деятельности. Ученики активно стали участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах.

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать обучающимся уверенность в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.



4. Список литературы и источников.

Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.




























Скачать

© 2024 41 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!