СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка плана урока музыки "Зимнее утро. Зимний вечер" 4 класс по ФГОС

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской с использованием инновационных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Разработка плана урока музыки "Зимнее утро. Зимний вечер" 4 класс по ФГОС»

Учитель музыки и МХК

МБОУ СОШ №1 п.Ленино

Республика Крым

Резник Любовь Васильевна

Урок музыки

Урок разработан на основе рабочей программы «Музыка 4 класс» в соответствии с авторской программой под ред. Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской.

Место урока в планировании учебного процесса: II четверть, 7 урок. (№15)

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Раздел: «День, полный событий».

Тема урока: «Зимнее утро. Зимний вечер»

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: Научаться анализировать музыкальные произведения; сравнивать; обобщать. Выразительно исполнять песни.

Формирование УУД:

Личностные действия:  формировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства, развивать ассоциативно-образного мышления.

Регулятивные действия: формировать умение выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные действия: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. 

Коммуникативные действия: формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: развить художественный вкус и интерес к музыкальному искусству, и музыкальной деятельности.

Метапредметные: умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания содержания музыкальных образов.

Личностные: развивать эмоциональное восприятие произведений искусства.

Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки, литературы изобразительного искусства.

Выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем).

Материально-техническое оснащение: баян, мультимедийная доска, компьютер, раздаточный материал.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте дорогие ребята! Я учитель музыки. Зовут меня Любовь Васильевна.

Мне хотелось бы с вами окунуться в волшебный мир искусства. Вы меня поддержите?

Сегодня мы будем работать не только индивидуально, но и в группах. Пожалуйста, разделитесь на три группы и выберете старшего.

Внимание!

Видеофрагмент - Г.Свиридов «Снег идёт»

Учитель: О каком времени года идёт речь? (о зиме)

Эпиграф: Идет волшебница-зима,…

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

А.С.Пушкин

С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?

Дети: С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.

Учитель: А как заканчивается день?

Дети: Вечером. Все возвращаются домой.

Учитель: Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?

Дети: Утро. Вечер. (зима)



Учитель: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер.

Учитель: Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?

Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.

Учитель: Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

Дети: Нет

Учитель: А почему?

Дети: Потому что мы не рассматривали произведения, где описывается, рисуется зима.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева.

Учитель: Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь.

Представьте себе, вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло,

вы смотрите в эту маленькую проталинку, интересно, что каждый из вас увидел.

Дети: За окошком красивое морозное утро?

Учитель: Какие краски использовал художник, изображая зиму.

Дети: Светлые, жизнерадостные.

Учитель: Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать.

Перед вами лежат таблицы. Давайте и мы запишем, какая зима на картине. Используйте словари

Дети: Мягкая, пушистая, красивая, спокойная, тихая, нежная

(учащиеся заполняют 1 столбик)


Картины

(краски)

Поэзия

(слово)

Музыка

(ноты)

мягкая



пушистая



красивая



спокойная



тихая



нежная




Оценивание –снежинки по группам

Учитель:

А сейчас определим, какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С.Пушкина и сравним с картиной природы.

Учитель: Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!


Учитель:

Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».


Какое же зимнее утро?


Дети: Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное.


Учитель: Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении?

(учащиеся заполняют 2 столбик)


Картины

(краски)

Поэзия

(слово)

Музыка

(ноты)

мягкая

морозная


пушистая

чудесная


красивая

солнечная


спокойная

бодрая


тихая

искрящая


нежная

сверкающая



Оценивание – снежинки по группам

Учитель: Как наступление нового дня нарисовал музыкальными красками русский композитор? Послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, который написал для своего племянника. Какие чувства передаёт музыка?


Слушание и анализ музыкального произведения «Зимнее утро» П.Чайковского

Учитель: Какие у вас возникли ощущения?

Дети:  Музыка хмурая, вьюжная, тревожная.

Учитель:  Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина?

Дети:  Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.


Учитель: А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

Дети:  Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.

Давайте запишем образ зимнего утра в таблицу


Картины

(краски)

Поэзия

(слово)

Музыка

(ноты)

мягкая

морозная

вьюжная

пушистая

чудесная

тревожная

красивая

солнечная

метельная

спокойная

бодрая

холодная

тихая

искрящая

хмурая

нежная

сверкающая

встревоженная


Учитель: Посмотрите на все три ваши колонки. Какая же зима у нас получилось?

Дети: Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая.

Оценивание – снежинки по группам

Учитель: Вслед за утром наступает день!

Давайте мы с вами перенесемся в родовое имение А.С.Пушкина Михайловское.



Необыкновенно хороши окрестности Михайловского в любое время года, особенно сосновые леса с озерами, холмы с извилистыми тропинками. Александр Сергеевич любил здесь бывать.


Вспоминать любимую няню - Арину Родионовну, ее сказки. Любоваться природой. Когда у поэта друзья спросили, каков его кабинет, он ответил: «Деревня - вот мой кабинет».



В 1964 году к Г.Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Владимир Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Композитору понравилась идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину деревенской жизни. Одна из пьес называется «Пастораль».


Пастораль - это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

Русские композиторы в своём творчестве обращались неоднократно к музыкальной живописи. Она красочная, яркая, насыщенная музыкальными голосами-тембрами.

Тембрами, каких музыкальных инструментов изобразил пейзаж Георгий Свиридов (русский композитор 20 в.) в музыкальными иллюстрациями к повести А.С.Пушкина “Метель”?

(Используются тембры деревянных духовых (флейты, гобоя) и струнных инструментов)

Характер музыки попробуем передать с помощью пластического интонирования (движения рук).

Слушание музыки. Пластическое интонирование.


Анализ музыкального произведения.

Учитель: Каков характер музыки «Пасторали»? Какие инструменты звучали?

Ученики: (Спокойная, печальная, струнно-смычковые и деревянно-духовые изображают сельский пейзаж. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную)

Учитель: Перед вами репродукции трёх картин. Определите группой какая из них наиболее подходит к музыке. А ребята из других групп оценят правильность вашего выбора. Оценивание.

Зима нас радует и дарит нам множество забав, развлечений и праздников. Какой же праздник без песни! Чтобы красиво петь, нужно… ? (распеться)

Распевание

  1. «о-а-о-у-о» (I-II-I-VII-I). Тональности: от D до А и вниз.

  2. «Бобр добр до бобрят»

Учитель: Как много есть песен о зиме. Я предлагаю познакомиться, и разучить песню А.Мигай «Зимушка-зима».


  1. Слушание песни

  2. Разучивание мелодии по схеме.

  3. Исполнение.


  1. Учитель: Какое у вас настроение? Праздник будет еще веселей, если пригласить оркестр.

Я предлагаю вам взять музыкальные инструменты и самим принять участие в оркестре. Ёлочные украшения: шары и конфеты заменят сегодня нам ноты. Маленькие шары и конфетки – короткие, восьмые, а большие – долгие, четвертные. (дети пробуют сыграть) Украшенная ёлочка пауза – знак молчания.

Внимательно смотрим на экран. Слушаем и играем.

Игра на шумовых музыкальных инструментах с использованием видео ритмического упражнения «Новогодняя полька»


Учитель: Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном…..


Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…


Эти стихи – одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер.


Учитель: Какой вечер предстал перед нами?
Дети: Холодный, метельный.

Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки с помощью карточки №2. Подчеркните нужное с вашей точки зрения.
Карточка

ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)

ДИНАМИКА (громко,

не очень громко, тихо)

ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)

ЛАД (мажор, минор)


РЕГИСТР (низкий, средний, высокий)

Учитель: Что выбрали – прочитайте.
Дети зачитывают различные варианты ответов.


Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта М. Яковлев


Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом Яковлева?

Звучит фонограмма музыкального произведения М. Яковлева

Дети: Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад.


Учитель: Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока?

Дети: Тема зимы.



Учитель: Так с помощью чего же мы описали красоту зимней природы.


Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.

  1. Художественное чтение эпиграфа.

Эпиграф: Идет волшебница-зима,…

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

А.С.Пушкин

Какой же зимний праздник без ёлки. Давайте зажжём на ней гирлянду, но необычную, а «Гирлянда чувств»

Жёлтый – хорошо, комфортно.

Красный – радостно, восторженно.

Зелёный - спокойно.

Синий – грустно, тревожно.

Оценивание.

А сейчас я предлагаю объявить благодарность. Ребята выберите только одного из одноклассников, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и поясните, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить.


Д/З Составьте синквейн на тему зима. Алгоритм составления у вас на карточка. Возьмите их домой в помощь.