Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства».
Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира
Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей; новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.
Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрению; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления, решать тестовые задания
Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитва, идол.
Оборудование:Компьютер.Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»
Основные даты: около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства
Актуализация знаний.
Как была открыта пещерная живопись?
Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мертвых»?
(Запись темы урока – Возникновение земледелия и скотоводства.)
Проблемное задание: Два племени живут в разной местности и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, другое - земледелием и скотоводством. Люди, какого племени жили в лучших условиях и почему? Мотивация
Учитель: Представим себе, что в наш век изобретена машина - времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени. И отправиться на 10 т.л.н. в Западную Азию.
Изучение нового материала:Учитель: На территории, куда мы приземлились проживает три родовые общины (Что такое родовая община?) род Лошади, род Бизона и род Медведя (делимся на 3 группы учащихся). Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом.
Родовая община — это коллектив людей, связанных между собой родством.
- Сейчас мы с вами сделаем таблицу родовой общины.
Роль старейшин в родовых общинах:
1. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода.
2. Разрешает споры внутри рода.
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляло племя. Племенем управлял совет старейшин.
После выступления каждого старейшин мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить Работа в группах:(10 мин).
Группы | Содержание плана урока | Проблемное задание |
Род Лошади | Мотыжное земледелие | Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники: Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому… Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.1 |
Род Бизона | Приручение животных | Составьте рассказ о возникновении скотоводства, используя слова – помощники: Начало: Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и…. Первым домашним животным была………………………, потом люди приручили и одомашнили…………….Так из…………………… появилось …. Домашний скот давал людям ……Слова - помощники: приручить, собака, свинья, коза, корова, охота, скотоводство, шерсть, кожу, молоко, мясо.Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.2 |
Род Медведя | Возникновение ремесел | Возникновение ремесел. Вставьте пропущенные слова: Мы научились изготавливать посуду и одежду.1. Сплетенную из веток и обмазанную___глиной_________ корзину , мы поставили в __огонь___. Прутья сгорели, остался крепкий _______кувшин_. Мы изобрели ___гончарство2. Из ___шерсти_ животных и волокон ____льна______ мы научились скручивать ______нити_. Так мы изобрели ______ткачество_____.3. Из нитей на ____________мы изготовили_________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели __.Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть,глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачествоДля помощи можете использовать текст учебника на стр.22-23 п.3-4 |
Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины Каждый открыл новый вид занятий. Перечислите эти занятия (земледелие. скотоводство, ремесло).
А теперь вы помогли им начать производить продукты и изделия ремесла. такое хозяйство называется производящим. Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины Рефлексия: Что на уроке было главным?Что было интересным?Что нового я узнал на уроке? Чему научился?
Домашнее задание:п.4, задания в рабочей тетради на выбор учащегося № 13, 14