ФИО учителя | Перова Ирина Валентиновна |
Место работы | МБОУ Богородицкая СШ Смоленского района Смоленской области |
Должность | учитель географии |
Предмет | география |
Класс | 5Б |
Тема | «Глобус и географическая карта» |
УМК: | А.И.Алексеев.География 5-6 классы: учеб.для общеобразоват.организаций/- М.Просвещение, 2019. |
Цель урока | Сформировать знания о глобусе и географической карте. |
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
-формирование умения читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия; осознание многообразия видов изображения земной поверхности; - актуализировать знания учащихся о глобусе и карте; - сформировать представление о древних видах географических карт; -формирование умения управлять своей учебной деятельностью, отбирать необходимый материал по теме урока, строить сообщение в устной и письменной форме. | -развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде; - формировать умение работать с картой и глобусом; -формировать умение анализировать факты при работе с учебником, дополнительным материалом; -развивать логическое мышление. | - формирование культуры общения; - понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства; - воспитание дисциплинированности. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Глобус, виды глобусов, географические карты, свойства карты, атлас. |
Планируемые результаты УУД: | Личностные (Л) | Метапредметные (М) | Предметные (П) |
- умение оценивать работу другого человека; - выработка эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. - понимание значимости научного исследования; - учатся умению оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; - понимание роли и значимости географических знаний; -умение выражать свои мысли. | -умение работать с различными источниками информации; -выслушивать и объективно оценивать другого; -работать в группе — устанавливать рабочие отношения; -развивают умение работать в группе; - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; -учиться давать определение понятиям; - учиться выслушивать и объективно оценивать другого; -вырабатывая общее решение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | - объяснять результаты выдающихся географических открытий, влияние путешествий на развитие географических знаний; - представлять в различных формах географическую информацию; - определять причины и следствия географических открытий. - обучающиеся смогут определять причины и следствия географических путешествий и открытий; |
Организация образовательного пространства |
Оборудование | Глобусы. Физическая карта полушарий. Учебники, карточки рефлексии, маршрутный лист, дидактический материал, компьютер, проектор. |
Формы организации учебной деятельности | - фронтальная; - коллективная; - групповая. |
Методы обучения | технология проблемного обучения, ИКТ, обучение в сотрудничестве. |
Тип урока: | урок открытия новых знаний |
Ход урока | Время (мин.) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
I. Организационный момент. | 2 | Приветствие обучающихся. Учитель: Прозвенел звонок веселый. Вы начать урок готовы? Дети: Да! Учитель: Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! Сегодня на уроке мы попробуем вместе подняться на «Гору успехов», а помогут нам в пути знания, сообразительность, любознательность и, конечно, дружба. | Отвечают на приветствие учителя. Взаимодействуют с учителем. Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. | - воспитание дисциплинированности; |
II. Проверка домашнего задания | 5 | Постановка перед учащимися учебной задачи, мотивация на решение задания. Для восхождения на «Гору успехов» нам необходимо вспомнить определения прошлых уроков. Установите соответствия: ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | азимут | Величина, показывающая, во сколько раз расстояние на карте или плане уменьшены по сравнению с реальными расстояниями на местности | масштаб | Превышение по вертикали одной точки на земной поверхности над другой | Относительная высота | Угол между направлением на север и на любой объект по ходу часовой стрелки | горизонтали | Превышение точки земной поверхности над уровнем моря | Абсолютная высота | Линии на плане (карте), соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой | ориентирование | Умение определять своё местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов | Итог: Ребята, во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания, как вы думаете, о чем? (о нашей планете) | Выполнение задания на карточках. | - построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей -умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; развитие регуляции учебной деятельности |
III. Проблемная ситуация и актуализация знаний | 3 | Дает задания обучающимся, актуализирует субъектный опыт учащихся. Посмотрите на снимки нашей Земли из космоса. А теперь посмотрите на глобус. Сравните увиденное? Попробуйте сформулировать тему урока. | Работают с учебным материалом. Принимают активное участие в дискуссии. Выдвигают предположение о теме урока. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | -умение выражать свои мысли; -развитие монологической речи. Регуляция учебной деятельности. Развитие регуляции учебной деятельности. |
IV. Постановка цели и задач урока | 2 | Объявляет тему урока. Тема нашего урока: Глобус и географическая карта. Сегодня мы узнаем новое о глобусе и карте, вместе составим таблицу их отличий. | Слушают учителя. Взаимодействуют с учителем. Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. Записывают тему урока. Раскрывают цель. | - выделение существенной информации из слов учителя. - умение слушать в соответствии с целевой установкой. |
V. Усвоение новых знаний и способов действий | 15 | Объясняет новый материал. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний. Вовлекает детей в дискуссию, учит работать в группах. Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность? Дайте определение понятию «глобус». Проверьте по учебнику. Поиск решения. Первый глобус был создан в 1492 году. Чего на нем не хватает? Как вы думаете, почему? Рубрика «Это интересно» КАКИЕ БЫВАЮТ ГЛОБУСЫ? 1. Учитель. При подготовке к уроку обучающиеся искали ответ на этот вопрос. Послушаем желающих. 2. Послушайте загадку. Отгадайте, о чем идет речь? Он на листок бумаги похож, Нашей Земли очень умный чертёж, Горы, равнины, моря, океаны, И города есть на нём и страны. (карта) Как вы думаете, почему я вам загадала загадку о карте? Что такое географическая карта? – мозговой штурм. 3. А как называют ученого, составляющего карты? (картограф) Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (ответы детей) А вы знаете, что именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. Он разложил дольки апельсина на листе бумаги так, как они покрывали его. А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены. Рубрика «Это интересно» КАКИЕ БЫВАЮТ КАРТЫ? 4. Виды карт Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые? | Слушают учителя, участвуют дискуссиях. Осознание многообразия видов изображения земной поверхности. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Обнаруживают связь с другими сферами знаний. Учащиеся дают определение географической карте. Знакомятся с разными картами (топографические, план местности) Анализируют физическую карту мира, усваивают основные элементы ее легенды. Называют ответ – карта – это плоскость. На ней есть искажения. Находят их на карте. Работа с учебником и слайдами презентации. | - умения работать с различными источниками информации; - формирование исследовательских действий, исследовательской культуры; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; -уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. |
VI. Релаксация (Физкультминутка ) | 2 | Объясняет и показывает движения. Наклоны: север – руки вверх, подняться на носочки, Юг – присесть, руки на колени, Запад – наклон влево, Восток – наклон вправо. Изобразить движение планеты Земля вокруг своей оси. | Выполняют упражнения. Взаимодействуют с учителем. | |
VII. Закрепление новых знаний и способов действий. | 5 | Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях. Сравни глобус и карту. Заполни сравнительную таблицу. Выдели общие черты и различия. Общее | | | Различия | Глобус | Карта | | | | | | | Вывод: По результатам работы формулируется вывод о возможности использования каждого изображения земной поверхности в повседневной и хозяйственной деятельности. | Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Заполняют сравнительную таблицу. | - осознание и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме. - умение формулировать собственное мнение и позицию. - осуществление самоконтроля. |
VIII. Первичная проверка понимания | 5 | Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях. Восстановите рассказ. Модель Земли называют_________________ А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют ______________________ Географические карты различаются по 1_____________2___________3______________ На физической карте синим цветом обозначена__________, коричневым, желтым, зелены -_____, белым –_______ . Каждая карта имеет свой ________________________. | Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самоконтроль понимания вопросов. | - осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. - умение формулировать собственное мнение и позицию. - осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
IX. Подведение итогов | 2 | Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия. Все мы разные, но когда мы вместе, то сможем преодолеть любые горы! | Отвечают на вопросы Формулирование собственного мнения и позиции. Контроль, самоконтроль, коррекция правильности ответов. | - умение обсуждать содержание урока; - умение понимать ответы других; - умение слушать в соответствии с целевой установкой; - уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
X. Рефлексия | 2 | Проводит рефлексию. Успех – ни редкость в нашем мире; Но что такое есть успех? Успех – отличная отметка; Успех – удачный поворот; Увы, успех приходит редко (Хотелось бы наоборот)! Сегодня вы все так успешны, И на вершине той горы Чтоб голова кружилась только, Не от проблем, а от весны!!! Ребята поднимают вверх шарики из бумаги различного цвета, оценивая себя («5» отлично - красные «4» хорошо - жёлтые, удовлетворительные оценки не предусмотрены) соответственно их настроению к концу урока рисуют смайлик на шариках. Учитель предлагает «опуститься» всем с горной вершины, чтобы голова не закружилась от успеха и от долго пребывания на большой высоте. | Рефлексируют. Взаимодействуют с учителем. Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний | - умение делать выводы. - формулирование собственного мнения и позиции. |
XI. Постановка домашнего задания | 2 | Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнению. Мотивирует выполнение домашнего задания. Параграф №13, по желанию стр.47 № 11 Я считаю, что глобус – несовершенная модель земного шара. Докажите или опровергните мою точку зрения. Спасибо за работу! | Слушают учителя, записывают домашнее задание. Взаимодействуют с учителем. | - осознание качества и уровня усвоения материала. - регуляция учебной деятельности. |