Урок в 6 классе.
Тема: Озера.
Цели:1. Способствовать формированию представлений учащихся о типах озерных котловин;
бессточных и сточных озерах
2. Содействовать развитию логического мышления учащихся на основе распознавания
зависимости внешнего вида озер от происхождения котловин.
3. Активизировать познавательную деятельность учащихся, воспитывать бережное отношение
к пресным водам озер и рек.
Оборудование: карта полушарий, физич. карта России, опорные листы, раздаточный материал,
кроссворд, доп. материал, компьютерная презентация «Озера», контурные карты, атласы
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Орг. момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания:
1. Описание реки Волга по плану.
План описания | Описание |
1. | Географическое положение | Волга протекает по Евразии, в ее западной, европейской части. |
2. | Где начинается (исток) | Начинается на возвышенности (Валдайской), на абсолютной высоте, более 3000м. |
3. | Направление течения | В верковьях течет в восточном направлении до Казани, далее в южном направлении. Протекает по Восточно-Европейской равнине. |
4. | Куда впадает (устье) | Впадает в Каспийское море относится к бассейну внутр стока. |
5. | Характер течения | Река равнинная, течение спокойное, плавное. |
6. | Тир питания | Смешанный. В основном питание снеговое. Питается также грунтовыми и дождевыми водами. |
7. | Притоки | Волга принимает притоки. Крупные – Ока (правый) и Кама (левый) |
2. Фронтальный опрос. Отгадывание кроссворда.
1. | | И | С | Т | О | К | |
2. | | У | С | Т | Ь | Е | |
3. | | | Р | У | С | Л | О | |
4. | Б | А | С | С | Е | Й | Н |
5. | | Н | И | Л | |
6. | В | О | Д | О | Р | А | З | Д | Е | Л | |
|
7. | | П | О | Л | О | В | О | Д | Ь | Е |
8. | А | М | А | З | О | Н | К | А | |
9. | А | Н | Х | Ё | Л | Ь | |
10 | | П | О | Р | О | Г |
Начало реки (Исток) Место, где река впадает в другую реку, озеро или море (Устье)
Углубление, выработанное рекой, по которому она течет (Русло)
Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку (Бассейн).
Самая длинная река мира (Нил)
Граница разделяющая речные бассейны (Водораздел)
Ежегодный весенний продолжительный
подъем уровня реки (Половодье)
8. Самая полноводная река в мире (Амазонка)
9. Самый высокий водопад в мире (Анхель))
Участок реки, с выходом труднорастворимых горных пород (Порог)
III. Постановка темы и целей урока
Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в страну озер.
Узнаем, как образуются озера.
Познакомимся с разнообразием озерных котловин, с тем, какие озера называют сточными, а какие
озера называют сточными, а какие – бессточными.
Познакомимся с необычными озерами природы.
IV. Работа над новым материалом.
Коллективная работа
-- Мы с вами уже знаем, что называется рекой. Сравните изображение реки и озера. Попытайтесь на основе определения термина «река» дать
определение термину «озеро».
-- Найдите в учебнике, как ученые дают определение этому термину.
Озером называется замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении, называемом котловиной.
2. Демонстрация слайдов «Озерные котловины»
3. Работа с опорными листами:
Опорный лист. Задание №1
Заполнить таблицу
Название котловины | Способ образования котловины | Рисунок в плане | Примеры |
Остаточные | Котловины унаследованы от древних морей | ? | Каспийское Аравийское |
Ледниково-тектоническое в прогибах | Неровности земной поверхности обработаны покровными ледниками и заполнены водой | | Ладожское ? |
Ледниковые моренные | ? | | Чудское , Ильмень, Селигер |
Тектоническое в разломе | Заполнение водой трещин в земной коре (в горах) | ? | Байкал, Танганьика |
Вулканическое | В кратере потухших вулканов | ? | Кроноцкое (Камчатка) |
Старичные | Остатки старого русла реки | | Мелкие озёра в поймах рек. |
Запрудные плотинные | Запруда или частичное преграждение русла реки (обвал горных пород в долину реки) | ? | Сарезское (Памир) |
Метеоритные | Во впадинах от метеоритов | Мелкие различной формы | Каали, Саарема (Эстония) |
4. Практическая работа с атласами по вариантам.
Опорный лист. Задание № 2
Определить по внешнему виду озер тип происхождения котловины.
I В II В
Озера Африки Озера Ю.Америки
оз.Виктория – тектоническое в прогибе оз.Титикака – тектоническое
оз.Ньяса – тектоническое в разл. оз. С. Америки
оз.Танганьика - тектоническое в разл оз. Верхнее – ледн.
оз. Гурон - тектоническое.
5. Работа по решению проблемы.
а) Постановка проблемы.
- определите, какие озера сточные, а какие бессточные.
б) Решение проблемы найдите на с. 97 п. 3 в учебнике.
Сточные оз. – озера, в которые реки втекают и вытекают.
Бессточные оз. – озера, в которые реки впадают, но не вытекают.
В) практическая работа.
Опорный лист. Задание № 3
определите в какие оз. сточные, а какие нет.
1 2 3
6.Объяснение учителя
Обычно бессточные озера бывают солеными из-за приносимых в них реками минеральных веществ и солей, или из-за того, что их котловины расположены в легкорастворимых горных породах, или эти озера являются остатками отступившего моря.
Соленость Мертвого моря – озера – 270%
Часто реки выносят в озера твердые частицы, которые отлагаются на дне озера. Образуются болота (Компьютерный фильм «Образование болот» (гео 6 – 10. 8 кл. «Воды»)).
V. Закрепление изученного
(Компьютерные слайды «Озера» гео 6-10. Гидросфера 6 кл.)
По ходу просмотра слайдов определить тип оз. Котловины и способ происхождения.
Просмотр фильма «оз. Байкал» (гео. 6-10 Воды)
Беседа об охране озер и их значимости в жизни людей.
7. Работа с дополнительным материалом
В мире очень много интересных озер
«Озеро чернил» (Поурочное планирование по географии. 6 кл. с 159)
«Озеро кастрюля» (Поурочное планирование по географии. 6 кл. с 159)
«Озеро танцующих хариусов».
Практическая работа
«Описание озера по типовому плану».
Опорный лист. Задание №4
План описания
1. Название
2. На каком материке и в какой его части находится?
3. Происхождение котловины.
4. Строчное или бессточное. Какие реки впадают, какие вытекают.
5.Соленое или пресное.
VII. Итог урока. Комментирование оценок учащихся.
VIII. Инструктаж домашнего задания.
§ 31.
Обозначить в контурных картах озера, которые упоминаются в параграфе.
Приложение 1
Опорный лист
№ 1
Заполните недостающие данные таблицы.
Название котловины | Способ образования котловины | Рисунок в плане | Примеры |
Остаточные | Котловины унаследованы от древних морей | ? | Каспийское Аравийское |
Ледниково-тектоническое в прогибах | Неровности земной поверхности обработаны покровными ледниками и заполнены водой | | Ладожское ? |
Ледниковые моренные | ? | | Чудское , Ильмень, Селигер |
Тектоническое в разломе | Заполнение водой трещин в земной коре (в горах) | ? | Байкал, Танганьика |
Вулканическое | В кратере потухших вулканов | ? | Кроноцкое (Камчатка) |
Старичные | Остатки старого русла реки | | Мелкие озёра в поймах рек. |
Запрудные плотинные | Запруда или частичное преграждение русла реки (обвал горных пород в долину реки) | ? | Сарезское (Памир) |
Метеоритные | Во впадинах от метеоритов | Мелкие различной формы | Каали, Саарема (Эстония) |
№ 2
Определите по внешнему виду озер тип происхождения котловины
I В II В
Озера Африки Озера Ю.Америки
Виктория - ? Титикака - ?
Ньяса - ? Оз. С. Америки
Танганьика - ? Верхнее - ?
Гурон - ?
№ 3
О
пределите, какие озера сточные, а какие - бессточные
1 2 3
№ 4
Опишите озеро по плану:
№п/п | Вопросы | Ответы |
1. | Название | |
2. | На каком материке, в какой его части находится. | |
3. | Происхождение котловины. | |
4. | Сточное или бессточное какие реки впадают, какие вытекают. | |
5. | Соленое или пресное. | |