Название орфограммы. | Как проработать ошибку. Алгоритм. | Образец. | Вспомни правило! |
1. Имена собственные | 1. Выпиши слово. 2. Подчеркни большую букву. 3. Придумай еще 2-3 слова на это правило. | собака Жучка город Астана река Иртыш | Фамилии, имена, отчества людей, клички животных и географические названия (реки, моря, города, села) - это имена собственные. Их надо писать с большой буквы. |
2. Буквы и, у, а после шипящих в корне. Сочетания чк, чн, щн. | 1. Выпиши слово. 2. Подчеркни сочетание. 3. Придумай еще 2-3 слова на это правило. | Чудесный, чайка, ёжик. | Жи-ши - пиши с И ча-ща - пиши с А чу-щу - пиши с У чк, чн, щн - пиши без мягкого знака. |
3. Перенос слов | 1. Выпиши слово. 2. Подчеркни гласные. 3. Разбей слова для переноса. | Ко-ро-ва, коро-ва, ко-рова. | Слова нужно переносить по слогам, но нельзя оставлять на строке и переносить: а) одну букву; б) часть слова не составляющую слога. |
4. Безударные гласные в корне слова. | 1. Выпиши слово. 2. Поставь ударение. 3. Выдели корень. 4. Подчеркни безударные Гласные в корне. 5. Подбери проверочное слово. | Моря – море Трава – травы | Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы безударная гласная попала под ударение. |
5. Парные согласные в корне слова. | 1. Выпиши слово. 2. Подчеркни парные согласные. 3. Выдели корень. 4. Подбери проверочное слово. | Лес – леса, лесной. Зуб – зубы. Варежки – нет варежек. | Парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с в слабой позиции надо проверять. Измени слово так, чтобы после парной согласной стояла гласная (или звонкая согласная). |
6. Разделительный мягкий и твердый знак. | 1. Выпиши слово. 2. Разбери его по составу. 3. Вспомни правило. 4. Подчеркни ь или ъ. 5. Прочитай слово вслух, не сливается ли согласный звук с гласным. | Платье, вьюга. Подъезд, съем. | Сравни. Разделительный мягкий знак а) Ь - пишется в корне слова; б) после согласных; в) перед гласными: а, е, ю, я. Разделительный твердый знак. а) Ъ- пишется после приставок на согласную; б) перед корнем, который начинается с гласных: е, ё, ю, я. |
7. Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | 1. Выпиши. 2. Убедись, что это имя существительное. 3. Подчеркни шипящие на конце слова. 4. Определи род имени существительного. | Плащ – сущ., м.р. Мышь – сущ., ж.р. | На конце сущ. после шипящих в женском роде Ь – пишется, в мужском роде - не пишется. |
8. Удвоенная согласная. | 1. Пропиши строчку слова в котором ошибся. 2. Подчеркни удвоенную согласную. 3. Подбери к этому слову 2-3 однокоренных. | Класс, классный. Кассета, подкассетник. | Запомни написание слов с удвоенными согласными. |
9. Правописание приставок со словами. | 1. Выпиши слово . 2. Выдели приставку и корень. 3. Придумай еще слова с такой же приставкой. | Перешел, переехал. Подвез, полез, подход. Остыл, осыпал, ослеп. | Приставка это часть слова, ее, надо писать слитно. Существуют неизменяемые приставки с а: за -, на-, над-; с о: со-, про-, подо-, от-, ото; не изменяются: у-, вы-, в-, сизменяются: из- или ис-, пре -или при-, без- или бес-, воз- или вос -. |
10. Предлоги с существительными и местоимениями. | 1. Выпиши предлог и слово. 2. Между предлогом и словом вставь вопрос или другое слово. | Отошел от берега. От (крутого) берега. От (чего?) берега. Прибежал за мной. За (кем?) мной. | Предлоги пишутся отдельно от слова между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. |
11. Непроизносимые согласные. | 1. Выпиши. Подчеркни. 2. Подбери проверочное слово. 3. Вспомни и запиши еще 2-3 слова на эту орфограмму | Честный – честь Звездный – звезда Здравствуй - здоровье | В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не про износятся. Некоторые слова нужно запомнить, а некоторые изменить так, чтобы непроизносимая согласная стала слышна. |
12. Правописание суффиксов -ек-, -ик- -иц-, -ец- | 1. Выпиши. 2. Выдели суффикс. 3. Измени слово, если гласная выпала – пиши –ек-, не выпала – пиши –ик- | Замочек – замочки Кораблик - кораблики | Чтобы правильно написать гласную в суффиксах: –ик, -ек, иц, -ец - измени слово, если гласная в суффиксе выпадает, то пиши -е-, если не выпадает, пиши – и-. |
13. Правописание безударных окончаний имен существительных. | 1. Выпиши существительное предлогом (если он есть). 2. Убедись, что окончание безударное. 3. Определи число, падеж. 4. Определи склонение. 5. По падежу и склонению установи, какое надо написать окончание. (Проверь по таблице.) 6. Выдели окончание. (Число – падеж – скл. – окончание) | В роще – сущ., ед.ч., П.п., 1скл. | 1. Используй для проверки сущ-е с ударными окончаниями: 1скл. – земля, 2скл. – окно, 3скл. - рожь. 2. Проверяй окончания по таблице. | Ед ч. | Мн.ч. | 1скл | 2скл | 3скл | - | И.п. | -а,-я | -о,-е | | -я,-ы,-и | Р.п. | -ы,-и | -а, -я | -и | -ов,-ей,-их | Д.п. | -е | -у,-ю | -и | -ам,-ям | В.п. | -у,-ю | -о,-е | | -а,-я,-и,-ы | Т.п. | -ой-ей | -ом,-ем | -ю | -ами, -ями | П.п. | -е | -е | -и | -ах, -ях | |
14. Безударные окончания имен прилагательных. | 1. Выпиши прилагательное вместе с существительным с которым оно связано по смыслу. 2. Поставь вопрос от существительного к прилагательн6му. 3. Обрати внимание на окончание у вопроса. 4. Какое окончание у вопроса такое же должно быть у прилагательного с учетом мягкости и твердости 5. Определи число, падеж. 6. Проверь окончание по таблице. | Человека (какого?) хорошего – прилаг., ед.ч., Р.п. Вечером (каким?) зимним – прилаг., мн.ч., Д.п. | Падеж прилагательного определяется по имени сущ-ому, с которым оно связано. | М. р | Ср. р | Ж.р. | Мн.ч. | И | -ой, -ый, -ий | -ое, -ее | -ая, -яя | -ые, -ие | Р | -ого,-его | -ого,-его | -ой, -ей | -ых, -их | Д | -ому, -ему | -ому, -ему | -ой, -ей | -ым, -им | В | -ой, -ый, -ий | - ое, -ее | -ую, -юю | -ые, -ие | Т | -ым, -им | -ым, -им | - ой, -ей | -ыми, -ими | П | -ом, -ем | -ом, -ем | -ой, -ей | -ых, -их | |
15. Частица не с глаголами | 1. Пропиши всю строчку. 2. Подчеркни частицу не. 3. Придумай еще 2-3 глагола с частицей не. | Не хочу – глаг., не могу – глаг. | Не с глаголами пишутся всегда отдельно. |
16. Ь в окончаниях глаголов 2 лица ед. числа. | 1. Выпиши глагол. 2. Определи лицо и время, число глаг. 3. Если глаг. 2л, ед. ч., то напиши – Ь. | Играешь – глаг., н.в., 2л., ед.ч. | На конце глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч. пишется -Ь. |
17. Правописание безударных окончаний глаголов. | 1. Выпиши глагол. 2. Определи время, если глаг. н.в. глаг. п.в. или б.в. определи определи число, род спряжение I спр II спр. -Е- -И- в окончании | Заяц (что делает?) путает – глаг., н.в., Iспр. | I спр | II спр. | 1. В неопределенной форме. | -ать, ять -еть, оть -уть, -ть | - ить | 2. В 3л., мн.ч. (они) | -ут, -ют | -ат, -ят | В окончаниях пиши –е -ешь -ет -ем -ете + брить, стелить | В окончаниях пиши –и -ишь -ит -им -ите + 11 исключений | |
18. -ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов настоящего времени, неопределенной формы. | 1. Выпиши глагол вместе с вопросом и зависимым словом. 2 Определи н.в. или н.ф? Если: н.в. н.ф. (что делает?) (что делать?) - тся - ться | Маша (что делает?) гордится – глаг., н.в., 3л., ед.ч. Надо (что делать?) радоваться – глаг., н.ф. | В настоящем времени (н.в.) у глаголов вопрос что делает – без Ь, и в глаголе ТСЯ – пиши без Ь. В неопределенной форме (н.ф.) – вопрос что делать? – с мягким знаком, и в глаголе н.ф. –ТЬСЯ – пиши с Ь. |
19. Суффиксы глаголов прошедшего времени. | 1. Выпиши. 2. Определи время глагола, выдели суффикс. 3. Поставь глаг. в н.ф. 4. Какая гласная перед – ть в н.ф., ту же и пиши перед –л – в прошедшем времени. | Веял (что делать?) -веять (н.ф.) | В прошедшем времени перед -л- пишется та же гласная, что и перед -ть в н.ф. |
20. Наречие | 1. Выпиши. 2. Выдели суффикс -о или -е. | медленно певуче | Многие наречия образованы от имен прилагательных с помощью суффиксов -о, -е. У наречий не бывает окончаний в том числе и нулевых. |
21. Непроверяемые гласные и согласные. Слова на неизученные правила. | 1. Пропиши всю строчку слова, в котором ошибся. 2. Подчеркни место ошибки. 3. Постарайся запомнить правописание этого слова. | Локомотив. | |