СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка по теме "Озера" с опорным листом

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Озера" с опорным листом для заполнения обучающимися в ходе урока

Просмотр содержимого документа
«Разработка по теме "Озера" с опорным листом»

Урок в 6 классе.

Тема: Озера.

Цели:1. Способствовать формированию представлений учащихся о типах озерных котловин;

бессточных и сточных озерах

2. Содействовать развитию логического мышления учащихся на основе распознавания

зависимости внешнего вида озер от происхождения котловин.

3. Активизировать познавательную деятельность учащихся, воспитывать бережное отношение

к пресным водам озер и рек.

Оборудование: карта полушарий, физич. карта России, опорные листы, раздаточный материал,

кроссворд, доп. материал, компьютерная презентация «Озера», контурные карты, атласы

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

  2. Проверка домашнего задания:

1. Описание реки Волга по плану.

План описания

Описание

1.

Географическое положение

Волга протекает по Евразии, в ее западной, европейской части.

2.

Где начинается (исток)

Начинается на возвышенности (Валдайской), на абсолютной высоте, более 3000м.

3.

Направление течения

В верковьях течет в восточном направлении до Казани, далее в южном направлении.

Протекает по Восточно-Европейской равнине.

4.

Куда впадает (устье)

Впадает в Каспийское море относится к бассейну внутр стока.

5.

Характер течения

Река равнинная, течение спокойное, плавное.

6.

Тир питания

Смешанный. В основном питание снеговое. Питается также грунтовыми и дождевыми водами.

7.

Притоки

Волга принимает притоки.

Крупные – Ока (правый) и Кама (левый)

2. Фронтальный опрос. Отгадывание кроссворда.

  1. 1.


    И

    С

    Т

    О

    К


    2.


    У

    С

    Т

    Ь

    Е


    3.



    Р

    У

    С

    Л

    О


    4.

    Б

    А

    С

    С

    Е

    Й

    Н

    5.


    Н

    И

    Л


    6.

    В

    О

    Д

    О

    Р

    А

    З

    Д

    Е

    Л



    7.


    П

    О

    Л

    О

    В

    О

    Д

    Ь

    Е

    8.

    А

    М

    А

    З

    О

    Н

    К

    А


    9.

    А

    Н

    Х

    Ё

    Л

    Ь


    10


    П

    О

    Р

    О

    Г

    Начало реки (Исток)

  2. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море (Устье)

  3. Углубление, выработанное рекой, по которому она течет (Русло)

  4. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку (Бассейн).

  5. Самая длинная река мира (Нил)

  6. Граница разделяющая речные бассейны (Водораздел)

  7. Ежегодный весенний продолжительный

подъем уровня реки (Половодье)

8. Самая полноводная река в мире (Амазонка)

9. Самый высокий водопад в мире (Анхель))

  1. Участок реки, с выходом труднорастворимых горных пород (Порог)

III. Постановка темы и целей урока

Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в страну озер.

Узнаем, как образуются озера.

Познакомимся с разнообразием озерных котловин, с тем, какие озера называют сточными, а какие

озера называют сточными, а какие – бессточными.

Познакомимся с необычными озерами природы.

IV. Работа над новым материалом.

  1. Коллективная работа

-- Мы с вами уже знаем, что называется рекой. Сравните изображение реки и озера. Попытайтесь на основе определения термина «река» дать

определение термину «озеро».

-- Найдите в учебнике, как ученые дают определение этому термину.

Озером называется замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении, называемом котловиной.

2. Демонстрация слайдов «Озерные котловины»

3. Работа с опорными листами:

Опорный лист. Задание №1

Заполнить таблицу

Название котловины

Способ

образования котловины

Рисунок в плане

Примеры

Остаточные

Котловины унаследованы от древних морей

?

Каспийское Аравийское

Ледниково-тектоническое в прогибах

Неровности земной поверхности обработаны покровными ледниками и заполнены водой

Ладожское

?

Ледниковые моренные

?

Чудское , Ильмень, Селигер

Тектоническое в разломе

Заполнение водой трещин в земной коре (в горах)

?


Байкал, Танганьика

Вулканическое

В кратере потухших вулканов

?


Кроноцкое (Камчатка)

Старичные

Остатки старого русла реки


Мелкие озёра в поймах рек.

Запрудные плотинные

Запруда или частичное преграждение русла реки (обвал горных пород в долину реки)

?

Сарезское (Памир)

Метеоритные

Во впадинах от метеоритов

Мелкие различной формы

Каали, Саарема (Эстония)

4. Практическая работа с атласами по вариантам.

Опорный лист. Задание № 2

Определить по внешнему виду озер тип происхождения котловины.

I В II В

Озера Африки Озера Ю.Америки

оз.Виктория – тектоническое в прогибе оз.Титикака – тектоническое

оз.Ньяса – тектоническое в разл. оз. С. Америки

оз.Танганьика - тектоническое в разл оз. Верхнее – ледн.

оз. Гурон - тектоническое.

5. Работа по решению проблемы.

а) Постановка проблемы.

- определите, какие озера сточные, а какие бессточные.

б) Решение проблемы найдите на с. 97 п. 3 в учебнике.

Сточные оз. – озера, в которые реки втекают и вытекают.

Бессточные оз. – озера, в которые реки впадают, но не вытекают.

В) практическая работа.

Опорный лист. Задание № 3

определите в какие оз. сточные, а какие нет.







1 2 3

6.Объяснение учителя

Обычно бессточные озера бывают солеными из-за приносимых в них реками минеральных веществ и солей, или из-за того, что их котловины расположены в легкорастворимых горных породах, или эти озера являются остатками отступившего моря.


Соленость Мертвого моря – озера – 270%

Часто реки выносят в озера твердые частицы, которые отлагаются на дне озера. Образуются болота (Компьютерный фильм «Образование болот» (гео 6 – 10. 8 кл. «Воды»)).

V. Закрепление изученного

(Компьютерные слайды «Озера» гео 6-10. Гидросфера 6 кл.)

  1. По ходу просмотра слайдов определить тип оз. Котловины и способ происхождения.

  2. Просмотр фильма «оз. Байкал» (гео. 6-10 Воды)

  3. Беседа об охране озер и их значимости в жизни людей.



7. Работа с дополнительным материалом

В мире очень много интересных озер

«Озеро чернил» (Поурочное планирование по географии. 6 кл. с 159)

«Озеро кастрюля» (Поурочное планирование по географии. 6 кл. с 159)

«Озеро танцующих хариусов».


  1. Практическая работа

«Описание озера по типовому плану».

Опорный лист. Задание №4

План описания

1. Название

2. На каком материке и в какой его части находится?

3. Происхождение котловины.

4. Строчное или бессточное. Какие реки впадают, какие вытекают.

5.Соленое или пресное.


VII. Итог урока. Комментирование оценок учащихся.

VIII. Инструктаж домашнего задания.


§ 31.

Обозначить в контурных картах озера, которые упоминаются в параграфе.




















Приложение 1

Опорный лист

1

Заполните недостающие данные таблицы.

Название котловины

Способ

образования котловины

Рисунок в плане

Примеры

Остаточные

Котловины унаследованы от древних морей

?

Каспийское Аравийское

Ледниково-тектоническое в прогибах

Неровности земной поверхности обработаны покровными ледниками и заполнены водой

Ладожское

?

Ледниковые моренные

?

Чудское , Ильмень, Селигер

Тектоническое в разломе

Заполнение водой трещин в земной коре (в горах)

?


Байкал, Танганьика

Вулканическое

В кратере потухших вулканов

?


Кроноцкое (Камчатка)

Старичные

Остатки старого русла реки


Мелкие озёра в поймах рек.

Запрудные плотинные

Запруда или частичное преграждение русла реки (обвал горных пород в долину реки)

?

Сарезское (Памир)

Метеоритные

Во впадинах от метеоритов

Мелкие различной формы

Каали, Саарема (Эстония)



2

Определите по внешнему виду озер тип происхождения котловины

I В II В

Озера Африки Озера Ю.Америки


Виктория - ? Титикака - ?

Ньяса - ? Оз. С. Америки

Танганьика - ? Верхнее - ?

Гурон - ?

3

О пределите, какие озера сточные, а какие - бессточные





1 2 3

4

Опишите озеро по плану:

п/п

Вопросы

Ответы

1.

Название


2.

На каком материке, в какой его части находится.



3.

Происхождение котловины.


4.

Сточное или бессточное какие реки впадают, какие вытекают.



5.

Соленое или пресное.