СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка практического занятия по теме:" Петербург Достоевского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальные и философские основы бунта Раскольникова.

Просмотр содержимого документа
«Разработка практического занятия по теме:" Петербург Достоевского"»

Практическое занятие №4

СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА. «ПРАВДА» РАСКОЛЬНИКОВА И «ПРАВДА» СОНИ. ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО


Цель:

-знакомство с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского;

-знакомство с содержанием романа «Преступление и наказание»;

-научиться анализировать произведение «Преступление и наказание»;

-расшифровывать смысл названия романа «Преступление и наказание»;

-понимать социальные и философские истоки бунта Раскольникова.

Студент должен:

знать

как развенчивается теория Раскольникова, путь возрождения героя возможна лишь через любовь и христианские ценности;

уметь анализировать эпическое произведение, его эпизоды, давать характеристику героев.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

-Агеносов, В.В. Русский язык и литература: Литература. 11 кл. Углубленный уровень: учебник. В 2 ч. / В.В. Агеносов и др. – М.: Дрофа, 2014. – 429 с.

-карточка-задание


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Родион Раскольников-главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины города, где процветают распивочные, где потерявшие себя люди заливают своё горе спиртным.

Ссылка: https://www.allsoch.ru/sochineniya/15840


Задания к практическому занятию

Подготовить устное сообщение.

Темы сообщений:

1.Истоки и мотивы преступления Раскольникова. Полемика исследователей о мотивах преступления

2.Нравственные аспекты проблемы: цена власти и могущества.

3.Содержание теории Раскольникова. Отражение в ней социально-психологических и идеологических явлений эпохи.

4.Социальный и философский аспект коллизии Раскольникова. Трагический характер конфликта.

5.Своеобразие наказания Раскольникова. Роль эпилога. Развитие сюжета и конфликта в романе. Антитеза морали социальной и религиозной.

6.Формы и средства психологического анализа. Изображение неосознанных и подсознательных психических явлений и их значение в романе.

Методические рекомендации по подготовке устного сообщения смотрите в приложении


Контрольные вопросы к практическому занятию:

  1. Почему Раскольников вопреки сомнениям совершает убийство?

  2. В чем убеждает нас поведение героя во время убийства?

  3. Какая газета Российской Империи впервые опубликовала роман Достоевского «Преступление и наказание»?

  4. Как звали женщину, которая стала главной любовью всей жизни Фёдора Михайловича?

  5. Какой возраст был у Родиона Раскольникова при первой встрече с ним в произведении «Преступление и наказание»?

  6. Что снится Родиону перед роковым убийством?













































ПРИЛОЖЕНИЕ


Методические рекомендации по выполнению практических заданий:

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения ситуативных задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.

  1. Ознакомьтесь с темой практического занятия, его целями и задачами.

  2. Изучите перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент в ходе практического занятия.

  3. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы и источников и подготовьте их для работы.

  4. Изучите рекомендации к практической работе и получите консультацию преподавателя.

  5. Прочитайте лекционный материал по теме занятия в своем конспекте, стараясь акцентировать внимание на основных понятиях, важных определениях.

  6. Почитайте материал, касающийся темы практического занятия в рекомендованных источниках.

  7. Ответьте на контрольные вопросы в учебнике или на вопросы для самопроверки в методических указаниях к практической работе.

  8. Если по ходу выполнения практической работы потребуется выполнять расчеты, выпишите формулы, найдите недостающие коэффициенты и постоянные в справочных таблицах или другой литературе.

  9. Ознакомьтесь с формой отчета по практической работе и сделайте черновик-заготовку отчета.

  10. Внимательно прочтите правила техники безопасности и охраны труда при выполнении практической работы.

  11. Сформулируйте свои вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии.

Практические работы направлены на овладение учащимися умений решения стандартных задач и приобретение навыков практических действий.

Основные требования к содержанию практических работ:

  • соответствие содержания практических заданий изученному теоретическому материалу учебной дисциплины;

  • максимальное приближение содержания практических заданий к реальной действительности;

  • поэтапное формирование умения, т.е. движение от знания к умению, от простого умения к сложному и т.д.;

  • использование типовых документов, инструкций, бланков и т.п.

  • использование последних версий программного обеспечения.










Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.

  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

  • кто они?

  • каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

  1. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

  2. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

  • автора;

  • персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

  1. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

  2. Охарактеризовать героев - участников эпизода:

  • их отношение к событию;

  • к вопросу (проблеме);

  • друг к другу;

  • кратко проанализировать речь участников диалога;

  • сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

  • выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

  • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

  1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

  2. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

  3. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

  4. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

  5. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

  6. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.








Методические рекомендации по анализу героя литературного произведения

Определение места героя среди других персонажей.

Степень участия и его роль в конфликте.

Наличие прототипов и автобиографических черт.

Анализ имени.

Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

Речевая характеристика.

Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

Оценка литературного персонажа его современниками.

Герой как порождение своей эпохи и выразитель определённого мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.



Методические рекомендации по составлению плана

План - это самая короткая форма оформления записей, которая не передаёт фактического содержания изучаемого материала, а лишь указывает схему его подачи и позволяет обучающимся:

  • восстановить в памяти содержание источника;

  • составить записи разного рода;

  • ускорить проработку источника информации;

  • организовать самоконтроль;

  • сосредоточить внимание и стимулировать самостоятельную работу.



Методические рекомендации по составлению тезисов

Тезис - это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада и т.п.

Тезисы:

- повторяют, сжато формулируют и заключают написанное или изложенное устно;

всегда имеют доказательства;

всегда подразумевают аргументацию и выявляют суть содержания; позволяют обобщить материал.

Составление тезисов при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Ознакомиться с содержанием материала.

  2. Разбить текст на смысловые блоки.

  3. Определить главную мысль каждой части.

  4. Осмыслить суть этой мысли и передать её своими словами (или найти подходящую формулировку в тексте).

  5. Тезисы необходимо нумеровать, чтобы сохранить логику авторских рассуждений.







Методические рекомендации по составлению конспекта:

Конспект - это краткая запись содержания текста, выделение главных идей и положений.

Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

Можно выделить следующие виды конспектов:

Плановый. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, по каждому пункту которого даётся комментарий. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.

Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.

Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат, которые связаны логическими переходами.

Свободный конспект. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.

Составление конспекта может осуществляться по следующему алгоритму:

прочитать текст, отметить в нём новые слова, непонятные места, имена,

даты; составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте,

составить простой план, который поможет группировать материал в

соответствии с логикой изложения;

выяснить в словаре значение новых непонятных слов, записать их в тетрадь или словарь в конце тетради;

повторно прочитать текст, сочетая чтение с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись ведётся своими словами, без переписывания текста. Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;

прочитать конспект ещё раз, доработать его.



Методические рекомендации по выполнению анализа эпизода.

Определите границы эпизода, дайте ему название.

Охарактеризуйте событие, лежащее в основе эпизода.

Какую роль играет описание? Определите роль эпизода в композиции повести (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

Главная часть:

  1. Назовите основных участников эпизода и коротко поясните, кто они.

  2. Проанализируйте образы, с помощью которых писатель рисует картину.

  3. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?

  4. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.

  5. Прокомментируйте авторские оценки в описании.

  6. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всего произведения?

  7. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.

Заключение. Делаем выводы из рассуждений главной части:

1. Доказываем, что этот эпизод –экспозиция произведения.

2. Какова функция этого эпизода во всей повести?

5.Язык и стиль.

6.Жанровое своеобразие.

Вывод. Ваше мнение о необходимости подобного произведения.



Практическое занятие №5

Л.Н. ТОЛСТОЙ. ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ПИСАТЕЛЯ. «ВОЙНА И МИР» - РОМАН-ЭПОПЕЯ


Цель:

  1. познакомиться с историей написания «Войны и мира»;

  2. выяснить, в чем заключается жанровое своеобразие и особенности композиции;

  3. объяснить смысл названия.

Студент должен:

знать:

  • жизненный и творческий путь писателя;

  • понятие роман-эпопея;

  • содержание романа «Война и мир»;

уметь:

  • анализировать произведение «Война и мир»;

  • характеризовать героев произведения «Война и мир»;

  • отличать истинный и ложный патриотизм героев;

  • выразительно читать отрывки из романа.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

-Агеносов, В.В. Русский язык и литература: Литература. 11 кл. Углубленный уровень: учебник. В 2 ч. / В.В. Агеносов и др. – М.: Дрофа, 2014. – 429 с.

-карточка-задание


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Художественный образ-всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов

Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»)

Ссылка: https://www.allsoch.ru/sochineniya/15840


Задания к практическому занятию

Темы сообщений:

1.Проблема историзма романа. В чем своеобразие произведения Л. Толстого как исторического романа? Как входит война, история в быт, нравы частных людей? (показать на анализе первых четырех глав первой части).

2.Философия истории Л. Н. Толстого (т.III, ч.I, т.IV, эпилог). Представления Толстого о движущих факторах истории, о человеке как субъекте исторического процесса. С какого момента герои романа выступают как активные участники исторических событий? Как отразился толстовский взгляд на историю в оценке личности Наполеона и личности Кутузова?

3.Взгляд Л. Толстого на причины и характер военной компании 1805-1807 гг. и Отечественной войны 1812 года. Способы изображения батальных сцен.

Смотр войск под Браунау (т. I, ч.II, гл.I,II);

Шенграбенское сражение (т. I, ч. II, гл. XVII–XXI);

Аустерлицкое сражение (т.I, ч.III, гл.X–XIX);

Бородинское сражение (т.III, ч.II, гл. XX, XXI, XXXI).

4.Толстовские принципы изображения человека на войне. Особенности толстовского патриотизма. Смысл названия романа «Война и мир».

5.Народ в романе Толстого (Тихон Щербатый и Платон Каратаев).

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)

Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Что представляют собой хозяйка салона и ее гости? 

2 В чем смысл жизни завсегдатаев светского салона?

3 Чем отличаются Пьер и Андрей от гостей?

4 Расскажите о борьбе за завещание умирающего графа.

5 Как изменилось отношение к Пьеру, когда он разбогател?






































ПРИЛОЖЕНИЕ


Методические рекомендации по выполнению практических заданий:

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения ситуативных задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.

  1. Ознакомьтесь с темой практического занятия, его целями и задачами.

  2. Изучите перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент в ходе практического занятия.

  3. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы и источников и подготовьте их для работы.

  4. Изучите рекомендации к практической работе и получите консультацию преподавателя.

  5. Прочитайте лекционный материал по теме занятия в своем конспекте, стараясь акцентировать внимание на основных понятиях, важных определениях.

  6. Почитайте материал, касающийся темы практического занятия в рекомендованных источниках.

  7. Ответьте на контрольные вопросы в учебнике или на вопросы для самопроверки в методических указаниях к практической работе.

  8. Если по ходу выполнения практической работы потребуется выполнять расчеты, выпишите формулы, найдите недостающие коэффициенты и постоянные в справочных таблицах или другой литературе.

  9. Ознакомьтесь с формой отчета по практической работе и сделайте черновик-заготовку отчета.

  10. Внимательно прочтите правила техники безопасности и охраны труда при выполнении практической работы.

  11. Сформулируйте свои вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии.

Практические работы направлены на овладение учащимися умений решения стандартных задач и приобретение навыков практических действий.

Основные требования к содержанию практических работ:

  • соответствие содержания практических заданий изученному теоретическому материалу учебной дисциплины;

  • максимальное приближение содержания практических заданий к реальной действительности;

  • поэтапное формирование умения, т.е. движение от знания к умению, от простого умения к сложному и т.д.;

  • использование типовых документов, инструкций, бланков и т.п.

  • использование последних версий программного обеспечения.










Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.

  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

  • кто они?

  • каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

  1. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

  2. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

  • автора;

  • персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

  1. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

  2. Охарактеризовать героев - участников эпизода:

  • их отношение к событию;

  • к вопросу (проблеме);

  • друг к другу;

  • кратко проанализировать речь участников диалога;

  • сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

  • выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

  • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

  1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

  2. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

  3. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

  4. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

  5. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

  6. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.








Методические рекомендации по анализу героя литературного произведения

Определение места героя среди других персонажей.

Степень участия и его роль в конфликте.

Наличие прототипов и автобиографических черт.

Анализ имени.

Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

Речевая характеристика.

Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

Оценка литературного персонажа его современниками.

Герой как порождение своей эпохи и выразитель определённого мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.



Методические рекомендации по составлению плана

План - это самая короткая форма оформления записей, которая не передаёт фактического содержания изучаемого материала, а лишь указывает схему его подачи и позволяет обучающимся:

  • восстановить в памяти содержание источника;

  • составить записи разного рода;

  • ускорить проработку источника информации;

  • организовать самоконтроль;

  • сосредоточить внимание и стимулировать самостоятельную работу.



Методические рекомендации по составлению тезисов

Тезис - это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада и т.п.

Тезисы:

- повторяют, сжато формулируют и заключают написанное или изложенное устно;

всегда имеют доказательства;

всегда подразумевают аргументацию и выявляют суть содержания; позволяют обобщить материал.

Составление тезисов при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Ознакомиться с содержанием материала.

  2. Разбить текст на смысловые блоки.

  3. Определить главную мысль каждой части.

  4. Осмыслить суть этой мысли и передать её своими словами (или найти подходящую формулировку в тексте).

  5. Тезисы необходимо нумеровать, чтобы сохранить логику авторских рассуждений.







Методические рекомендации по составлению конспекта:

Конспект - это краткая запись содержания текста, выделение главных идей и положений.

Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

Можно выделить следующие виды конспектов:

Плановый. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, по каждому пункту которого даётся комментарий. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.

Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.

Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат, которые связаны логическими переходами.

Свободный конспект. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.

Составление конспекта может осуществляться по следующему алгоритму:

прочитать текст, отметить в нём новые слова, непонятные места, имена,

даты; составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте,

составить простой план, который поможет группировать материал в

соответствии с логикой изложения;

выяснить в словаре значение новых непонятных слов, записать их в тетрадь или словарь в конце тетради;

повторно прочитать текст, сочетая чтение с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись ведётся своими словами, без переписывания текста. Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;

прочитать конспект ещё раз, доработать его.



Методические рекомендации по выполнению анализа эпизода.

Определите границы эпизода, дайте ему название.

Охарактеризуйте событие, лежащее в основе эпизода.

Какую роль играет описание? Определите роль эпизода в композиции повести (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

Главная часть:

  1. Назовите основных участников эпизода и коротко поясните, кто они.

  2. Проанализируйте образы, с помощью которых писатель рисует картину.

  3. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?

  4. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.

  5. Прокомментируйте авторские оценки в описании.

  6. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всего произведения?

  7. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.

Заключение. Делаем выводы из рассуждений главной части:

1. Доказываем, что этот эпизод –экспозиция произведения.

2. Какова функция этого эпизода во всей повести?

5.Язык и стиль.

6.Жанровое своеобразие.

Вывод. Ваше мнение о необходимости подобного произведения.



Практическое занятие № 6

ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО, ПЬЕРА БЕЗУХОВА, НАТАШИ РОСТОВОЙ


Цель:

  1. узнать жизненный и творческий путь писателя;

  2. понятие роман-эпопея;

  3. содержание романа «Война и мир»;

  4. анализировать произведение «Война и мир»;

  5. характеризовать героев произведения «Война и мир»;

  6. отличать истинный и ложный патриотизм героев;

  7. выразительно читать отрывки из романа.

Студент должен:

знать:

  • жизненный и творческий путь писателя;

  • понятие роман-эпопея;

  • содержание романа «Война и мир»;

уметь:

  • анализировать произведение «Война и мир»;

  • характеризовать героев произведения «Война и мир»;

  • отличать истинный и ложный патриотизм героев;

  • выразительно читать отрывки из романа.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

-Агеносов, В.В. Русский язык и литература: Литература. 11 кл. Углубленный уровень: учебник. В 2 ч. / В.В. Агеносов и др. – М.: Дрофа, 2014. – 429 с.

-карточки-задания



Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Описанию духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого отводится много места. Многоплановое содержание произведения позволило определить его жанр как роман-эпопею. В нём нашли отражение важные исторические события, судьбы людей разных сословий на протяжении целой эпохи. Наряду с глобальными проблемами, писатель уделяет большое внимание переживаниям, победам и поражениям любимых героев. Наблюдая за их судьбой, читатель учится анализировать поступки, добиваться поставленной цели, правильно выбирать путь.

Ссылка:http://obrazovaka.ru/books/tolstoy/voyna-i-mir/andrey-bolkonskiy-i-per-bezuhov-duhovnye-iskaniya-v-romane#ixzz54WAdtuBs


Задание к практическому занятию

Подготовить устное сообщение.

Темы сообщений:

1.Взгляд Толстого на брак и семью. Параллели «безлюбовных» и «любовных» семей в романе. Толстовская этика любви. Любовь как испытание личности. Причины счастья и несчастья любви в трактовке Толстого.

2 Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Особенности духовной эволюции главных героев Л.Толстого. Сходства и различия в мотивах поведения у Пьера и Андрея. Сопоставление стихийности и сознательности в мотивах героев. Андрей Болконский и Пьер Безухов как типичные личности.

3Итоги и противоречия героев и автора в финале романа. Смысл и характер религиозных верований князя Андрея перед смертью.

4 Проблема «человек и природа» в романе «Война и мир». Значение сцены охоты. Особенности толстовского пейзажа.

5 Психологический анализ в романе «Война и мир». Характеры героев и «диалектика души». Чем вызван интерес писателя к «микроэлементам» внутреннего мира у человека?

6Своеобразие внутреннего монолога у Толстого. Способы косвенной характеристики героев.

7Принцип рассредоточенного портрета и его функции в романе.

8Анализ Шенграбинского сражения, сцены охоты.


Методические рекомендации по подготовке сообщения смотрите в приложении


Контрольные вопросы к практическому занятию:

  1. Но так ли все просто у Толстого-философа, мыслителя?

  2. Только ли о предназначении человека размышляет он в своем романе?

  3. В какой войне участвовал отец писателя Н.И.Толстой?

  4. К какому старинному роду принадлежал Толстой по материнской линии?

  5. Когда произошел перелом в мировоззрении Л.Н.Толстого?

  6. Когда произошло отлучение писателя от православной церкви?

  7. На какой станции умер Л.Н.Толстой?
































ПРИЛОЖЕНИЕ


Методические рекомендации по выполнению практических заданий:

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения ситуативных задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.

  1. Ознакомьтесь с темой практического занятия, его целями и задачами.

  2. Изучите перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент в ходе практического занятия.

  3. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы и источников и подготовьте их для работы.

  4. Изучите рекомендации к практической работе и получите консультацию преподавателя.

  5. Прочитайте лекционный материал по теме занятия в своем конспекте, стараясь акцентировать внимание на основных понятиях, важных определениях.

  6. Почитайте материал, касающийся темы практического занятия в рекомендованных источниках.

  7. Ответьте на контрольные вопросы в учебнике или на вопросы для самопроверки в методических указаниях к практической работе.

  8. Если по ходу выполнения практической работы потребуется выполнять расчеты, выпишите формулы, найдите недостающие коэффициенты и постоянные в справочных таблицах или другой литературе.

  9. Ознакомьтесь с формой отчета по практической работе и сделайте черновик-заготовку отчета.

  10. Внимательно прочтите правила техники безопасности и охраны труда при выполнении практической работы.

  11. Сформулируйте свои вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии.

Практические работы направлены на овладение учащимися умений решения стандартных задач и приобретение навыков практических действий.

Основные требования к содержанию практических работ:

  • соответствие содержания практических заданий изученному теоретическому материалу учебной дисциплины;

  • максимальное приближение содержания практических заданий к реальной действительности;

  • поэтапное формирование умения, т.е. движение от знания к умению, от простого умения к сложному и т.д.;

  • использование типовых документов, инструкций, бланков и т.п.

  • использование последних версий программного обеспечения.










Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.

  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

  • кто они?

  • каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

  1. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

  2. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

  • автора;

  • персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

  1. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

  2. Охарактеризовать героев - участников эпизода:

  • их отношение к событию;

  • к вопросу (проблеме);

  • друг к другу;

  • кратко проанализировать речь участников диалога;

  • сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

  • выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

  • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

  1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

  2. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

  3. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

  4. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

  5. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

  6. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.








Методические рекомендации по анализу героя литературного произведения

Определение места героя среди других персонажей.

Степень участия и его роль в конфликте.

Наличие прототипов и автобиографических черт.

Анализ имени.

Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

Речевая характеристика.

Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

Оценка литературного персонажа его современниками.

Герой как порождение своей эпохи и выразитель определённого мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.



Методические рекомендации по составлению плана

План - это самая короткая форма оформления записей, которая не передаёт фактического содержания изучаемого материала, а лишь указывает схему его подачи и позволяет обучающимся:

  • восстановить в памяти содержание источника;

  • составить записи разного рода;

  • ускорить проработку источника информации;

  • организовать самоконтроль;

  • сосредоточить внимание и стимулировать самостоятельную работу.



Методические рекомендации по составлению тезисов

Тезис - это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада и т.п.

Тезисы:

- повторяют, сжато формулируют и заключают написанное или изложенное устно;

всегда имеют доказательства;

всегда подразумевают аргументацию и выявляют суть содержания; позволяют обобщить материал.

Составление тезисов при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Ознакомиться с содержанием материала.

  2. Разбить текст на смысловые блоки.

  3. Определить главную мысль каждой части.

  4. Осмыслить суть этой мысли и передать её своими словами (или найти подходящую формулировку в тексте).

  5. Тезисы необходимо нумеровать, чтобы сохранить логику авторских рассуждений.







Методические рекомендации по составлению конспекта:

Конспект - это краткая запись содержания текста, выделение главных идей и положений.

Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

Можно выделить следующие виды конспектов:

Плановый. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, по каждому пункту которого даётся комментарий. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.

Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.

Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат, которые связаны логическими переходами.

Свободный конспект. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.

Составление конспекта может осуществляться по следующему алгоритму:

прочитать текст, отметить в нём новые слова, непонятные места, имена,

даты; составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте,

составить простой план, который поможет группировать материал в

соответствии с логикой изложения;

выяснить в словаре значение новых непонятных слов, записать их в тетрадь или словарь в конце тетради;

повторно прочитать текст, сочетая чтение с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись ведётся своими словами, без переписывания текста. Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;

прочитать конспект ещё раз, доработать его.



Методические рекомендации по выполнению анализа эпизода.

Определите границы эпизода, дайте ему название.

Охарактеризуйте событие, лежащее в основе эпизода.

Какую роль играет описание? Определите роль эпизода в композиции повести (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

Главная часть:

  1. Назовите основных участников эпизода и коротко поясните, кто они.

  2. Проанализируйте образы, с помощью которых писатель рисует картину.

  3. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?

  4. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.

  5. Прокомментируйте авторские оценки в описании.

  6. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всего произведения?

  7. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.

Заключение. Делаем выводы из рассуждений главной части:

1. Доказываем, что этот эпизод –экспозиция произведения.

2. Какова функция этого эпизода во всей повести?

5.Язык и стиль.

6.Жанровое своеобразие.

Вывод. Ваше мнение о необходимости подобного произведения.







Практическое занятие № 7

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ТОЛСТОГО В ИЗОБРАЖЕНИИ РУССКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Цель:

  1. жизненный и творческий путь писателя;

  2. понятие роман-эпопея;

  3. содержание романа «Война и мир»;

  4. анализировать произведение «Война и мир»;

  5. характеризовать героев произведения «Война и мир»;

  6. отличать истинный и ложный патриотизм героев;

  7. выразительно читать отрывки из романа

Студент должен:

знать:

  • жизненный и творческий путь писателя;

  • понятие роман-эпопея;

  • содержание романа «Война и мир»;

уметь:

  • анализировать произведение «Война и мир»;

  • характеризовать героев произведения «Война и мир»;

  • отличать истинный и ложный патриотизм героев;

  • выразительно читать отрывки из романа

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

-Агеносов, В.В. Русский язык и литература: Литература. 11 кл. Углубленный уровень: учебник. В 2 ч. / В.В. Агеносов и др. – М.: Дрофа, 2014. – 429 с.

- карточки-задания


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Л.Н. Толстой в своем романе «Война и мир» сумел всесторонне показать жизнь России начала XIX в., затронуть множество проблем, в том числе и общечеловеческих. Судьбы отдельных персонажей удачно сочетаются здесь с изображением уклада русской жизни и историческими событиями, что позволяет говорить о многоуровневости романа. В целом, можно выделить пять уровней: исторический, философский, психологический, сюжетный и композиционный; несмотря на кажущуюся раздробленность (из-за масштабности повествования), все в романе взаимосвязано. Толстой сумел показать и исторические судьбы народа, и события внешней и внутренней политики в государстве, и процесс становления личностей, на основе чего принято называть «Войну и мир» романом-эпопеей. Но нельзя забывать и об уже упомянутых смысловых уровнях, важнейшим из которых является, по всей видимости, историософский (т.е. исторический и философский, объединять которые позволяет тенденция к рассмотрению их как единого целого-концепции истории, по Толстому). Персонаж-действующее лицо литературного произведения.

Портрет-изображение в художественном произведении внешности персонажа.

Ссылка: https://www.allsoch.ru/sochineniya/21305


Задание к практическому занятию

Подготовить устное сообщение.

Темы сообщений:

1Роль художественной детали (портретная, пейзажная, психологическая, динамическая, предметная и др.).

«Диалектика души». Принципы построения внутреннего монолога у Толстого (часть III, гл.XVI; частьVIII, гл.XXX).

2Сравнить с принципами построения внутреннего монолога у Достоевского («Преступление и наказание»; часть 3, гл. 5).

3Оцените монолог с точки зрения внутренней динамики, что в них преобладает: антиномика или диалектика чувств.

4Какое место в размышлениях героя занимает слово или образ другого человека.

5Как проступает в монологе исходный нравственный критерий, голос совести, помогающий разобраться в веренице мыслей?

6Как характеризует персонажа лексика, фразеология, синтаксис его внутренней речи?

7Как проступает в «потоке сознания» голос автора. Функции авторского вмешательства.

Авторская позиция (парадоксы художественного замысла и воплощения). Проанализировать формы присутствия автора в художественном тексте.

Индивидуальное задание:

1 Подготовить библиографическую справку по основным направлениям в изучении романа «Война и мир» за последние пять лет в отечественном и западном литературоведении (5 минут);

2 Представить схему, воссоздающую композицию романа.

Творческое задание: представить экспертную оценку изображения войны в романе с точки зрения следующих специалистов: литературоведов; историков; философов; психологов.

Для выполнения этого задания необходимо найти в тексте эпизоды, наиболее ярко раскрывающие и иллюстрирующие войну с той точки зрения, которую вам необходимо осветить. Найденный материал позволит вам представить целостный анализ данной темы с различных точек зрения. Не увлекайтесь пересказом!

Задание можно выполнять по группам и индивидуально

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)



Контрольные вопросы к практическому занятию:

  1. Что называет Толстой «дубиной народной войны»?

  2. Сколько в романе действующих лиц?

  3. У кого было «самое золотое сердце» по словам А.Болконского?

  4. Чьими глазами показано Бородинское сражение?

  5. Какова основная мысль романа?

  6. Какой фразой начиналось писание бессмертного романа Толстого первоначально?













ПРИЛОЖЕНИЕ


Методические рекомендации по выполнению практических заданий:

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения ситуативных задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.

  1. Ознакомьтесь с темой практического занятия, его целями и задачами.

  2. Изучите перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент в ходе практического занятия.

  3. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы и источников и подготовьте их для работы.

  4. Изучите рекомендации к практической работе и получите консультацию преподавателя.

  5. Прочитайте лекционный материал по теме занятия в своем конспекте, стараясь акцентировать внимание на основных понятиях, важных определениях.

  6. Почитайте материал, касающийся темы практического занятия в рекомендованных источниках.

  7. Ответьте на контрольные вопросы в учебнике или на вопросы для самопроверки в методических указаниях к практической работе.

  8. Если по ходу выполнения практической работы потребуется выполнять расчеты, выпишите формулы, найдите недостающие коэффициенты и постоянные в справочных таблицах или другой литературе.

  9. Ознакомьтесь с формой отчета по практической работе и сделайте черновик-заготовку отчета.

  10. Внимательно прочтите правила техники безопасности и охраны труда при выполнении практической работы.

  11. Сформулируйте свои вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии.

Практические работы направлены на овладение учащимися умений решения стандартных задач и приобретение навыков практических действий.

Основные требования к содержанию практических работ:

  • соответствие содержания практических заданий изученному теоретическому материалу учебной дисциплины;

  • максимальное приближение содержания практических заданий к реальной действительности;

  • поэтапное формирование умения, т.е. движение от знания к умению, от простого умения к сложному и т.д.;

  • использование типовых документов, инструкций, бланков и т.п.

  • использование последних версий программного обеспечения.










Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.

  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

  • кто они?

  • каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

  1. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

  2. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

  • автора;

  • персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

  1. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

  2. Охарактеризовать героев - участников эпизода:

  • их отношение к событию;

  • к вопросу (проблеме);

  • друг к другу;

  • кратко проанализировать речь участников диалога;

  • сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

  • выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

  • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

  1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

  2. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

  3. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

  4. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

  5. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

  6. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.








Методические рекомендации по анализу героя литературного произведения

Определение места героя среди других персонажей.

Степень участия и его роль в конфликте.

Наличие прототипов и автобиографических черт.

Анализ имени.

Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

Речевая характеристика.

Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

Оценка литературного персонажа его современниками.

Герой как порождение своей эпохи и выразитель определённого мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.



Методические рекомендации по составлению плана

План - это самая короткая форма оформления записей, которая не передаёт фактического содержания изучаемого материала, а лишь указывает схему его подачи и позволяет обучающимся:

  • восстановить в памяти содержание источника;

  • составить записи разного рода;

  • ускорить проработку источника информации;

  • организовать самоконтроль;

  • сосредоточить внимание и стимулировать самостоятельную работу.



Методические рекомендации по составлению тезисов

Тезис - это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада и т.п.

Тезисы:

- повторяют, сжато формулируют и заключают написанное или изложенное устно;

всегда имеют доказательства;

всегда подразумевают аргументацию и выявляют суть содержания; позволяют обобщить материал.

Составление тезисов при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Ознакомиться с содержанием материала.

  2. Разбить текст на смысловые блоки.

  3. Определить главную мысль каждой части.

  4. Осмыслить суть этой мысли и передать её своими словами (или найти подходящую формулировку в тексте).

  5. Тезисы необходимо нумеровать, чтобы сохранить логику авторских рассуждений.







Методические рекомендации по составлению конспекта:

Конспект - это краткая запись содержания текста, выделение главных идей и положений.

Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

Можно выделить следующие виды конспектов:

Плановый. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, по каждому пункту которого даётся комментарий. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.

Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.

Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат, которые связаны логическими переходами.

Свободный конспект. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.

Составление конспекта может осуществляться по следующему алгоритму:

прочитать текст, отметить в нём новые слова, непонятные места, имена,

даты; составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте,

составить простой план, который поможет группировать материал в

соответствии с логикой изложения;

выяснить в словаре значение новых непонятных слов, записать их в тетрадь или словарь в конце тетради;

повторно прочитать текст, сочетая чтение с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись ведётся своими словами, без переписывания текста. Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;

прочитать конспект ещё раз, доработать его.



Методические рекомендации по выполнению анализа эпизода.

Определите границы эпизода, дайте ему название.

Охарактеризуйте событие, лежащее в основе эпизода.

Какую роль играет описание? Определите роль эпизода в композиции повести (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

Главная часть:

  1. Назовите основных участников эпизода и коротко поясните, кто они.

  2. Проанализируйте образы, с помощью которых писатель рисует картину.

  3. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?

  4. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.

  5. Прокомментируйте авторские оценки в описании.

  6. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всего произведения?

  7. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.

Заключение. Делаем выводы из рассуждений главной части:

1. Доказываем, что этот эпизод –экспозиция произведения.

2. Какова функция этого эпизода во всей повести?

5.Язык и стиль.

6.Жанровое своеобразие.

Вывод. Ваше мнение о необходимости подобного произведения.




Практическое занятие №8

ПРАВДИВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ И РУССКИХ СОЛДАТ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ Л. Н. ТОЛСТОГО

Цель:

  1. Узнать жизненный и творческий путь писателя;

  2. понятие роман-эпопея;

  3. познакомиться с содержание романа «Война и мир»;

  4. научиться анализировать произведение «Война и мир»;

  5. характеризовать героев произведения «Война и мир»;

  6. отличать истинный и ложный патриотизм героев;

  7. выразительно читать отрывки из романа.

Студент должен:

знать:

  • жизненный и творческий путь писателя;

  • понятие роман-эпопея;

  • содержание романа «Война и мир»;

уметь:

  • анализировать произведение «Война и мир»;

  • характеризовать героев произведения «Война и мир»;

  • отличать истинный и ложный патриотизм героев;

  • выразительно читать отрывки из романа.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Агеносов, В.В. Русский язык и литература: Литература. 11 кл. Углубленный уровень: учебник. В 2 ч. / В.В. Агеносов и др. – М.: Дрофа, 2014. – 429 с.

карточки-задания


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия:

Образ-художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений. В центре романа Л.Н. Толстого «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца - Кутузова. В то же время великие исторические потрясения вскрыли истинную сущность каждого отдельного человека, показали его отношение к Отечеству. Толстой изображает войну как писатель-реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Также Л. Н. Толстой стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова… Да перечислишь ли всех?

Ссылка: http://www.yaklass.ru/materiali?mode=sochi&sochid=4995


Задание к практическому занятию: составьте сравнительную характеристику

Как изображен Кутузов в романе?

Как Толстой изображает Наполеона в романе?

Кутузов

Наполеон

Подчинение интересам народа:

Проявление культа личности:

2 Подготовьте ответы на вопросы:

Как Толстой описывает партизанскую войну в романе?

Как показано отступление войск Наполеона в романе?

3 Продолжите фразы:

Центральное слово: «Зерно моего романа», - говорил Л.Н. Толстой про…

Артиллерийское подразделение, которым руководил генерал Раевский.

Ученик Суворова.

В день Бородинской битвы его войска разместились в центре.

«Кто они? Зачем они бегут?.. Убить меня? Меня, кого так любят все»

4 Кому принадлежат эти слова?

Эту должность занимал при Кутузове Андрей Болконский.

«Капитан с красным носом, пострадавший за синюю шинель».

Командующий 2-й российской армией (1812 г.)

Один из героев партизанской войны 1812 года.

5 Подготовьте конспект по теме: «Кто ж они, настоящие герои?» или «Народ на войне 1812 года».

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)



Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Почему легко запомнить день, месяц и год рождения Толстого?

2.Портрет какого писателя юноша Толстой носил на груди вместо нательного креста?

3.Как называются произведения, составляющие автобиографическую трилогию Толстого?

4. В обороне какого города Толстой принимал участие и в каком произведении отразил впечатления этого периода?

5. В каком произведении Толстой описывает свои неудачные попытки улучшить положение крестьян?

6. С какой целью в 1860-1861 годах толстой совершает поездку по странам Европы?





























ПРИЛОЖЕНИЕ


Методические рекомендации по выполнению практических заданий:

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения ситуативных задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.

  1. Ознакомьтесь с темой практического занятия, его целями и задачами.

  2. Изучите перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент в ходе практического занятия.

  3. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы и источников и подготовьте их для работы.

  4. Изучите рекомендации к практической работе и получите консультацию преподавателя.

  5. Прочитайте лекционный материал по теме занятия в своем конспекте, стараясь акцентировать внимание на основных понятиях, важных определениях.

  6. Почитайте материал, касающийся темы практического занятия в рекомендованных источниках.

  7. Ответьте на контрольные вопросы в учебнике или на вопросы для самопроверки в методических указаниях к практической работе.

  8. Если по ходу выполнения практической работы потребуется выполнять расчеты, выпишите формулы, найдите недостающие коэффициенты и постоянные в справочных таблицах или другой литературе.

  9. Ознакомьтесь с формой отчета по практической работе и сделайте черновик-заготовку отчета.

  10. Внимательно прочтите правила техники безопасности и охраны труда при выполнении практической работы.

  11. Сформулируйте свои вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии.

Практические работы направлены на овладение учащимися умений решения стандартных задач и приобретение навыков практических действий.

Основные требования к содержанию практических работ:

  • соответствие содержания практических заданий изученному теоретическому материалу учебной дисциплины;

  • максимальное приближение содержания практических заданий к реальной действительности;

  • поэтапное формирование умения, т.е. движение от знания к умению, от простого умения к сложному и т.д.;

  • использование типовых документов, инструкций, бланков и т.п.

  • использование последних версий программного обеспечения.










Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.

  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

  • кто они?

  • каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

  1. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

  2. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

  • автора;

  • персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

  1. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

  2. Охарактеризовать героев - участников эпизода:

  • их отношение к событию;

  • к вопросу (проблеме);

  • друг к другу;

  • кратко проанализировать речь участников диалога;

  • сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

  • выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

  • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

  1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

  2. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

  3. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

  4. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

  5. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

  6. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.








Методические рекомендации по анализу героя литературного произведения

Определение места героя среди других персонажей.

Степень участия и его роль в конфликте.

Наличие прототипов и автобиографических черт.

Анализ имени.

Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

Речевая характеристика.

Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

Оценка литературного персонажа его современниками.

Герой как порождение своей эпохи и выразитель определённого мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.



Методические рекомендации по составлению плана

План - это самая короткая форма оформления записей, которая не передаёт фактического содержания изучаемого материала, а лишь указывает схему его подачи и позволяет обучающимся:

  • восстановить в памяти содержание источника;

  • составить записи разного рода;

  • ускорить проработку источника информации;

  • организовать самоконтроль;

  • сосредоточить внимание и стимулировать самостоятельную работу.



Методические рекомендации по составлению тезисов

Тезис - это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада и т.п.

Тезисы:

- повторяют, сжато формулируют и заключают написанное или изложенное устно;

всегда имеют доказательства;

всегда подразумевают аргументацию и выявляют суть содержания; позволяют обобщить материал.

Составление тезисов при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Ознакомиться с содержанием материала.

  2. Разбить текст на смысловые блоки.

  3. Определить главную мысль каждой части.

  4. Осмыслить суть этой мысли и передать её своими словами (или найти подходящую формулировку в тексте).

  5. Тезисы необходимо нумеровать, чтобы сохранить логику авторских рассуждений.







Методические рекомендации по составлению конспекта:

Конспект - это краткая запись содержания текста, выделение главных идей и положений.

Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

Можно выделить следующие виды конспектов:

Плановый. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, по каждому пункту которого даётся комментарий. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.

Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.

Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат, которые связаны логическими переходами.

Свободный конспект. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.

Составление конспекта может осуществляться по следующему алгоритму:

прочитать текст, отметить в нём новые слова, непонятные места, имена,

даты; составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте,

составить простой план, который поможет группировать материал в

соответствии с логикой изложения;

выяснить в словаре значение новых непонятных слов, записать их в тетрадь или словарь в конце тетради;

повторно прочитать текст, сочетая чтение с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись ведётся своими словами, без переписывания текста. Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;

прочитать конспект ещё раз, доработать его.



Методические рекомендации по выполнению анализа эпизода.

Определите границы эпизода, дайте ему название.

Охарактеризуйте событие, лежащее в основе эпизода.

Какую роль играет описание? Определите роль эпизода в композиции повести (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

Главная часть:

  1. Назовите основных участников эпизода и коротко поясните, кто они.

  2. Проанализируйте образы, с помощью которых писатель рисует картину.

  3. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?

  4. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.

  5. Прокомментируйте авторские оценки в описании.

  6. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всего произведения?

  7. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.

Заключение. Делаем выводы из рассуждений главной части:

1. Доказываем, что этот эпизод –экспозиция произведения.

2. Какова функция этого эпизода во всей повести?

5.Язык и стиль.

6.Жанровое своеобразие.

Вывод. Ваше мнение о необходимости подобного произведения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!