СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка по теме: " Начало Смутного времени в Российском государстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка включает план-конспект  и презентацию

Просмотр содержимого документа
«Тема Начало Смуты»

7класс

Тема урока: Начало Смуты в Российском государстве 1598-1610гг.

Цель урока: Сформировать знания о начальном периоде Смутного времени в России.

Планируемые результаты:

Предметные: Определять понятия «смутное время»; выяснять причины Смуты в Российском государстве; характеризовать особенности смутного времени в России; давать оценку историческим личностям периода Смутного времени

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Анализируют факты и ситуации, выделяют существенные черты, устанавливают причинно-следственные связи, определяют понятия, создают обобщения, устанавливают аналогии, классифицируют, самостоятельно выбирают формулируют и обосновывают выводы.

Коммуникативные:

Излагают суждения, обмениваются мнениями, слушают друг друга, сотрудничают с соучениками; работают индивидуально, осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств.

Регулятивные:

Организуют свою учебную деятельность; оценивают правильность выполнения учебной задачи

Личностные : осознание своей идентичности как гражданина страны; осознание исторической значимости и актуальности изучаемого периода истории России; осознание сложности и ответственности исторического выбора в реалиях исторического времени

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, пакет с рабочим материалом, «плоды» для проведения рефлексии

Тип урока: открытие нового знания

Исторические личности: Борис Годунов, Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев),

Василий Шуйский







Ход урока

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках

2.1. Решить хронологическую задачку (слайд1)

(Дата нападения монголо-татар на Рязанское княжество + дата первого упоминания о Москве – дата крестового похода против половцев во главе с Владимиром Мономахом + дата Любеческого съезда князей + дата составления Русской правды Ярославичей – дата крещения Руси + дата образования Древнерусского государства): 2 – 96 = х

Самопроверка (слайд2)

Решение: (1237+1147-1111+1097+1072-988+882):2-96=1572

Ответ: 1572 г. Событие-? Ответ: Отмена опричнины

2.2. Блиц-опрос ( в ходе работы идёт взаимопроверка)

1.Заповедные и урочные … (лета).

2.Боярин, ставший русским царем в 1598 году… (Борис Годунов)

3.Царство, перешедшее в 158 году под протекторат России… (Кахетия)

4.Первый российский патриарх… (Иов)

5.В миру - Федор Никитич Романов, в монашестве … (Филарет).

6.Предводитель крестьянских повстанцев в конце XVIвека … (Хлопко)

7.Король Речи Посполитой умерший в 1586 году… (Стефан Баторий)

8.Так звали сыновей Ивана Грозного и Бориса Годунова… (Федор)

Промежуточное оценивание обучающихся

3.Целепологание

На слайде стихотворение Валерия Русина (слайд3)

В то время смутное напастям, в России не было конца,

И люд не верил уже власти, в стенах кремлевского дворца,

Ни в ком не видела опоры, больная русская страна.

И всю ее накрыло скоро, измен смердящая волна,

Упала нравственность донельзя, и разобщенность возросла,

Захватчики к Москве полезли, и «ворам не было числа»

После прочтения ученикам задаются вопросы:

Учитель: - О каком периоде русской истории идет речь? ( О смутном времени в России)

-По каким строчкам вы это поняли? Как вы понимаете слово «смута», что это значит? (неуверенность власти, восстания, голод)

- Сегодня мы будем говорить о смуте, запишите тему в тетрадь. (слайд 5)

-На какие вопросы сегодня на уроке вы хотели бы получить ответы?( Формулирование целей по теме урока) (слайд 5)

4.Открытие нового знания

Учитель: После смерти в 1584 году Ивана Грозного остались два его сына: старший ФедорИванович и младший Дмитрий Иванович. Его дети были от разных матерей. Царем стал старший сын Федор Иванович (1584-1598гг). Современники характеризовали царя Федора как болезненного и слабоумного правителя не способного руководить государством. Все бразды правления находились в руках брата его жены боярина Бориса Годунова. Федор Иванович был бездетным и согласно русскому закону о престолонаследии вся власть, после его смерти, достанется Дмитрию. Честолюбивый, стремящийся к власти Борис Годунов не мог этого допустить и как считают многие историки решился на убийство молодого царевича. После смерти царя Федора Ивановича, по инициативе патриарха Иова, Бориса Федоровича на Земском соборе венчали на царство 1 сентября 1598года. Положение нового царя было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Помнили о гонениях и опалах, от него исходивших. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича в Дмитрия в Угличе. Ситуация сильно осложнилась в начале нового столетия, когда страну потрясли события, приведшие в ужас современников и сыгравшие трагическую роль в личной судьбе царя Бориса и всей России.

В истории этот период получил название «Смутное время»

4.1.Работа с термином

« Мозговой штурм»

Записать ассоциации со словом Смута (составляем Кластер)

Учащиеся знакомятся с понятиями Смута и Смутное время. (слайд 6)

Определение смутного времени (учащиеся записывают определение в тетрадь)

Смутное время - период истории России с 1598- 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.

Учитель дает пояснение и показывает, как оценивали историки события конца XVI – начала XVII века.

Отечественные историки о причинах и сущности смутного времени в России на рубеже 16-17 веков (слайд 7)



Н.М.Карамзин

Разврат всех сфер русского общества.

С.М.Соловьев

Нравственное и моральное разложение общества.

Н.И.Костомаров

Следствие католической интриги.

В.И.Ключевский

С.Ф.Платонов


Смута – это социальное движение, зародившееся в верхах русского общества и постепенно втянувшее в свою орбиту широкие слои населения.



Физкультминутка- упражнение для глаз

4.2.Определение причин Смуты

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (стр.12-13) и выделяют причины Смутного времени, заполняя таблицу.

Причины Смуты

Экономические

Политические

Проверка выполнения работы по слайду 8

4.3.Деятели Русского государства периода Смуты

1.Борис Годунов ( слайд 9)

Учащиеся заслушивают сообщение (опережающее задание получили на предыдущем уроке).

2.Лжедмитрий I (слайд 10)

Просмотр видеосюжета о Лжедмитрии I (слайд 11)

Ответить на вопросы по видеосюжету:

1. Кто скрывался под именем царевича Дмитрия?

2. Кто поддержал в Польше Лжедмитрия?

3. Почему польские магнаты поддержали самозванца?

4. Какие слои общества подержали самозванца и почему?

5.Укажите годы правления Лжедмитрия I.


«Ожившая карта» ( слайд 12)

Рассказ о военных действиях во время Смуты: поход Лжедмитрия I на Москву

На основании схемы дают характеристику правлению Лжедмитрия I(слайд 13)

3.Василий Шуйский- «Выкрикнутый царь» ( слайд 14)

Князь, боярин и воевода, в 1606–1610 гг. – царь. В 1591 г. вел следствие по делу о гибели в Угличе царевича Дмитрия и засвидетельствовал, что тот погиб в результате несчастного случая. В 1605 г. признал Лжедмитрия и сообщил, что в 1591 г. в Угличе царевич спасся, но вскоре стал распространять слухи, что новый царь – самозванец. После свержения Лжедмитрия I был "выкликнут" царем группой своих сторонников. При воцарении дал крестоцеловальную грамоту.

Работа с историческим документом

Крестоцеловальная грамота Василия Шуйского( слайд 15)

Вопрос к документу:

Прообразом какого документа можно считать крестоцеловальную запись Василия Шуйского? ( Конституции)

Какое значение имела данная Василием Шуйским "крестоцеловаль­ная запись"?

Работа со схемой ( слайд 16)

Задание: Дать оценку политической ситуации в Российском государстве в период правления Василия Шуйского. Учащиеся, опираясь на схему, рассказывают об обстоятельствах свержения с престола Василия Шуйского и установления власти «семибоярщины».

5.Закрепление изученного материала.

Составляют синквейн. ( Работа в парах) (слайд 17-18)

6.Подведение итогов работы.

Содержательная оценка деятельности и достижений учащихся, выставление отметок

7.Рефлексия - «Дерево» (19слайд)

8.Домашнее задание: § 14 (20 слайд )

1.Выполнить задания к тексту параграфа стр.18

2.Составить по плану исторический портрет одного из деятелей Смутного времени



Просмотр содержимого презентации
«Смута»

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

  • Дата нападения монголо-татар на Рязанское княжество + дата первого упоминания о Москве – дата крестового похода против половцев во главе с Владимиром Мономахом + дата Любеческого съезда князей + дата составления Русской правды Ярославичей – дата крещения Руси + дата образования Древнерусского государства): 2 – 96 = х
Самопроверка     Решение  (1237+1147-1111+1097+1072-988+882):2-96=1572  ОТВЕТ: 1572 год   СОБЫТИЕ- ? ОТВЕТ: ОТМЕНА ОПРИЧНИНЫ

Самопроверка

  • Решение

  • (1237+1147-1111+1097+1072-988+882):2-96=1572

ОТВЕТ: 1572 год

СОБЫТИЕ- ?

  • ОТВЕТ: ОТМЕНА ОПРИЧНИНЫ

Валерий Русин

Валерий Русин

  • В то время смутное напастям, в России не было конца,
  • И люд не верил уже власти, в стенах кремлевского дворца,
  • Ни в ком не видела опоры, больная русская страна.
  • И всю ее накрыло скоро, измен смердящая волна,
  • Упала нравственность донельзя, и разобщенность возросла,
  • Захватчики к Москве полезли, и «ворам не было числа»
Тема урока:  Начало Смуты в Российском государстве 1598-1610гг.

Тема урока: Начало Смуты в Российском государстве 1598-1610гг.

Сегодня на уроке я хочу  -узнать …  -выяснить…  -разобраться…  -понять…

Сегодня на уроке я хочу

-узнать … -выяснить… -разобраться…

-понять…

РАБОТА С ТЕРМИНОМ

РАБОТА С ТЕРМИНОМ

  • Смутное время  - период истории России с 1598- 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.
Борис Годунов В 1598 г. Борис был избран царём на Земском соборе. Годунов старался продолжать политику Ивана Грозного, опираясь на дворянство. Борис Годунов усиливал крепостную зависимость крестьян. Было полностью отменено право перехода от одного землевладельца к другому (Юрьев день).Политика Годунова вызывала недовольство широких слоёв населения, обострившееся во время голода 1601—1603 гг. 

Борис Годунов

В 1598 г. Борис был избран царём на Земском соборе.

Годунов старался продолжать политику Ивана Грозного, опираясь на дворянство.

Борис Годунов усиливал крепостную зависимость крестьян. Было полностью отменено право перехода от одного землевладельца к другому (Юрьев день).Политика Годунова вызывала недовольство широких слоёв населения, обострившееся во время голода 1601—1603 гг. 

ЛЖЕДМИТРИЙ I  (ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ)

ЛЖЕДМИТРИЙ I (ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ)

ВОПРОСЫ ПО ВИДЕОСЮЖЕТУ

ВОПРОСЫ ПО ВИДЕОСЮЖЕТУ

  • 1. Кто скрывался под именем царевича Дмитрия?
  • 2. Кто поддержал в Польше Лжедмитрия?
  • 3. Почему польские магнаты поддержали самозванца?
  • 4. Какие слои общества подержали самозванца и почему?
  • 5.Укажите годы правления Лжедмитрия I.
ПОХОД ЛЖЕДМИТРИЯ I  НА МОСКВУ

ПОХОД ЛЖЕДМИТРИЯ I НА МОСКВУ

Правление Лжедмитрия I  1605-1606гг .

Правление Лжедмитрия I 1605-1606гг .

Василий Шуйский Князь, боярин и воевода, в 1606–1610 гг. – царь. В 1591 г. вел следствие по делу о гибели в Угличе царевича Дмитрия и засвидетельствовал, что тот погиб в результате несчастного случая. После свержения Лжедмитрия I был

Василий Шуйский

Князь, боярин и воевода, в 1606–1610 гг. – царь. В 1591 г. вел следствие по делу о гибели в Угличе царевича Дмитрия и засвидетельствовал, что тот погиб в результате несчастного случая. После свержения Лжедмитрия I был "выкликнут" царем группой своих сторонников

Крестоцеловальная грамота Василия Шуйского

Крестоцеловальная грамота Василия Шуйского

ВАРИАНТЫ СИНКВЕЙНА

ВАРИАНТЫ СИНКВЕЙНА

  • Смута
  • Опасная, губительная
  • Разорять, ликвидировать, терять
  • Нравственное и моральное разложение общества
  • Конфликт
  • Смутное время
  • Лицемерие, ложь,
  • Самозванцы, интервенция,
  • Разрушает, убивает, нарушает правопорядок,
  • Бунты, восстания
  • Лжедмитрий
Рефлексия «Дерево»

Рефлексия «Дерево»

§ 14 1.Выполнить задания к тексту параграфа стр.18 2.Составить по плану исторический портрет одного из деятелей Смутного времени

§ 14

1.Выполнить задания к тексту параграфа стр.18

2.Составить по плану исторический портрет одного из деятелей Смутного времени


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс