СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка. Памятка по работе над ошибками. 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной памятке удалось систематизировать все орфограммы по русскому языку с 1 по 4 класс. Дан алгоритм работы, образец проработки ошибки и правило.

Просмотр содержимого документа
«Разработка. Памятка по работе над ошибками. 1-4 класс»

Памятка по работе над ошибками в начальных классах.


Составитель: Рыбак С.М.

Название орфограммы.


Как проработать ошибку.

Алгоритм.


Образец.


Вспомни правило!


1.

Имена собственные

1. Выпиши слово.

2. Подчеркни большую букву.

3. Придумай еще 2-3 слова на это правило.


собака Жучка

город Астана

река Иртыш


Фамилии, имена, отчества людей, клички животных и географические названия (реки, моря, города, села) - ­это имена собственные. Их надо писать с большой буквы.

2.

Буквы и, у, а после шипящих в корне.

Сочетания чк, чн, щн.

1. Выпиши слово.

2. Подчеркни сочетание.

3. Придумай еще 2-3 слова на это правило.


Чудесный, чайка, ёжик.

Жи-ши - пиши с И

ча-ща - пиши с А

чу-щу - пиши с У

чк, чн, щн - пиши без мягкого знака.

3.

Перенос слов

1. Выпиши слово.

2. Подчеркни гласные.

3. Разбей слова для переноса.


Кооа, коро-ва, ко-рова.

Слова нужно переносить по слогам, но нельзя оставлять на строке и переносить:

а) одну букву;

б) часть слова не составляющую слога.

4.

Безударные гласные

в корне слова.


1. Выпиши слово.

2. Поставь ударение.

3. Выдели корень.

4. Подчеркни безударные

Гласные в корне.

5. Подбери проверочное слово.


Моря – море

Трава – травы


Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы безударная гласная попала под ударение.


5.

Парные согласные в корне слова.


1. Выпиши слово.

2. Подчеркни парные

согласные.

3. Выдели корень.

4. Подбери проверочное

слово.


Лес – леса, лесной.

Зуб – зубы.

Варежки – нет варежек.

Парные согласные:

б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с

в слабой позиции надо проверять. Измени слово так, чтобы после парной согласной стояла гласная (или звонкая согласная).


6.

Разделительный мягкий и твердый знак.


1. Выпиши слово.

2. Разбери его по составу.

3. Вспомни правило.

4. Подчеркни ь или ъ.

5. Прочитай слово вслух, не

сливается ли согласный звук с гласным.


Платье, вьюга.

Подъезд, съем.

Сравни.

Разделительный мягкий знак

а) Ь - пишется в корне слова;

б) после согласных;

в) перед гласными: а, е, ю, я.

Разделительный твердый знак.

а) Ъ- пишется после приставок на согласную;

б) перед корнем, который начинается с гласных: е, ё, ю, я.

7.

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.


1. Выпиши.

2. Убедись, что это имя

существительное.

3. Подчеркни шипящие на

конце слова.

4. Определи род имени

существительного.


Плащ – сущ., м.р.

Мышь – сущ., ж.р.

На конце сущ. после шипящих

в женском роде Ь – пишется,

в мужском роде - не пишется.


8.

Удвоенная согласная.

1. Пропиши строчку слова в котором ошибся.

2. Подчеркни удвоенную согласную.

3. Подбери к этому слову 2-3

однокоренных.

Класс, классный.

Кассета, подкассетник.


Запомни написание слов с удвоенными согласными.

9.

Правописание приставок со словами.


1. Выпиши слово .

2. Выдели приставку и корень.

3. Придумай еще слова с

такой же приставкой.

Перешел, переехал.

Подвез, полез, подход.

Остыл, осыпал, ослеп.

Приставка это часть слова, ее,

надо писать слитно.

Существуют неизменяемые приставки с а: за -, на-, над-;

с о: со-, про-, подо-, от-, ото;

не изменяются: у-, вы-, в-, с­изменяются: из- или ис-, пре -или при­-, без- или бес-, воз- или вос -.

10.

Предлоги с существительными и местоимениями.


1. Выпиши предлог и слово.

2. Между предлогом и словом вставь вопрос или другое слово.

Отошел от берега.

От (крутого) берега.

От (чего?) берега.

Прибежал за мной.

За (кем?) мной.

Предлоги пишутся отдельно от слова между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

11.

Непроизносимые согласные.


1. Выпиши. Подчеркни.

2. Подбери проверочное

слово.

3. Вспомни и запиши еще 2-3

слова на эту орфограмму

Честный – честь

Звездный – звезда

Здравствуй - здоровье

В некоторых словах согласные

т, д, л, в пишутся, но не про износятся. Некоторые слова нужно запомнить, а некоторые изменить так, чтобы непроизносимая согласная стала слышна.


12.

Правописание суффиксов

-ек-, -ик-

-иц-, -ец-

1. Выпиши.

2. Выдели суффикс.

3. Измени слово, если гласная выпала – пиши –ек-,

не выпала – пиши –ик-

Замочек – замочки

Кораблик - кораблики

Чтобы правильно написать гласную в суффиксах: –ик, -ек, иц, -ец - измени слово, если гласная в суффиксе

выпадает, то пиши -е-,

если не выпадает, пиши – и-. ­

13.

Правописание

безударных окончаний

имен существительных.


1. Выпиши существительное

предлогом (если он есть).

2. Убедись, что окончание безударное.

3. Определи число, падеж.

4. Определи склонение.

5. По падежу и склонению установи, какое надо написать окончание.

(Проверь по таблице.)

6. Выдели окончание.

(Число – падеж – скл. – окончание)

В роще – сущ., ед.ч., П.п., 1скл.

1. Используй для проверки сущ-е с ударными окончаниями:

1скл. – земля, 2скл. – окно,

3скл. - рожь.

2. Проверяй окончания по таблице.


Ед ч.

Мн.ч.

1скл

2скл

3скл

-

И.п.

-а,-я

-о,-е

-я,-ы,-и

Р.п.

-ы,-и

-а, -я

-ов,-ей,-их

Д.п.

-у,-ю

-ам,-ям

В.п.

-у,-ю

-о,-е


-а,-я,-и,-ы

Т.п.

-ой-ей

-ом,-ем

-ами, -ями

П.п.

-ах, -ях


14.

Безударные окончания имен прилагательных.


1. Выпиши прилагательное

вместе с существительным с

которым оно связано по

смыслу.

2. Поставь вопрос от

существительного к

прилагательн6му.

3. Обрати внимание на

окончание у вопроса.

4. Какое окончание у

вопроса такое же должно

быть у прилагательного с

учетом мягкости и твердости

5. Определи число, падеж.

6. Проверь окончание по

таблице.

Человека (какого?) хорошего – прилаг., ед.ч., Р.п.


Вечером (каким?) зимним – прилаг., мн.ч., Д.п.

Падеж прилагательного определяется по имени сущ-ому, с которым оно связано.



М. р

Ср. р

Ж.р.

Мн.ч.

И

-ой, -ый,

-ий

-ое, -ее

-ая, -яя

-ые, -ие

Р

-ого,-его

-ого,-его

-ой, -ей

-ых, -их

Д

-ому,

-ему

-ому,

-ему

-ой, -ей

-ым, -им

В

-ой, -ый,

-ий

- ое, -ее

-ую, -юю

-ые, -ие

Т

-ым, -им

-ым, -им

- ой, -ей

-ыми,

-ими

П

-ом, -ем

-ом, -ем

-ой, -ей

-ых, -их


15.

Частица не с глаголами

1. Пропиши всю строчку. 2. Подчеркни частицу не.

3. Придумай еще 2-3 глагола

с частицей не.

Не хочу – глаг.,

не могу – глаг.

Не с глаголами пишутся всегда отдельно.


16.

Ь в окончаниях глаголов 2 лица ед. числа.


1. Выпиши глагол.

2. Определи лицо и время, число глаг.

3. Если глаг. 2л, ед. ч., то

напиши – Ь.

Играешь – глаг., н.в., 2л., ед.ч.

На конце глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч. пишется -Ь.


17.

Правописание безударных

окончаний глаголов.


1. Выпиши глагол.

2. Определи время, если

глаг. н.в. глаг. п.в.

или б.в. определи

определи число, род

спряжение


I спр II спр.

-Е- -И-

в окончании


Заяц (что делает?) путает – глаг., н.в., Iспр.


I спр

II спр.

1. В неопределенной форме.

-ать, ять

-еть, оть

-уть, -ть


- ить

2. В 3л., мн.ч. (они)

-ут, -ют

-ат, -ят

В окончаниях пиши –е

шь

т

м

-ете

+ брить, стелить

В окончаниях пиши –и

-ишь

-ит

-им

-ите

+ 11 исключений


18.

-ТСЯ, -ТЬСЯ

у глаголов настоящего времени, неопределенной формы.


1. Выпиши глагол вместе с вопросом и зависимым словом.

2 Определи н.в. или н.ф? Если:

н.в. н.ф.

(что делает?) (что делать?)

- тся - ться


Маша (что делает?) гордится – глаг., н.в., 3л., ед.ч.


Надо (что делать?) радоваться – глаг., н.ф.

В настоящем времени (н.в.) у глаголов вопрос что делает – без Ь, и в глаголе ТСЯ – пиши без Ь.

В неопределенной форме (н.ф.) – вопрос что делать? – с мягким знаком, и в глаголе н.ф. –ТЬСЯ – пиши с Ь.

19.

Суффиксы глаголов прошедшего времени.


1. Выпиши.

2. Определи время глагола, выдели суффикс.

3. Поставь глаг. в н.ф.

4. Какая гласная перед – ть в н.ф., ту же и пиши перед –л – в прошедшем времени.

Веял (что делать?) -веять (н.ф.)

В прошедшем времени перед -л- пишется та же гласная, что и перед -ть в н.ф.


20.

Наречие

1. Выпиши.

2. Выдели суффикс -о или -е.

медленно

певуче

Многие наречия образованы

от имен прилагательных с помощью суффиксов -о, -е. У наречий не бывает окончаний

в том числе и нулевых.


21.

Непроверяемые

гласные и согласные.

Слова на неизученные

правила.


1. Пропиши всю строчку

слова, в котором ошибся.

2. Подчеркни место ошибки.

3. Постарайся запомнить

правописание этого слова.

Локомотив.



3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!