СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка план-конспекта урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обыкновенный ,комбинированный урок.Работа в группах.Выступление "старейшин".

Просмотр содержимого документа
«Разработка план-конспекта урока»

Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства».

Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел  у первобытных людей; новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.

Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрению; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления, решать тестовые задания

Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитва, идол.

Оборудование:Компьютер.Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»

Основные даты: около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

Актуализация знаний.

  1. Как была открыта пещерная живопись?

  2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

  3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?

  4. Как первобытные люди представляли себе  жизнь предков в «стране мертвых»?

  • Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

  • Так какие же ваши предположения по поводу нашей темы?

(Запись темы урока – Возникновение земледелия и скотоводства.)

Проблемное задание: Два племени живут в разной местности и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, другое - земледелием   и скотоводством.  Люди,  какого племени жили в лучших условиях и почему? Мотивация

Учитель: Представим себе, что в наш век изобретена машина - времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени. И отправиться  на 10 т.л.н. в Западную Азию.

Изучение нового материала:Учитель: На территории, куда мы  приземлились проживает три родовые общины (Что такое родовая община?) род Лошади, род Бизона и род Медведя (делимся на 3 группы учащихся).    Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом.

Родовая община   — это коллектив людей, связанных между собой родством.

- Сейчас мы с вами сделаем таблицу родовой общины.

Роль старейшин в родовых общинах:

1. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода.

2. Разрешает споры внутри рода.

Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляло племя.  Племенем управлял совет старейшин.

     После выступления каждого старейшин мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить  Работа в группах:(10 мин).

Группы

Содержание плана урока

Проблемное задание

Род Лошади

Мотыжное земледелие

Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

 Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.1

Род Бизона

Приручение животных

Составьте рассказ о возникновении скотоводства, используя слова – помощники:

        Начало: Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и…. Первым домашним животным была………………………, потом люди приручили и одомашнили…………….Так из…………………… появилось …. Домашний скот давал людям ……Слова - помощники: приручить, собака, свинья, коза, корова, охота, скотоводство, шерсть, кожу, молоко, мясо.Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.2

Род Медведя

Возникновение

ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова: Мы научились изготавливать посуду и одежду.1. Сплетенную из веток и обмазанную___глиной_________ корзину , мы поставили в __огонь___. Прутья сгорели, остался крепкий _______кувшин_. Мы изобрели ___гончарство2. Из ___шерсти_ животных и волокон ____льна______ мы научились скручивать ______нити_. Так мы изобрели ______ткачество_____.3. Из нитей на ____________мы изготовили_________________, из которой сшили одежду.

Так мы изобрели __.Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть,глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачествоДля помощи можете использовать текст учебника на стр.22-23 п.3-4

     Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины Каждый открыл новый вид занятий. Перечислите эти занятия (земледелие. скотоводство, ремесло).

А теперь вы помогли им начать производить продукты и изделия ремесла. такое хозяйство называется производящим.  Проверка «выживаемости» рода.  После отчета каждого старейшины Рефлексия: Что на уроке было главным?Что было интересным?Что нового я узнал на уроке? Чему научился?

Домашнее задание:п.4, задания в рабочей тетради на выбор учащегося  № 13, 14  

        




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!