Интеллектуальное развитие детей, обучающихся в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Развитие детей с ЗПР, в том числе и интеллектуальное происходит с отличиями от развития детей в норме. Задержка психического развития -- нарушение нормального темпа психического развития, когда речь, память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм.
В специальной литературе отмечается (Лебединская К.С.,1982), что интеллектуальное развитие детей с задержкой психического развития отличается сниженным уровнем познавательной активности, стереотипностью, конкретностью, а также отсутствием последовательности.
Единые недостатки интеллектуальной деятельности детей с ЗПР: несформированность познавательной, поисковой мотивации (типичное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать всех интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления проблем (отказ выполнять трудную задачу, замена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок исполняет задачу не полностью, а ее наиболее простую часть. Дети не заинтересованы в итоге исполнения задания. Данная особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу.
Внимание
- направленность и сосредоточенность сознания на определённом объекте.
У детей с ЗПР наблюдается несоответствующий объём внимания, норма 5 объектов/ед.времени.
Ребёнок с ЗПР испытывает трудности в концентрации внимания на конкретном объекте. Устойчивость вним имеет низкий уровень, т.е. ребёнок не способен длительное время удерживать вним на одном объекте, который яв-ся в данный момент главным. Наблюдается колебание вним.
Преобладающим яв-ся непроизвольное внимание. Произвольное вним развито в недостаточной мере, поскольку дети с ЗПР испытывают трудности в постановке цели, прогнозировании результатов, планировании своих действий. Также наблюдается сниженная избирательность вним. Ребёнок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деят и условий её реализации среди несущественных побочных деталей. Снижено и распределение вним. Ребёнок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если они находятся на стадии исполнения. «Прилипание» вним выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деят на другой, также наблюдается повышенная отвлекаемость.
Память
- запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что человек раньше воспринимал, переживал или делал, т.е. отражение его опыта.
Для детей с ЗПР характерны следующие особенности памяти: ограничен объём памяти и сниженная прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации (забывание). Непроизвольная память менее продуктивна, чем у сверстников. Произвольное запоминание вызывает затруднения, особенно в начале заучивания. Особо значимым при ЗПР яв-ся нарушение кратковременной памяти потому, что именно этот вид памяти лежит в основе долговременной памяти. При данном нарушении отмечается медленное нарастание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, нарушение порядка воспроизведения словесных и цифровых рядов. Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности, первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания близко к норме. Преобладание наглядной памяти над словесной
Мышление
- опосредованное познание окруж действительности, а также обобщение окруж мира.
Особенностью мышления детей с ЗПР яв-ся снижение познавательной активности. Также при различных видах ЗПР страдают все виды процесса мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Низкий уровень сформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Возможности наглядно-образного мышления при ЗПР ограниченны нечёткими неустойчивыми фрагментами, представлениями. В наибольшей степени отставание наблюдается на уровне операций словесно-логического мышления, детям сложно решать задачи без опоры на наглядность. У детей с ЗПР наблюдается скудный запас сведений об окружающей действительности.
Восприятие
- Отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их св-в и частей, при непосредственном воздействии их на органы чувтв.
Восприятие у детей с ЗПР поверхностной, они часто упускают существенные характеристики, при этом специфика восприятия проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. В свзязи с неполноценностью зрительного и слухового восп, у детей недостаточно сформированны пространственно-временные представления