Урок русского языка в 6 классе
Тема: Повторение знаний об имени существительном, полученных в 5 классе.
Цели: 1. повторить и систематизировать изученный материал.
2. развитие коммуникативной компетенции через игровые технологии.
3. воспитание познавательного интереса.
Оборудование: мультимедиапроектор, паспорт, карточки со словами, сигнальные карточки.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
- Тема сегодняшнего урока «Повторение знаний об имени существительном, полученных в 5 классе».
- Сегодняшний урок-игра посвящен имени существительному, мы закрепим свои знания об этой важнейшей части речи, поговорим о морфологических признаках имени существительного и синтаксической роли в предложении.
Имя существительное – не только древнейший, но и важнейший житель и работник Морфологии: каждое второе слово в речи – имя существительное. В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Недаром поэт А.Шибаев в стихотворении «Слова, слова, слова» говорит:
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных - нету!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами (рассказывает ученица)
- Посмотрите, ребята, на карту «Город существительных». Все названия улиц и объектов вам знакомы. Нам предстоит с вами пройтись по улицам нашего города и вспомнить то, что вы изучали в 5 классе.
- Давайте вспомним, что такое имя существительное?
В городе 2 большие улицы: улица Постоянных признаков и Непостоянных признаков.
- Какие признаки постоянные у имени существительных, а какие непостоянные?
Первая наша остановка «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Слова-существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные. Почему одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО?
- Потому что обозначают живых существ. Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО? Ведь, с точки зрения биологии, это живая природа. Ответ следует искать в глубокой древности.
Наши далекие предки живыми считали только то, что бегает, летает, плавает, а растения стоят на месте. В то время еще не было учения о живой природе, поэтому весь растительный мир с точки зрения грамматики оказался неодушевленным.
- А теперь, когда вы знаете, как грамматически различать существительные одушевленные и неодушевленные, выполните задание.
Задание: (работа с сигнальными карточками). Я называю имена существительные, вы поднимаете карточку с буквой О, если имя существительное одушевлённое и с буквой Н, если неодушевлённое.
Мужчина, верх, здоровье, кошка, начало, шапка, друг, день, девочка, собака, ключ, малыш.
Следующая остановка «Род имён существительных»
- Вы знаете, что каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов. Их всего три, они располагаются на древе познания обособленно: на самом верхнем этаже – дамы, в центре – господа, а внизу – существа. Но зачем имени существительному род? Жили бы все вместе. Вот в английском языке, например, нет никакого деления на роды. И в армянском, и в турецком, и в китайском, и в узбекском, и в татарском, и во многих других. Но в этом одна из особенностей русского языка: мы очеловечиваем многие слова.
- Назовите род имён существительных.
Задание: (работа в парах по рядам) соотнесите имена существительные по родам в колонки, слова даны на карточках.
Брат, берёза, печенье, телефон, трава, сестра, солнце, дедушка, доброта, поле, поход, яблоня, облако, крыло, берег.
- Проверяем, 1 ряд называет имена существительные женского рода, 2 ряд – мужского рода, 3 ряд – среднего рода.
Следующая остановка «Склонение имён существительных»
В королевстве склонений обитают жители трёх склонений.
- Давайте вспомним, какие это склонения, и какие имена существительные относятся к каждому из них?
Задание: письменно определить склонение имён существительных (с каждого ряда по 1 человеку выходят к доске, затем все вместе проверяем)
Рожь, тополь, досада, местность, смелость, шалаш, циркуль, картофель, аллея, ветка, картошка, ночь.
Следующая остановка «Собственные и нарицательные имена существительные»
- Нужны ли имена собственные? А если бы их не было? Вообрази на мгновение, что навсегда исчезли все географические названия городов, рек, морей, гор, стран, улиц. Тот час бы остановилась работа почты. В напрасных поисках мечутся пожарные машины и скорая помощь – никаких адресов ведь нет. Парализован транспорт: никто не знает, куда едет, где пересесть, где сойти. Грузы вместо Гваделупы идут в Марсель. Мировое хозяйство распалось, человечество отброшено к первобытному состоянию. И все из-за такой мелочи, как названия.
- Как мостик между именами собственными и именами нарицательными служит то, что нарицательные существительные могут стать собственными и наоборот.
Предлагаю вам игру «Я работаю волшебником»
- Превратите имена нарицательные в имена собственные.
Птица орёл – (город Орёл)
Цветок роза – (девочка Роза)
Плодородная земля – (планета Земля)
Воздушный шарик – (собака Шарик)
(физкультминутка)
- Вот большой орфографический лес. Чтобы его пройти, нужно правильно написать слова с изученной орфограммой. Это задание выполняем самостоятельно, затем, меняясь тетрадями, проверяем работу друг у друга.
Любоваться чиж…м, суп с перц…м, говорить со сторож…м, салат с огурц…м, быть молодц…м, за лиловой туч…й, с тяжёлой нош…й, с опытным врач…м, пять пальц…в. Укрыться плащ…м, скрыться за шалаш…м.
- На какую изученную орфограмму были даны слова? (правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных)
- Когда пишется О, а когда Е? (под ударением О, без ударения Е)
Вторая большая улица города - улица Непостоянных признаков, на ней живут число и падеж.
Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму только множественного и только единственного числа и те, которые изменяются по числам.
Задание: устно определите число имён существительных (работа по цепочке)
Детство, цемент, город, очки, грабли, железо, бензин, школа, темнота, хлопоты.
- Сколько в русском языке падежей? Перечислите вопросы падежей по порядку.
Задание: определить падеж имён существительных (один ученик у доски, а у 4 – карточки, для сильных учащихся) написано на доске
Стоять под окном, висеть на ветке, сидеть у костра, около площади, спуститься к реке, говорили о дороге, учиться в школе, гулять у моря.
Дорога привела нас к синтаксическому замку.
- Сейчас мы вспомним, чем может быть в предложении имя существительное.
Задание: выполнить синтаксический разбор предложения (1 ученик у доски, остальные работают в тетрадях)
У старой ёлки высунулся белый грибочек.
- Итак, чем в предложении может быть существительное?
Графический диктант (на листочках)
– А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите +, если же это утверждение не соответствует истине, ставите «–».
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета
Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
Имена собственные пишутся с маленькой буквы.
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
Изменение имён существительных по падежам называется склонением.
В русском языке шесть падежей.
При склонении имён существительных изменяется только окончание.
Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто?
Имена существительные бывают только женского и среднего рода.
Морфологический разбор существительного (паспорт)
Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.
1. Моя начальная форма: ____________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное - неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме ______________ (числа), ______________ (падежа).
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль _____________________ .
- А теперь я вам раздам морфологические паспорта, и вы самостоятельно их заполните и подтвердите свои знания в определении морфологических признаков имён существительных.
(ученики работают самостоятельно и сдают на проверку)
Домашнее задание: морфологический разбор имён существительных из предложения.
- Итак, наше путешествие по Городу имён существительных подошло к концу.
Итог: - По каким остановкам мы с вами совершили путешествие?
Выставление оценок.
Морфологический разбор существительного (паспорт)
Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.
1. Моя начальная форма: ____________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме ______________ (числа), ______________ (падежа).
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль _____________________ .
Морфологический разбор существительного (паспорт)
Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.
1. Моя начальная форма: ____________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме ______________ (числа), ______________ (падежа).
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль _____________________ .
Карточка № 1
Вставить пропущенные орфограммы, определить падеж.
Память о солдат…, в госпитал…, в пустынном безмолвии…, спать в сара…, идти по тропинк…, на детской фотографии…, писать в тетрад…, памятник в столиц…, в старой избушк…, учиться в школ…, путешествовать по степ…, укрываться плащ…
Карточка № 1
Вставить пропущенные орфограммы, определить падеж.
Память о солдат…, в госпитал…, в пустынном безмолвии…, спать в сара…, идти по тропинк…, на детской фотографии…, писать в тетрад…, памятник в столиц…, в старой избушк…, учиться в школ…, путешествовать по степ…, укрываться плащ…
Карточка № 1
Вставить пропущенные орфограммы, определить падеж.
Память о солдат…, в госпитал…, в пустынном безмолвии…, спать в сара…, идти по тропинк…, на детской фотографии…, писать в тетрад…, памятник в столиц…, в старой избушк…, учиться в школ…, путешествовать по степ…, укрываться плащ…
Карточка № 1
Вставить пропущенные орфограммы, определить падеж.
Память о солдат…, в госпитал…, в пустынном безмолвии…, спать в сара…, идти по тропинк…, на детской фотографии…, писать в тетрад…, памятник в столиц…, в старой избушк…, учиться в школ…, путешествовать по степ…, укрываться плащ…