Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Горловский техникум технологий и сервиса»
Разработка плана-конспекта урока
по литературе родного края
"Поэзия мужества"
Подготовила
преподаватель русского языка и литературы
Полякова Лариса Михайловна
2020
Тема урока «Поэзия мужества. Гражданская поэзия Донбасса.»
Цели:
образовательные: познакомить студентов со сборником стихов "Час мужества"; показать особенности поэтического стиля поэтов Донбасса; совершенствовать навыки анализа лирического произведения; систематизировать знания по литературе родного края, формировать коммуникативную компетенцию студентов, расширить общий кругозор.
развивающие: развивать творческие способности студентов, логическое и ассоциативное мышление; совершенствовать навыки публичного выступления, культуру устной речи.
воспитательные: воспитывать патриотические качества студентов: любовь к родному Отечеству, родному языку, русской поэзии, родной природе; продолжить работу над воспитанием таких моральных качеств, как доброжелательность, великодушие, толерантность, умение прощать, быть верными и преданными своему гражданскому долгу.
Форма урока: урок-презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Межпредметные связи: музыка, география, история.
Оборудование: сборник стихов "Час мужества", выставка рисунков студентов, мультимедийная презентация к уроку.
ХОД УРОКА
«И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!»
А.А. Ахматова.
I. Организационный момент.
Приветствие преподавателя.
II. Вступительное слово. Слайд 1, 2.3
В грозном 1942 году великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова написала стихотворение «Мужество», в котором провозгласила: «Час мужества пробил на наших часах». И поклялась:
«И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!»
Через семьдесят лет после Победы в Великой Отечественной войне эстафету мужества принял Донбасс, вынужденный встать на защиту своей свободы, культуры и великого русского слова. Оказавшись в ситуации открытой угрозы жизни, теряя родных и близких, народ Донбасса сумел проявить лучшие качества своего характера – стойкость, отвагу, милосердие, человечность. Культурным феноменом современного Донбасса стал творческий взрыв гражданской поэзии, пронизанной подлинным гуманизмом и искренним антивоенным пафосом.
Слайд 4,5.
Фонд «Русский мир» принял решение поддержать литературное подвижничество донбасских авторов и издать сборник их произведений 2014 – 2015 годов. Эти стихи – прямое свидетельство трагических событий, проис-ходящих в Донбассе. Написанные известными литераторами и теми, кто впервые взялся за перо, они несут в себе отражение человеческих драм и переживаний, несгибаемого духа, верности ценностям мира, любви, достоинства, чести.
Эти стихи – проявление мужества. Мужества тех, кто встал на защиту Родины, и тех, кто продолжал в самые трудные месяцы честно выполнять свою работу – учить, лечить, печь хлеб и добывать уголь.
Эти стихи – открытое обращение к народам и правителям мира:
Остановите войну!
III. Мотивация учебной деятельности студентов. Слайд 8.
1.Выразительное чтение стихотворения Игоря ШПАРБЕРА.железной дороге.
РУССКИЙ МИР
В Донбассе много разных наций,
Живущих вместе сотни лет.
Мы верой можем отличаться,
А ценностями, братцы, нет.
И пусть не русский я по крови –
Мне с детства дорог Русский мир,
И не убьёт во мне любови
К Руси украинский эфир!
К её поэзии, культуре,
К её традициям мирским...
И нынче, в жизненном сумбуре,
Не собираюсь быть другим.
Всегда горжусь своим народом,
Но Русский мир – он мой навек,
И мира этого
свободный
Я гражданин и человек!
8 сентября 2014 г.
2. Просмотр и обсуждение видеоклипа о погибших детях Донбасса. Слайд 9.
3. Минута молчания. Слайд 10.
IV. Основная часть урока.
1. Выразительное чтение студентами стихотворений из сборника "Час мужества". Слайд 11, 12.
Ирина БЫКОВСКАЯ
Родилась и живёт в Днепропетровске. С начала военных действий в Донбассе постоянно ездит сюда с гуманитарными миссиями, возит медикаменты и продукты, помогает беженцам. Стихи пишет давно, но именно сейчас стала настоящей народной поэтессой Донбасса. Люди переписывают и читают её стихи, распространяют их в социальных сетях, зачастую, не зная имени автора.
ОСТАНОВИТЕ ВОЙНУ!
Остановите войну!
Вою боли частицею.
Надо – я телом паду
Перед её колесницею.
Матери всей Земли
Лягут её дорогой,
Скажут: «Убей меня,
Только детей не трогай!»
Остановите войну!
Детских слезинок сколько...
Душу в платочки порву,
Лишь бы их высушить только.
Сердце – на лоскутки,
Раненым на перевязку.
Детям не надо войны.
Надо молитв и сказку.
Остановите войну!
Подленько не молчите.
Совестью бейте в набат,
Надо кричать – кричите.
Пусть назовут врагом.
Пусть захотят отмщенья.
Надо найти козла –
Стану козлом отпущенья.
Больше ни слова лжи.
Выбросим вон обиды.
Хватит друг друга рвать,
Кровью расписывать виды.
Злость одичавших душ –
И под замок, и в стойло.
Остановите войну,
Что бы вам это ни стоило.
6 августа 2014 г
Ирина БЫКОВСКАЯ
Слайд 13,14, 15.
Бьёт война тебя в центр и околицы,
Моя Горловка, моя горлица.
По домам, по деревьям-веточкам
Да по жёнам и малым деточкам...
Бьёт война по надеждам и чаяньям,
Бьёт по душам тупым отчаяньем,
Чтобы стала руиной, уродиной
Моя Горловка, моя Родина.
Бьёт до смерти, без чести, без меры.
Бьёт за правду и бьёт за веру.
И зубами держит за горлышко
Мою Горловку, моё солнышко.
Но не знает война проклятая –
Ты прекрасна, даже распятая. Ты пред Господом душами свечка
До последнего человечка.
Мы сроднились хлебом, водою,
Болью общею и бедою,
Страшным часом войны-распятья
Мы – донбасские сёстры и братья.
Брат за брата станет стеною,
Не склонится перед войною.
Жизнь теряем, дома и одежды.
Не теряем любви и надежды.
Свято верим – Донбасс отстроится,
Одеялом садов укроется!
Возродим до последней околицы
Город Горловку. Душу-горлицу.
3 сентября 2014 г
Ирина БЫКОВСКАЯ Слайд 16.
Укутайте Донбасс мой в тишину.
Укройте мирным небом, словно пледом.
Пусть отдохнёт он, вопреки всем бедам.
Пусть станет детский плач ему неведом.
Не возвращайте на Донбасс войну.
Зажгите в храмах тысячи свечей.
За всех, в подвалах стывших до рассвета.
За претерпевших скорби без ответа.
За деток, ставших Ангелами света
И не проклявших нас и палачей.
Всем нам нести и память, и вину.
Сквозь слёзы, пустоту, дымы пожарищ.
Сквозь кладбища, где каждый холм – товарищ.
Сквозь боль, руины, шрамы чёрных сгарищ
За тех, кто не прорвался сквозь войну.
2. Просмотр и обсуждение видеоклипа о защитниках Донбасса на песню В. Цоя " Кукушка" в исполнении П. Гагариной Слайд 17.
3. Выразительное чтение стихотворения Дмитрия Трибушного. Слайд 21.
В 2002 году окончил Одесскую духовную семинарию. Церковнослужитель.
Редактор донецкого епархиального журнала «Живой родник». Живёт в Донецке.
* * *
Звони, Донбасс обетованный,
На самый верх.
Пророки обещали манну,
А выпал снег.
Мужайся, город непорочный,
Где каждый дом
Проверен «Градами» на прочность,
Крещён огнём.
На час открыли херувимы
Ворота в рай.
Гори, Донецк неопалимый,
И не сгорай.
Ноябрь 2014 г
4. Выразительное чтение стихотворения Юрия ЮРЧЕНКО. Слайд 22
Поэт, актёр, драматург, режиссёр, автор многих книг и пьес, поставленных в России, на Украине, в Грузии, Германии, Франции и других странах. В начале июня 2014 г. приехал из Франции, где жил последние 24 года, в Донбасс и вступил в народное ополчение. В качестве военкора Новороссии писал для российских и международных СМИ правду о происходящем в Славянске, в Донецке, в Шахтёрске и других городах Донбасса. Советник министра МВД Украины Антон Геращенко назвал его «певцом дээнэ-ровского терроризма». В августе 2014-го в боях под Иловайском попал в плен к нацгвардии батальона «Донбасс». С достоинством перенёс пытки и истязания. Усилиями друзей был спасён, перенёс несколько тяжелейших операций.
«ВАТНИК»
Зачем иду я воевать? –
Чтоб самому себе не врать.
Чтоб не поддакивать родне:
«Ты здесь нужней, чем на войне!
Найдётся кто-нибудь другой,
кто встанет в строй, кто примет бой…»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
За это «неуменье жить»
Не грех и голову сложить.
11 июня 2014 г. Донецк
5. Выразительное чтение самостоятельно подготовленных студентами стихотворений наизусть. Краткий анализ этих стихотворений.
6. Творческая работа. Написание синквейна. Слайд 22
Синквейн – происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка.1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1слово - ассоциация, синоним, который повторяет суть первой строчки.
V. Итоги урока.
Заключительное слово учителя. Слайд 23,24
В книге «Час мужества» собраны стихи людей, чьи судьбы навсегда связаны с Донбассом. В числе поэтов, представленных в сборнике, есть как профессиональные литераторы, так и обычные люди, взявшиеся за перо уже после того, как им пришлось столкнуться с суровой правдой военных будней, бомбёжками, голодом, потерей родных и близких.
Эти стихи – настоящий голос Донбасса.
VI. Рефлексия
Просмотр клипа о Горловке Слайд 25
VII. Оценивание работы студентов, выставление оценок.
VIII. Домашнее задание.
Напишите синквейн о родном городе.