СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: «Глобус и географическая карта».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока в 5 классе по теме: «Глобус и географическая карта».»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА

ФИО учителя

Перова Ирина Валентиновна

Место работы

МБОУ Богородицкая СШ Смоленского района Смоленской области

Должность

учитель географии

Предмет

география

Класс

Тема

«Глобус и географическая карта»

УМК:

А.И.Алексеев.География 5-6 классы: учеб.для общеобразоват.организаций/- М.Просвещение, 2019.

Цель урока

Сформировать знания о глобусе и географической карте.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

-формирование умения читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия;

осознание многообразия видов изображения земной поверхности;

- актуализировать знания учащихся о глобусе и карте;

- сформировать представление о древних видах географических карт;

-формирование умения управлять своей учебной деятельностью, отбирать необходимый материал по теме урока, строить сообщение в устной и письменной форме.

-развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде;

- формировать умение работать с картой и глобусом;

-формировать умение анализировать факты при работе с учебником, дополнительным материалом;

-развивать логическое мышление.

- формирование культуры общения;

- понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства;

- воспитание дисциплинированности.


Основные понятия, изучаемые на уроке

Глобус, виды глобусов, географические карты, свойства карты, атлас.

Планируемые результаты УУД:



Личностные (Л)

Метапредметные (М)

Предметные (П)

- умение оценивать работу другого человека;

- выработка эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

- понимание значимости научного исследования;

- учатся умению оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- понимание роли и значимости географических знаний;

-умение выражать свои мысли.

-умение работать с различными источниками информации;

-выслушивать и объективно оценивать другого;

-работать в группе — устанавливать рабочие отношения;

-развивают умение работать в группе;

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

-учиться давать определение понятиям;

- учиться выслушивать и объективно оценивать другого;

-вырабатывая общее решение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

- объяснять результаты выдающихся географических открытий, влияние путешествий на развитие географических знаний;

- представлять в различных формах географическую информацию;

- определять причины и следствия географических открытий.

- обучающиеся смогут определять причины и следствия географических путешествий и открытий;


Организация образовательного пространства

Оборудование

Глобусы. Физическая карта полушарий. Учебники, карточки рефлексии, маршрутный лист, дидактический материал, компьютер, проектор.

Формы организации учебной деятельности

- фронтальная;

- коллективная;

- групповая.

Методы обучения

технология проблемного обучения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Тип урока:

урок открытия новых знаний

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Ход урока

Время (мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

I. Организационный момент.


2

Приветствие обучающихся.

Учитель:

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Дети: Да!

Учитель:

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Сегодня на уроке мы попробуем вместе подняться на «Гору успехов», а помогут нам в пути знания, сообразительность, любознательность и, конечно, дружба.

Отвечают на приветствие учителя.

Взаимодействуют с учителем.

Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

- воспитание дисциплинированности;


II. Проверка домашнего задания



5

Постановка перед учащимися учебной задачи, мотивация на решение задания.

Для восхождения на «Гору успехов» нам необходимо вспомнить определения прошлых уроков.

Установите соответствия:


ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

азимут

Величина, показывающая, во сколько раз расстояние на карте или плане уменьшены по сравнению с реальными расстояниями на местности

масштаб

Превышение по вертикали одной точки на земной поверхности над другой

Относительная высота

Угол между направлением на север и на любой объект по ходу часовой стрелки

горизонтали

Превышение точки земной поверхности над уровнем моря

Абсолютная высота

Линии на плане (карте), соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой

ориентирование

Умение определять своё местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов



Итог: Ребята, во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания, как вы думаете, о чем? (о нашей планете)

Выполнение задания на карточках.



- построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей

-умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; развитие регуляции учебной деятельности

III. Проблемная ситуация и актуализация знаний


3

Дает задания обучающимся, актуализирует субъектный опыт учащихся.

Посмотрите на снимки нашей Земли из космоса. А теперь посмотрите на глобус. Сравните увиденное? Попробуйте сформулировать тему урока.

Работают с учебным материалом. Принимают активное участие в дискуссии. Выдвигают предположение о теме урока. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-умение выражать свои мысли;

-развитие монологической речи.

Регуляция учебной деятельности. Развитие регуляции учебной деятельности.

IV. Постановка цели и задач урока



2


Объявляет тему урока.

Тема нашего урока: Глобус и географическая карта. Сегодня мы узнаем новое о глобусе и карте, вместе составим таблицу их отличий.

Слушают учителя.

Взаимодействуют с учителем.

Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Записывают тему урока. Раскрывают цель.

- выделение существенной информации из слов учителя.

- умение слушать в соответствии с целевой установкой.

V. Усвоение новых знаний и способов действий






15










Объясняет новый материал. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний. Вовлекает детей в дискуссию, учит работать в группах.

  1. Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность?

Дайте определение понятию «глобус». Проверьте по учебнику.

Поиск решения.

Первый глобус был создан в 1492 году. Чего на нем не хватает? Как вы думаете, почему?


Рубрика «Это интересно»

КАКИЕ БЫВАЮТ ГЛОБУСЫ?

1. Учитель. При подготовке к уроку обучающиеся искали ответ на этот вопрос. Послушаем желающих.

      1. 2. Послушайте загадку. Отгадайте, о чем идет речь?

Он на листок бумаги похож,

Нашей Земли очень умный чертёж,

Горы, равнины, моря, океаны,

И города есть на нём и страны. (карта)

Как вы думаете, почему я вам загадала загадку о карте?

Что такое географическая карта? – мозговой штурм.

3. А как называют ученого, составляющего карты? (картограф)

Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (ответы детей)

А вы знаете, что именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. Он разложил дольки апельсина на листе бумаги так, как они покрывали его.

А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены.

Рубрика «Это интересно»

КАКИЕ БЫВАЮТ КАРТЫ?

4. Виды карт

Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые?


Слушают учителя, участвуют дискуссиях.

Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.

Согласовывают усилия по решению учебной задачи.

Обнаруживают связь с другими сферами знаний.









Учащиеся дают определение географической карте.
























Знакомятся с разными картами (топографические, план местности)

Анализируют физическую карту мира, усваивают основные элементы ее легенды. Называют ответ – карта – это плоскость. На ней есть искажения. Находят их на карте.

Работа с учебником и слайдами презентации.


- умения работать с различными источниками информации;

- формирование исследовательских действий, исследовательской культуры;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

-уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.

VI. Релаксация (Физкультминутка )

2

Объясняет и показывает движения.

Наклоны: север – руки вверх, подняться на носочки,

Юг – присесть, руки на колени,

Запад – наклон влево,

Восток – наклон вправо.

Изобразить движение планеты Земля вокруг своей оси.


Выполняют упражнения. Взаимодействуют с учителем.



VII. Закрепление новых знаний и способов действий.







5










Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях.


Сравни глобус и карту. Заполни сравнительную таблицу. Выдели общие черты и различия.

Общее



Различия

Глобус

Карта








Вывод:

По результатам работы формулируется вывод о возможнос­ти использования каждого изображения земной поверхности в повседневной и хозяйственной деятельности.


Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Заполняют сравнительную таблицу.


- осознание и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме.

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

- осуществление самоконтроля.

VIII. Первичная проверка понимания



5






Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях.

Восстановите рассказ.

Модель Земли называют_________________

А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют ______________________

Географические карты различаются по

1_____________2___________3______________

На физической карте синим цветом обозначена__________, коричневым, желтым, зелены -_____, белым –_______ . Каждая карта имеет свой ________________________.


Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самоконтроль понимания вопросов.



- осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

- осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

IX. Подведение итогов




2

Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия.

Все мы разные, но когда мы вместе, то сможем преодолеть любые горы!


Отвечают на вопросы Формулирование собственного мнения и позиции. Контроль, самоконтроль, коррекция правильности ответов.

- умение обсуждать содержание урока;

- умение понимать ответы других;

- умение слушать в соответствии с целевой установкой;

- уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

X. Рефлексия


2


Проводит рефлексию.

Успех – ни редкость в нашем мире;

Но что такое есть успех?

Успех – отличная отметка;

Успех – удачный поворот;

Увы, успех приходит редко

(Хотелось бы наоборот)!

Сегодня вы все так успешны,

И на вершине той горы

Чтоб голова кружилась только,

Не от проблем, а от весны!!!


Ребята поднимают вверх шарики из бумаги различного цвета, оценивая себя («5» отлично - красные «4» хорошо - жёлтые, удовлетворительные оценки не предусмотрены) соответственно их настроению к концу урока рисуют смайлик на шариках. Учитель предлагает «опуститься» всем с горной вершины, чтобы голова не закружилась от успеха и от долго пребывания на большой высоте.

Рефлексируют. Взаимодействуют с учителем. Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

- умение делать выводы.

- формулирование собственного мнения и позиции.


XI. Постановка домашнего задания


2




Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнению. Мотивирует выполнение домашнего задания.

Параграф №13, по желанию стр.47 № 11

Я считаю, что глобус – несовершенная модель земного шара. Докажите или опровергните мою точку зрения.


Спасибо за работу!


Слушают учителя, записывают домашнее задание. Взаимодействуют с учителем.

- осознание качества и уровня усвоения материала.

- регуляция учебной деятельности.













































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

Смоленского района Смоленской области
















Конспект открытого урока в 5Б классе по теме:

«Глобус и географическая карта»















Учитель:

Перова Ирина Валентиновна











д.Богородицкое

2019 год