Разработка практико-значимого проекта-конспекта занятия для учащихся 4 класса на тему: «Милосердие. Кто мой ближний?»
Автор: Самусенко Елена Геннадьевна,
учитель начальных кассов
МБОУ СОШ№18 г.Химки
- Цели урока : создать условие для закрепления известных понятий, для восприятия знаний о христианской добродетели смирения, о покаянии, о Промысле Божием; содействовать развитию умения рассуждать, работать с текстом учебника, находить подтверждение своих мыслей; способствовать воспитанию уважительного, милосердного отношения к окружающим.
- Задачи урока:
- - вывести ребят на самостоятельный уровень осмысления проблемы;
- - пополнить словарь духовной лексики учащихся;
- - закрепить знания, полученные на прошлых уроках.
- Основные понятия : Милосердие. Ближний. Добрые дела. Добродетели.
- Средства : записи на доске, учебник, иллюстрации к текстам учебника, отрывок из Евангелия от Матфея, гл.7, стихи 7-13, карточки с заданием, словарь С.И. Ожегова.
- Дополнительная литература:
- Шевченко Л.Л.Основы православной культуры. Методическое пособие для учителей. – М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций отечества, 2010. 176с.
В парах сомкните свои ладошки! - Что вы ощутили? - Почему?
Как вы понимаете эти слова? Давайте подумаем вместе!
- «Милосердие».
- «Ближний».
- «Добрые дела».
- «Добродетели»
В Ветхом Завете слово «ближний» имеет несколько значений:
1.сосед ((Втор 19:14; 27:17; в Исх 11:2 (сосед-египтяни));
2.близкий человек (Пс 37:12). В Книге Иова (19:13 и далее) ближний стоит в одном ряду с родственниками;
3.некий человек (Лев 20:10; Исх 21:14; ср. ст. 12).
Добродетель это способность во всем поступать наилучшим образом . И такая добродетель находится между двумя пороками: избытком и недостатком
Добрый поступок – это тот, который будет приносить пользу окружающим, а не только себе. Они должны совершаться не для того, чтобы получить от этого выгоду, а безвозмездно.
Делать добро может только искренний и открытый
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?? Определите тему и цели урока.
Откройте учебник на с. 40
-Как бы вы ответили на вопрос: -«Кто мой ближний?»
Работа с учебником с. 40-41
Притча о милосердном Саморянине
- Один законник, искушая Иисуса, спросил его: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус сказал ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить».
- Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» В ответ Иисус рассказал ему притчу: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария * , дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
- Рассказав притчу, Иисус спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Христос сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».
Подумайте и ответьте на вопросы:
1)“ Иди и ты поступай так же” - как вы понимаете?
2) Какие добрые дела совершил Самаритянин?
3) Все ли люди могут поступить так же, как он?
4) К чему это может привести человечество?
Работа с учебником
с. 40-41
Словарь: «самарянин»
Работа с учебником. Вопросы и задания. Рубрика 1. «Рассуждаем и размышляем»
- - Поразмышляйте и обсудите в парах
- «Доброта человека и его добрые дела».
- - Можно ли требовать за совершённое добро плату или оно должно быть бескорыстным?
Рубрика 2 «Рассуждаем и размышляем» Стихи .
отрывок из Евангелия от Матфея, гл.7, стихи 7-13
7. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. 9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? 10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? 11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. 12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. 13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
Рубрика 3.
- Рассмотрите репродукцию Подача милости. М.А. Мохов
- Какие чувства вы испытываете?
- Прочтите самостоятельно и объясните.
«Где тяжко дышится, где горе слышится, будь первым там!»
- Догадайтесь, почему связаны эти слова?
милосердие, бескорыстие, доброта, служение, радость, ответственность.
- - Прочтите стихотворение с. 43.
- -Встречаются ли в нашей жизни подобные случаи?
- - Рассмотрите репродукцию. Объясните её название.
-Продолжи высказывание.
- Я понял что….
- Я буду поступать….