СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого занятия по "Социокультурным истокам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие для обучающихся 1 класса по учебному курсу «Социокультурные истоки» на тему «Образ Родины»

Автор: Байданова Ботагоз Рыспаевна,

 учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» ,

                                                                                   первая квалификационная категория Тема урока: «Образ Родины». Цели: расширить представление учащихся о понятиях «Родина», «Малая родина»; развивать познавательный интерес к истории своей Родины; систематизировать знания учащихся о родном крае; повышать у детей уровень патриотической и гражданской ответственности; воспитывать патриотические чувства, чувства любви к своей Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество. Задачи: рассказать о государственных символах России, обобщить понятие «Родина»; воспитать эмоционально-патриотическое отношение к символике России, чувство любви к Отечеству и гордости за него; развить познавательный интерес и уважение к символам России; воспитывать патриотизм, любовь к Родине, любовь к родному краю, традициям своего народа; развивать логическое мышление, образное воображение, речь, творческую активность. Оборудование: мультимедийный экран, проектор, книга 4 для развития учащихся, карточки с текстом К. Ушинского «Наше Отечество», пазлы «Символика России и ХМАО», жетоны «За внимание», сигнальные карточки для проведения рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«моё занятие Истоки»

Занятие для обучающихся 1 класса по учебному курсу «Социокультурные истоки» на тему «Образ Родины»

Автор: Байданова Ботагоз Рыспаевна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» ,

первая квалификационная категория
Тема урока: «Образ Родины».
Цели: расширить представление учащихся о понятиях «Родина», «Малая родина»; развивать познавательный интерес к истории своей Родины; систематизировать знания учащихся о родном крае; повышать у детей уровень патриотической и гражданской ответственности; воспитывать патриотические чувства, чувства любви к своей Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество.
Задачи: рассказать о государственных символах России, обобщить понятие «Родина»;
воспитать эмоционально-патриотическое отношение к символике России, чувство любви к Отечеству и гордости за него; развить познавательный интерес и уважение к символам России; воспитывать патриотизм, любовь к Родине, любовь к родному краю, традициям своего народа; развивать логическое мышление, образное воображение, речь, творческую активность.
Оборудование: мультимедийный экран, проектор, книга 4 для развития учащихся, карточки с текстом К. Ушинского «Наше Отечество», пазлы «Символика России и ХМАО», жетоны «За внимание», сигнальные карточки для проведения рефлексии.

Ход урока

1 ЭТАП. Присоединение к классу
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучать курс «Социокультурные истоки». На нашем занятии присутствуют гости, и я прошу вас поприветствовать наших гостей.

Сегодня на уроке вы узнаете много полезной и интересной информации. Вы работаете сегодня в группах. Я попрошу встать вас, взяться за руки, улыбнуться друг другу и пожелать хорошего дня.

А вот какая тема занятия сегодня вы должны догадаться сами.


2 ЭТАП. Присоединение к теме

- Отгадайте загадку:

Люблю поле и берёзки,

И скамейку под окном,

Заскучаю – вытру слёзки,

Вспоминая о родном.

Никогда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое,

Буду я всегда любить!

Место это знаю я

А вы знаете, друзья? ( Родина)


- Догадались. Какая сегодня тема нашего занятия? Ответ вы не называете, а пробуете собрать с ребятами в группе (Родина.)

Слайд 1: Тема занятия: «Образ Родины».

3 ЭТАП. Актуализация новых знаний.
1. Россия – наша Родина.
СТИХОТВОРЕНИЕ И. С. Никитина «РУСЬ». Прежде чем вы начнете слушать это стихотворение, я прошу вас представить величественную картину Руси во всей ее полноте.

ВИДЕОЗАПИСЬ

-Что вы представили?

- А у вас есть Родина? (У каждого человека есть Родина).

- Как называется наша Родина? (Россия).
-А вы любите Россию? Готовы быть ее защитниками?
-Ребята, я предлагаю вам прочесть отрывок из произведения К. Ушинского «Моё Отечество» и подумать над вопросами:

-Почему Россию называют МАТУШКОЙ? ОТЕЧЕСТВОМ? РОДИНОЙ? (ответы из текста)


Слайд 2. РАБОТА С ТЕКСТОМ (в группах) (На экране текст)


-Почему Россию называют МАТУШКОЙ? ОТЕЧЕСТВОМ? РОДИНОЙ? (ответы из текста)


Слайд 3. Карта России.
- Наше государство называется Российской Федерацией.
«Федерация» - объединение многих республик, краёв и областей

На кaрте нaшей стрaны вы видите портреты. Чьи? Прaвильно, вaши.

А почему ВАШИ? (потому что мы-россияне)

- Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая!
- Как вы думаете, какова численность населения нашей страны?
Население России составляет более 150 миллионов человек. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия - многонациональное государство. В ней проживают больше 100 национальностей и народностей.
У кaждого госyдaрства есть свои отличительные признaки, которые позволяют предстaвить её в мировом сообществе. Как нaзывaются эти отличительные знaки?

Перечислите их. (гимн, герб, флаг)

Они зaкреплены в основном зaконе нaшей страны - Конститyции.


Слайд 4. Предлагаю вам внимательно рассмотреть символы нашего государства на странице учебника.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (с. 80-81)

Слайд 5. Президент России (на экране проектируется портрет В.В.Путина).
- Главой нашего государства является Президент – Путин Владимир Владимирович, который избирается гражданами для руководства страной.
Слайд 6.Государственные символы России (на экране проектируется герб и флаг РФ).
- К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн
Слайд 7. Герб России. (Рассказывает ребёнок)

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный

Слайд 8. Российский флаг.
- Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту. Именно от морских флагов берут начало многие государственные флаги.

-Ребята, а кто знает, что означают цвета российского флага?


Слайд 9. Гимн России (на экране проектируется гимн России).
- Что обозначает слово гимн страны? (“Гимн” - слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную пеню”. Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем)
Звучит гимн России. Дети внимательно слушают. ВИДЕОЗАПИСЬ
Музыка А. Александрова 
Слова С. Михалкова.
- Ребята, где обычно включают гимн России? (когда спортсмены занимают призовые места, когда президент поздравляет с Новым годом).
- В гимне говорится о том, что наши леса и поля «раскинулись от южных морей до полярного края». Почему так говорят? (учитель показывает на карте) (Потому что наша Родина богата своими необъятными и беспредельными просторами).
— В мире нет страны, сравнимой с нашей по размерам, разнообразию природы и по множеству населяющих ее народов.
Слайд 10. (Берёза. Есенин)

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ «Береза»

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ «Солнце земли русской»

Слайд 11. Это действительно излюбленное дерево исконно русского народа. Почему береза - неофициальный символ России? Долгое время о ней слагали стихи, песни и различные пословицы. Береза очень часто фигурирует в русских сказках. Березы, считались покровительницами и родоначальницами всего живого. Это во многом отразилось и на повседневной жизни народа. Грамоту часто писали именно на бересте, дом освещался не чем иным, как березовой лучиной. Сок этого дерева был не только очень вкусным, но и лечебным. Ну и как же без русской бани? Без нее-то и Россию нельзя представить. А туда ходили именно с березовыми вениками, которые считались лучшими для всех оздоровительных целей. Сейчас Новый год россияне отмечают зимой, и для этой цели им больше всего походит вечнозеленая ель, но раньше календарный год у славян начинался вовсе не с зимы, а с весны, поэтому и дерево было соответствующее — береза. Как раз в этот период день становился существенно дольше, и люди после зимы с новыми силами приступали к сельскохозяйственным работам и благодарили при этом неофициальные символы России в виде деревьев.

Учитель:

- Образ Родины начинает складываться у человека с самого раннего детства, так же, как и образы отца и матери. Потом человек запоминает образ края, в котором живем, его краски, звуки его традиции.

- А из всего этого и складывается образ нашей необъятной Родины с ее историей, культурой и самобытностью.


2. Наша малая Родина.
- Что такое малая Родина? (Это там, где ты родился: деревня, поселок.)
- С самого детства каждый человек в первую очередь запоминает образ своей деревни, села, реки, дороги, ближнего леса и поля или городской улицы – всего того, что окружает его с первых дней жизни.

-Скажите, а как называется край, в котором мы живём?

-Как называется главный город нашего округа?
ЗНАКОМСТВО С ФЛАГАМИ ХМАО И Г.ХАНТЫ-МАНСИЙСК

Слайд 12. Флаг и герб ХМАО

Слайд 13. Флаг и герб г. Ханты-Мансийск

5 .Практическая работа. 
- Сегодня на занятии я предлагаю вам из предложенных фрагментов собрать символ и его защитить (Назвать что за символ, что означают цвета и предметы?)

РАБОТА В ГРУППЕ

Активная форма обучения. РАБОТА в группе.

- Сейчас мы с вами попытаемся представить тот образ Родины, о котором уже много говорили сегодня. Вам предлагается ряд слов: Родина, родня, род, родник, народ, родители. В течение этого времени необходимо как можно более ярко представить обрaзы, которые вызывают y вaс дaнное слово: yвидеть кaртинку, нaполнить чyвствами и ощyщениями.

Определите, что является общим в словах?

Все желающие могут поделиться впечатлениями.

3. Итог урока (рефлексия и оценивание).

Ресурсный круг

У кaждого человекa есть свой дом, своя природа, стрaна, свое родное место на Земле. Мы привязaны к своей Родине. Нaм повезло - мы родились в России. Мы любим ее тaкой, кaкая она есть. Мы можем сделать нашy Родинy еще крaсивее и богaче. Подумaйте, каие советы вы бы дали ребятам, чтобы Родина наша процветала.

- Какая сегодня тема урока была?
- Расскажите, что нового вы узнали на уроке?
- Что больше всего на уроке понравилось?
- Чему научились на уроке?
- Вы сегодня на уроке очень хорошо потрудились. Правильно выполняли задания. Активно работали. Молодцы!
- У вас на партах лежат два смайлика: один - в хорошем настроении, а другой – в плохом. Сейчас каждый из вас поставит сам себе оценку за работу на уроке. Чтобы оценить свою работу, выберите один из них и покажите всему классу. 

Просмотр содержимого презентации
«През»

ОБРАЗ РОДИНЫ

ОБРАЗ РОДИНЫ

Константин Ушинский «Наше Отечество» Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

Константин Ушинский

«Наше Отечество»

Наше отечество, наша родина — матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

Президент РФ В.В. Путин

Президент РФ

В.В. Путин

Символы России

Символы России

ГЕРБ РФ

ГЕРБ РФ

ФЛАГ РФ

ФЛАГ РФ

ГИМН РФ

ГИМН РФ

С.А. Есенин «Берёза»

С.А. Есенин «Берёза»

Символы ХМАО

Символы ХМАО

Символы г. Ханты-Мансийска

Символы г. Ханты-Мансийска

Что общего в словах? Родина, родня, род,  родник, народ, родители

Что общего в словах?

Родина, родня, род,

родник, народ, родители