Просмотр содержимого документа
«Разработка проектного модуля (ФГОС ООО)»
Разработка проектного модуля (ФГОС ООО)
Автор: учитель технологии Дьяконова Т.А.
1. Предмет: Технология. Индустриальные технологии. 6 класс.
2. Раздел учебной программы: Технологии исследовательской и опытнической деятельности
3.Тема проекта «Системы хранения»
4. Количество учебных часов: 16 (8 занятий)
5. Планируемые результаты модуля:
Предметные:
-Выполнять правила безопасного труда при работе с ручным инструментом и на станке
-Выполнять графические изображения деталей.
-Организовать рабочее место для выполнения работ
-Выполнять технологические операции по ручной обработке древесины и на токарном станке
-Выполнять технологические операции по обработке тонколистового металла.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
-Под руководством учителя определять проблему и цель творческого проекта, составлять план создания проектного продукта
-Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии оценки планируемых результатов
-Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-Коммуникативные УУД:
Аргументировано излагать своё мнение, внимательно выслушивать мнение одноклассников, выдвигать контраргументы при работе в группе
- Познавательные УУД:
Уметь использовать интернет ресурсы при работе над творческим проектом
Преобразовывать текстовую информацию в схемы, таблицы.
Личностные:
-Осознавать личностную значимость приобретаемого опыта учебной и проектной деятельности.
6. Предметное содержание модуля.
Данный раздел является заключительным в программе "Технология. Индустриальные технологии" в 6 классе. В то же время служит логическим продолжением аналогичных разделов программ 5 класса и начальной школы.
Ученики владеют приемами ручной обработки древесины, освоили приемы соединения деревянных брусков внакладку и с помощью шкантов, освоили приемы работы на токарном станке, способы работы с тонколистовым металлом и искусственными материалами. Создавая проектный продукт, они могут выбрать материал и способы его обработки, наиболее отвечающие назначению изделия.
Ученики продолжают знакомиться с алгоритмом проектной деятельности. Фокус проектной деятельности учащихся в 6 классе направлен на более подробное и глубокое изучение этапа учебного проекта, связанного с поиском новых оригинальных решений будущего продукта. Данный этап в проектной деятельности учащихся вызывает определённые затруднения. Так как требует большой степени самостоятельности при выполнении данной работы. Учащиеся также должны обладать определёнными знаниями и умениями для поиска необходимой в проекте информации.
7. Решаемая предметная проблема проекта: в моей комнате (в квартире бабушки, в нашем классе…) нет условий для хранения… (коллекции моделей машин, принадлежностей для рукоделия…)
8. Ожидаемый проектный продукт: полка для коллекции моделей машин, шкатулка для рукоделия, ящик для учебных плакатов…)
9. Распределение учебных часов по этапам проектной деятельности:
№ урока | Этап проектной деятельности |
1 | Актуализация, проблематизация, целеполагание |
2 | Концептуализация |
3 | Моделирование, планирование |
4-7 | Реализация (создание продукта) |
8 | Презентация, оценка, рефлексия |
Описание деятельности учителя и обучающихся по достижению образовательных результатов в проектном модуле
Фазы ПД | Этапы ПД | № уроков | Действия учителя и учеников по достижению предметных, метапредметных, личностных целей | Продукт урока | Средства (дидактические, материальные, технические) | Д\З |
| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Проектирование | Актуализация | 1 | Организация учителем совместного обсуждения картинок с использованием направляющих вопросов: - Что вы видите на картинках? - Есть ли между ними сходство? В чем оно заключается? - В чем различия? - Какую проблему человека решают эти предметы? - У вас или ваших близких может возникнуть такая проблема? - Приведите примеры… - Нужно ли решать, по-вашему, такую проблему? (Эта вводная беседа может быть организована в конце предыдущего урока, чтобы дома дети могли определить, обсудить с близкими проблему своего проекта) | Актуализирован опыт учеников, связанный с темой проекта | Презентация с картинками, изображающими разные способы хранения разных полезных вещей | |
Проблематизация | Организация учителем деятельности учеников по формулировке проблемы своего проекта. Консультирование. | Сформулирована проблема: в моей комнате (…) нет условий для хранения… |
Целеполагание | Организация обсуждения вопросов целеполагания: - Каждый из вас записал проблему, которую собирается решить. Что следует сделать дальше? - Что такое цель? - Какую цель мы можем назвать правильно сформулированной? (краткая, понятен образ конечного результата, определено время…) Организация игры «Проблема-цель»: на карточках записаны проблемы из учебных проектов, ученикам предлагается в парах сформулировать к ним цели, а затем представить и обсудить. | | Шаблон задания «Проблема-цель» (Приложение 1) | Провести дизайн-анализ 2-3 изделий различных по конструкции, но схожих по назначению с проектируемыми. Возможно использование разных ресурсов: магазин, обстановка своего дома, сеть интернет… |
Организация учителем деятельности учеников по формулировке цели их проекта: | Сформулирована цель: спроектировать приспособление для хранения … | |
Концептуализация | 2 | Представление учениками результатов проведенного дома дизайн-анализа (описания в виде рисунков с комментариями) 2-3 изделий схожих по назначению с проектируемыми. Обсуждение достоинств и недостатков представленных объектов. | | | |
Обсуждение перечня требований к предмету, выполняющему функцию хранения. - Вначале обсуждаются общие требования и фиксируются на доске. - Затем учитель предлагает определить специфические требования, которым должно соответствовать проектируемое ими изделие. - Фиксация учениками перечня требований к своему продукту в дизайн-папке | Зафиксированный учениками в дизайн-папке перечень требований к своему продукту в виде конкретных характеристик | | |
Моделирование | 3 | Организация учителем процесса разработки возможных вариантов решения проблемы (идеи, варианты будущего проектного продукта) Вопросы: - Когда мы собираемся купить в магазине нужную вещь, какие качества для нас самые важные? (следует подвести к критерию – оригиналность, нестандартность решения) - Почему нам это бывает важно? - Вы умеете придумывать что-то необычное, оригинальное? - Хотели бы вы разработать ваш продукт, обладающий этим качеством? Организация выполнения приема «МФО» (ТРИЗ) Вначале прием представляется учителем всему классу на примере создания оригинальной идеи любого предложенного детьми продукта (велосипед, сковорода, пенал…) Затем детям раздаются шаблоны с заданием, и они по аналогии создают идею своего продукта. Листы с МФО и выполненный эскиз помещают в дизайн-папку. Этим же или другим способом им предлагается представить ещё 2-3 варианта будущего продукта. | Зафиксированные в дизайн-папке несколько вариантов будущего проектного продукта в виде технического рисунка или эскиза | Шаблон задания «МФО» (Приложение2) | Выбрать одну из выработанных идей, обосновать свой выбор, проработать более детально. |
Обобщение вместе с учениками выполненной части проекта: - Какая перед вами стоит проблема? - Как вы сформулировали цель? - Какие шаги уже осуществили? (разработали требования к продукту, выдвинули несколько идей будущего продукта, выбрали из них наиболее соответствующий требованиям) - Готовы ли мы приступить к изготовлению изделия? (мы не знаем, какие использовать материалы, не определены окончательные размеры изделия, какие способы соединения деталей в изделии выбрать...) | | | |
.- От чего зависят размеры будущего объекта? (от величины и количества предметов, которые в нем будут храниться) - Что надо сделать, чтобы определить точные размеры? Организация учителем деятельности учеников по сбору необходимой для каждого информации | | | Закончить работу по построению чертежа (эскиза) изделия, уточнить размеры. |
Планирование | Совместное составление плана работы по созданию проектного продукта. 1. Изготовить детали изделия. 2. Собрать изделие. 3. Провести отделку изделия. Выполнить технологическую карту по изготовлению изделия или одной из деталей.** | План изготовления изделия. Технологическая карта изделия (детали).** | | |
Реализация. Социализация (представление) | Реализация | 4-7 | Создание условий для осуществления учениками процесса изготовления проектного продукта | Готовое изделие. | Материально - техническая база мастерской. | Провести испытание продукта, подготовить выступление на защиту проекта |
Социализация | 8 | Организация процесса представления результатов проекта в классе с учетом испытания продукта. | | | |
Оценка Рефлексия. | Оценка | Создание условий для осуществления оценки и рефлексии своей деятельности в ходе всего проекта и его конечного результата. Возможно использование направляющих вопросов: -Что вы проектировали? -Какую проблему решали? -Какие шаги (этапы) совершили для решения проблемы? -Решена ли проблема? - Какой продукт собирались разработать? - Какой продукт получили? - Что в нем поменялось и почему? - Оказалась ли эта деятельность для вас полезной? В чем?... Возможно, вместо вопросов использовать индивидуальные шаблоны рефлексивного листа. | Осознание опыта, полученного в ходе реализации проекта | Шаблон «Рефлексивный лист» (Приложение 3) | |
Рефлексия | |