СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка плана-конспекта урока литературы родного края "Поэзия мужества"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даннная разработка предназначена для проведения урока литературы родного края. Урок посвящен современной  гражданской поэзии Донбасса.

Просмотр содержимого документа
«Разработка плана-конспекта урока литературы родного края "Поэзия мужества"»

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Горловский техникум технологий и сервиса»









Разработка плана-конспекта урока

по литературе родного края


"Поэзия мужества"



Подготовила

преподаватель русского языка и литературы

Полякова Лариса Михайловна







2020

Тема урока «Поэзия мужества. Гражданская поэзия Донбасса.»

Цели:

образовательные: познакомить студентов со сборником стихов "Час мужества"; показать особенности поэтического стиля поэтов Донбасса; совершенствовать навыки анализа лирического произведения; систематизировать знания по литературе родного края, формировать коммуникативную компетенцию студентов, расширить общий кругозор.

развивающие: развивать творческие способности студентов, логическое и ассоциативное мышление; совершенствовать навыки публичного выступления, культуру устной речи.

воспитательные: воспитывать патриотические качества студентов: любовь к родному Отечеству, родному языку, русской поэзии, родной природе; продолжить работу над воспитанием таких моральных качеств, как доброжелательность, великодушие, толерантность, умение прощать, быть верными и преданными своему гражданскому долгу.

Форма урока: урок-презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Межпредметные связи: музыка, география, история.

Оборудование: сборник стихов "Час мужества", выставка рисунков студентов, мультимедийная презентация к уроку.

ХОД УРОКА


«И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!»

А.А. Ахматова.

I. Организационный момент.

Приветствие преподавателя.

II. Вступительное слово. Слайд 1, 2.3

В грозном 1942 году великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова написала стихотворение «Мужество», в котором провозгласила: «Час мужества пробил на наших часах». И поклялась:

«И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!»

Через семьдесят лет после Победы в Великой Отечественной войне эстафету мужества принял Донбасс, вынужденный встать на защиту своей свободы, культуры и великого русского слова. Оказавшись в ситуации открытой угрозы жизни, теряя родных и близких, народ Донбасса сумел проявить лучшие качества своего характера – стойкость, отвагу, милосердие, человечность. Культурным феноменом современного Донбасса стал творческий взрыв гражданской поэзии, пронизанной подлинным гуманизмом и искренним антивоенным пафосом.

Слайд 4,5.

Фонд «Русский мир» принял решение поддержать литературное подвижничество донбасских авторов и издать сборник их произведений 2014 – 2015 годов. Эти стихи – прямое свидетельство трагических событий, проис-ходящих в Донбассе. Написанные известными литераторами и теми, кто впервые взялся за перо, они несут в себе отражение человеческих драм и переживаний, несгибаемого духа, верности ценностям мира, любви, достоинства, чести.

Эти стихи – проявление мужества. Мужества тех, кто встал на защиту Родины, и тех, кто продолжал в самые трудные месяцы честно выполнять свою работу – учить, лечить, печь хлеб и добывать уголь.

Эти стихи – открытое обращение к народам и правителям мира:

Остановите войну!

III. Мотивация учебной деятельности студентов. Слайд 8.

1.Выразительное чтение стихотворения Игоря ШПАРБЕРА.железной дороге.

РУССКИЙ МИР

В Донбассе много разных наций,

Живущих вместе сотни лет.

Мы верой можем отличаться,

А ценностями, братцы, нет.

И пусть не русский я по крови –

Мне с детства дорог Русский мир,

И не убьёт во мне любови

К Руси украинский эфир!

К её поэзии, культуре,

К её традициям мирским...

И нынче, в жизненном сумбуре,

Не собираюсь быть другим.

Всегда горжусь своим народом,

Но Русский мир – он мой навек,

И мира этого

свободный

Я гражданин и человек!


8 сентября 2014 г.

2. Просмотр и обсуждение видеоклипа о погибших детях Донбасса. Слайд 9.

3. Минута молчания. Слайд 10.

IV. Основная часть урока.

1. Выразительное чтение студентами стихотворений из сборника "Час мужества". Слайд 11, 12.

Ирина БЫКОВСКАЯ

Родилась и живёт в Днепропетровске. С начала военных действий в Донбассе постоянно ездит сюда с гуманитарными миссиями, возит медикаменты и продукты, помогает беженцам. Стихи пишет давно, но именно сейчас стала настоящей народной поэтессой Донбасса. Люди переписывают и читают её стихи, распространяют их в социальных сетях, зачастую, не зная имени автора.

ОСТАНОВИТЕ ВОЙНУ!

Остановите войну!

Вою боли частицею.

Надо – я телом паду

Перед её колесницею.

Матери всей Земли

Лягут её дорогой,

Скажут: «Убей меня,

Только детей не трогай!»

Остановите войну!

Детских слезинок сколько...

Душу в платочки порву,

Лишь бы их высушить только.

Сердце – на лоскутки,

Раненым на перевязку.

Детям не надо войны.

Надо молитв и сказку.

Остановите войну!

Подленько не молчите.

Совестью бейте в набат,

Надо кричать – кричите.

Пусть назовут врагом.

Пусть захотят отмщенья.

Надо найти козла –

Стану козлом отпущенья.

Больше ни слова лжи.

Выбросим вон обиды.

Хватит друг друга рвать,

Кровью расписывать виды.

Злость одичавших душ –

И под замок, и в стойло.

Остановите войну,

Что бы вам это ни стоило.

6 августа 2014 г


Ирина БЫКОВСКАЯ


Слайд 13,14, 15.

Бьёт война тебя в центр и околицы,

Моя Горловка, моя горлица.

По домам, по деревьям-веточкам








Да по жёнам и малым деточкам...

Бьёт война по надеждам и чаяньям,

Бьёт по душам тупым отчаяньем,

Чтобы стала руиной, уродиной

Моя Горловка, моя Родина.

Бьёт до смерти, без чести, без меры.

Бьёт за правду и бьёт за веру.

И зубами держит за горлышко

Мою Горловку, моё солнышко.

Но не знает война проклятая –

Ты прекрасна, даже распятая. Ты пред Господом душами свечка

До последнего человечка.

Мы сроднились хлебом, водою,

Болью общею и бедою,

Страшным часом войны-распятья

Мы – донбасские сёстры и братья.

Брат за брата станет стеною,

Не склонится перед войною.

Жизнь теряем, дома и одежды.

Не теряем любви и надежды.

Свято верим – Донбасс отстроится,


Одеялом садов укроется!

Возродим до последней околицы

Город Горловку. Душу-горлицу.


3 сентября 2014 г


Ирина БЫКОВСКАЯ Слайд 16.

Укутайте Донбасс мой в тишину.

Укройте мирным небом, словно пледом.

Пусть отдохнёт он, вопреки всем бедам.

Пусть станет детский плач ему неведом.

Не возвращайте на Донбасс войну.

Зажгите в храмах тысячи свечей.

За всех, в подвалах стывших до рассвета.

За претерпевших скорби без ответа.

За деток, ставших Ангелами света

И не проклявших нас и палачей.

Всем нам нести и память, и вину.

Сквозь слёзы, пустоту, дымы пожарищ.

Сквозь кладбища, где каждый холм – товарищ.

Сквозь боль, руины, шрамы чёрных сгарищ

За тех, кто не прорвался сквозь войну.


2. Просмотр и обсуждение видеоклипа о защитниках Донбасса на песню В. Цоя " Кукушка" в исполнении П. Гагариной Слайд 17.

3. Выразительное чтение стихотворения Дмитрия Трибушного. Слайд 21.

В 2002 году окончил Одесскую духовную семинарию. Церковнослужитель.

Редактор донецкого епархиального журнала «Живой родник». Живёт в Донецке.


* * *

Звони, Донбасс обетованный,

На самый верх.

Пророки обещали манну,

А выпал снег.

Мужайся, город непорочный,

Где каждый дом

Проверен «Градами» на прочность,

Крещён огнём.

На час открыли херувимы

Ворота в рай.

Гори, Донецк неопалимый,

И не сгорай.


Ноябрь 2014 г

4. Выразительное чтение стихотворения Юрия ЮРЧЕНКО. Слайд 22

Поэт, актёр, драматург, режиссёр, автор многих книг и пьес, поставленных в России, на Украине, в Грузии, Германии, Франции и других странах. В начале июня 2014 г. приехал из Франции, где жил последние 24 года, в Донбасс и вступил в народное ополчение. В качестве военкора Новороссии писал для российских и международных СМИ правду о происходящем в Славянске, в Донецке, в Шахтёрске и других городах Донбасса. Советник министра МВД Украины Антон Геращенко назвал его «певцом дээнэ-ровского терроризма». В августе 2014-го в боях под Иловайском попал в плен к нацгвардии батальона «Донбасс». С достоинством перенёс пытки и истязания. Усилиями друзей был спасён, перенёс несколько тяжелейших операций.

«ВАТНИК»

Зачем иду я воевать? –

Чтоб самому себе не врать.

Чтоб не поддакивать родне:

«Ты здесь нужней, чем на войне!

Найдётся кто-нибудь другой,

кто встанет в строй, кто примет бой…»

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

За это «неуменье жить»

Не грех и голову сложить.

11 июня 2014 г. Донецк



5. Выразительное чтение самостоятельно подготовленных студентами стихотворений наизусть. Краткий анализ этих стихотворений.

6. Творческая работа. Написание синквейна. Слайд 22


Синквейн – происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка.1 слово – понятие или тема (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1слово - ассоциация, синоним, который повторяет суть первой строчки.

V. Итоги урока.

Заключительное слово учителя. Слайд 23,24

В книге «Час мужества» собраны стихи людей, чьи судьбы навсегда связаны с Донбассом. В числе поэтов, представленных в сборнике, есть как профессиональные литераторы, так и обычные люди, взявшиеся за перо уже после того, как им пришлось столкнуться с суровой правдой военных будней, бомбёжками, голодом, потерей родных и близких.

Эти стихи – настоящий голос Донбасса.

VI. Рефлексия

Просмотр клипа о Горловке Слайд 25

VII. Оценивание работы студентов, выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.

Напишите синквейн о родном городе.