Разработка плана конспекта урока для 5 класса по теме «Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Правила ввода текста».
Тема 2. Подготовка текстов на компьютере (9 часов)
Урок № 2
Тема: Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Правила ввода текста.
Образовательная цель:
-
дать учащимся представление об основных объектах текстового документа;
-
закрепить представления о программных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессорах;
-
актуализировать имеющиеся навыки использования специальных клавиш и их комбинаций при вводе текста;
-
продемонстрировать важность умения работать с текстом.
Деятельностная цель: развивать навыки быстрой печати, напомнить учащимся основные правила ввода текста.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник, персональные компьютеры для обучения.
ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности
Итак, ребята, чтобы настроиться на работу - надо поставить себе цели и определить задачи. Давайте сделаем это вместе, а для этого я задам наводящие вопросы, и вы мне сами скажете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься. Итак, представьте, что вам надо сделать открытку к празднику маме, ей будет приятно, получить подарок от вас, сделанный своими руками. А что для этого нужно сделать?
- надо придумать, какой текст написать;
- надо представить себе, как будет выглядеть текстовый документ;
- в какой программе вы будете создавать текстовый документ;
- по каким правилам вы будете вводить текст;
- исправить ошибки;
- оформить текст.
Из описанных действий сделайте вывод – какие задачи перед вами поставлены на этом уроке
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
-
Дайте определение «понятию текст». (Это любое словесное высказывание, напечатанное или написанное с помощью некоторого алфавита)
-
Закончите предложение: любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включёнными в него нетекстовыми материалами, называют ____________ . (документом)
-
Как называются программы для работы с текстом и включения в него графических элементов, таблиц и пр.? (текстовые процессоры)
-
Текстовый процессор, включенный в пакет программ Microsoft Office, называется _____________ (Microsoft Office Word)
-
Из каких этапов состоит подготовка текстов на компьютере? (ввод (набор), редактирование, форматирование и печать)
Индивидуальная работа на карточке
1. Вспомни и назови группы клавиш, расположенные на клавиатуре:_____________________________________________________________________________________________________________________________________
(функциональные, символьные, специальные, клавиши управления курсором, цифровые)
-
Соедини стрелками по смыслу:
Фиксация режима прописных букв Caps Lock
Переключение на режим ввода прописных букв Shift + буква
Выбор раскладки клавиатуры Shift + Alt
Печать знаков, расположенных вместе с цифрами Shift + цифра
Взаимопроверка
- Ребята, как вы считаете, можно ли в любом тексте выделить какие-то единицы, из которого он состоит? Или же текст это одно целое, которое нельзя поделить на составляющие? (ответы детей)
Именно в этом, и не только в этом, нам предстоит разобраться.
Сегодня на уроке вы узнаете об основных объектах текстового документа, а так же познакомитесь с некоторыми правилами ввода текста.
Записывают тему урока в тетради.
III. Объяснение нового материала
Текстовый документ может быть статьей, докладом, рассказом, стихотворением, приглашением, объявлением или поздравительной открыткой. В каждом из этих видов документов можно выделить основные объекты из которых он состоит.
Запишем в тетради
1. Основными объектами текстового документа являются:
-
Символ
-
Слово
-
Строка
-
Абзац
-
Страница
-
Фрагмент
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Работа с учебником
Рассмотрим каждый из этих терминов (работа с учебником стр.57):
Символ – минимальная единица текстовой информации: цифра, буква, знак препинания и т.д.
Слово – произвольная последовательность символов (букв, цифр и др.), ограниченная с двух сторон служебными символами (пробел, запятая, скобки и др.)
Строка – произвольная последовательность символов между левой и правой границами документа.
Абзац – произвольная последовательность символов, завершающаяся специальным символом конца абзаца. Допускаются пустые абзацы.
Фрагмент – это некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое. Фрагментом может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст.
2. Вводя текст и создавая текстовые документы, необходимо придерживаться определенных правил.
Основные правила ввода текста
-
Переход на новую строку происходит автоматически.
-
Окончание абзаца маркируется нажатием клавиши Enter, позволяющей перейти на новую строку.
-
Пробел обязателен после знака препинания, перед знаком препинания пробел не ставится.
-
Знак “дефис” ставится без пробелов, например: кто-нибудь, темно-синий.
-
Знак “тире” ставится с пробелами до и после знака. Например, “следующий этап - редактирование”.
-
Слова, заключенные в кавычки или скобки, не должны отделяться от них пробелами. Например, «Евгений Онегин», слобода Алексеевка (ныне город Алексеевка).
-
Для ввода римских цифр используются прописные латинские буквы І,\/, X, 1_, С, О, М. Например, первая половина XIX века.
-
Даты, фамилии с инициалами, числа с наименованиями должны располагаться на одной строке. Например: 1998 г., Пушкин А.С., Петр I, 10 метров.
-
Нельзя оставлять в конце строки предлоги и частицы, состоящие из 3 букв и менее.
Физкультминутка
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет.
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щетки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят.
Колеса закружились
Вперед мы покатились.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой
Работа за компьютером
Повторение ТБ при работе за компьютером!
Выполни упражнения на компьютере из ученика на с. 113-114 . Задания №1, №2
-
Откройте текстовый редактор MS Office Word. Для этого выполните следующие команды: Пуск → Все программы → MS Office → Word.
-
Введите следующий текст (работа с учебником стр.113 задание 1)
-
Введите следующий текст
На поляне с брусничным настоем стоял медвежонок. Он был один и делал то, что хотел. А делал медвежонок что-то странное. То вдруг взмахивал головой, а лапками и носом тыкался в землю. То переваливался через тощий задок и носом тыкался в землю. Медвежонок явно что-то ловил и никак не мог поймать. Я вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! |
-
Сохраните набранный текст под именем «Медвежонок». Для этого: Файл → Сохранить как… → Рабочий стол → Папка «Работы учеников» → 5 класс.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение
(За каждый правильный ответ дается 1 балл.)
1) Любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме, называется
-
документом
-
символы
-
текстовой
-
текстом
2) Информация, представленная в форме письменного текста, называется
-
документом
-
символы
-
текстовой
-
текстом
3) Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включенными в него нетекстовыми материалами, называется
-
документом
-
символы
-
текстовой
-
текстом
4) Цифра, буква, знак препинания - это
-
документом
-
символы
-
текстовой
-
текстом
5) Некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое - это
-
документ
-
фрагмент
-
абзац
-
текст
VII. Рефлексия учебной деятельности
-
Можете ли вы назвать тему урока?
-
Вам было легко или были трудности?
-
Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
-
Какое задание было самым интересным и почему?
-
Как бы вы оценили свою работу?
Домашнее задание
§8 (2, 4) читать; выполнить из рабочей тетради: №103(б, г) (превратите одно слово в другое, всякий раз заменяя по одной букве) № 111 (разгадайте кроссворд «Инструменты текстового редактора»).