7класс
Тема урока: Начало Смуты в Российском государстве 1598-1610гг.
Цель урока: Сформировать знания о начальном периоде Смутного времени в России.
Планируемые результаты:
Предметные: Определять понятия «смутное время»; выяснять причины Смуты в Российском государстве; характеризовать особенности смутного времени в России; давать оценку историческим личностям периода Смутного времени
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Анализируют факты и ситуации, выделяют существенные черты, устанавливают причинно-следственные связи, определяют понятия, создают обобщения, устанавливают аналогии, классифицируют, самостоятельно выбирают формулируют и обосновывают выводы.
Коммуникативные:
Излагают суждения, обмениваются мнениями, слушают друг друга, сотрудничают с соучениками; работают индивидуально, осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств.
Регулятивные:
Организуют свою учебную деятельность; оценивают правильность выполнения учебной задачи
Личностные : осознание своей идентичности как гражданина страны; осознание исторической значимости и актуальности изучаемого периода истории России; осознание сложности и ответственности исторического выбора в реалиях исторического времени
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, пакет с рабочим материалом, «плоды» для проведения рефлексии
Тип урока: открытие нового знания
Исторические личности: Борис Годунов, Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев),
Василий Шуйский
Ход урока
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках
2.1. Решить хронологическую задачку (слайд1)
(Дата нападения монголо-татар на Рязанское княжество + дата первого упоминания о Москве – дата крестового похода против половцев во главе с Владимиром Мономахом + дата Любеческого съезда князей + дата составления Русской правды Ярославичей – дата крещения Руси + дата образования Древнерусского государства): 2 – 96 = х
Самопроверка (слайд2)
Решение: (1237+1147-1111+1097+1072-988+882):2-96=1572
Ответ: 1572 г. Событие-? Ответ: Отмена опричнины
2.2. Блиц-опрос ( в ходе работы идёт взаимопроверка)
1.Заповедные и урочные … (лета).
2.Боярин, ставший русским царем в 1598 году… (Борис Годунов)
3.Царство, перешедшее в 158 году под протекторат России… (Кахетия)
4.Первый российский патриарх… (Иов)
5.В миру - Федор Никитич Романов, в монашестве … (Филарет).
6.Предводитель крестьянских повстанцев в конце XVIвека … (Хлопко)
7.Король Речи Посполитой умерший в 1586 году… (Стефан Баторий)
8.Так звали сыновей Ивана Грозного и Бориса Годунова… (Федор)
Промежуточное оценивание обучающихся
3.Целепологание
На слайде стихотворение Валерия Русина (слайд3)
В то время смутное напастям, в России не было конца,
И люд не верил уже власти, в стенах кремлевского дворца,
Ни в ком не видела опоры, больная русская страна.
И всю ее накрыло скоро, измен смердящая волна,
Упала нравственность донельзя, и разобщенность возросла,
Захватчики к Москве полезли, и «ворам не было числа»
После прочтения ученикам задаются вопросы:
Учитель: - О каком периоде русской истории идет речь? ( О смутном времени в России)
-По каким строчкам вы это поняли? Как вы понимаете слово «смута», что это значит? (неуверенность власти, восстания, голод)
- Сегодня мы будем говорить о смуте, запишите тему в тетрадь. (слайд 5)
-На какие вопросы сегодня на уроке вы хотели бы получить ответы?( Формулирование целей по теме урока) (слайд 5)
4.Открытие нового знания
Учитель: После смерти в 1584 году Ивана Грозного остались два его сына: старший ФедорИванович и младший Дмитрий Иванович. Его дети были от разных матерей. Царем стал старший сын Федор Иванович (1584-1598гг). Современники характеризовали царя Федора как болезненного и слабоумного правителя не способного руководить государством. Все бразды правления находились в руках брата его жены боярина Бориса Годунова. Федор Иванович был бездетным и согласно русскому закону о престолонаследии вся власть, после его смерти, достанется Дмитрию. Честолюбивый, стремящийся к власти Борис Годунов не мог этого допустить и как считают многие историки решился на убийство молодого царевича. После смерти царя Федора Ивановича, по инициативе патриарха Иова, Бориса Федоровича на Земском соборе венчали на царство 1 сентября 1598года. Положение нового царя было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Помнили о гонениях и опалах, от него исходивших. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича в Дмитрия в Угличе. Ситуация сильно осложнилась в начале нового столетия, когда страну потрясли события, приведшие в ужас современников и сыгравшие трагическую роль в личной судьбе царя Бориса и всей России.
В истории этот период получил название «Смутное время»
4.1.Работа с термином
« Мозговой штурм»
Записать ассоциации со словом Смута (составляем Кластер)
Учащиеся знакомятся с понятиями Смута и Смутное время. (слайд 6)
Определение смутного времени (учащиеся записывают определение в тетрадь)
Смутное время - период истории России с 1598- 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.
Учитель дает пояснение и показывает, как оценивали историки события конца XVI – начала XVII века.
Отечественные историки о причинах и сущности смутного времени в России на рубеже 16-17 веков (слайд 7)
Н.М.Карамзин | Разврат всех сфер русского общества. |
С.М.Соловьев | Нравственное и моральное разложение общества. |
Н.И.Костомаров | Следствие католической интриги. |
В.И.Ключевский С.Ф.Платонов | Смута – это социальное движение, зародившееся в верхах русского общества и постепенно втянувшее в свою орбиту широкие слои населения. |
Физкультминутка- упражнение для глаз
4.2.Определение причин Смуты
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (стр.12-13) и выделяют причины Смутного времени, заполняя таблицу.
Причины Смуты |
Экономические | Политические |
Проверка выполнения работы по слайду 8
4.3.Деятели Русского государства периода Смуты
1.Борис Годунов ( слайд 9)
Учащиеся заслушивают сообщение (опережающее задание получили на предыдущем уроке).
2.Лжедмитрий I (слайд 10)
Просмотр видеосюжета о Лжедмитрии I (слайд 11)
Ответить на вопросы по видеосюжету:
1. Кто скрывался под именем царевича Дмитрия?
2. Кто поддержал в Польше Лжедмитрия?
3. Почему польские магнаты поддержали самозванца?
4. Какие слои общества подержали самозванца и почему?
5.Укажите годы правления Лжедмитрия I.
«Ожившая карта» ( слайд 12)
Рассказ о военных действиях во время Смуты: поход Лжедмитрия I на Москву
На основании схемы дают характеристику правлению Лжедмитрия I(слайд 13)
3.Василий Шуйский- «Выкрикнутый царь» ( слайд 14)
Князь, боярин и воевода, в 1606–1610 гг. – царь. В 1591 г. вел следствие по делу о гибели в Угличе царевича Дмитрия и засвидетельствовал, что тот погиб в результате несчастного случая. В 1605 г. признал Лжедмитрия и сообщил, что в 1591 г. в Угличе царевич спасся, но вскоре стал распространять слухи, что новый царь – самозванец. После свержения Лжедмитрия I был "выкликнут" царем группой своих сторонников. При воцарении дал крестоцеловальную грамоту.
Работа с историческим документом
Крестоцеловальная грамота Василия Шуйского( слайд 15)
Вопрос к документу:
Прообразом какого документа можно считать крестоцеловальную запись Василия Шуйского? ( Конституции)
Какое значение имела данная Василием Шуйским "крестоцеловальная запись"?
Работа со схемой ( слайд 16)
Задание: Дать оценку политической ситуации в Российском государстве в период правления Василия Шуйского. Учащиеся, опираясь на схему, рассказывают об обстоятельствах свержения с престола Василия Шуйского и установления власти «семибоярщины».
5.Закрепление изученного материала.
Составляют синквейн. ( Работа в парах) (слайд 17-18)
6.Подведение итогов работы.
Содержательная оценка деятельности и достижений учащихся, выставление отметок
7.Рефлексия - «Дерево» (19слайд)
8.Домашнее задание: § 14 (20 слайд )
1.Выполнить задания к тексту параграфа стр.18
2.Составить по плану исторический портрет одного из деятелей Смутного времени